Встает закономерный вопрос: «Какой тип политической культуры преобладает в современной России?» Ответить на него не так просто, как может показаться вначале. Дело в том, что сейчас в российском обществе ярко прослеживается противоречивость ценностей. Причем противоположные ценности не просто присутствуют в разных общественных группах и людях, но каждый человек часто несет в себе казалось бы взаимоисключающие принципы, нормы, идеалы, взгляды. Попробуем сгруппировать эти ценности в таблице:
1. Мессианство, то есть представление об особой миссии России, которая может научить всех остальных “истинной” жизни. | 1. Преклонение перед всем иностранным, считающимся передовым и наилучшим, некритической заимствование зарубежных образцов поведения. |
2. Идеализация «славного» исторического прошлого, его героев и деятелей, постоянное обращение к корням, традициям предков, народной культуре. В этом многие видят проявление патриотизма, и в любом желании провести перемены находят посягательство на общее достояние, а в итоге предательство предков и отказ от их заветов. | 2. Негативизм по отношению к историческому пути страны, поиск сенсаций с отрицательным оттенком, критиканство. Часто бывает так, что после смерти правителя или при переменах общественного строя на предыдущие этапы развития обрушивается такая волна критики, что под сомнение начинают ставиться и уже казавшиеся очевидными достижения. В целом это доходит подчас до полного самоуничижения. |
3. Радикализм – требование коренных и быстрых перемен с обязательным мгновенным положительным результатом. При этом требуется разрушить все старое до основания и на обломках строить новый справедливый мир. | 3. Консерватизм - любые реформы и нововведения воспринимаются с подозрением, в каждом шаге официальных властей видится посягательство на народ и его интересы с обязательным ухудшением жизни. |
4. Нигилизм по отношению к государству, его символам и органам управления, стремление обмануть государство, критика любых действий властей без конкретных предложений. | 4. Государственность- чувство причастности к огромной по размерам и количеству населения стране, стремление видеть ее могущество и лидирующие позиции в мире, забота о территориальном единстве всех входящих субъектов. |
5. Сверхпринципиальность, проявляющаяся в готовности умереть за некоторые идеалы и принципы, носящие зачастую отвлеченный характер. Иногда такое отношение очень напоминает догматизм в его крайних проявлениях (вспомним письмо-программу Нины Андреевой “Не могу поступаться принципами”). Идеал нашей добродетели - правдолюбец, который готов убить собеседника ради его же собственной пользы | 5. Беспринципность, которая, как это ни странно, тесно переплетается с принципиальностью. Так, ради воплощения в жизнь провозглашенного принципа можно от него отойти - например, для спасения страны от влияния Запада нужно развернуть широкую кампанию против влияния извне, при этом не возбраняется использовать помощь зарубежных стран. |
6. Творчество и смекалка присущи и российским политикам, и простым людям в самых разных, подчас фантастических видах. К сожалению, для их лучших проявлений часто требуется создание искусственных трудностей, а затем “героическое” преодоление их. | 6. Иждивенчество, особенно в тех случаях, когда нет экстремальных ситуаций, не нужно совершать подвигов. В повседневной жизни лень и пассивность часто доминируют до наступления кризиса, порожденного именно этим отношением. |
7. Самопожертвование, не раз проявлявшееся в истории нашей страны. Достаточно вспомнить вторую мировую войну, когда наш народ остановил фашизм и спас мировое сообщество, тем самым, проявив величайший уровень ответственности за судьбу человечества. | 7. Инфантилизм, выраженный в политической сфере в стремлении переложить ответственность на историю, опыт других стран, умерших или лишенных власти вождей. Наивная вера, что добиться успехов можно путем облагодетельствования со стороны кого-либо, а также надежда на благоприятное стечение обстоятельств. |
8. Искренность, по уровню которой россияне могут претендовать на первые позиции в мире. Подчас ее даже использовали, да и сейчас используют для обмана. | 8. Лицемерие, легко уживающееся с противоположным качеством. Лицемерие в российской политической культуре носит очень искренний характер, а тот или иной политический лидер не только убеждает в чем-то людей, но во время произнесения речи сам на время верит своим словам. |
9. Коллективизм и общинность, заключающиеся в подчас подсознательном стремлении делать все сообща. Часто с ними соседствует и стремление к уравнительности. Отсюда достаточно негативное отношение к частной собственности и всему частному. | 9. Индивидуализм - забота о собственных интересах и проблемах. При негативном отношении к частной собственности личное имущество считается неприкосновенным и священным. |
10. Боязнь власти, переходящая подчас в полное ее неприятие. Власть и народ понимаются в качестве двух разных миров и их взаимодействие возможно только в особых ситуациях. Например, обратиться в суд или за помощью в милицию можно только в самых крайних случаях, а лучше решать проблемы самостоятельно. Власть чаще всего соотносится с чем-то карательным. | 10. Постоянная критика государственных структур в любых ее проявлениях - от анекдотов о правителях до истерических митингов и самоподжогов. Власть одновременно является величественной и ничтожной, священной и низменной, непогрешимой и воровской. |
11. Аполитичность, выливающаяся в безверие по поводу перемен в лучшую сторону и отказа от любых попыток что-либо изменить в стране. Происходит разочарованность во всех демократических институтах, в том числе и в избирательном принципе смены власти. | 11.Вера в «доброго царя», то есть идеального правителя, который должен быть эмоционально близок людям, понимал бы их интересы и чудесным способом сделал всех счастливыми и богатыми (вспомним хотя бы известный лозунг избирательной кампании Б.Н. Ельцина в 1996г. «Голосуй сердцем»). |
12. . . . | 12. . . . |
Вы можете продолжить находить противоречия: бунтарство и беспримерное терпение, интернационализм и проявления национальной обособленности, терпимость и агрессивность, открытость и зависть, трудолюбие и леность и т.п. Многое из перечисленного относится ко всей культуре общества, а не только к политической области.
Следует еще раз подчеркнуть, что все эти, казалось бы, взаимоисключающие качества уживаются в одном человеке, в деятельности одной организации, в интересах и взглядах представителей одной социальной группы.
Народ в России уверен, что ему не повезло с властью, а государство считает, что причины всех неудач заключены в неспособном к управлению народе. Люди несправедливы к государству и чиновникам, так как не видят в государстве самих себя, свое реальное, которое не задано извне. А чиновники не чувствуют себя в должной степени гражданами.
Так к какому же типу можно отнести такую политическую культуру? Каждый из вас может ответить на этот вопрос самостоятельно. Но видимо все-таки в России сложилась уникальная ситуация и вряд ли она соответствует имеющимся теоретическим разработкам. Есть основание говорить об особом типе - его можно назвать парадоксальном типе политической культуры или как-то по-другому. Бесспорным остается то, что изучение данного феномена еще впереди и каждый из вас имеет шанс попробовать себя в роли исследователя.
Почему так произошло? Тысячи статей и книг написаны об этом, но единого ответа нет. Во многом это связано с проблемой политической социализации, о которой речь пойдет ниже.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.