Пути и способы поддержания психологической устойчивости и боевой активности личного состава в ходе боевых действий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бой — это организованная вооруженная борьба подразделений, частей и соединений вою- ющих сторон в целях достижения победы над противником.

Для технологизации процесса реализации задач психологического обеспечения их целесообразно объединить в три группы или три технологических этапа, соответствующих этапам боевой деятельности (подготовка к боевым действиям, ведение боя, окончание боевых действий):

1) психологическая подготовка;

2) психологическое сопровождение боевых действий войск;

 3) социально-психологическая реадаптация участников боевых событий

Психологическая подготовка боевых действий представляет систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их психологическую готовность к активным и эффективным действиям на поле боя и устойчивость к воздействию современных средств борьбы, а также психологических условий, обеспечивающих безусловное выполнение кон- кретных боевых задач.

Психологическое сопровождение боевых действий состоит в непрерывном отслежива- нии динамики психологической обстановки (морально-психологического состояния своих войск и противодействующих им сил, влияния на состояние морального духа сторон склады- вающейся социальной обстановки, боевых и эргономических условий) в зоне боевых дей- ствий, прогнозировании и оценке усталости и психологических потерь среди личного соста- ва, оказании психологической помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих ситуаций, целенаправленном управлении мотивацией, психическими состояниями людей и социально-психологическими процессами в воинских подразделениях, их защите от психо- логических акций противника.

Психологическое сопровождение осуществляется на этапе ведения полком боевых действий. Усилия командиров, штабов, воспитательных органов и военных психологов в этот период направляются также на коррекцию внешней социальной среды в целях создания благоприятных психологических условий для осуществления воинской деятельности.

Психологическое сопровождение предполагает также всемерное укрепление психологического единства военнослужащих, выполняющих задачи воинской дея- тельности со своим народом. Оно преследует цель поддерживать жизненный тонус воинов, их душевный комфорт на уровне повседневных армейских будней, чтобы они не чувствовали себя изолированными, забытыми.

Важнейшим элементом психологического сопровождения боевых действий войск является психологическая помощь (самопомощь), представляющая собой комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, направленных на обеспечение успешного преодоления военнослужащими психотравмирующих обстоятельств боевой обстановки, сохранение их психического здоровья и боеспособности. Психологическая помощь включает два компонента, различающихся субъектами, объектами и содержанием проводимых мероприятий: а) психологическую поддержку; б) психологическую реабилитацию

Психологическая поддержка направляется на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя.

Психологическая реабилитация представляет собой комплекс психофизио- логических, психотерапевтических, организационных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных (утраченных) психических функций и коррекцию социального статуса военнослужащих, получивших боевую психическую травму.

29.Общая психологическая характеристика страха и его разновидностей: испуг, боязнь, аффективный страх, паника.

Страх - сложное психическое состояние, включающее в себя оценку и понимание мнимой либо действительной опасности, влияющей на психику в данный момент времени.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: 1)Испуг

2)Тревога

3)Боязнь

4)Глубокий страх.

5)Ужас

1) Испуг - форма страха, которую можно рассматривать как кратковременое психическое состояние. Испуг представляет собой особый перво-психический процесс возникновений в центрах коры головного мозга, под влиянием определённых воздействий на органы чувств.

Сеченов рассматривал как особую форму рефлексов (безусловный), который приводит к торможению психики.

2) Боязнь - это результат воздействия на психику непосредственной опасности. Признаками могут выступать повышеная температура тела, тремор рук, перчаточный эфект, повышенное потоотделение.

3) Аффективный страх (вероятно тоже самое что и ужас, но это не точно. Тут определение ужаса из лекции) - сложное отрицательное психическое состояние вызванное неожиданой опасностью большой силы возникшей в данный момент и представляющее реальую опасность жизни.

Признаки: кратковременная парализация психики, озноб всего тела, утрата контроля.

4) Паника - Это отрицательное психическое состояние, вызваное реальной или кажущейся реальной опасности жизни, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля, когда эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

Паника отличается эмоцианольной “заразитильностью” - охваченые паникой несколько людей передают это состояние окружающим

30. Боевые психические травмы и механизм их возникновения

 Боевые психические травмы - это переживания большой силы, вызванные кратковременным или длительным воздействием психотравмирующих факторов боевой обстановки, приводящее к расстройствам психики различной степени тяжести и разрушению психологической структуры действий.
       Другими словами, человек не ранен, не контужен, не отравлен, но вести боевые действия не может.
Основным психотравмирующим фактором боевой обстановки является опасность, угрожающая жизни и физическому здоровью. Переживание этой опасности является самым сильным, и связано с восприятием ужасающей картины гибели и ранений других людей

При наличии некоторых условий, вероятность получения БПТ повышается.
 К таким условиям относятся:
неопределенность обстановки, отсутствие, противоречивость или недостаток информации о положении, выполняемых задачах, противнике, характере его действий;
психическое или физическое истощение, повышенная утомляемость;
длительное вынужденное бодрствование; острые заболевания;
переживание чувства безысходности, угнетения; злоупотребление алкоголем, наркотиками; известие о смерти близкого человека.

БПТ различают также по степени тяжести:
Наиболее частыми их проявлениями в легкой степени являются чрезмерная раздражительность, нервозность, замкнутость, потеря аппетита, головные боли, быстрая утомляемость.
В случаях средней тяжести психические нарушения проявляются в виде истерической реакции, агрессивности, временной потери памяти, депрессии, повышенной чувствительности к шуму, патологического страха, переходящего иногда в панику, потери ощущения реальности происходящего.
В тяжелых случаях у пораженных возникают нарушения слуха, зрения, речи, координации движений.
Симптомы: ОБЩИЕ СИМПТОМЫ:
-пугливость;
-регрессия возврата(детские реакции);
-бессвязное бормотание;
-сильная дрожь.
Психические симптомы: -неспособность концентрировать внимание;
-частичная или полная потеря памяти;
-затруднение запоминания информации;
-повышенная чувствительность к шуму, свету и запаху;
нарушение логики и быстрота мышления;
-нарушение критического восприятия обстановки и своих действий;
-ослабление воли;
-зрительные и слуховые галлюцинации.
Соматическиее симптомы: -ослабление зрения и слуха;
-частое мочеиспускание;
-расстройство желудка;
-учащенное, прерывистое дыхание;
-нарушение циркуляции крови, что приводит к анемии ступней ног и кистей рук;
-сильное напряжение мышц;
-учащенное сердцебиение;
-давящие боли в области сердца и грудной клетке;
-боли в пояснице;
-боли хирургических шрамов, старых ран;
-неконтролируемое слюноотделение

 

32. К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и других руководителей можно отнести следующие:
Роль морально-психологического фактора в повышении боевой готовности и эффективности боевой деятельности войск и отдельных военнослужащих.
Военный руководитель, стиль его деятельности и общения, условия эффективности влияния на подчиненных.
Социально-психологические массовидные явления в боевых условиях (паника, сплоченность воинских коллективов).
Способы эффективного влияния на моральный дух, психологическое состояние противника и население, методы психологической войны.
Социально-психологическая характеристика личности военнослужащего, обусловленная его социально-демографическими, национальными, возрастными, половыми, профессиональными, социально-классовыми и т.п. особенностями.
Социально-психологическая характеристика воинских коллективов (подразделений, экипажей, караулов и т.п.) как малых социальных групп.
Состояние взаимоотношений в подразделении как малой группе, их оптимизация. Конфликты в общении военнослужащих, способы их предупреждения и разрешения.
Социально-психологическая адаптация военнослужащих, как процесс их приспособления к специфике нового для них социального статуса военнослужащего, вхождения в конкретный воинский коллектив.
Социально-психологические факторы эффективности совместной воинской деятельности - условия совместимости и срабатываемости военнослужащих, требования к служебной коммуникации и др.
Особенности военно-социального взаимодействия в конкретных условиях существующей политической, экономической и социокультурной ситуации приводят к ряду практических социально-психологических проблем. Они вызывают более или менее острые затруднения в рамках воинской деятельности (организационно-управленческой, повседневной служебной и боевой совместной деятельности, межгруппового взаимодействия Вооруженных Сил и других социальных групп в обществе). При этом социально-психологические проблемы Вооруженных Сил проявляются как результат противоречий, обусловленных не только содержанием современного политико-экономического переходного периода в стране, но и трудностями реформирования армии и флота. К таким прикладным проблемам можно отнести личностные и коллективно-групповые проблемы.

35. Сущность и содержание национально- психологических явлений.

???????????????????????????????????????????????????????????????

1. национально-психологические особенности, концентрируя в своем содержании национальную специфику психологических процессов и состояний, а также национальное своеобразие взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования этих психологических явлений, придавая ему особую направленность Каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и многолетний опыт национального развития.
2.важнейшим свойством национально-психологических особенностей является невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю. Национально-психологические особенности людей, кроме того, слабо подвержены непосредственному воздействию объективных обстоятельств.
3. они обладают еще и большой по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью, что является следствием специфики этнопсихологического отражения.

4. Неотъемлемым свойством национально-психологических особенностей является,, их многообразие. У каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление. Задача этнопсихологии состоит в том, чтобы находить закономерные зависимости и связи в оценках своеобразия проявления национально-психологических характеристик представителей конкретной нации и видеть их отличие от им подобных у представителей других общностей.

В системообразующую сторону входят:
национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений;
национальный характер - исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности;
национальный темперамент - их специфические поведенческие характеристики;
национальные интересы и ориентации - общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности;
национальные чувства и настроения - эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям;
национальные традиции и привычки - прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы действий, общения представителей конкретной этнической общности.





















































Дата: 2018-12-28, просмотров: 1240.