Тема 2.2. Онтологическое и методологическое своеобразие социально-гуманитарных наук
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для самоподготовки:

1. Риккерт, Дильтей, Виндельбанд: науки о природе и науки о культуре.

2. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.

3. Зависимость социально-гуманитарных наук от социального контек­ста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

4. Роль ценностей в познании.

5. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке.

6. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном ис­следовании.

7. Типы ценностей научного знания.

 

Тема 2.3. Специфика лингвистических наук наук.

Вопросы для самоподготовки:

1. Особенности предметного поля лингвистики.

2.Место лингвистики в системе гуманитарных наук.

3.Интеграционные процессы в лингвистике.

4.Дифференциация лингвистических наук.

6.Тенденции развития лингвистики как науки.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 2

Форма практического задания: реферат

Перечень тем рефератов к разделу 2:«Онтология науки»

1. Онтология науки как философское размышление о формах ее бытия. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

2. Философские основания науки.

3. Система идеалов и норм исследователя: проблема моральной ответственности ученого.

4. Особенности современной научной картины мира.

5. Особенности оснований науки.

6. Роль аналогий в теоретическом поиске.

7. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

8. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.

9. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном ис­следовании.

10. Типы ценностей научного знания. Классическая и неклассическая модели научного познания (сравнительный анализ).

11. Эмпирический уровень научного познания.

12. Теоретический уровень научного познания.

13. Научная проблема и проблемная ситуация.

14. Научная теория и ее основные функции. Типология научных теорий.

15. Типы научной рациональности.

16. Методы и методология. Классификация методов.

17. Специфика гуманитарного знания.

18. Идеалы и нормы научного исследования.

19. Субъект и объект социально-гуманитарного познания.

20. Специфика методов социально-гуманитарных наук.

21. Лингвистические науки в системе социально-гуманитарного знания.

 

 

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 2: проверка реферата

 

РАЗДЕЛ 3. ДИНАМИКА НАУКИ

Цель: рассмотреть особенности развития науки, выявить условия и последствия возникновения научных революций, рассмотреть условия формирования новых научны подходов и дисциплин. Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности Перечень изучаемых элементов содержания:

Особенности анализа науки с точки зрения позитивистской традиции. Неопозитивизм о значении и роли научного языка. Проблемы динамики науки в постпозитивистской традиции философии науки. Проблемы динамики науки в концепциях К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

Предпосылки научных революций. Научная революция и традиция: диалектика взаимосвязи и взаимодействия. Типы научной рациональности

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Актуальные проблемы лингвистические наук в современном мире. .Информационное общество как общество рисков: основные подходы к определению тенденций развития языка. Современные дискуссии по проблемам трансформации языка в виртуальном мире. Постглобализация как концепт нового мира. Язык как стратегический ресурс нации.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 326.