Политические взгляды древних афинян
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

VI в. до н.э. - реформы Солона:

-отмена долгового рабства, личной кабалы и обеспечение ссуд, списание задолженности (сейсахтейя);

-суд присяжных как высшая кассационная инстанция, совместно с ареопагом, рассматривавшим дела об убийстве (гелиея);

-дифференциация населения согласно имущественному цензу, выделено 4 разряда людей, имеющих в зависимости от доходов определенные гражданские и военные обязанности;

-новый принцип территориального деления страны (родоплеменной принцип организации социальности сменяется территориально-социальным), Аттика расчленялась на 48 округов (навкрий) с обязательствами перед целым государством.

509г. до н.э. - законодательство Клисфена:

-необходимость публичной власти;

-разделенность населения не по родовому, а по территориальному признаку.

3 принципа общественного сознания древних афинян:

1. Исегория – свобода слова.

2. Исотомия – гражданская свобода участия (равенство в занятии должностей).

3. Исономия – гражданское равенство (равенство перед законом).

 

2. Политические взгляды в Средние века:

1. Августин Блаженный (354-430гг). Работы – «О граде Божием», «О порядке», «Исповедь».

Основные мысли:

-божественная воля с помощью войн исправляет испорченные нравы (защита войны);

-церковь не должна бороться за освобождение рабов, ее задача - сделать их добрыми (отказ от социального равенства, что было одним из принципов раннего христианства);

-судебное разбирательство должно быть беспристрастным, обе стороны должны выслушиваться (справедливость суда);

-религиозная власть важнее светской (теократизм).

 

2. Аль-Фараби (870-950гг.). Философ арабского халифата. Просто одевался, вел аскетический образ жизни, любил уединение. Работы – «О происхождении философии», «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Афоризм государственного деятеля».

Основные мысли:

-мудрость должна быть основой управления государством;

-несправедлива война, когда присутствует стремление покорить и подчинить людей, когда сражаются ради побед, утоления гнева или получения удовольствия;

-основными методами обращения правителя с подданными должны быть любовь, ласка и поощрение;

-хороший правитель обладает следующими качествами: хорошее сложение, понятливость, сильная память, проницательность, красноречие, прилежность в учении, умеренность в удовлетворении телесных потребностей, любовь к честности и отвращение ко лжи, великодушие, презрение к богатству, любовь к справедливости и ненависть к притеснению, настойчивость;

-идеальное государство обладает следующими признаками: жители вольны делать то, что пожелают; все равны; встречаются различные нравы, заботы, желания; население объединяется во множество разных групп; правители назначаются населением; нет ни руководителей, ни подчиненных.

 

3. Данте Алигьери (1265-1321). Участвовал в общественной жизни Италии. В 1302г. заочно во Флоренции приговорен к сожжению с конфискацией имущества, затем был приговорен к смерти вторично. Работы – «Монархия», «Божественная комедия»

Основные мысли:

-монархия является наиболее справедливым устройством государства;

-целью правильного государства является свобода человека;

-согласие является наиболее важной человеческой ценностью («наилучшее состояние рода человеческого зависит от единства воли»).

 

4. Николо Макиавелли (1469-1527). Один из основателей политической науки. Находился на высоких государственных постах. После падения республики оказался в тюрьме. Затем освобожден и выслан из Флоренции в деревню. Работы – «Государь», «Искусство войны», «История Флоренции».

Основные мысли:

-можно использовать любые средства для укрепления государства (“макиавеллизм”);

-с врагом необходимо бороться и законами, и силой;

-государь должен уподобиться двум зверям - льву и лисе (управлять хитростью и силой) (ТЕОРИЯ ЛИС И ЛЬВОВ);

-люди дурны, к добру их необходимо принуждать;

-правителю надо быть сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым, но от этого можно отказаться ради сохранения власти (все средства хорошо для удержания власти).

 

5. Томас Мор (1478-1535). Английский государственный деятель, социалист-утопист. Был членом парламента, но в 1504г. подвергся заключению в Тауэр. Затем освобожден и вновь занял государственные посты. В 1532г. подал в отставку. В 1535г. обвинен в измене и публично казнен. Католическая церковь причислила его к лику святых (был против замены власти папы властью короля). Работа – «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом его острове Утопии».

Основные мысли:

-основными задачами правителя являются: сделать людей зажиточными; не допускать изобилия у одних при нищете других; не покушаться на жизненные блага подданных, отказаться от высокомерия и инертности; не допускать больших расходов; бороться со злодеяниями; не возобновлять старых законов без необходимости;

-требование уничтожения частной собственности.

 

3. Политическая наука в новое время:

1. Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Английский философ и государственный деятель. В 1584г. избран в парламент. Присоединился к оппозиции. В 1617г. назначен лордом-хранителем печати, а затем - лордом-канцлером. В 1621г. осужден по обвинению во взяточничестве и лишен права занимать государственные должности, но затем помилован. Умер при экспериментах с замораживанием курицы (простудился). Работы – «Опыты, или наставления нравственные и политические», «О мудрости древних».

Основные мысли:

-насилие применяется из-за гнева или страха;

-есть 3 источника несправедливости: насилие, коварство под личиной закона и жестокость самого закона;

-4 главных порока правителей: промедление, подкупность, грубость в обхождении, податливость.

 

2. Томас Гоббс (1588-1679). Английский философ. Был сторонником монархии и поэтому после революции эмигрировал во Францию. Работы - “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”, “О свободе и необходимости”.

Основные мысли:

-основные причинами войн являются: соперничество, недоверие и жажда славы;

-12 естественных законов, вечных и неизменных: благодарность, справедливость, взаимная уступчивость или любезность, легкое прощение обид, думы о будущем благе при отмщении, недопустимость оскорблений и надменности, беспристрастность, равенство в пользовании общими вещами, доверие к жребию, право на первородство и первое владение, подчинение арбитражу, отсутствие личной заинтересованности у судей;

-государство возникает путем договора многих людей;

-добродетели и пороки измеряются в каждом государстве лишь его законами;

-3 формы государств: монархия, демократия и аристократия;

-свобода - отсутствие всяких препятствий к действию;

-цель государства - обеспечение безопасности;

-государство - единое лицо, которое стало ответственным путем взаимного договора множества людей использовать силы и средства всех для общего мира и защиты;

-2 возможных пути появления государств: физическая сила (подчинение) и соглашение (государства, основанные на приобретении или на установлении).

 

3. Бенедикт Спиноза (1632-1677). Нидерландский философ, выступал за республиканское правление, освобождение политики от религиозной морали. Работы – «Богословско-политический трактат», «Политический трактат».

Основные мысли:

-цель государства - обеспечение каждому человеку возможности обрести и реализовать свою свободу;

-демократическое устройство является лучшим;

-свободомыслие является главным принципом общественного развития (в государстве необходима откровенность).

 

4. Джон Локк (1632-1704). Идеолог английской революции 1688г. В 1682г. в результате гонений бежал в Голландию, откуда вернулся после революции. Сам составил эпитафию для своего надгробия: «Остановись путник: здесь покоится Джон Локк. Если ты спросишь, что за человек он был, то знай - он был доволен своим скромным уделом. Он был воспитан как ученый, все свои дни и труды он посвятил постижению истины. Это ты сможешь узнать из его сочинений». Работа – «Два трактата о правлении».

Основные мысли:

-разработка теории парламентарно-монархического конституционного государства;

-обязанность государства - защита личной свободы и частной собственности граждан;

-народ может свергнуть безответственное правительство;

-недопустим религиозный фанатизм, поддерживал веротерпимость;

-цель государства - создание условий для мирного и безопасного пользования своей собственностью;

-свобода и равенство являются естественными состояниями людей;

-государство основывается на согласии людей;

-меньшинство должно подчиняться большинству;

-законы должны быть постоянны и известны народу.

 

5. Шарль Луи Монтескьё (1689-1755). Фр. философ-просветитель. Настоящая фамилия - Секонда (Монтескьё - от умершего дяди, который передал наследство). Был президентом парламента в Бордо. Известно его изречение «Буря в стакане воды» по поводу политических событий в карликовой республике Сан-Марино. Работа – «О духе законов».

Основные мысли:

-существуют 3 образа правления: республиканский (верховная власть находится в руках или всего народа, или части его, главный принцип - ДОБРОДЕТЕЛЬ); монархический (управляет один человек посредством установленных неизменных законов, главный принцип - ЧЕСТЬ), деспотический (правление одного лица вне всяких законов и правил, волей и произволом, главный принцип - СТРАХ);

-обширные размеры государства являются предпосылкой для деспотического правления;

-свобода есть право делать все, что дозволено законами;

-власть должна разделяться на законодательную, исполнительную и судебную;

-жестокость законов препятствует их соблюдению.

 

6. Франсуа Мари Вольтер (1694-1778). Фр. философ, просветитель, писатель, политический мыслитель. Подлинное имя - Франсуа Мари Аруэ (Вольтер - от видоизмененного названия местечка Эр-Во, родины матери). В 32г. был вызван на дуэль, но накануне арестован и посажен в тюрьму. В 1717г. за вольнодумные стихи был заключен в Бастилию. В 1726-1729гг. был выслан в Лондон. Переписывался с Екатериной II. Работы – «Философские письма», «О феноменах природы».

Основные мысли:

-свобода - это делать то, что доставляет удовольствие;

-война является самым большим моральным злом;

-необходимость свободы слова («Я могу быть несогласным с Вашим мнением, но я отдам жизнь за Ваше право высказывать его»);

-законы должны быть едины для всего человечества;

-монарх должен быть просвещенным;

-религия является одним из зол.

 

7. Бенджамин Франклин (1706-1790). Американский политический мыслитель и общественный деятель. Активный участник и руководитель американской революции. Призывал к отмене рабства. Один из авторов Декларации независимости США (1776г.). Изобрел громоотвод (отказался от патента, потому что боялся замедления его распространения). Автор афоризма: «Время – деньги». Его называли «первым среди цивилизованных американцев». Траур по Франклину продолжался в США 30 дней. Решением Всемирного Совета Мира имя Бенджамина Франклина включено в список наиболее выдающихся представителей Человечества. Работы – «Путь к изобилию», «Рассуждение о свободе и необходимости, наслаждении и страдании».

Основные мысли:

-политика должна быть нравственной;

-свобода заключается в умении делать осознанный выбор и нести за него ответственность (НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СВОБОДЫ - ОДНОГО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОНЯТИЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ);

-среди занимающихся общественными делами немногие думают о благе своей страны;

-важнейшие общественные принципы: право народа на революцию, равенство всех людей, право на жизнь, свободу и стремление к счастью (фундаментальные права человека);

-для привыкшего к рабству человека свобода может оказаться несчастьем (ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К СВОБОДЕ);

-для блага людей необходимы следующие преобразования: обучить пользованию гражданской свободой, привить навыки трудолюбия, снабдить подходящей работой, дать образование детям.

 

8. Давид Юм (1711-1776). Англ. философ, правовед, историк. Был на дипломатической службе в Париже. Работы – «Трактат о человеческой природе», «Моральные и политические очерки».

Основные мысли:

-источником политической власти стала власть вождей;

-человек инстинктивно стремится к солидарности и сотрудничеству;

-закон должен обеспечивать сохранение собственности и безопасность граждан;

-3 основных естественных закона любого общества: стабильность собственности, передача собственности посредством согласия, исполнение обещаний;

-государство основано на согласии людей;

-международное право должно обеспечивать неприкосновенность послов, возможность объявления войны, воздержание от употребления отравленного оружия.

 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 308.