Вопросы для самоподготовки:
1. Преднаука и наука в собственном смысле слова Сочетание традиционных и новых методов.
2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
3. Космоцентризм древнегреческой философии.
4. Физика и космология Аристотеля.
5. Наука в условиях Средневековья. Патристика и схоластика.
6. Естественнонаучные достижения арабской культуры в Средневековье.
7. Античная пайдейя.
8. Средневековое образование и воспитание.
9. Ренессансная мировоззренческая революция и наука эпохи Возрождения.
10. Становление капитализма и новые социальные запросы к науке.
11. Ньютонианская революция в естествознании и формирование классической науки.
12. Формирование науки как профессиональной деятельности и как социального института.
Тема 1. 3. Наука в культуре современной цивилизации
Вопросы для самоподготовки:
1. Особенности развития науки в XIX веке.
2. Неклассическая наука и ее характерные черты.
3. Научные достижения ХХ века.
4. Постнеклассическая наука и ее особенности.
5. Сциентизм и антисциентизм.
6. Наука и глобальные проблемы современного информационного общества.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1
Форма практического задания: реферат
Перечень тем рефератов к разделу 1: «Исторические этапы развития науки:
1. Объективные и субъективные факторы становления науки.
2. Связь науки и культуры в эпоху античности.
3. Соотношение науки и философии в античности и средневековье.
4. Патристика и схоластика: их влияние на развитие научного знания.
5. Естественнонаучные достижения арабской культуры в Средневековье
6. Энциклопедизм возрожденческой культуры.
7. Коперниканская революция в науке.
8. Ф. Бэкон и Р. Декарт о роли метода в научном познании.
9. Энциклопедизм возрожденческой культуры.
10. И.Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит.
11. Г. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики». Картезианская физика.
12. Роль И. Ньютона в формировании классической науки.
13. Образование эпохи Возрождения.
14. Образование эпохи Просвещения.
15. Диалектические идеи в естествознании второй половины XIX в..
16. Научная революция в естествознании к. XIX – н. XX в. и становление неклассического типа науки.
17. Научные достижения ХХ века и формирование постнеклассического типа науки
18. Социокультурная обусловленность науки.
19. Функции науки в жизни современного общества.
20. Наука и глобальные проблемы современного информационного общества.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1: проверка реферата
РАЗДЕЛ 2. ОНТОЛОГИЯ НАУКИ
Цель: систематизировать теоретические и фактические знания относительно онтологических проблем науки и выявить основные формы ее бытия, формировать способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы; готовность использовать современные научные методы для решения научных исследовательских проблем Уметь использовать полученные знания в профессиональной Перечень изучаемых элементов содержания: Онтология науки как философское размышление о формах ее бытия. Функции онтологии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.
Наука как особая сфера культуры: научная рациональность как фактор культуры, наука как ценность. Коммуникативность науки, идеалы, нормы и этика научного познания. Культурно-цивилизационная обусловленность науки. Наука в западной и восточной цивилизациях.
Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
Особенности предметного поля лингвистики. Место лингвистики в системе гуманитарных наук. Интеграционные процессы в лингвистике. Дифференциация лингвистических наук. Тенденции развития лингвистики как науки.
Тема 2.1. Формы бытия науки: наука как познавательный процесс, как форма культуры и как социальный институт.
Вопросы для самоподготовки:
1. Специфика науки как формы познания мира.
2. Типы научной рациональности.
3. Процесс порождения нового знания и его особенности
4. Научное познание в социокультурном измерении.
5. Особенности науки как социального института.
6. Современный этап развития науки и его основные характеристики.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 425.