Вопросы для самоподготовки:
1. Риккерт, Дильтей, Виндельбанд: науки о природе и науки о культуре.
2. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.
3. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
4. Роль ценностей в познании.
5. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке.
6. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании.
7. Типы ценностей научного знания.
Тема 2.3. Специфика лингвистических наук наук.
Вопросы для самоподготовки:
1. Особенности предметного поля лингвистики.
2.Место лингвистики в системе гуманитарных наук.
3.Интеграционные процессы в лингвистике.
4.Дифференциация лингвистических наук.
6.Тенденции развития лингвистики как науки.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 2
Форма практического задания: реферат
Перечень тем рефератов к разделу 2:«Онтология науки»
1. Онтология науки как философское размышление о формах ее бытия. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
2. Философские основания науки.
3. Система идеалов и норм исследователя: проблема моральной ответственности ученого.
4. Особенности современной научной картины мира.
5. Особенности оснований науки.
6. Роль аналогий в теоретическом поиске.
7. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.
8. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.
9. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании.
10. Типы ценностей научного знания. Классическая и неклассическая модели научного познания (сравнительный анализ).
11. Эмпирический уровень научного познания.
12. Теоретический уровень научного познания.
13. Научная проблема и проблемная ситуация.
14. Научная теория и ее основные функции. Типология научных теорий.
15. Типы научной рациональности.
16. Методы и методология. Классификация методов.
17. Специфика гуманитарного знания.
18. Идеалы и нормы научного исследования.
19. Субъект и объект социально-гуманитарного познания.
20. Специфика методов социально-гуманитарных наук.
21. Лингвистические науки в системе социально-гуманитарного знания.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 2: проверка реферата
РАЗДЕЛ 3. ДИНАМИКА НАУКИ
Цель: рассмотреть особенности развития науки, выявить условия и последствия возникновения научных революций, рассмотреть условия формирования новых научны подходов и дисциплин. Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности Перечень изучаемых элементов содержания:
Особенности анализа науки с точки зрения позитивистской традиции. Неопозитивизм о значении и роли научного языка. Проблемы динамики науки в постпозитивистской традиции философии науки. Проблемы динамики науки в концепциях К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
Предпосылки научных революций. Научная революция и традиция: диалектика взаимосвязи и взаимодействия. Типы научной рациональности
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Актуальные проблемы лингвистические наук в современном мире. .Информационное общество как общество рисков: основные подходы к определению тенденций развития языка. Современные дискуссии по проблемам трансформации языка в виртуальном мире. Постглобализация как концепт нового мира. Язык как стратегический ресурс нации.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 381.