Тема 1. 2. Возникновение науки и ее развитие в эпоху античности и средневековья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для самоподготовки:

1. Преднаука и наука в собственном смысле слова Сочетание традиционных и новых методов.

2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

3. Космоцентризм древнегреческой философии.

4. Физика и космология Аристотеля.  

5. Наука в условиях Средневековья. Патристика и схоластика.

6. Естественнонаучные достижения арабской культуры в Средневековье.

7. Античная пайдейя.

8. Средневековое образование и воспитание.

9. Ренессансная мировоззренческая революция и наука эпохи Возрождения.

10. Становление капитализма и новые социальные запросы к науке.

11. Ньютонианская революция в естествознании и формирование классической науки.

12. Формирование науки как профессиональной деятельности и как социального института.

 

Тема 1. 3. Наука в культуре современной цивилизации

Вопросы для самоподготовки:

1. Особенности развития науки в XIX веке.

2. Неклассическая наука и ее характерные черты.

3. Научные достижения ХХ века.

4. Постнеклассическая наука и ее особенности.

5. Сциентизм и антисциентизм.

6. Наука и глобальные проблемы современного информационного общества.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1

Форма практического задания: реферат

Перечень тем рефератов к разделу 1: «Исторические этапы развития науки:

1. Объективные и субъективные факторы становления науки.

2. Связь науки и культуры в эпоху античности.

3. Соотношение науки и философии в античности и средневековье.

4. Патристика и схоластика: их влияние на развитие научного знания.

5. Естественнонаучные достижения арабской культуры в Средневековье

6. Энциклопедизм возрожденческой культуры.

7. Коперниканская революция в науке.

8. Ф. Бэкон и Р. Декарт о роли метода в научном познании.

9. Энциклопедизм возрожденческой культуры.

10. И.Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит.

11. Г. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики». Картезианская физика.

12. Роль И. Ньютона в формировании классической науки.

13. Образование эпохи Возрождения.

14. Образование эпохи Просвещения.

15. Диалектические идеи в естествознании второй половины XIX в..

16. Научная революция в естествознании к. XIX – н. XX в. и становление неклассического типа науки.

17. Научные достижения ХХ века и формирование постнеклассического типа науки

18. Социокультурная обусловленность науки.

19. Функции науки в жизни современного общества.

20. Наука и глобальные проблемы современного информационного общества.

 

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1: проверка реферата

 

РАЗДЕЛ 2. ОНТОЛОГИЯ НАУКИ

Цель: систематизировать теоретические и фактические знания относительно онтологических проблем науки и выявить основные формы ее бытия, формировать способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы; готовность использовать современные научные методы для решения научных исследовательских проблем Уметь использовать полученные знания в профессиональной Перечень изучаемых элементов содержания: Онтология науки как философское размышление о формах ее бытия. Функции онтологии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Наука как особая сфера культуры: научная рациональность как фактор культуры, наука как ценность. Коммуникативность науки, идеалы, нормы и этика научного познания. Культурно-цивилизационная обусловленность науки. Наука в западной и восточной цивилизациях.

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Особенности предметного поля лингвистики. Место лингвистики в системе гуманитарных наук. Интеграционные процессы в лингвистике. Дифференциация лингвистических наук. Тенденции развития лингвистики как науки.

Тема 2.1. Формы бытия науки: наука как познавательный процесс, как форма культуры и как социальный институт.  

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Специфика науки как формы познания мира.

2. Типы научной рациональности.

3. Процесс порождения нового знания и его особенности

4. Научное познание в социокультурном измерении.

5. Особенности науки как социального института.

6. Современный этап развития науки и его основные характеристики.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 351.