М.1.1.В.3 «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание УМКД

Документы

Вид УМКД

Печатный Электронный
Рецензии дисциплины (внутренняя и внешняя)    
Примерная рабочая программа (только по базовым дисциплинам)    
     
I Рабочая программа учебной дисциплины:    
Титульный лист УМКД    
Лист согласования УМКД    
1 Цели дисциплины    
2 Место дисциплины в структуре ООП магистратуры    
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины    
4 Структура и содержание дисциплины    
4.1 Структура дисциплины    
4.2 Содержание дисциплины    
4.2.1 Содержание лекций    
4.2.2 Содержание семинарских и практических занятий    
4.2.3 Самостоятельная работа студентов    
5 Образовательные технологии    
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов    
6.1 Формы контроля освоения дисциплины                                
6.2 Фонды оценочных средств    
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов    
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины    
7.1 Основная литература    
7.2 Дополнительная литература    
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы    
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины    
9 Протоколы согласования    
Приложение 1 Программа формирования компетенций    

II Элементы учебного комплекса дисциплины

1 Карта обеспеченности дисциплины основной и дополнительной учебной литературой    
2 Фонды оценочных средств ( паспорт оценочных средств и фонды оценочных средств по формам контроля)    
3Рабочая тетрадь к практически и семинарским занятиям    
4 Конспект лекций    
5 Презентации лекционного курса    
6 Перечень используемых технических средств обучения, наглядных пособий, макетов и т.п. – в рабочей программе    
7 Электронные обучающие средства, пакеты прикладных программ    
8Словари    
9 Глоссарий (список терминов и их определение)    
10 Ссылки в сети Internet на источники информации    

 

 

                                                                                                           

 

 

Аннотация программы дисциплины

М.1.1.В.3 «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»

подготовки магистра по направлению «Юриспруденция»

программа «Гражданское право, семейное право, международное частное право»

Цель дисциплины состоит в формировании знаний в области системного подхода к анализу педагогического процесса преподавания и изучения юриспруденции, закономерностей подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, определении дидактических задач и путей их решения.

       Задачи дисциплины – ознакомить студентов с современными педагогическими технологиями, обучить умению проектирования оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения, сформировать у будущих преподавателей юриспруденции навыки и умения управлять педагогическим процессом в высшей школе.

 Место курса среди других дисциплин учебного плана

       Дисциплина входит в вариативную часть общенаучного цикла, к дисциплинам по выбору студента (М.1.1.В.3). Она входит в модуль дисциплин «Методологические и коммуникативные способы передачи знаний» в связке с дисциплинами «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Стилистика юридических текстов и выступлений» и должна изучаться после дисциплин «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Стилистика юридических текстов и выступлений».

 

Дидактические единицы

       основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология; основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования; цели и принципы обучения в вузе; дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности; методы обучения; проблема методов обучения; классификация методов обучения; методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов; классификация современных средств обучения; роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента; роль и значение юриспруденции в современном обществе; методологические и методические проблемы организации юридического образования; необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе; интеграция педагогической культуры в юридическое образование; характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов; генезис форм организации обучения в вузе; исторический аспект развития форм организации обучения; индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения; методика подготовки и проведения лекции; познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала; роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов; виды лекций: информационная, проблемная; методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический; значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения; типы семинаров и их содержание; формы и организация семинаров; методы и средства обучения, применяемые при проведении семинарского занятия; роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста; методика подготовки и проведения семинарского занятия; характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация; методы и средства обучения при проведении практикумов; цель и задачи практических занятий; формы и методы подготовки и проведения практических занятий; решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний; понятие и виды самостоятельной работы студентов; основные направления организации самостоятельной работы; роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний; организационные формы самостоятельной работы студентов; традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя; задачи самостоятельной работы студентов; условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов; умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой; руководство преподавателем самостоятельней работой студентов; сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы; определения педагогических технологий и их критерии; направления современного обучения; проблемное обучение; сущность и цели проблемного обучения; предметно-содержательные характеристики проблемного обучения; формы и средства проблемного обучения; технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения; продуктивное обучение и эвристические методы обучения; целеполагание в продуктивном обучении; организация продуктивной деятельности учащихся; эвристические приемы и методы продуктивного обучения; диагностика продуктивного обучения; игровые формы и методы обучения; игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность; игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями; педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство»; совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу; сущность педагогических способностей; понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования; педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза; соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции; мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности; стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля; проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

1. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2. Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

3. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

4. Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- основы педагогической компетентности преподавателя в вузе, ее структуру, пути и методы формирования.

- основные требования к педагогу в высшей школы.

-роль и значение юриспруденции в современном обществе;

-виды, методику подготовки и методику изложения и проведения лекционного и семинарского занятия;

- проблемы личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза.

- формы организации обучения в высшей школе;

- основы организации самостоятельной работы студентов;

- основные методы преподавания юридических дисциплин

- современные технологии обучения в системе высшего образования.

- организацию педагогического процесса в высшей школе;

- основы руководства традиционной и аудиторной самостоятельной работы студентов.

 

уметь:

- воспитывать в студентах уважительное отношение к праву и закону.

- применять нормативно-правовые акты и законодательную базу для добросовестного исполнения профессиональных обязанностей;

- применять полученные знания для руководства самостоятельной работы студентов;

- применять полученные знания для подготовки и проведения занятий по юридическим дисциплинам.

- использовать основные методики обучения в высшей школе

-управлять самостоятельной работой студентов

- организовать  обучение в образовательном процессе вуза.

 

владеть:

-основными знаниями для формирования «педагогического мастерства».

- принципами этики юриста и принципами педагогической культуры преподавателя вуза;

- современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.

- методикой подготовки и проведения обучения в образовательном процессе вуза;

- навыками организации самостоятельной работы студентов4

-современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.

- навыками организации  и управления обучения в образовательном процессе вуза;

 

 Основные разделы программы:

Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе

Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система

Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза

Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия

Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов

Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования

Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы

 

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Семестр

Зачетные единицы

Трудоемкость в часах

Формы контроля

   

Трудоемкость в часах

Формы контроля

ВСЕГО

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Экзамен

Семестр

Зачетные единицы

ВСЕГО

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Экзамен

Всего

в том числе:

Всего

в том числе:

Лекций Практических Лекций Практических 1 3 108 24 4 20 84 0 зач. 1 3 108 16 2 14 88 4 зач.

Разработчик программы: докт. пед. наук, профессор Шульгатый Л.П..

 

                                                                                    

 

Негосударственное частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Южный институт менеджмента

                       УТВЕРЖДАЮ

 Проректор по учебной работе

_____________ А.А.Белоусова

                                                                                             «___» ___________ 2013 г.

 

 

кафедра ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Рабочая программа дисциплины

 М.1.1.В.3 Методика преподавания юриспруденции в высшей школе

 

Направление подготовки ____Юриспруденция____________________________________

 

Магистерская программа _Гражданское право, семейное право, международное частное право_____________________________________________________________________

 

Квалификация (степень) выпускника              Магистр

 

Форма обучения _________очная, заочная_________________________________________

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Семестр

Зачетные единицы

Трудоемкость в часах

Формы контроля

   

Трудоемкость в часах

Формы контроля

ВСЕГО

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Экзамен

Семестр

Зачетные единицы

ВСЕГО

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Экзамен

Всего

в том числе:

Всего

в том числе:

Лекций Практических Лекций Практических 1 3 108 24 4 20 84 0 зач. 1 3 108 16 2 14 88 4 зач.

 

 

Краснодар 2013

 

 

Автор программы: док-р пед. наук, профессор _______________ Л.П. Шульгатый

 

 

Рабочая программа рекомендована к представлению на НМС ЮИМ на заседании кафедры  теории и истории государства и права

протокол № от « »                      2013 г

 

Заведующая кафедрой канд. юрид. наук  ___________ О.В. Шаповал

 

С о г л а с о в а н а:

 

Зав. магистратурой

 

доктор экономических наук, профессор                                                       Зелинская М.В.

ученая степень, ученое звание, подпись, Ф.И.О. 

«_____» _____________________ 20__ г.

 

 

Начальник отдела методической работы и СМК ОД,

кандидат педагогических наук, профессор _________________________ Фомиченко Н.Г.

 

 

У т в е р ж д е н а :

 

на заседании научно-методического совета ЮИМ

протокол №____ от «___» ___________ 20___ г

Председатель научно-методического совета

к.э.н., профессор                                                  ____________________ А.А.Белоусова


1. Цели освоения дисциплины

1.1 Целью освоения дисциплины Методика преподавания юриспруденции в высшей школе студентами 1 курса является формирование знаний в области системного подхода к анализу педагогического процесса преподавания и изучения юриспруденции, закономерностей подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, определения дидактических задач и путей их решения.

 

1.2 Для реализации поставленной цели в процессе изучения учебной дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» решаются следующие задачи:

ознакомить студентов с современными педагогическими технологиями; обучение умению проектирования оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения; формирование у будущих преподавателей юриспруденции навыков и умений управлять педагогическим процессом в высшей школе.

2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору общенаучного цикла, к дисциплинам направления, устанавливаемым Основной образовательной программой магистратуры ВУЗа по направлению подготовки «Юриспруденция». Она входит в модуль дисциплин «Методологические и коммуникативные способы передачи знаний» в связке с дисциплинами «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Стилистика юридических текстов и выступлений» и должна изучаться параллельно с дисциплинами «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Стилистика юридических текстов и выступлений», предшествовать изучению дисциплины «Компьютерные технологии в науке и образовании».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

1. Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2. Способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

3. Способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

4. Компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

ОК-1 Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания.

знать:

- основы педагогической компетентности преподавателя в вузе, ее структуру, пути и методы формирования.

- основные требования к педагогу в высшей школы.

уметь:

- воспитывать в студентах уважительное отношение к праву и закону.

.

владеть:

-основными знаниями для формирования «педагогического мастерства».

ОК-2 Способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста.

знать:

-роль и значение юриспруденции в современном обществе;

-виды, методику подготовки и методику изложения и проведения лекционного и семинарского занятия;

- проблемы личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза.

уметь:

- применять нормативно-правовые акты и законодательную базу для добросовестного исполнения профессиональных обязанностей;

- применять полученные знания для руководства самостоятельной работы студентов;

- применять полученные знания для подготовки и проведения занятий по юридическим дисциплинам.

 

владеть:

- принципами этики юриста и принципами педагогической культуры преподавателя вуза;

- современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.

 

ОК-3 Способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.

знать:

- формы организации обучения в высшей школе;

- основы организации самостоятельной работы студентов;

- основные методы преподавания юридических дисциплин

- современные технологии обучения в системе высшего образования.

уметь:

- использовать основные методики обучения в высшей школе

-управлять самостоятельной работой студентов

владеть:

- методикой подготовки и проведения обучения в образовательном процессе вуза;

- навыками организации самостоятельной работы студентов4

-современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.

ОК-5 Компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.

знать:

- организацию педагогического процесса в высшей школе;

- основы руководства традиционной и аудиторной самостоятельной работы студентов.

уметь:

- организовать  обучение в образовательном процессе вуза.

владеть:

- навыками организации  и управления обучения в образовательном процессе вуза;

 

4. Структура и содержание дисциплины Методика преподавания юриспруденции в высшей школе

 


4.1 Структура  и содержание  дисциплины   Методика преподавания юриспруденции в высшей школе

Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетных единицы, ___108____ часов.

                                                                                                                                                                                                           

            Таблица 1

4.1. Структура дисциплины



П/п

Номера и названия разделов

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

 

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 Лекции  Практические, занятия и лабораторные практикумы  В т.ч. активных форм  и интерактивных Самостоятельная работа  Лекции  Практические, занятия и лабораторные практикумы  В т.ч. активных форм и интерактивных Самостоятельная работа
1 Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе. 1 2 2 - 12 Устный опрос – 2 неделя семестра. 1 1 - - 12  
2 Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система. 1 2 2 - 12 Контрольная работа – 4 неделя семестра. 1 1 - - 12 Контрольная работа
3 Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза. 1 - 2 2 12 Тестирование – 5 неделя семестра. 1 - 2 2 12 Тестирование
4 Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия. 1 - 4 - 12 Тестирование – 6 неделя семестра. 1 - 2 - 14 Контрольная работа
5 Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов. 1 - 2 2 12 Контрольная работа – 8 неделя семестра. 1 - 2 2 12 Тестирование
6 Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования. 1 - 4 2 12 Устный опрос – 10 неделя семестра. 1 - 2 2 14 Контрольная работа
7 Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы. 1 - 4 2 12 Контрольная работа – 12 неделя семестра. 1 - 2 - 12 Тестирование
Итого 1 4 20 8 84 зачет 1 2 14 6 88 зачет

 

4.2 Содержание дисциплины

Тема

Дидактическая единица

Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе.

1.1 Основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология 1.2 Основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования 1.3 Цели и принципы обучения в вузе 1.4 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности 1.5 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения 1.6 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов 1.7 Классификация современных средств обучения 1.8 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента

Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система.

2.1 Роль и значение юриспруденции в современном обществе 2.2 Методологические и методические проблемы организации юридического образования 2.3 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе 2.4 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование 2.5 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов

Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза.

3.1 Генезис форм организации обучения в вузе 3.2 Исторический аспект развития форм организации обучения 3.3 Индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения 3.4 Методика подготовки и проведения лекции 3.5 Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала 3.6 Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов 3.7 Виды лекций: информационная, проблемная 3.8 Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический

Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия.

4.1 Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения 4.2 Типы семинаров и их содержание 4.3 Формы и организация семинаров 4.4 Методы и средства обучения, применяемые при проведении семинарского занятия 4.5 Роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста 4.6 Методика подготовки и проведения семинарского занятия 4.7 Характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация 4.8 Методы и средства обучения при проведении практикумов 4.9 Цель и задачи практических занятий 4.10 Формы и методы подготовки и проведения практических занятий 4.11 Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний

Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов.

5.1 Понятие и виды самостоятельной работы студентов 5.2 Основные направления организации самостоятельной работы 5.3 Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний 5.4 Организационные формы самостоятельной работы студентов 5.5 Традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя 5.6 Задачи самостоятельной работы студентов. 5.7 Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов 5.8 Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой 5.9 Руководство преподавателем самостоятельней работой студентов

Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования.

6.1 Сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы 6.2 Определения педагогических технологий и их критерии. 6.3 Направления современного обучения 6.4 Проблемное обучение. Сущность и цели проблемного обучения. Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения 6.5 Технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения 6.6 Продуктивное обучение и эвристические методы обучения. Целеполагание в продуктивном обучении. Организация продуктивной деятельности учащихся 6.7 Эвристические приемы и методы продуктивного обучения. Диагностика продуктивного обучения 6.8 Игровые формы и методы обучения. Игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность. Игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями

Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы.

7.1 Педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство» 7.2 Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу 7.3 Сущность педагогических способностей 7.4 Понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования 7.5 Педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза 7.6 Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции 7.7 Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности 7.8 Стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля 7.9 Проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза

Таблица 2

Содержание лекций

Номер

П/п

Раздел, тема, содержание (основные вопросы)

Номер занятия

Количество часов

Литература

Форма обучения

очная заочная 1 Лекция № 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе. Вопросы: 1.1 Основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология 1.2 Основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования 1.3 Цели и принципы обучения в вузе 1.4 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности 1.5 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения 1.6 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов 1.7 Классификация современных средств обучения 1.8 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента 1.1 2 1 ОЛ: 3,1 ДЛ: 6 2 Лекция № 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система. Вопросы: 2.1 Роль и значение юриспруденции в современном обществе 2.2 Методологические и методические проблемы организации юридического образования 2.3 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе 2.4 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование 2.5 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов 2.1 2 1 ОЛ:3,2 ДЛ:6 Всего 4 2

Таблица 3

Содержание практических занятий и лабораторных практикумов

Номер

П/п

Раздел, тема, содержание (основные вопросы)

Номер занятия

Количество часов

Виды самостоятельной учебной деятельности студента на занятии

Литература

Форма обучения

очная заочная 1 Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе. Практическое занятие 1.1 Вопросы: 1 Основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология 2 Основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования 3 Цели и принципы обучения в вузе 4 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности 5 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения 6 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов 7 Классификация современных средств обучения 8 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента     1.1 2 - Подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий ОЛ:3 ДЛ:7 2 Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система. Практическое занятие 2.1 Вопросы: 1 Роль и значение юриспруденции в современном обществе 2 Методологические и методические проблемы организации юридического образования 3 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе 4 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование 5 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов     2.1 2 - Подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий ОЛ:3,2 ДЛ:6 3 Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза. Практическое занятие 3.1 Вопросы: 1 Генезис форм организации обучения в вузе 2 Исторический аспект развития форм организации обучения 3 Индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения 4 Методика подготовки и проведения лекции 5 Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала 6 Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов 7 Виды лекций: информационная, проблемная 8 Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический СЕМИНАР В ДИАЛОГОВОМ РЕЖИМЕ     3.1 2 2 Подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий ОЛ:3,2 ДЛ: 8 4 Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия. Практическое занятие 4.1 Вопросы: 1 Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения 2 Типы семинаров и их содержание 3 Формы и организация семинаров 4 Методы и средства обучения, применяемые при проведении семинарского занятия 5 Роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста 6 Методика подготовки и проведения семинарского занятия Практическое занятие 4.2 Вопросы: 1 Характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация 2 Методы и средства обучения при проведении практикумов 3 Цель и задачи практических занятий 4 Формы и методы подготовки и проведения практических занятий 5 Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний     4.1   4.2 4 2 Подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий ОЛ:1 ДЛ:6 5 Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов. Практическое занятие 5.1 Вопросы: 1 Понятие и виды самостоятельной работы студентов 2 Основные направления организации самостоятельной работы 3 Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний 4 Организационные формы самостоятельной работы студентов 5 Традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя 6 Задачи самостоятельной работы студентов. 7 Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов 8 Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой 9 Руководство преподавателем самостоятельней работой студентов ТРЕНИНГ   5.1 2 2 Подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий ОЛ:1,3 ДЛ:4 6 Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования. Практическое занятие 6.1 Вопросы: 1 Сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы 2 Определения педагогических технологий и их критерии. 3 Направления современного обучения 4 Проблемное обучение. Сущность и цели проблемного обучения. Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения Практическое занятие 6.2 Вопросы: 1 Технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения 2 Продуктивное обучение и эвристические методы обучения. Целеполагание в продуктивном обучении. Организация продуктивной деятельности учащихся 3 Эвристические приемы и методы продуктивного обучения. Диагностика продуктивного обучения 4 Игровые формы и методы обучения. Игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность. Игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ     6.1   6.2 4 2 Подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий ОЛ:1,2 ДЛ:6,7 7 Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы. Практическое занятие 7.1 Вопросы: 1 Педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство» 2 Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу 3 Сущность педагогических способностей 4 Понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования 5 Педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза Практическое занятие 7.2 Вопросы: 1 Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции 2 Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности 3 Стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля 4 Проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза МАСТЕР-КЛАССЫ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ     7.1     7.2 4 2 Подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий ОЛ:1,2 ДЛ:5,6 Всего 20 14

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                        

Таблица 4

4.2.3 Самостоятельная работа студента

Раздел, тема, содержание (основные вопросы)

Количество часов

Номер

П/ п

Внеаудиторная самостоятельная работа

Форма обучения

очная заочная Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе. Вопросы: 1.1 Основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология 1.2 Основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования 1.3 Цели и принципы обучения в вузе 1.4 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности 1.5 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения 1.6 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов 1.7 Классификация современных средств обучения 1.8 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента 12 12 1 1 Подготовка к лекциям, семинарским занятиям 2 Реферирование статей, отдельных разделов монографий 3 Изучение учебных пособий 4 Изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия 5 Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы 6 Конспектирование монографий или их отдельных глав, статей 7 Выполнение творческих заданий Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система. Вопросы: 2.1 Роль и значение юриспруденции в современном обществе 2.2 Методологические и методические проблемы организации юридического образования 2.3 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе 2.4 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование 2.5 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов 12 12 2 1 Подготовка к лекциям, семинарским занятиям 2 Реферирование статей, отдельных разделов монографий 3 Изучение учебных пособий 4 Изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия 5 Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы 6 Конспектирование монографий или их отдельных глав, статей 7 Выполнение творческих заданий Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза. Вопросы: 3.1 Генезис форм организации обучения в вузе 3.2 Исторический аспект развития форм организации обучения 3.3 Индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения 3.4 Методика подготовки и проведения лекции 3.5 Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала 3.6 Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов 3.7 Виды лекций: информационная, проблемная 3.8 Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический 12 12 3 1 Подготовка к лекциям, семинарским занятиям 2 Реферирование статей, отдельных разделов монографий 3 Изучение учебных пособий 4 Изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия 5 Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы 6 Конспектирование монографий или их отдельных глав, статей 7 Выполнение творческих заданий Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия. Вопросы: 4.1 Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения 4.2 Типы семинаров и их содержание 4.3 Формы и организация семинаров 4.4 Методы и средства обучения, применяемые при проведении семинарского занятия 4.5 Роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста 4.6 Методика подготовки и проведения семинарского занятия 4.7 Характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация 4.8 Методы и средства обучения при проведении практикумов 4.9 Цель и задачи практических занятий 4.10 Формы и методы подготовки и проведения практических занятий 4.11 Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний 12 14 4 1 Подготовка к лекциям, семинарским занятиям 2 Реферирование статей, отдельных разделов монографий 3 Изучение учебных пособий 4 Изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия 5 Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы 6 Конспектирование монографий или их отдельных глав, статей 7 Выполнение творческих заданий Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов. Вопросы: 5.1 Понятие и виды самостоятельной работы студентов 5.2 Основные направления организации самостоятельной работы 5.3 Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний 5.4 Организационные формы самостоятельной работы студентов 5.5 Традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя 5.6 Задачи самостоятельной работы студентов. 5.7 Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов 5.8 Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой 5.9 Руководство преподавателем самостоятельней работой студентов 12 12 5 1 Подготовка к лекциям, семинарским занятиям 2 Реферирование статей, отдельных разделов монографий 3 Изучение учебных пособий 4 Изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия 5 Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы 6 Конспектирование монографий или их отдельных глав, статей 7 Выполнение творческих заданий Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования. Вопросы: 6.1 Сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы 6.2 Определения педагогических технологий и их критерии. 6.3 Направления современного обучения 6.4 Проблемное обучение. Сущность и цели проблемного обучения. Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения 6.5 Технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения 6.6 Продуктивное обучение и эвристические методы обучения. Целеполагание в продуктивном обучении. Организация продуктивной деятельности учащихся 6.7 Эвристические приемы и методы продуктивного обучения. Диагностика продуктивного обучения 6.8 Игровые формы и методы обучения. Игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность. Игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями 12 14 6 1 Подготовка к лекциям, семинарским занятиям 2 Реферирование статей, отдельных разделов монографий 3 Изучение учебных пособий 4 Изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия 5 Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы 6 Конспектирование монографий или их отдельных глав, статей 7 Выполнение творческих заданий Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы. Вопросы: 7.1 Педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство» 7.2 Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу 7.3 Сущность педагогических способностей 7.4 Понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования 7.5 Педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза 7.6 Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции 7.7 Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности 7.8 Стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля 7.9 Проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза 12 12 7 1 Подготовка к лекциям, семинарским занятиям 2 Реферирование статей, отдельных разделов монографий 3 Изучение учебных пособий 4 Изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия 5 Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы 6 Конспектирование монографий или их отдельных глав, статей 7 Выполнение творческих заданий Всего 84 88

                                                                                                                                                                                                                

  Таблица 5

Образовательные технологии ( активные и интерактивные формы)

Номер

П/п

Наименование раздела

Количество часов

Используемые образовательные технологии

Форма обучения

очная заочная 1 Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе. 2 - 1 Вопросно-ответный метод проведения семинара 2 Метод коллективной дискуссии 2 Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система. 2 - 1 Ролевой тренинг 2 Устные ответы с последующим обсуждением 3 Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза. 2 2 1 Метод использования интеллектуальной разминки 2 Диспут 4 Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия. 4 2 1 Ролевой тренинг 2 Развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия 5 Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов. 2 2 1 Диалоговый режим активного обучения 2 Устные ответы с последующим обсуждением 6 Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования. 4 2 1 Метод использования интеллектуальной разминки 2 Диспут 7 Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы. 4 2 1 Диалоговый режим активного обучения 2 Развернутая беседа на основе имеющегося у обучаемых плана занятия

 


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

6.1 Формы контроля освоения дисциплины

 Формы промежуточного контроля по дисциплине:

1 Опрос

2 Контрольная работа

3 Тестирование

Вопросы к зачету по дисциплине

1 Основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология

2 Основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования

3 Цели и принципы обучения в вузе

4 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности

5 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения

6 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов

7 Классификация современных средств обучения

8 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента

9 Роль и значение юриспруденции в современном обществе

10 Методологические и методические проблемы организации юридического образования

11 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе

12 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование

13 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов

14 Генезис форм организации обучения в вузе

15 Исторический аспект развития форм организации обучения

16 Индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения

17 Методика подготовки и проведения лекции

18 Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала

19 Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов

20 Виды лекций: информационная, проблемная

21 Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический

22 Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения

23 Типы семинаров и их содержание

24 Формы и организация семинаров

25 Методы и средства обучения, применяемые при проведении семинарского занятия

26 Роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста

27 Методика подготовки и проведения семинарского занятия

28 Характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация

29 Методы и средства обучения при проведении практикумов

30 Цель и задачи практических занятий

31 Формы и методы подготовки и проведения практических занятий

32 Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний

33 Понятие и виды самостоятельной работы студентов

34 Основные направления организации самостоятельной работы

35 Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний

36 Организационные формы самостоятельной работы студентов

37 Традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

38 Задачи самостоятельной работы студентов.

39 Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов

40 Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой

41 Руководство преподавателем самостоятельней работой студентов

42 Сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы

43 Определения педагогических технологий и их критерии.

44 Направления современного обучения

45 Проблемное обучение. Сущность и цели проблемного обучения. Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения

46 Технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения

47 Продуктивное обучение и эвристические методы обучения. Целеполагание в продуктивном обучении. Организация продуктивной деятельности учащихся

48 Эвристические приемы и методы продуктивного обучения. Диагностика продуктивного обучения

49 Игровые формы и методы обучения. Игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность. Игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями

50 Педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство»

51 Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу

52 Сущность педагогических способностей

53 Понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования

54 Педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза

55 Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции

56 Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности

57 Стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля

58 Проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза


Фонды оценочных средств

1 Бланочные тесты по темам дисциплины

2 Электронный банк тестов

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Тематика эссе

 

1 Предмет, цели и задачи преподавания юриспруденции в высшей школе

2 Содержание информационной лекции и ее особенности

3 Методика чтения информационной лекции и ее типичные недостатки

4 Методика подготовки и проведения проблемной лекции

5 Современные образовательные технологии преподавания юриспруденции

6 Личность преподавателя вуза и ее влияние на восприятие и усвоение учебного материала

7 Методика подготовки и проведения семинарских занятий

8 Методика подготовки и проведения практических занятий

9 Методика подготовки и проведения лабораторных занятий

10 Технические средства обучения юриспруденции

11 Деловая игра как средство усвоения юридических знаний

12 Игра как средство профессионального обучения

13 Виды и формы контроля знаний в процессе обучения юриспруденции

14 Понятие и виды самостоятельной работы студентов

15 Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов

Тематика рефератов

1 Реформы и инновации в системе высшего и послевузовского профессионального образования

2 Государственные образовательные стандарты и образовательное программы высшего и послевузовского образования

3 Формы получения образования и их влияние на методику преподавания

4 Общие требования к организации образовательного процесса

5 Дидактическая система преподавания юридических дисциплин

6 Методика организации самостоятельной работы студентов

7 Промежуточная аттестация студентов: общие требования к организации и проведению

8 Государственная итоговая аттестация выпускников вузов

9 Структура современного юридического образования в Российской Федерации

10 Структура профессиональной образовательной программы по направлению «Юриспруденция»

11 Письменные работы по юридическим дисциплинам

12 Ознакомительная, производственная и преддипломная практика

13 Воспитательный компонент в подготовке студентов-юристов

14 Правовое обучение на различных уровнях системы образования

15 Правовое воспитание и просвещение в РФ

 

Тематика курсовых работ

Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена

Тематика контрольных работ

 

1 Виды лекций: информационная, проблемная

2 Генезис форм организации обучения в вузе

3 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности

4 Задачи самостоятельной работы студентов.

5 Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения

6 Индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения

7 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование

8 Исторический аспект развития форм организации обучения

9 Классификация современных средств обучения

10 Методика подготовки и проведения лекции

11 Методологические и методические проблемы организации юридического образования

12 Методы и средства обучения при проведении практикумов

13 Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический

14 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения

15 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов

16 Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности

17 Направления современного обучения

18 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе

19 Определения педагогических технологий и их критерии.

20 Организационные формы самостоятельной работы студентов

21 Основные направления организации самостоятельной работы

22 Педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза

23 Педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство»

24 Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала

25 Понятие и виды самостоятельной работы студентов

26 Понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования

27 Проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза

28 Проблемное обучение. Сущность и цели проблемного обучения. Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения

29 Продуктивное обучение и эвристические методы обучения. Целеполагание в продуктивном обучении. Организация продуктивной деятельности учащихся

30 Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний

31 Роль и значение юриспруденции в современном обществе

32 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента

33 Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний

34 Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов

35 Руководство преподавателем самостоятельней работой студентов

36 Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу

37 Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции

38 Стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля

39 Сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы

40 Сущность педагогических способностей

41 Технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения

42 Типы семинаров и их содержание

43 Традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

44 Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой

45 Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов

46 Формы и методы подготовки и проведения практических занятий

47 Характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация

48 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов

49 Цель и задачи практических занятий

50 Эвристические приемы и методы продуктивного обучения. Диагностика продуктивного обучения

 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература:

 

1 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы / М.Т. Громкова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 448 с.

2 Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В. Педагогика. Учебное пособие.-М, 2012

3 Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев, 2012. – 344 с.

 

7.2 Дополнительная литература:

4.Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие- Логос.: М, 2012

5.Кроль В.М. Психология и педагогика. Учебное пособие.- М, 2012

6.Резепов И.Ш. Психология и педагогика. Учебное пособие.- Ай Пи Эр.: Саратов, 2012

7.Ермаков В.А. Психология и педагогика. Учебное пособие-М.: Евразийский открытый институт, 2011.

8. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.Краткий курс лекций. –Краснодар.: ЮИМ, 2013

 

Периодическая литература:

  1. Педагогика. Научно-практический журнал РАО, М http://lib.nspu.ru/resource/jornal.html?item=RU/IS/BASE/391708913
  2. Интернет издание для психологов «Психологическая газета» - http://www.psy-gazeta.ru/
  3. Вестник Московского университета. Педагогическое образованиеhttp://www.twirpx.com/files/pedagogics/periodic/vestnik_moskovskogo_universiteta_pedagogicheskoe_obrazovanie/

 

Факультет Юридический Кафедра Теории и истории государства и права

По дисциплине Методика преподавания юриспруденции в высшей школе

 

 

дисциплины Список основной и дополнительной литературы Наличие центрального издательства Наличие грифа Минобразования и других федеральных органов исполнительной власти Год издания Электронный адрес размещения на портале или принадлежность к печатной форме Количество экземпляров в библиотеке Примечание

        Основная литература

Методика преподавания юриспруденции в высшей школе

1.Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.Учебное пособие-М.: Российская академия правосудия да нет 2010 http://www.iprbookshop.ru/1918.html 2500/1  
Громова М.Т. Педагогика высшей школы.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 да УМЦ, НИИ 2010 http://www.iprbookshop.ru/12854.html 2500/1  
Столяренко А.М. Психология и педагогика-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 нет  МО, УМО, УМЦ 2012 http://www.iprbookshop.ru/15451.html 2500/1  

Дополнительная литература

Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 да УМЦ, НИИ 2013 http://www.iprbookshop.ru/15451.html 2500/1  
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие/ Ф.В. Шарипов.-М.: Логос, 2012 Да нет 2012  http://www.iprbookshop.ru/15451.html 2500/1  
Психология и педагогика. Учебное пособие Кроль Н.А.-М.: Высшая школа, М,2012 Нет Нет 2012 http://www.iprbookshop.ru/9649.html 2500/1  
  Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.Краткий курс лекций. –Краснодар.: ЮИМ, 2013 Нет Нет 2013 Печатный 100/1  
   Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.Волкова Е.А., Шульгатый Л.П. Методические рекомендации к практическим занятиям и лабораторным практикумам для магистрантов подготовки 030900.68 Юриспруденция Магистерская программа Гражданское право, семейное право, международное частное право-Краснодар.: Южный институт менеджмента, 2013 нет нет 2013 Печатный 1/100  
  Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.Волкова Е.А., Шульгатый Л.П. Методические указания к самостоятельной работе для магистрантов подготовки 030900.68 Юриспруденция Магистерская программа Гражданское право, семейное право, международное частное право-Краснодар.: Южный институт менеджмента, 2013 нет нет 2013 Печатный 1/100  


2 Фонды оценочных средств

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

кафедра ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

УтверждЕН на заседании кафедры                                          теории и истории государства и права «__»________2013 г. протокол №__             Заведующая кафедрой                                         О.В. Шаповал                        

 

 


ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

Тематика эссе

1 Предмет, цели и задачи преподавания юриспруденции в высшей школе

2 Содержание информационной лекции и ее особенности

3 Методика чтения информационной лекции и ее типичные недостатки

4 Методика подготовки и проведения проблемной лекции

5 Современные образовательные технологии преподавания юриспруденции

6 Личность преподавателя вуза и ее влияние на восприятие и усвоение учебного материала

7 Методика подготовки и проведения семинарских занятий

8 Методика подготовки и проведения практических занятий

9 Методика подготовки и проведения лабораторных занятий

10 Технические средства обучения юриспруденции

11 Деловая игра как средство усвоения юридических знаний

12 Игра как средство профессионального обучения

13 Виды и формы контроля знаний в процессе обучения юриспруденции

14 Понятие и виды самостоятельной работы студентов

15 Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов

Критерии оценки:

 

Оценка «зачтено» выставляется, если в эссе прослеживается:

-четкий тезис или ясное изложение позиции последовательно обосновывается в хорошо организованном эссе;

– представлен взвешенный аргумент и поддерживающая его информация;

– затрагиваются все важные вопросы;

– дается анализ и убедительные выводы;

– нет концептуальных ошибок;

– равно уделяется внимание всем разделам темы;

– в случае необходимости анализируются и подытоживаются различные точки зрения;

- представляется необходимая и точная юридическая информация;

– проблема рассматривается глубоко;

– используется дополнительная относящаяся к делу информация;

- используется ясный, точный и/или живой язык.

 

Оценка «незачтено» выставляется, если:

- не дается контекста или не излагается определенная позиция;

- документы лишь упоминаются или приводятся выдержки из документов;

- большая часть используемой информации неточна, проблема не понята;

- нет организации изложения; механические ошибки серьезно затрудняют понимание.

 

Составитель __________________________Шульгатый Л.П.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА (ЮИМ)


Дисциплина Методика преподавания юриспруденции в высшей школе

Тематика рефератов

1 Реформы и инновации в системе высшего и послевузовского профессионального образования

2 Государственные образовательные стандарты и образовательное программы высшего и послевузовского образования

3 Формы получения образования и их влияние на методику преподавания

4 Общие требования к организации образовательного процесса

5 Дидактическая система преподавания юридических дисциплин

6 Методика организации самостоятельной работы студентов

7 Промежуточная аттестация студентов: общие требования к организации и проведению

8 Государственная итоговая аттестация выпускников вузов

9 Структура современного юридического образования в Российской Федерации

10 Структура профессиональной образовательной программы по направлению «Юриспруденция»

11 Письменные работы по юридическим дисциплинам

12 Ознакомительная, производственная и преддипломная практика

13 Воспитательный компонент в подготовке студентов-юристов

14 Правовое обучение на различных уровнях системы образования

15 Правовое воспитание и просвещение в РФ

Критерии оценки:

Оценка зачтено» проставляется студенту, если – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления реферата; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте реферата; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.

Оценка «не зачтено» выставляется, если содержание реферата не соответствует заявленной в названии тематике или в реферате отмечены нарушения общих требований написания реферата; есть ошибки в техническом оформлении; есть нарушения композиции и структуры; в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; не в полном объёме представлен список использованной литературы, есть ошибки в его оформлении; отсутствуют или некорректно оформлены и не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; есть многочисленные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст реферата представляет собой непереработанный текст другого автора (других авторов).

 


Составитель __________________________Шульгатый Л.П.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА (ЮИМ)



Тематика контрольных работ

1 Виды лекций: информационная, проблемная

2 Генезис форм организации обучения в вузе

3 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности

4 Задачи самостоятельной работы студентов.

5 Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения

6 Индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения

7 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование

8 Исторический аспект развития форм организации обучения

9 Классификация современных средств обучения

10 Методика подготовки и проведения лекции

11 Методологические и методические проблемы организации юридического образования

12 Методы и средства обучения при проведении практикумов

13 Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический

14 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения

15 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов

16 Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности

17 Направления современного обучения

18 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе

19 Определения педагогических технологий и их критерии.

20 Организационные формы самостоятельной работы студентов

21 Основные направления организации самостоятельной работы

22 Педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза

23 Педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство»

24 Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала

25 Понятие и виды самостоятельной работы студентов

26 Понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования

27 Проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза

28 Проблемное обучение. Сущность и цели проблемного обучения. Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения

29 Продуктивное обучение и эвристические методы обучения. Целеполагание в продуктивном обучении. Организация продуктивной деятельности учащихся

30 Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний

31 Роль и значение юриспруденции в современном обществе

32 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента

33 Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний

34 Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов

35 Руководство преподавателем самостоятельней работой студентов

36 Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу

37 Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции

38 Стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля

39 Сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы

40 Сущность педагогических способностей

41 Технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения

42 Типы семинаров и их содержание

43 Традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

44 Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой

45 Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов

46 Формы и методы подготовки и проведения практических занятий

47 Характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация

48 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов

49 Цель и задачи практических занятий

50 Эвристические приемы и методы продуктивного обучения. Диагностика продуктивного обучения

 

Критерии оценки:

 

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание по предмету демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком с использованием современной юридической терминологии. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.     

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, экономическая терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента.

 

Составитель __________________________Шульгатый Л.П.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА (ЮИМ)


Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется, если студент ответил правильно на все тестовые задания;

-оценка «хорошо» выставляется, если студент ответил правильно на 65-80 % тестовых заданий;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент ответил правильно на 55-64% тестовых заданий;

-оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент ответил правильно на менее 55 % тестовых заданий.

 

Составитель __________________________Шульгатый Л.П.



Конспекты лекций

 



Словари



Глоссарий

Абсолютные правоотношения – урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченной стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов (например, отношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Авторитаризм – политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других. Прежде всего, представительных ее институтов.

Авторитет – форма и средство осуществления социальной власти, при которой адресат волеизъявления уверен в легитимности (законности) поступивших к нему команд и распоряжений и на этой основе сознательно и добровольно выполняет их.

Акт применения права (правоприменительный акт) – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела и облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа – приговора, решения, определения, заключения и т.д.

Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения – разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

Дидактика высшей школы – наука о высшем образовании и обучении в высшей школе.

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Личность – социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

Навыки– это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование – культура личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Образование – это основа развития личности.

Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания; процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.

Объект педагогики – воспитание в широком смысле.

Педагогика – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем; наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и т.д.).

Педагогическая проблема – объективно возникший в педагогической теории и практике вопрос относительно процессов обучения и воспитания.

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач, т.к. педагогическая деятельность является совместной (профессия «человек» - «человек»), то строится по законам взаимодействия учителя и ученика.

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.

Преподавание – руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности ребенка.

Просвещение – распространение научных знаний о человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде распространения знаний в области экономики, закона и права, искусства, педагогики и психологии).

Развитие – объективный процесс внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения.

Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Система образования – существует общее и специальное образование. Общее – начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые каждому). Специальное – среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии).

Содержание образования – система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

 Умение – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Формирование личности – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

 

 

Содержание УМКД

Документы

Вид УМКД

Печатный Электронный
Рецензии дисциплины (внутренняя и внешняя)    
Примерная рабочая программа (только по базовым дисциплинам)    
     
I Рабочая программа учебной дисциплины:    
Титульный лист УМКД    
Лист согласования УМКД    
1 Цели дисциплины    
2 Место дисциплины в структуре ООП магистратуры    
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины    
4 Структура и содержание дисциплины    
4.1 Структура дисциплины    
4.2 Содержание дисциплины    
4.2.1 Содержание лекций    
4.2.2 Содержание семинарских и практических занятий    
4.2.3 Самостоятельная работа студентов    
5 Образовательные технологии    
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов    
6.1 Формы контроля освоения дисциплины                                
6.2 Фонды оценочных средств    
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов    
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины    
7.1 Основная литература    
7.2 Дополнительная литература    
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы    
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины    
9 Протоколы согласования    
Приложение 1 Программа формирования компетенций    

II Элементы учебного комплекса дисциплины

1 Карта обеспеченности дисциплины основной и дополнительной учебной литературой    
2 Фонды оценочных средств ( паспорт оценочных средств и фонды оценочных средств по формам контроля)    
3Рабочая тетрадь к практически и семинарским занятиям    
4 Конспект лекций    
5 Презентации лекционного курса    
6 Перечень используемых технических средств обучения, наглядных пособий, макетов и т.п. – в рабочей программе    
7 Электронные обучающие средства, пакеты прикладных программ    
8Словари    
9 Глоссарий (список терминов и их определение)    
10 Ссылки в сети Internet на источники информации    

 

 

                                                                                                           

 

 

Аннотация программы дисциплины

М.1.1.В.3 «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»

подготовки магистра по направлению «Юриспруденция»

программа «Гражданское право, семейное право, международное частное право»

Цель дисциплины состоит в формировании знаний в области системного подхода к анализу педагогического процесса преподавания и изучения юриспруденции, закономерностей подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, определении дидактических задач и путей их решения.

       Задачи дисциплины – ознакомить студентов с современными педагогическими технологиями, обучить умению проектирования оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения, сформировать у будущих преподавателей юриспруденции навыки и умения управлять педагогическим процессом в высшей школе.

 Место курса среди других дисциплин учебного плана

       Дисциплина входит в вариативную часть общенаучного цикла, к дисциплинам по выбору студента (М.1.1.В.3). Она входит в модуль дисциплин «Методологические и коммуникативные способы передачи знаний» в связке с дисциплинами «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Стилистика юридических текстов и выступлений» и должна изучаться после дисциплин «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Стилистика юридических текстов и выступлений».

 

Дидактические единицы

       основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология; основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования; цели и принципы обучения в вузе; дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности; методы обучения; проблема методов обучения; классификация методов обучения; методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов; классификация современных средств обучения; роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента; роль и значение юриспруденции в современном обществе; методологические и методические проблемы организации юридического образования; необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе; интеграция педагогической культуры в юридическое образование; характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов; генезис форм организации обучения в вузе; исторический аспект развития форм организации обучения; индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения; методика подготовки и проведения лекции; познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала; роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов; виды лекций: информационная, проблемная; методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический; значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения; типы семинаров и их содержание; формы и организация семинаров; методы и средства обучения, применяемые при проведении семинарского занятия; роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста; методика подготовки и проведения семинарского занятия; характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация; методы и средства обучения при проведении практикумов; цель и задачи практических занятий; формы и методы подготовки и проведения практических занятий; решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний; понятие и виды самостоятельной работы студентов; основные направления организации самостоятельной работы; роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний; организационные формы самостоятельной работы студентов; традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя; задачи самостоятельной работы студентов; условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов; умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой; руководство преподавателем самостоятельней работой студентов; сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы; определения педагогических технологий и их критерии; направления современного обучения; проблемное обучение; сущность и цели проблемного обучения; предметно-содержательные характеристики проблемного обучения; формы и средства проблемного обучения; технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения; продуктивное обучение и эвристические методы обучения; целеполагание в продуктивном обучении; организация продуктивной деятельности учащихся; эвристические приемы и методы продуктивного обучения; диагностика продуктивного обучения; игровые формы и методы обучения; игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность; игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями; педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство»; совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу; сущность педагогических способностей; понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования; педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза; соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции; мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности; стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля; проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

1. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2. Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

3. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

4. Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- основы педагогической компетентности преподавателя в вузе, ее структуру, пути и методы формирования.

- основные требования к педагогу в высшей школы.

-роль и значение юриспруденции в современном обществе;

-виды, методику подготовки и методику изложения и проведения лекционного и семинарского занятия;

- проблемы личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза.

- формы организации обучения в высшей школе;

- основы организации самостоятельной работы студентов;

- основные методы преподавания юридических дисциплин

- современные технологии обучения в системе высшего образования.

- организацию педагогического процесса в высшей школе;

- основы руководства традиционной и аудиторной самостоятельной работы студентов.

 

уметь:

- воспитывать в студентах уважительное отношение к праву и закону.

- применять нормативно-правовые акты и законодательную базу для добросовестного исполнения профессиональных обязанностей;

- применять полученные знания для руководства самостоятельной работы студентов;

- применять полученные знания для подготовки и проведения занятий по юридическим дисциплинам.

- использовать основные методики обучения в высшей школе

-управлять самостоятельной работой студентов

- организовать  обучение в образовательном процессе вуза.

 

владеть:

-основными знаниями для формирования «педагогического мастерства».

- принципами этики юриста и принципами педагогической культуры преподавателя вуза;

- современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.

- методикой подготовки и проведения обучения в образовательном процессе вуза;

- навыками организации самостоятельной работы студентов4

-современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.

- навыками организации  и управления обучения в образовательном процессе вуза;

 

 Основные разделы программы:

Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе

Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система

Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза

Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия

Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов

Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования

Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 304.