Особенности практики как критерия истинности социально-гуманитарного познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практические задания (примерные по темам)

  1. Сравните предметное поле любой науки и предметное поле философии. Выделите специфику научного и философского знания.
  2. Проведите сравнительный анализ доклассической, классической, неклассической и постклассической картин мира. Выделите общее и особенное.
  3. Приведите примеры кризисов в науке и выделите их предпосылки.
  4. Выделите и охарактеризуйте основные научные революции.
  5. Охарактеризуйте значение и социальные последствия информационной, биотехнологической и нанореволюции в современном мире.
  6. Проведите сравнительный анализ, выделяя общие и различия науки и паранаук.
  7. Сравните религиозную веру и веру в науке.
  8. Сравните основные подходы к проблеме происхождения науки как самостоятельной отрасли знания и их аргументацию
  9. Приведите примеры влияния личности ученого на его научное творчество.
  10. Выделите философские основания в любой науке по выбору.
  11. Проиллюстрируйте примером соотношение между опытом в обыденной жизни и в науке.
  12. Сравните основные подходы к рациональности и выделите критерии рациональности в науке.
  13. Приведите примеры сциентистского и антисциентистского подходов в науке.
  14. Проведите сравнительный анализ процедур понимания, объяснения, интерпретации в науке.
  15. Проанализируйте и сравните основные подходы к пониманию истины
  16. Общее и различие в науках о природе и науках о духе по Дильтею.
  17. Общее и различие в понимании принципа верификации и принципа фальсификации.
  18. Проведите сравнительный анализ роли ценностей в гуманитарных науках и естествознании
  19. Приведите пример роли и значения неявного знания в науке.
  20. Сравните специфику законов в естествознании и гуманитарных науках.
  21. Проведите сравнительный анализ специфика субъекта и объекта в гуманитарных и естественных науках.
  22. Приведите примеры процессов интеграции и дифференциации в науке и проанализируйте их последствия.

 

5.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

 

В течение учебного семестра до промежуточной аттестации у обучающегося формируется текущий рейтинг по дисциплине, характеризующий уровень сформированности компетенций. Текущий рейтинг обучающегося складывается как сумма рейтинговых баллов, полученных им в течение учебного семестра по всем видам учебных занятий по учебной дисциплине по всем этапам формирования компетенций в соответствии с п. 5.3. настоящей рабочей программы.

В течение учебного семестра по учебной дисциплине обучающимся должен быть накоплен текущий рейтинг не менее 40 рейтинговых баллов. Накопление обучающимся меньшего количества рейтинговых баллов, при условии положительного прохождения им всех рубежей текущего контроля, является текущей академической задолженностью, ликвидация которой осуществляется во время контрольного мероприятия промежуточной аттестации посредством выполнения расширенного экзаменационного задания.

Педагогическому работнику предоставляется право поощрять обучающихся за активность (участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, публикация статей, выполнение заданий повышенной сложности и т.д.) дополнительными баллами в количестве, не превышающем 10 баллов за семестр. Поощрительные баллы суммируются с текущим рейтингом обучающегося перед промежуточной аттестацией.

Текущий рейтинг обучающегося по учебной дисциплине, количество поощрительных баллов, а также информация о возможности получения оценки промежуточной аттестации по текущему рейтингу, сведения об организации процедуры добора рейтинговых баллов доводятся педагогическим работником по сведения обучающихся на предпоследней неделе обучения в учебном периоде (семестре).

Промежуточная аттестации по учебной дисциплине, реализуемым в формате БРСО, проводится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся по основным профессиональным образовательным программам в Российском государственном социальном университете.

На промежуточную аттестацию отводится 20 рейтинговых баллов.

Ответы обучающегося на зачете оцениваются каждым педагогическим работником по 20 - балльной шкале, а итоговая оценка по учебной дисциплине в целом по пятибалльной системе для экзамена выставляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в Российском государственном социальном университете в действующей редакции.

Критерии оценки ответа на вопросы теоретического блока:

9-10 баллов – обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с задачами и будущей деятельностью, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;

7-8 – баллов - обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий;

5-6 баллов - обучающийся освоил основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;

0-4 баллов - обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

Критерии оценки аналитического (практического) задания:

9-10 баллов – задание выполнено верно, даны ясные аналитические выводы к решению задания, подкрепленные теорией;

7-8 баллов – задание выполнено верно, отмечается хорошее развитие аргумента, однако отмечены погрешности в ответе, скорректированные при собеседовании;

5-6 баллов – задание выполнено с ошибками, отсутствуют логические выводы и заключения к решению;

0-4 баллов – задание не выполнено вообще или задание выполнено не до конца, нет четких выводов и заключений по решению задания, сделаны неверные выводы по решению задания.

 

Итоговая оценка по дисциплине определяется как сумма баллов, полученных за ответы на вопросы теоретического блока и решение аналитического (практического) задания в целом по пятибалльной системе для экзамена и выставляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в Российском государственном социальном университете в действующей редакции.

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы для освоения учебной дисциплины

6.1. Основная литература

1. Воронков, Ю. С. История и методология науки : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 489 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00348-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/494E0F46-5D39-4AB1-9850-D8F1E6734B38.

2. История и философия науки : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. С. Мамзин [и др.] ; под общ. ред. А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 360 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00443-4. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/A4A8F2AF-8EE8-4D8D-8C0D-4D9D2C6C040B.

6.2. Дополнительная литература

 

1. Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 293 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04523-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/28BA6339-B31C-4C8C-844B-8895985A570C.

2. Ушаков, Е. В. Философия и методология науки : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Ушаков. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 392 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02637-5. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/FA079D3D-2982-4784-B001-5FC5A9EC4806.

3. Ивин, А. А. Философия науки в 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. А. Ивин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 272 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00150-1. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/6F6B7BAB-997B-4CBA-8751-7D42A4AF39C9.

 

 7. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебной дисциплины:

· www.elementy.ru – сайт «Элементы большой науки. Энциклопедия».

· Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru – http :// elibrary . ru /

· База данных EastView – http :// ebiblioteka . ru /

· Научное наследие России – http://e-heritage.ru/index.html

· http://www.n-t.ru/tp/in/ -Текущие публикации: История науки.

· http://socgum-zhurnal.ru/ - журнал «Социально-гуманитарные знания».

· http://www.vphil.ru/ - журнал «Вопросы философии».

· http://www.ons2000.chat.ru/ - журнал «Общественные науки и современность».

· http://iph.ras.ru/ - Институт философии РАН.

· http://ecsocman.hse.ru/ons/ - академический междисциплинарный журнал «Общественные науки и современность». Печатаются аннотации статей. Полные тексты статей печатаются через два года после их публикации.

· http://pressa.ru/izdanie/21986 - электронные версии печатных изданий.

· http://socgum-zhurnal.ru – журнал «Социально-гуманитарные знания».

· http://www.ons2000.chat.ru/ - журнал «Общественные науки и современность».

· http://vestnik.uapa.ru/ - журнал «Вопросы управления».

· http://vphil.ru/ - журнал «Вопросы философии».

8. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины

Освоение обучающимся учебной дисциплины «История и онтология науки» предполагает изучение материалов дисциплины на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в форме лекций и практических занятий. Самостоятельная работа включает разнообразный комплекс видов и форм работы обучающихся.

Для успешного освоения учебной дисциплины и достижения поставленных целей необходимо внимательно ознакомиться с настоящей рабочей программы учебной дисциплины. Ее может представить преподаватель на вводной лекции или самостоятельно обучающийся использует информацию на официальном Интернет-сайте Университета.

Следует обратить внимание на список основной и дополнительной литературы, которая имеется в электронной библиотечной системе http://biblioclub.ru, на предлагаемые преподавателем ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Эта информация необходима для самостоятельной работы обучающегося.

При подготовке к аудиторным занятиям необходимо помнить особенности каждой формы его проведения.

Подготовка к учебному занятию лекционного типа заключается в следующем.

С целью обеспечения успешного обучения обучающийся должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

знакомит с новым учебным материалом;

разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;

систематизирует учебный материал;

ориентирует в учебном процессе.

С этой целью:

внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;

ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям с темой прочитанной лекции;

внесите дополнения к полученным ранее знаниям по теме лекции на полях лекционной тетради;

запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции по материалу изученной лекции;

постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей подготовке;

узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора) и запишите информацию, которой вы владеете по данному вопросу

Подготовка к практическому занятию

При подготовке и работе во время проведения практических занятий следует обратить внимание на следующие моменты: на процесс предварительной подготовки, на работу во время занятия, обработку полученных результатов, исправление полученных замечаний.

Предварительная подготовка к учебному занятию практического типа заключается в изучении теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач практического занятия, техники безопасности при работе с приборами, веществами.

Работа во время проведения учебного занятия практического типа включает несколько моментов:

консультирование студентов преподавателями и вспомогательным персоналом с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач, ознакомление с правилами техники безопасности при работе в лаборатории;

самостоятельное выполнение заданий согласно обозначенной учебной программой тематики.

Обработка, обобщение полученных результатов практической работы проводится обучающимися самостоятельно или под руководством преподавателя (в зависимости от степени сложности поставленных задач). В результате оформляется индивидуальный отчет. Подготовленная к сдаче на контроль и оценку работа сдается преподавателю. Форма отчетности может быть письменная, устная или две одновременно. Главным результатом в данном случае служит получение положительной оценки по каждому практическому занятию. Это является необходимым условием при проведении рубежного контроля и допуска к экзамену. При получении неудовлетворительных результатов обучающийся имеет право в дополнительное время пересдать преподавателю работу до проведения промежуточной аттестации.

Самостоятельная работа.

Для более углубленного изучения темы задания для самостоятельной работы рекомендуется выполнять параллельно с изучением данной темы. При выполнении заданий по возможности используйте наглядное представление материала. Более подробная информация о самостоятельной работе представлена в разделах «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине (модулю)», «Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине (модулю»).

Подготовка к экзамену.

К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить учебную дисциплину в период зачетно-экзаменационной сессии, как правило, приносят не слишком удовлетворительные результаты.

При подготовке к экзамену по теоретической части выделите в вопросе главное, существенное (понятия, признаки, классификации и пр.), приведите примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

После предложенных указаний у обучающихся должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине.

9. Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине

9.1. Информационные технологии

1. Персональные компьютеры;

2. Доступ к интернет

3. Проектор.

9.2. Программное обеспечение

1. Microsoft Office (Word, Excel, Power Point).

9.3. Информационные справочные системы

Обучающиеся по программе  «Перевод в сфере бизнеса, политики и социальной работы» в университете имеют доступ к следующим современным профессиональным базам данных, информационным справочникам:

 

№№ Название электронного ресурса Описание электронного ресурса Используемый для работы адрес
1. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» Электронно-библиотечная система, электронные книги и аудиокниг, учебники для ВУЗов, средних специальных учебных заведений и школы, а также научные монографии, научная периодика, в т.ч. журналы ВАК. http://biblioclub.ru/ 100% доступ
2. Электронная библиотека Издательского дома «Гребенников» Журналы издательства «Гребенников».   http :// grebennikon . ru / Доступ с любого компьютера в сети Университета
3. ЭБС издательства «Юрайт» Электронно-библиотечная система, коллекция электронных версий книг. http://www.biblio-online.ru/ 100% доступ
4. ЭБС «Библиороссика» Электронно-библиотечная система, содержащая полнотекстовые учебники, учебные пособия, монографии и журналы в электронном виде. 5100 изданий открытого доступа http :// bibliorossica . com 100% доступ
5. База данных международного индекса научного цитирования – Scopus:   Библиографическая и реферативная информация и инструменты для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. http :// www . scopus . com / Доступ с любого компьютера в сети Университета.
6. Международный индекс научного цитирования Web of Science (Web of Knowledge) Библиографическая и реферативная информация и инструменты для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Университета. Перед входом в WoS необходимо войти на сайт ResearcherID - https://www.researcherid.com/ ResearcherID. Вход в WoS: http://login.webofknowledge.com/ В разделе "ВЫПОЛНЕНИЕ ВХОДА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ" выбрать значение: "Russian Higher Education & Research (FEDURUS)" На следующей странице в разделе "Выберите Вашу Организацию" выбрать проект "FEDURUS". Далее ввести логин и пароль, полученный в ResearcherID. Доступ с любого компьютера в сети Университета.
7. Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина Общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности, русскому языку, а также мультимедийных образовательных,  научно-образовательных, культурно-просветительских и информационно-аналитических ресурсов. https://www.prlib.ru/ Доступ по регистрации в читальном зале Университета.

 

Дополнительные электронно-библиотечные системы и полнотекстовые базы данных:

Название электронного ресурса Описание электронного ресурса Используемый для работы адрес
Диссертационный зал Российской государственной библиотеки В настоящее время Электронная библиотека диссертаций РГБ содержит более 620 000 полных текстов диссертаций и авторефератов http :// diss . rsl . ru Доступ по регистрации в читальном зале Университета.
Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) – электронная библиотека и база для исследований и учебных курсов в области экономики, управления, социологии, лингвистики, философии, филологии, международных отношений и других гуманитарных наук. УИС РОССИЯ поддерживается на базе Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ имени М.В. Ломоносова https://uisrussia.msu.ru/ 100% доступ
Электронная библиотека учебников На сайте представлены учебники, лекции, доклады, монографии по естественным и гуманитарным наукам. http://studentam.net 100% доступ    
Cyberleninka Содержит каталог научной периодики по большому количеству научных дисциплин, который содержит полную информацию о научных журналах в электронном виде, включающую их описания и все вышедшие выпуски с содержанием, темами научных статей и их полными текстами. http://cyberleninka.ru/journal 100% доступ    
Единое окно доступа к образовательным ресурсам   Информационная система предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования http://window.edu.ru/library 100% доступ    
Электронные библиотеки. Электронные библиотеки, словари, энциклопедии   Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий,  предоставляют открытый доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным в электронном формате — учебникам и учебным пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, историческим источникам и научно-популярным статьям, справочным изданиям и др. http://gigabaza.ru/doc/131454.html 100% доступ  

10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по учебной дисциплине

Для изучения учебной дисциплины «История и онтология науки» в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика (уровень магистратуры) используются:

Учебная аудитория для занятий лекционного типа оснащена специализированной мебелью (стол для преподавателя, парты, стулья, доска для написания мелом); техническими средствами обучения (видеопроекционное оборудование, средства звуковоспроизведения, экран и имеющие выход в сеть Интернет), документальными видеофильмами DVD по истории науки.

Учебная аудитория для занятий семинарского / практического типа: оснащена специализированной мебелью (стол для преподавателя, парты, стулья, доска для написания мелом); техническими средствами обучения (видеопроекционное оборудование, средства звуковоспроизведения, экран и имеющие выход в сеть Интернет), документальными видеофильмами DVD по истории науки.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся: оснащены специализированной мебелью (парты, стулья) техническими средствами обучения (персональные компьютеры с доступом в сеть интернет и обеспечением доступа в электронно-информационную среду университета, программным обеспечением).

11. Образовательные технологии

При реализации учебной дисциплины «История и онтология науки» применяются различные образовательные технологии, в том числе технологии электронного обучения. Освоение учебной дисциплины «История и онтология науки» предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в форме деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, тренинги в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

При освоении учебной дисциплины «История и онтология науки» могут применяться методы электронного обучения.

Учебные часы дисциплины «История и онтология науки» предусматривают классическую контактную работу преподавателя с обучающимся в аудитории и контактную работу посредством электронной информационно-образовательной среды в синхронном и асинхронном режиме (вне аудитории) посредством применения возможностей компьютерных технологий (электронная почта, электронный учебник, тестирование, вебинар, видеофильм, презентация, форум и др.).

В рамках учебной дисциплины «История и онтология науки» предусмотрены встречи с руководителями и работниками организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой основной профессиональной образовательной программы.


 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 317.