Раздел 2. Социально-культурная деятельность в России в XX - XXI веках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Тема 2.1. Политико- просветительная работа в Советской России в 1917-1941 годах Февральская и Октябрьская революции 1917 года и развитие политико-просветительной работы в России. Формирование государственной системы политико-просветительной работы. Создание и деятельность Внешкольного отдела при Народном Комиссариате просвещения РСФСР (1917-1920). Национализация учреждений культуры и искусства. План «монументальной пропаганды» и его реализация в Советской России (1918). I-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию в РСФСР (1919). Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности» (1919) и организация работы внешкольных учреждений по ликвидации неграмотности. Деятельность политико-просветительных учреждений в годы НЭПа (1921-1925). Формы устной пропаганды и агитации: политигры, политсуды, политдиспуты. Пропагандистская деятельность агитпоездов и агитпароходов. Создание и деятельность Главполитпросвета (1920-1930). Принципы и основные формы работы Пролеткульта (1917-1930). Организация рабочих клубов, клубов рабочей молодежи, женских клубов, художественных студий. Новые формы агитационно-художественной работы: живая газета, живой журнал, синяя блуза, ТРАМы. Развитие хоровых, театральных, музыкальных коллективов художественной самодеятельности. Изба-читальня как центр просветительной деятельности на селе. Политико-просветительная работа в период индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Основные формы производственно-технической пропаганды и развития социалистического соревнования. Передвижные формы политико-просветительной работы: культпалатки, агитповозки, культкомбайны, агитавтобусы, культбригады, передвижные библиотеки, кинопередвижки. Развитие сети политико-просветительных учреждений в городе и в деревне: Дворцов и Домов культуры, городских библиотек, парков культуры и отдыха, районных библиотек, сельских клубов. Формирование новых советских праздников и обрядов. Праздничный гражданский календарь: 8 марта, 1 Мая, 7 ноября, День Парижской коммуны. Советские обряды: «Красные свадьбы», «октябрины», «Комсомольское Рождество», «Комсомольская Пасха». Антирелигиозная пропаганда: атеистические лекции, беседы, викторины, диспуты, тематические вечера. Развитие самодеятельного художественного творчества, проведение олимпиад, смотров, конкурсов самодеятельного художественного творчества, организация методической работы в помощь коллективам художественной самодеятельности, рождение новых жанров художественной самодеятельности.   Тема 2.2. Культурно- просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) и в послевоенный  период Организация работы культурно-просветительных учреждений в соответствии с требованиями военного времени. Сокращение сети культурно-просветительных учреждений, особенности организации культурно-просветительной работы в условиях фронта и тыла. Основные направления деятельности культурно-просветительных учреждений в годы войны: организация агитационно-пропагандистской, массово-политической, оборонно-массовой работы, воспитание патриотизма, развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашизмом, организация отдыха людей в условиях военного времени. Культурно-просветительная работа в вооруженных силах. Сеть культурно-просветительных учреждений в армии и на флоте. Деятельность фронтовых дивизионных клубов, клубов-землянок, агитземлянок, агитпоездов, агитмашин. Основные культурно-просветительные формы работы в военный период: лекции, беседы, вечера-встречи с фронтовиками, коллективное прослушивание радиопередач, книжные выставки, военные кабинеты в клубах. Концертная деятельность профессиональных и самодеятельных фронтовых бригад в госпиталях, в блиндажах, на боевых позициях. Специфика культурно-просветительной работы в тылу: пропаганда подвигов героев Великой Отечественной войны; участие учреждений культуры в обязательном всеобуче военному делу, информирование о трудовых достижениях передовиков производства, спасение культурных ценностей музеев и библиотек. Перестройка деятельности культурно-просветительных учреждений в соответствии с задачами мирного времени (1945-1955). Восстановление и развитие учреждений культуры и искусства. Завершение процесса реорганизации изб-читален в сельские клубы. Значительный рост сети киноустановок. Усиление массово-политической работы культурно-просветительных учреждений, активизация лекционной пропаганды. Развитие новых форм культурно-просветительной работы: тематических вечеров, устных журналов, кинолекций, лекций-концертов. Создание Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (1947), упорядочение системы подготовки кадров культпросветработников, образование Министерства культуры СССР и Министерств культуры союзных республик (1953), реорганизация системы управления культурно-просветительной работой в СССР.   Тема 2.3. Культурно-просветительная работа в 1956-1991 годах Подъем культурно-просветительной работы в период «оттепели» (1936-1960-ые годы). Государственная политика по развитию сети учреждений культуры и искусства. Начало массового строительства Дворцов и Домов культуры, клубов, библиотек, парков культуры и отдыха. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) и его роль в развитии социально-культурного творчества. Организация любительских объединений, клубов по интересам, инициативных клубов. Создание народных университетов и школ культуры (1958). Проведение общественных смотров деятельности учреждений культуры (1958-1959). Развитие демократических начал в системе управления культурно-просветительными учреждениями. Реорганизация системы повышения квалификации кадров для учреждений культуры. Новые гражданские праздники и обряды. Организация профессиональных праздников. Развитие новых форм культурно-просветительной работы. Реорганизация сельских клубов, создание сельских (СДК) и районных (РДК) Домов культуры. Формирование системы сельских культурных комплексов (СКК). Открытие высших и средних специальных учебных заведений культуры. Развитие массового телевещания и процессы «одомашнивания досуга» в 70-е годы. Снижение роста посещаемости учреждений культуры. Развитие неформального молодежного движения и неформальных молодежных объединений. Появление вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) и организация новой формы молодежного досуга – дискотек. Структурная перестройка сети культурно-просветительных учреждений в 70-х годах: создание централизованных клубных систем и культурных комплексов. Дифференцированный подход к организации культурно-просветительной работы с различными категориями населения в 80-е годы. Развитие форм культурно-досуговой деятельности по месту жительства. Негативные тенденции в организации культурно-просветительной работы. Кризисная ситуация в деятельности культурно-просветительных учреждений в период «застоя» (1970-1980-ые годы). Новые формы хозяйствования в сфере культуры перестроечного периода. Появление новых типов культурно-досуговых учреждений. Реорганизация деятельности учреждений культуры в процессе перехода российской экономики к рыночным отношениям. Нормативно-правовые документы в сфере культуры.   Тема 2.4. Социально- культурная деятельность в России в конце ХХ - начале ХХI века Реформирование социально-политической жизни российского общества во второй половине 90-х годов ХХ века и кризисные явления в социально-культурной сфере. Процессы реорганизации деятельности социально-культурных учреждений в современных условиях. Актуальные тенденции развития социально-культурной деятельности: демократизация и элитизация, централизация и регионализация, фольклоризация и вестернизация. Коммерциализация и развитие платных услуг в деятельности учреждений культуры. Государственные и региональные программы социально-культурного развития. Диверсификация высшего профессионального социально-культурного образования. Государственные образовательные стандарты, новые образовательные программы и технологии. Реорганизация управленческой структуры социально-культурной сферы. Основные направления формирования муниципальной культуры. Исторический опыт организации досуга в России и его использование в современной социально-культурной практике.     Формируемые компетенции : способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1); способностью к обобщению и пропаганде передового опыта учреждений социально-культурной сферы по реализации задач федеральной и региональной культурной политики (ПК-16); В результате изучения раздела курса студент должен: Знать: · основные понятия социально-культурной деятельности; · сущность истории социально-культурной деятельности; · главные исторические события социально-культурной деятельности; · основные тенденции развития социально-культурной деятельности; Уметь: · применять терминологию истории социально-культурной деятельности; · ориентироваться в историко-культурном пространстве социально-культурной деятельности; · ориентироваться в исторических событиях социально-культурной деятельности;   Уметь: · применять терминологию истории социально-культурной деятельности; · ориентироваться в историко-культурном пространстве социально-культурной деятельности; · ориентироваться в исторических событиях социально-культурной деятельности;   Фронтальный опрос

Образовательные и информационно-коммуникационные технологии  

5.1. Образовательные технологии

Специфика преподавания учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» заключается в сочетание образовательных и информационно-коммуникационных технологий, в использовании традиционных и интерактивных образовательных технологий, включающих проблемные лекции, лекции-дискуссии, семинарские занятия, на которых рассматриваются исторические аспекты развития социально-культурной деятельности в России.

Самостоятельная работа обучающихся включает изучение справочной, учебной и научной литературы, периодических изданий, на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих доступ к электронным образовательным ресурсам, подготовку к коллоквиумам, подготовку сообщений для участия в тематических дискуссиях, подготовку докладов для выступления на семинарских занятиях, подготовку рефератов и электронных презентаций для прохождения промежуточной аттестации и сдачи зачета.

Для диагностики формируемых компетенций обучающихся применяются следующие формы текущего контроля: коллоквиумы, доклады, сообщения, электронные презентации, рефераты. Промежуточная аттестация бакалавров предполагает защиту реферата с представлением электронной презентации.

5.2. Информационно-коммуникационные технологии

В процессе освоения учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» практикуются интерактивные лекционные занятия. Семинарские занятия сопровождаются информационно-коммуникационными технологиями. Консультирование бакалавров заочной формы обучения по организации самостоятельной работы осуществляется с использованием электронной почты и социальных сетей. В процессе обучения используются мультимедийные презентации по темам учебной дисциплины и электронные Интернет-ресурсы.

Информационно-методических материалы по учебной дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» размещены на сайте «Электронная образовательная среда КемГУКИ» (www.moodle.kemguki.ru).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

6.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся  

По учебной дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» в электронной образовательной среде КемГИК, web-адрес https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451 размещены следующие учебно-методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся:

Организационные ресурсы

Учебно-тематический план учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

Учебно-теоретические ресурсы

Рабочая программа дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

Учебно-методические ресурсы

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности», по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

 Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности», по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

Учебно-наглядные ресурсы

Электронные презентации для обучающихся по освоению учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности», по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

Учебно-библиографические ресурсы

Список рекомендуемой литературы для обучающихся по освоению учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности», по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

Перечень полезных ссылок для обучающихся по освоению учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности», по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

Средства диагностики и контроля знаний

Перечень тем рефератов для обучающихся по освоению учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности», по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

Перечень вопросов к коллоквиумам для обучающихся по освоению учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности», по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

Перечень тем сообщений к тематическим дискуссиям для обучающихся по освоению учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности», по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

Перечень тем электронных презентаций для обучающихся по освоению учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности», по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», web-адрес: web-адрес: https://edu.kemgik.ru/course/view.php?id=4451

 

6.2. Примерная тематика рефератов по учебной дисциплине

Примерная тематика рефератов по учебной дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности»

Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.