Содержание УМКД
Документы | Вид УМКД | |
Печатный | Электронный | |
Рецензии дисциплины (внутренняя и внешняя) | ||
Примерная рабочая программа (только по базовым дисциплинам) | ||
I Рабочая программа учебной дисциплины: | ||
Титульный лист УМКД | ||
Лист согласования УМКД | ||
1 Цели дисциплины | ||
2 Место дисциплины в структуре ООП магистратуры | ||
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | ||
4 Структура и содержание дисциплины | ||
4.1 Структура дисциплины | ||
4.2 Содержание дисциплины | ||
4.2.1 Содержание лекций | ||
4.2.2 Содержание семинарских и практических занятий | ||
4.2.3 Самостоятельная работа студентов | ||
5 Образовательные технологии | ||
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | ||
6.1 Формы контроля освоения дисциплины | ||
6.2 Фонды оценочных средств | ||
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | ||
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | ||
7.1 Основная литература | ||
7.2 Дополнительная литература | ||
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы | ||
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины | ||
9 Протоколы согласования | ||
Приложение 1 Программа формирования компетенций | ||
II Элементы учебного комплекса дисциплины | ||
1 Карта обеспеченности дисциплины основной и дополнительной учебной литературой | ||
2 Фонды оценочных средств ( паспорт оценочных средств и фонды оценочных средств по формам контроля) | ||
3Рабочая тетрадь к практически и семинарским занятиям | ||
4 Конспект лекций | ||
5 Презентации лекционного курса | ||
6 Перечень используемых технических средств обучения, наглядных пособий, макетов и т.п. – в рабочей программе | ||
7 Электронные обучающие средства, пакеты прикладных программ | ||
8Словари | ||
9 Глоссарий (список терминов и их определение) | ||
10 Ссылки в сети Internet на источники информации |
Аннотация программы дисциплины
М.1.1.В.3 «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»
подготовки магистра по направлению «Юриспруденция»
программа «Гражданское право, семейное право, международное частное право»
Цель дисциплины состоит в формировании знаний в области системного подхода к анализу педагогического процесса преподавания и изучения юриспруденции, закономерностей подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, определении дидактических задач и путей их решения.
Задачи дисциплины – ознакомить студентов с современными педагогическими технологиями, обучить умению проектирования оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения, сформировать у будущих преподавателей юриспруденции навыки и умения управлять педагогическим процессом в высшей школе.
Место курса среди других дисциплин учебного плана
Дисциплина входит в вариативную часть общенаучного цикла, к дисциплинам по выбору студента (М.1.1.В.3). Она входит в модуль дисциплин «Методологические и коммуникативные способы передачи знаний» в связке с дисциплинами «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Стилистика юридических текстов и выступлений» и должна изучаться после дисциплин «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Стилистика юридических текстов и выступлений».
Дидактические единицы
основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология; основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования; цели и принципы обучения в вузе; дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности; методы обучения; проблема методов обучения; классификация методов обучения; методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов; классификация современных средств обучения; роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента; роль и значение юриспруденции в современном обществе; методологические и методические проблемы организации юридического образования; необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе; интеграция педагогической культуры в юридическое образование; характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов; генезис форм организации обучения в вузе; исторический аспект развития форм организации обучения; индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения; методика подготовки и проведения лекции; познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала; роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов; виды лекций: информационная, проблемная; методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический; значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения; типы семинаров и их содержание; формы и организация семинаров; методы и средства обучения, применяемые при проведении семинарского занятия; роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста; методика подготовки и проведения семинарского занятия; характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация; методы и средства обучения при проведении практикумов; цель и задачи практических занятий; формы и методы подготовки и проведения практических занятий; решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний; понятие и виды самостоятельной работы студентов; основные направления организации самостоятельной работы; роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний; организационные формы самостоятельной работы студентов; традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя; задачи самостоятельной работы студентов; условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов; умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой; руководство преподавателем самостоятельней работой студентов; сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы; определения педагогических технологий и их критерии; направления современного обучения; проблемное обучение; сущность и цели проблемного обучения; предметно-содержательные характеристики проблемного обучения; формы и средства проблемного обучения; технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения; продуктивное обучение и эвристические методы обучения; целеполагание в продуктивном обучении; организация продуктивной деятельности учащихся; эвристические приемы и методы продуктивного обучения; диагностика продуктивного обучения; игровые формы и методы обучения; игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность; игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями; педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство»; совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу; сущность педагогических способностей; понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования; педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза; соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции; мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности; стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля; проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
2. Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
3. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
4. Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- основы педагогической компетентности преподавателя в вузе, ее структуру, пути и методы формирования.
- основные требования к педагогу в высшей школы.
-роль и значение юриспруденции в современном обществе;
-виды, методику подготовки и методику изложения и проведения лекционного и семинарского занятия;
- проблемы личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза.
- формы организации обучения в высшей школе;
- основы организации самостоятельной работы студентов;
- основные методы преподавания юридических дисциплин
- современные технологии обучения в системе высшего образования.
- организацию педагогического процесса в высшей школе;
- основы руководства традиционной и аудиторной самостоятельной работы студентов.
уметь:
- воспитывать в студентах уважительное отношение к праву и закону.
- применять нормативно-правовые акты и законодательную базу для добросовестного исполнения профессиональных обязанностей;
- применять полученные знания для руководства самостоятельной работы студентов;
- применять полученные знания для подготовки и проведения занятий по юридическим дисциплинам.
- использовать основные методики обучения в высшей школе
-управлять самостоятельной работой студентов
- организовать обучение в образовательном процессе вуза.
владеть:
-основными знаниями для формирования «педагогического мастерства».
- принципами этики юриста и принципами педагогической культуры преподавателя вуза;
- современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.
- методикой подготовки и проведения обучения в образовательном процессе вуза;
- навыками организации самостоятельной работы студентов4
-современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.
- навыками организации и управления обучения в образовательном процессе вуза;
Основные разделы программы:
Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы
|
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Семестр
Зачетные единицы
Трудоемкость в часах
Формы контроля
Трудоемкость в часах
Формы контроля
ВСЕГО
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Экзамен
Семестр
Зачетные единицы
ВСЕГО
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Экзамен
Всего
в том числе:
Всего
в том числе:
Разработчик программы: докт. пед. наук, профессор Шульгатый Л.П..
Негосударственное частное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Южный институт менеджмента
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_____________ А.А.Белоусова
«___» ___________ 2013 г.
кафедра ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Рабочая программа дисциплины
М.1.1.В.3 Методика преподавания юриспруденции в высшей школе
Направление подготовки ____Юриспруденция____________________________________
Магистерская программа _Гражданское право, семейное право, международное частное право_____________________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника Магистр
Форма обучения _________очная, заочная_________________________________________
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Семестр
Зачетные единицы
Трудоемкость в часах
Формы контроля
Трудоемкость в часах
Формы контроля
ВСЕГО
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Экзамен
Семестр
Зачетные единицы
ВСЕГО
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Экзамен
Всего
в том числе:
Всего
в том числе:
Краснодар 2013
Автор программы: док-р пед. наук, профессор _______________ Л.П. Шульгатый
Рабочая программа рекомендована к представлению на НМС ЮИМ на заседании кафедры теории и истории государства и права
протокол № от « » 2013 г
Заведующая кафедрой канд. юрид. наук ___________ О.В. Шаповал
С о г л а с о в а н а:
Зав. магистратурой
доктор экономических наук, профессор Зелинская М.В.
ученая степень, ученое звание, подпись, Ф.И.О.
«_____» _____________________ 20__ г.
Начальник отдела методической работы и СМК ОД,
кандидат педагогических наук, профессор _________________________ Фомиченко Н.Г.
У т в е р ж д е н а :
на заседании научно-методического совета ЮИМ
протокол №____ от «___» ___________ 20___ г
Председатель научно-методического совета
к.э.н., профессор ____________________ А.А.Белоусова
1. Цели освоения дисциплины
1.1 Целью освоения дисциплины Методика преподавания юриспруденции в высшей школе студентами 1 курса является формирование знаний в области системного подхода к анализу педагогического процесса преподавания и изучения юриспруденции, закономерностей подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, определения дидактических задач и путей их решения.
1.2 Для реализации поставленной цели в процессе изучения учебной дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» решаются следующие задачи:
ознакомить студентов с современными педагогическими технологиями; обучение умению проектирования оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения; формирование у будущих преподавателей юриспруденции навыков и умений управлять педагогическим процессом в высшей школе.
2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору общенаучного цикла, к дисциплинам направления, устанавливаемым Основной образовательной программой магистратуры ВУЗа по направлению подготовки «Юриспруденция». Она входит в модуль дисциплин «Методологические и коммуникативные способы передачи знаний» в связке с дисциплинами «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Стилистика юридических текстов и выступлений» и должна изучаться параллельно с дисциплинами «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Стилистика юридических текстов и выступлений», предшествовать изучению дисциплины «Компьютерные технологии в науке и образовании».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
1. Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
2. Способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
3. Способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
4. Компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
ОК-1 Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания.
знать:
- основы педагогической компетентности преподавателя в вузе, ее структуру, пути и методы формирования.
- основные требования к педагогу в высшей школы.
уметь:
- воспитывать в студентах уважительное отношение к праву и закону.
.
владеть:
-основными знаниями для формирования «педагогического мастерства».
ОК-2 Способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста.
знать:
-роль и значение юриспруденции в современном обществе;
-виды, методику подготовки и методику изложения и проведения лекционного и семинарского занятия;
- проблемы личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза.
уметь:
- применять нормативно-правовые акты и законодательную базу для добросовестного исполнения профессиональных обязанностей;
- применять полученные знания для руководства самостоятельной работы студентов;
- применять полученные знания для подготовки и проведения занятий по юридическим дисциплинам.
владеть:
- принципами этики юриста и принципами педагогической культуры преподавателя вуза;
- современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.
ОК-3 Способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.
знать:
- формы организации обучения в высшей школе;
- основы организации самостоятельной работы студентов;
- основные методы преподавания юридических дисциплин
- современные технологии обучения в системе высшего образования.
уметь:
- использовать основные методики обучения в высшей школе
-управлять самостоятельной работой студентов
владеть:
- методикой подготовки и проведения обучения в образовательном процессе вуза;
- навыками организации самостоятельной работы студентов4
-современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.
ОК-5 Компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.
знать:
- организацию педагогического процесса в высшей школе;
- основы руководства традиционной и аудиторной самостоятельной работы студентов.
уметь:
- организовать обучение в образовательном процессе вуза.
владеть:
- навыками организации и управления обучения в образовательном процессе вуза;
4. Структура и содержание дисциплины Методика преподавания юриспруденции в высшей школе
4.1 Структура и содержание дисциплины Методика преподавания юриспруденции в высшей школе
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетных единицы, ___108____ часов.
Таблица 1
4.1. Структура дисциплины
№ П/п |
Номера и названия разделов | Очная форма обучения |
Заочная форма обучения
| ||||||||||
Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||
Лекции | Практические, занятия и лабораторные практикумы | В т.ч. активных форм и интерактивных | Самостоятельная работа | Лекции | Практические, занятия и лабораторные практикумы | В т.ч. активных форм и интерактивных | Самостоятельная работа | ||||||
1 | Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе. | 1 | 2 | 2 | - | 12 | Устный опрос – 2 неделя семестра. | 1 | 1 | - | - | 12 | |
2 | Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система. | 1 | 2 | 2 | - | 12 | Контрольная работа – 4 неделя семестра. | 1 | 1 | - | - | 12 | Контрольная работа |
3 | Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза. | 1 | - | 2 | 2 | 12 | Тестирование – 5 неделя семестра. | 1 | - | 2 | 2 | 12 | Тестирование |
4 | Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия. | 1 | - | 4 | - | 12 | Тестирование – 6 неделя семестра. | 1 | - | 2 | - | 14 | Контрольная работа |
5 | Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов. | 1 | - | 2 | 2 | 12 | Контрольная работа – 8 неделя семестра. | 1 | - | 2 | 2 | 12 | Тестирование |
6 | Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования. | 1 | - | 4 | 2 | 12 | Устный опрос – 10 неделя семестра. | 1 | - | 2 | 2 | 14 | Контрольная работа |
7 | Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы. | 1 | - | 4 | 2 | 12 | Контрольная работа – 12 неделя семестра. | 1 | - | 2 | - | 12 | Тестирование |
Итого | 1 | 4 | 20 | 8 | 84 | зачет | 1 | 2 | 14 | 6 | 88 | зачет |
4.2 Содержание дисциплины
Тема | Дидактическая единица |
Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе. | 1.1 Основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология 1.2 Основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования 1.3 Цели и принципы обучения в вузе 1.4 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности 1.5 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения 1.6 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов 1.7 Классификация современных средств обучения 1.8 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента |
Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система. | 2.1 Роль и значение юриспруденции в современном обществе 2.2 Методологические и методические проблемы организации юридического образования 2.3 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе 2.4 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование 2.5 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов |
Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза. | 3.1 Генезис форм организации обучения в вузе 3.2 Исторический аспект развития форм организации обучения 3.3 Индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения 3.4 Методика подготовки и проведения лекции 3.5 Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала 3.6 Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов 3.7 Виды лекций: информационная, проблемная 3.8 Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический |
Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия. | 4.1 Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения 4.2 Типы семинаров и их содержание 4.3 Формы и организация семинаров 4.4 Методы и средства обучения, применяемые при проведении семинарского занятия 4.5 Роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста 4.6 Методика подготовки и проведения семинарского занятия 4.7 Характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация 4.8 Методы и средства обучения при проведении практикумов 4.9 Цель и задачи практических занятий 4.10 Формы и методы подготовки и проведения практических занятий 4.11 Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний |
Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов. | 5.1 Понятие и виды самостоятельной работы студентов 5.2 Основные направления организации самостоятельной работы 5.3 Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний 5.4 Организационные формы самостоятельной работы студентов 5.5 Традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя 5.6 Задачи самостоятельной работы студентов. 5.7 Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов 5.8 Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой 5.9 Руководство преподавателем самостоятельней работой студентов |
Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования. | 6.1 Сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы 6.2 Определения педагогических технологий и их критерии. 6.3 Направления современного обучения 6.4 Проблемное обучение. Сущность и цели проблемного обучения. Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения 6.5 Технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения 6.6 Продуктивное обучение и эвристические методы обучения. Целеполагание в продуктивном обучении. Организация продуктивной деятельности учащихся 6.7 Эвристические приемы и методы продуктивного обучения. Диагностика продуктивного обучения 6.8 Игровые формы и методы обучения. Игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность. Игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями |
Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы. | 7.1 Педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство» 7.2 Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу 7.3 Сущность педагогических способностей 7.4 Понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования 7.5 Педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза 7.6 Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции 7.7 Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности 7.8 Стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля 7.9 Проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза |
Таблица 2
Содержание лекций
Номер
П/п
Раздел, тема, содержание (основные вопросы)
Номер занятия
Количество часов
Литература
Форма обучения
Таблица 3
Содержание практических занятий и лабораторных практикумов
Номер
П/п
Раздел, тема, содержание (основные вопросы)
Номер занятия
Количество часов
Виды самостоятельной учебной деятельности студента на занятии
Литература
Форма обучения
Таблица 4
4.2.3 Самостоятельная работа студента
Раздел, тема, содержание (основные вопросы) |
Количество часов
Номер
П/ п
Внеаудиторная самостоятельная работа
Форма обучения
Таблица 5
Образовательные технологии ( активные и интерактивные формы)
Номер
П/п
Наименование раздела
Количество часов
Используемые образовательные технологии
Форма обучения
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1 Формы контроля освоения дисциплины
Формы промежуточного контроля по дисциплине:
1 Опрос
2 Контрольная работа
3 Тестирование
Вопросы к зачету по дисциплине
1 Основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология
2 Основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования
3 Цели и принципы обучения в вузе
4 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности
5 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения
6 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов
7 Классификация современных средств обучения
8 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента
9 Роль и значение юриспруденции в современном обществе
10 Методологические и методические проблемы организации юридического образования
11 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе
12 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование
13 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов
14 Генезис форм организации обучения в вузе
15 Исторический аспект развития форм организации обучения
16 Индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения
17 Методика подготовки и проведения лекции
18 Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала
19 Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов
20 Виды лекций: информационная, проблемная
21 Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический
22 Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения
23 Типы семинаров и их содержание
24 Формы и организация семинаров
25 Методы и средства обучения, применяемые при проведении семинарского занятия
26 Роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста
27 Методика подготовки и проведения семинарского занятия
28 Характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация
29 Методы и средства обучения при проведении практикумов
30 Цель и задачи практических занятий
31 Формы и методы подготовки и проведения практических занятий
32 Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний
33 Понятие и виды самостоятельной работы студентов
34 Основные направления организации самостоятельной работы
35 Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний
36 Организационные формы самостоятельной работы студентов
37 Традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
38 Задачи самостоятельной работы студентов.
39 Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов
40 Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой
41 Руководство преподавателем самостоятельней работой студентов
42 Сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы
43 Определения педагогических технологий и их критерии.
44 Направления современного обучения
45 Проблемное обучение. Сущность и цели проблемного обучения. Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения
46 Технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения
47 Продуктивное обучение и эвристические методы обучения. Целеполагание в продуктивном обучении. Организация продуктивной деятельности учащихся
48 Эвристические приемы и методы продуктивного обучения. Диагностика продуктивного обучения
49 Игровые формы и методы обучения. Игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность. Игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями
50 Педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство»
51 Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу
52 Сущность педагогических способностей
53 Понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования
54 Педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза
55 Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции
56 Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
57 Стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля
58 Проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза
Фонды оценочных средств
1 Бланочные тесты по темам дисциплины
2 Электронный банк тестов
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Тематика эссе
1 Предмет, цели и задачи преподавания юриспруденции в высшей школе
2 Содержание информационной лекции и ее особенности
3 Методика чтения информационной лекции и ее типичные недостатки
4 Методика подготовки и проведения проблемной лекции
5 Современные образовательные технологии преподавания юриспруденции
6 Личность преподавателя вуза и ее влияние на восприятие и усвоение учебного материала
7 Методика подготовки и проведения семинарских занятий
8 Методика подготовки и проведения практических занятий
9 Методика подготовки и проведения лабораторных занятий
10 Технические средства обучения юриспруденции
11 Деловая игра как средство усвоения юридических знаний
12 Игра как средство профессионального обучения
13 Виды и формы контроля знаний в процессе обучения юриспруденции
14 Понятие и виды самостоятельной работы студентов
15 Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов
Тематика рефератов
1 Реформы и инновации в системе высшего и послевузовского профессионального образования
2 Государственные образовательные стандарты и образовательное программы высшего и послевузовского образования
3 Формы получения образования и их влияние на методику преподавания
4 Общие требования к организации образовательного процесса
5 Дидактическая система преподавания юридических дисциплин
6 Методика организации самостоятельной работы студентов
7 Промежуточная аттестация студентов: общие требования к организации и проведению
8 Государственная итоговая аттестация выпускников вузов
9 Структура современного юридического образования в Российской Федерации
10 Структура профессиональной образовательной программы по направлению «Юриспруденция»
11 Письменные работы по юридическим дисциплинам
12 Ознакомительная, производственная и преддипломная практика
13 Воспитательный компонент в подготовке студентов-юристов
14 Правовое обучение на различных уровнях системы образования
15 Правовое воспитание и просвещение в РФ
Тематика курсовых работ
Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена
Тематика контрольных работ
1 Виды лекций: информационная, проблемная
2 Генезис форм организации обучения в вузе
3 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности
4 Задачи самостоятельной работы студентов.
5 Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения
6 Индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения
7 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование
8 Исторический аспект развития форм организации обучения
9 Классификация современных средств обучения
10 Методика подготовки и проведения лекции
11 Методологические и методические проблемы организации юридического образования
12 Методы и средства обучения при проведении практикумов
13 Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический
14 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения
15 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов
16 Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
17 Направления современного обучения
18 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе
19 Определения педагогических технологий и их критерии.
20 Организационные формы самостоятельной работы студентов
21 Основные направления организации самостоятельной работы
22 Педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза
23 Педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство»
24 Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала
25 Понятие и виды самостоятельной работы студентов
26 Понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования
27 Проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза
28 Проблемное обучение. Сущность и цели проблемного обучения. Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения
29 Продуктивное обучение и эвристические методы обучения. Целеполагание в продуктивном обучении. Организация продуктивной деятельности учащихся
30 Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний
31 Роль и значение юриспруденции в современном обществе
32 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента
33 Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний
34 Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов
35 Руководство преподавателем самостоятельней работой студентов
36 Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу
37 Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции
38 Стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля
39 Сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы
40 Сущность педагогических способностей
41 Технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения
42 Типы семинаров и их содержание
43 Традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
44 Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой
45 Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов
46 Формы и методы подготовки и проведения практических занятий
47 Характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация
48 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов
49 Цель и задачи практических занятий
50 Эвристические приемы и методы продуктивного обучения. Диагностика продуктивного обучения
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1 Основная литература:
1 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы / М.Т. Громкова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 448 с.
2 Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В. Педагогика. Учебное пособие.-М, 2012
3 Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев, 2012. – 344 с.
7.2 Дополнительная литература:
4.Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие- Логос.: М, 2012
5.Кроль В.М. Психология и педагогика. Учебное пособие.- М, 2012
6.Резепов И.Ш. Психология и педагогика. Учебное пособие.- Ай Пи Эр.: Саратов, 2012
7.Ермаков В.А. Психология и педагогика. Учебное пособие-М.: Евразийский открытый институт, 2011.
8. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.Краткий курс лекций. –Краснодар.: ЮИМ, 2013
Периодическая литература:
Факультет Юридический Кафедра Теории и истории государства и права
По дисциплине Методика преподавания юриспруденции в высшей школе
дисциплины | Список основной и дополнительной литературы | Наличие центрального издательства | Наличие грифа Минобразования и других федеральных органов исполнительной власти | Год издания | Электронный адрес размещения на портале или принадлежность к печатной форме | Количество экземпляров в библиотеке | Примечание |
Основная литература | |||||||
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе | 1.Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.Учебное пособие-М.: Российская академия правосудия | да | нет | 2010 | http://www.iprbookshop.ru/1918.html | 2500/1 | |
Громова М.Т. Педагогика высшей школы.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 | да | УМЦ, НИИ | 2010 | http://www.iprbookshop.ru/12854.html | 2500/1 | ||
Столяренко А.М. Психология и педагогика-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 | нет | МО, УМО, УМЦ | 2012 | http://www.iprbookshop.ru/15451.html | 2500/1 | ||
Дополнительная литература | |||||||
Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 | да | УМЦ, НИИ | 2013 | http://www.iprbookshop.ru/15451.html | 2500/1 | ||
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие/ Ф.В. Шарипов.-М.: Логос, 2012 | Да | нет | 2012 | http://www.iprbookshop.ru/15451.html | 2500/1 | ||
Психология и педагогика. Учебное пособие Кроль Н.А.-М.: Высшая школа, М,2012 | Нет | Нет | 2012 | http://www.iprbookshop.ru/9649.html | 2500/1 | ||
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.Краткий курс лекций. –Краснодар.: ЮИМ, 2013 | Нет | Нет | 2013 | Печатный | 100/1 | ||
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.Волкова Е.А., Шульгатый Л.П. Методические рекомендации к практическим занятиям и лабораторным практикумам для магистрантов подготовки 030900.68 Юриспруденция Магистерская программа Гражданское право, семейное право, международное частное право-Краснодар.: Южный институт менеджмента, 2013 | нет | нет | 2013 | Печатный | 1/100 | ||
Методика преподавания юриспруденции в высшей школе.Волкова Е.А., Шульгатый Л.П. Методические указания к самостоятельной работе для магистрантов подготовки 030900.68 Юриспруденция Магистерская программа Гражданское право, семейное право, международное частное право-Краснодар.: Южный институт менеджмента, 2013 | нет | нет | 2013 | Печатный | 1/100 |
2 Фонды оценочных средств
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
кафедра ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УтверждЕН на заседании кафедры теории и истории государства и права «__»________2013 г. протокол №__ Заведующая кафедрой О.В. Шаповал |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Тематика эссе
1 Предмет, цели и задачи преподавания юриспруденции в высшей школе
2 Содержание информационной лекции и ее особенности
3 Методика чтения информационной лекции и ее типичные недостатки
4 Методика подготовки и проведения проблемной лекции
5 Современные образовательные технологии преподавания юриспруденции
6 Личность преподавателя вуза и ее влияние на восприятие и усвоение учебного материала
7 Методика подготовки и проведения семинарских занятий
8 Методика подготовки и проведения практических занятий
9 Методика подготовки и проведения лабораторных занятий
10 Технические средства обучения юриспруденции
11 Деловая игра как средство усвоения юридических знаний
12 Игра как средство профессионального обучения
13 Виды и формы контроля знаний в процессе обучения юриспруденции
14 Понятие и виды самостоятельной работы студентов
15 Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов
Критерии оценки:
Оценка «зачтено» выставляется, если в эссе прослеживается:
-четкий тезис или ясное изложение позиции последовательно обосновывается в хорошо организованном эссе;
– представлен взвешенный аргумент и поддерживающая его информация;
– затрагиваются все важные вопросы;
– дается анализ и убедительные выводы;
– нет концептуальных ошибок;
– равно уделяется внимание всем разделам темы;
– в случае необходимости анализируются и подытоживаются различные точки зрения;
- представляется необходимая и точная юридическая информация;
– проблема рассматривается глубоко;
– используется дополнительная относящаяся к делу информация;
- используется ясный, точный и/или живой язык.
Оценка «незачтено» выставляется, если:
- не дается контекста или не излагается определенная позиция;
- документы лишь упоминаются или приводятся выдержки из документов;
- большая часть используемой информации неточна, проблема не понята;
- нет организации изложения; механические ошибки серьезно затрудняют понимание.
Составитель __________________________Шульгатый Л.П.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА (ЮИМ)
Дисциплина Методика преподавания юриспруденции в высшей школе
Тематика рефератов
1 Реформы и инновации в системе высшего и послевузовского профессионального образования
2 Государственные образовательные стандарты и образовательное программы высшего и послевузовского образования
3 Формы получения образования и их влияние на методику преподавания
4 Общие требования к организации образовательного процесса
5 Дидактическая система преподавания юридических дисциплин
6 Методика организации самостоятельной работы студентов
7 Промежуточная аттестация студентов: общие требования к организации и проведению
8 Государственная итоговая аттестация выпускников вузов
9 Структура современного юридического образования в Российской Федерации
10 Структура профессиональной образовательной программы по направлению «Юриспруденция»
11 Письменные работы по юридическим дисциплинам
12 Ознакомительная, производственная и преддипломная практика
13 Воспитательный компонент в подготовке студентов-юристов
14 Правовое обучение на различных уровнях системы образования
15 Правовое воспитание и просвещение в РФ
Критерии оценки:
Оценка зачтено» проставляется студенту, если – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления реферата; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте реферата; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.
Оценка «не зачтено» выставляется, если содержание реферата не соответствует заявленной в названии тематике или в реферате отмечены нарушения общих требований написания реферата; есть ошибки в техническом оформлении; есть нарушения композиции и структуры; в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; не в полном объёме представлен список использованной литературы, есть ошибки в его оформлении; отсутствуют или некорректно оформлены и не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; есть многочисленные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст реферата представляет собой непереработанный текст другого автора (других авторов).
Составитель __________________________Шульгатый Л.П.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА (ЮИМ)
Тематика контрольных работ
1 Виды лекций: информационная, проблемная
2 Генезис форм организации обучения в вузе
3 Дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности
4 Задачи самостоятельной работы студентов.
5 Значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения
6 Индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения
7 Интеграция педагогической культуры в юридическое образование
8 Исторический аспект развития форм организации обучения
9 Классификация современных средств обучения
10 Методика подготовки и проведения лекции
11 Методологические и методические проблемы организации юридического образования
12 Методы и средства обучения при проведении практикумов
13 Методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический
14 Методы обучения. Проблема методов обучения. Классификация методов обучения
15 Методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов
16 Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
17 Направления современного обучения
18 Необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе
19 Определения педагогических технологий и их критерии.
20 Организационные формы самостоятельной работы студентов
21 Основные направления организации самостоятельной работы
22 Педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза
23 Педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство»
24 Познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала
25 Понятие и виды самостоятельной работы студентов
26 Понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования
27 Проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза
28 Проблемное обучение. Сущность и цели проблемного обучения. Предметно-содержательные характеристики проблемного обучения. Формы и средства проблемного обучения
29 Продуктивное обучение и эвристические методы обучения. Целеполагание в продуктивном обучении. Организация продуктивной деятельности учащихся
30 Решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний
31 Роль и значение юриспруденции в современном обществе
32 Роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента
33 Роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний
34 Роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов
35 Руководство преподавателем самостоятельней работой студентов
36 Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу
37 Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции
38 Стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля
39 Сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы
40 Сущность педагогических способностей
41 Технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения
42 Типы семинаров и их содержание
43 Традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
44 Умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой
45 Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов
46 Формы и методы подготовки и проведения практических занятий
47 Характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация
48 Характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов
49 Цель и задачи практических занятий
50 Эвристические приемы и методы продуктивного обучения. Диагностика продуктивного обучения
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание по предмету демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком с использованием современной юридической терминологии. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, экономическая терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента.
Составитель __________________________Шульгатый Л.П.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА (ЮИМ)
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется, если студент ответил правильно на все тестовые задания;
-оценка «хорошо» выставляется, если студент ответил правильно на 65-80 % тестовых заданий;
- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент ответил правильно на 55-64% тестовых заданий;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент ответил правильно на менее 55 % тестовых заданий.
Составитель __________________________Шульгатый Л.П.
Конспекты лекций
Словари
Глоссарий
Абсолютные правоотношения – урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченной стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов (например, отношения, вытекающие из права собственности, авторского права).
Авторитаризм – политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других. Прежде всего, представительных ее институтов.
Авторитет – форма и средство осуществления социальной власти, при которой адресат волеизъявления уверен в легитимности (законности) поступивших к нему команд и распоряжений и на этой основе сознательно и добровольно выполняет их.
Акт применения права (правоприменительный акт) – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела и облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа – приговора, решения, определения, заключения и т.д.
Воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения – разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.
Дидактика высшей школы – наука о высшем образовании и обучении в высшей школе.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Личность – социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.
Навыки– это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Образование – культура личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Образование – это основа развития личности.
Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания; процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.
Объект педагогики – воспитание в широком смысле.
Педагогика – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем; наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и т.д.).
Педагогическая проблема – объективно возникший в педагогической теории и практике вопрос относительно процессов обучения и воспитания.
Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач, т.к. педагогическая деятельность является совместной (профессия «человек» - «человек»), то строится по законам взаимодействия учителя и ученика.
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.
Преподавание – руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности ребенка.
Просвещение – распространение научных знаний о человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде распространения знаний в области экономики, закона и права, искусства, педагогики и психологии).
Развитие – объективный процесс внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения.
Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Система образования – существует общее и специальное образование. Общее – начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые каждому). Специальное – среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии).
Содержание образования – система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.
Умение – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Формирование личности – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Содержание УМКД
Документы | Вид УМКД | |
Печатный | Электронный | |
Рецензии дисциплины (внутренняя и внешняя) | ||
Примерная рабочая программа (только по базовым дисциплинам) | ||
I Рабочая программа учебной дисциплины: | ||
Титульный лист УМКД | ||
Лист согласования УМКД | ||
1 Цели дисциплины | ||
2 Место дисциплины в структуре ООП магистратуры | ||
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | ||
4 Структура и содержание дисциплины | ||
4.1 Структура дисциплины | ||
4.2 Содержание дисциплины | ||
4.2.1 Содержание лекций | ||
4.2.2 Содержание семинарских и практических занятий | ||
4.2.3 Самостоятельная работа студентов | ||
5 Образовательные технологии | ||
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | ||
6.1 Формы контроля освоения дисциплины | ||
6.2 Фонды оценочных средств | ||
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | ||
7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | ||
7.1 Основная литература | ||
7.2 Дополнительная литература | ||
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы | ||
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины | ||
9 Протоколы согласования | ||
Приложение 1 Программа формирования компетенций | ||
II Элементы учебного комплекса дисциплины | ||
1 Карта обеспеченности дисциплины основной и дополнительной учебной литературой | ||
2 Фонды оценочных средств ( паспорт оценочных средств и фонды оценочных средств по формам контроля) | ||
3Рабочая тетрадь к практически и семинарским занятиям | ||
4 Конспект лекций | ||
5 Презентации лекционного курса | ||
6 Перечень используемых технических средств обучения, наглядных пособий, макетов и т.п. – в рабочей программе | ||
7 Электронные обучающие средства, пакеты прикладных программ | ||
8Словари | ||
9 Глоссарий (список терминов и их определение) | ||
10 Ссылки в сети Internet на источники информации |
Аннотация программы дисциплины
М.1.1.В.3 «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе»
подготовки магистра по направлению «Юриспруденция»
программа «Гражданское право, семейное право, международное частное право»
Цель дисциплины состоит в формировании знаний в области системного подхода к анализу педагогического процесса преподавания и изучения юриспруденции, закономерностей подготовки материалов для лекционных, семинарских, практических занятий, определении дидактических задач и путей их решения.
Задачи дисциплины – ознакомить студентов с современными педагогическими технологиями, обучить умению проектирования оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения, сформировать у будущих преподавателей юриспруденции навыки и умения управлять педагогическим процессом в высшей школе.
Место курса среди других дисциплин учебного плана
Дисциплина входит в вариативную часть общенаучного цикла, к дисциплинам по выбору студента (М.1.1.В.3). Она входит в модуль дисциплин «Методологические и коммуникативные способы передачи знаний» в связке с дисциплинами «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Стилистика юридических текстов и выступлений» и должна изучаться после дисциплин «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Стилистика юридических текстов и выступлений».
Дидактические единицы
основные понятия дидактики: система, структура, организация, познание, мышление, технология; основные категории дидактики: образование, обучение, содержание образования; цели и принципы обучения в вузе; дидактические принципы как основной ориентир в преподавательской деятельности; методы обучения; проблема методов обучения; классификация методов обучения; методы развития опыта творческой деятельности будущих специалистов; классификация современных средств обучения; роль Интернет-ресурса в обучении для преподавателя и студента; роль и значение юриспруденции в современном обществе; методологические и методические проблемы организации юридического образования; необходимость всеобщего правового просвещения и роль юриста в этом процессе; интеграция педагогической культуры в юридическое образование; характеристика учебной дисциплины и особенности ее преподавания для юристов; генезис форм организации обучения в вузе; исторический аспект развития форм организации обучения; индивидуальная, групповая и фронтальная формы организации обучения; методика подготовки и проведения лекции; познавательные компоненты лекции: факты, анализ фактического материала, формы систематизации фактического материала; роль судебной практики как средства иллюстрации теоретических положений в лекции и разнообразие их видов; виды лекций: информационная, проблемная; методы изложения содержания лекции: логический, описательный (фактический), исторический, генетический; значение семинарских занятий в процессе профессионального обучения; типы семинаров и их содержание; формы и организация семинаров; методы и средства обучения, применяемые при проведении семинарского занятия; роль овладения теоретическими знаниями для практической деятельности юриста; методика подготовки и проведения семинарского занятия; характеристика практических занятий: их цели, функции, структура, организация; методы и средства обучения при проведении практикумов; цель и задачи практических занятий; формы и методы подготовки и проведения практических занятий; решение учебных задач как эффективный метод осмысления юридических знаний; понятие и виды самостоятельной работы студентов; основные направления организации самостоятельной работы; роль самостоятельной работы при усвоении юридических знаний; организационные формы самостоятельной работы студентов; традиционная и аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя; задачи самостоятельной работы студентов; условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы студентов; умение студентов самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами и специальной юридической литературой; руководство преподавателем самостоятельней работой студентов; сущность и принципы проектирования современных технологий обучения высшей школы; определения педагогических технологий и их критерии; направления современного обучения; проблемное обучение; сущность и цели проблемного обучения; предметно-содержательные характеристики проблемного обучения; формы и средства проблемного обучения; технология контекстного обучения. Формы и средства контекстного обучения; продуктивное обучение и эвристические методы обучения; целеполагание в продуктивном обучении; организация продуктивной деятельности учащихся; эвристические приемы и методы продуктивного обучения; диагностика продуктивного обучения; игровые формы и методы обучения; игровые моменты в преподавании юриспруденции и их дидактическая ценность; игра как средство овладения фундаментальными теоретическими юридическими знаниями; педагогические способности и понятие «педагогическое мастерство»; совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу; сущность педагогических способностей; понятие педагогической компетентности преподавателя вуза, ее структура, пути и методы формирования; педагогическая культура и профессионализм преподавателя вуза; соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя юриспруденции; мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности; стили педагогического руководства и выбор индивидуального стиля; проблема личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
2. Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
3. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
4. Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- основы педагогической компетентности преподавателя в вузе, ее структуру, пути и методы формирования.
- основные требования к педагогу в высшей школы.
-роль и значение юриспруденции в современном обществе;
-виды, методику подготовки и методику изложения и проведения лекционного и семинарского занятия;
- проблемы личностно-профессионального самосовершенствования преподавателя вуза.
- формы организации обучения в высшей школе;
- основы организации самостоятельной работы студентов;
- основные методы преподавания юридических дисциплин
- современные технологии обучения в системе высшего образования.
- организацию педагогического процесса в высшей школе;
- основы руководства традиционной и аудиторной самостоятельной работы студентов.
уметь:
- воспитывать в студентах уважительное отношение к праву и закону.
- применять нормативно-правовые акты и законодательную базу для добросовестного исполнения профессиональных обязанностей;
- применять полученные знания для руководства самостоятельной работы студентов;
- применять полученные знания для подготовки и проведения занятий по юридическим дисциплинам.
- использовать основные методики обучения в высшей школе
-управлять самостоятельной работой студентов
- организовать обучение в образовательном процессе вуза.
владеть:
-основными знаниями для формирования «педагогического мастерства».
- принципами этики юриста и принципами педагогической культуры преподавателя вуза;
- современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.
- методикой подготовки и проведения обучения в образовательном процессе вуза;
- навыками организации самостоятельной работы студентов4
-современными технологиями обучения в системе высшего профессионального образования.
- навыками организации и управления обучения в образовательном процессе вуза;
Основные разделы программы:
Тема 1. Дидактические основы преподавания юриспруденции в вузе Тема 2. Преподавание юриспруденции как педагогическая система Тема 3. Формы организации обучения в образовательном процессе вуза Тема 4. Методика подготовки и проведения семинарского (практического) занятия Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов Тема 6. Современные технологии обучения в системе высшего профессионального образования Тема 7. Педагогическое мастерство и личность преподавателя высшей школы
|
Дата: 2018-12-28, просмотров: 304.