О ценка и анализ рыночной активности ценных бумаг предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Анализируя собственный капитал акционерной компании, следует оценить уровень рентабельности акционерного капитала и долгосрочную платежеспособность компании. От уровня платежеспособности компании и его положения на рынке ценных бумаг во многом зависит объём инвестиций и размер собственного капитала компании.

Этот фрагмент анализа, называемый также анализом рыночной активности, выполняется, во-первых, сотрудниками финансовых служб компании зарегистрированных на фондовых биржах и котирующих там свои ценные бумаги, и, во-вторых, любыми участниками фондового рынка. Поэтому термин "рыночная активность" имеет, по сути, двоякий смысл: активность в отношении собственных ценных бумаг и активность в отношении ценных бумаг сторонних компаний. В первом случае речь идет о что любая компания, естественно, отслеживает изменение цен собственных акций и пытается доступными средствами воспрепятствовать динамике, представляющейся негативной, с позиции ее владельцев и руководства. Во втором случае речь идет об управлении инвестиционным портфелем компании.

Хотя компаний, котирующих свои акции на биржах, в нашей стране в настоящее время немного, этот раздел анализа имеет весьма неплохие перспективы в будущем, поэтому кратко остановимся на основных его особенностях и показателях.

Анализ в рамках описываемого блока не может быть выполнен непосредственно по данным бухгалтерской отчетности - нужна дополнительная информация; кроме того, помимо бухгалтерских данных к анализу привлекают внешнюю информацию о положении компании на рынках ценных бумаг. Основными показателями, используемыми в расчетах, является: количество выпущенных акций, рыночная цена обыкновенной им, размеры выплачиваемых по акциям дивидендов и др.

В акционерных компаниях чистая прибыль распределяется на выплаты по привилегированным акциям, обыкновенным акциям, на реинвестирование прибыли (т.е. использование ее на расширение производственно-финансовой деятельности). Если при выплатах по привилегированным ним обычно исходят из фиксированных ставок, то соотношение между размерами выплат по обыкновенным акциям и величиной реинвестированной прибыли определяется успешностью текущей работы и стратегией развития фирмы. Акционеры могут предпочесть сиюминутной выгоде в виде полученных дивидендов по акциям вложение большей части доступной к распределению прибыли в развитие фирмы в надежде, что в будущем доходы по акциям существенно возрастут. Прибыль, вложенная в развитие фирмы, накапливается по годам и отражается в балансе отдельной статьей "Нераспределенная прибыль прошлых лет (отчетного года)" либо распределяется по фондам согласно выбранной учетной политике.

Любые решения в этой области отражаются на положении фирмы на рынке ценных бумаг. Рыночная активность как раз и заключается в том, чтобы выбрать оптимальную стратегию и тактику в использовании прибыли, ее аккумулировании, наращивании капитала путем выпуска дополнительных акций и даже влиянии на рыночную цену акции. Основные показатели этого блока таковы: доход на акцию, ценность акции, дивидендная доходность акции, дивидендный выход, коэффициент котировки акции. Поскольку терминология по ценным бумагам в нашей стране окончательно еще не сложилась, приводимые названия показателей основаны на международной терминологической практике.

Для анализа рыночной активности акционерной компании рассчитывают следующие показатели:

1. Доход (прибыль) на акцию. Представляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендом по привилегированным акциям, к общему числу обыкновенных акций

ЧП – чистая прибыль;

Дпр – сумма выплаты дивидендов по привилегированным акциям

КАо – количество обыкновенных (простых) акций

 

Среднегодовое количество акций определяется по формуле средневзвешенной, т.е. каждый выпуск акций, в течение года умножается на период времени, в течение которого акция находилась в обращении, а затем делится на 12 месяцев в периоде и суммируется полученное число с количеством акций на начало года.

Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций, поскольку он рассчитан на широкую публику - владельцев обыкновенных акций. Рост этого показателя или, по крайней мере, отсутствие негативной тенденции способствуют увеличению операций с ценными бумагами данной компании, повышению ее инвестиционной привлекательности. Необходимо подчеркнуть, что повышение цены находящихся и обращении акций компании, естественно, не приносит непосредственного дохода эмитенту (предприятию, выпустившему данные акции), вместе с тем этот процесс сопровождается косвенными выгодами, например, растет доход от капитализации, возрастает заемный потенциал компании, становится возможным размещать вновь эмитируемые ценные бумаги ни более выгодной основе и т.п. Основной недостаток данного показателя и аналитическом плане - пространственная несопоставимость ввиду неодинаковой рыночной стоимости акций различных компаний.

В частности, для акций, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), рекомендуемый коридор варьирования цен составляет от 20 до 80 долл[12].. При этом чем большую долю в общем числе акционеров данной компании занимают физические лица, тем ближе цена акции к нижнему пределу. Тем не менее бывают и отклонения от данного диапазона, причем нередко весьма существенные Так, акции американской компании "Berkshire Hathaway", которая в ежегодном рейтинге, составляемом газетой "Financial Times" по показатели» "уровень рыночной капитализации", заняла по итогам 2000 г. почетное 37-е место в списке крупнейших компаний мира и 25-е место среди крупнейших компаний США, в январе 2000 г. котировались на NYSE по цене 55 тыс. долл. Интересно отметить, что компания никогда не прибегала и дроблению акций, хотя их цена постоянно растет, причем весьма высоки ми темпами - в 1992 г. акции компании котировались на NYSE по цене около 7000 долл. за акцию. Естественно, что доход на акцию в среднем ни бирже и для компании"Berkshire Hathaway" будут существенно различными

2. Ценность акции. Рассчитывается как частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию.

ДдА - доход на 1 акцию

РЦА – рыночная цена акции

 

Коэффициент служит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за 1 руб. прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими. Этот показатель уже можно использовать в пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Для компаний, имеющих относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя "ценность акции".

3. Дивидендная доходность акции выражается отношением дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене.

ДА – сумма дивидендов приходящихся на 1 акцию

РЦА – рыночная цена акции

 

В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализирования большей части прибыли, значение этого показателя относительно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении цены на акции данной фирмы и характеризующийся показателем капитализированной доходности.

4. Дивидендный выход рассчитывается путем деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на прибыль на акцию.

ЧПА – чистая прибыль на акцию;

ДА – сумма выплаты дивидендов на одну акцию

 

Наиболее наглядное толкование этого показателя - доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характеризующий ее долю, направленную на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента реинвестирования прибыли равна единице.

5. Коэффициент котировки акции есть отношение рыночной цены акции к ее учетной цене.

УЦА – учетная цена акции

РЦА – рыночная цена акции

Учетная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Таким образом, она складывается из номинальной стоимости (т.е. стоимости, проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента котировки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.

Анализ рыночной и инвестиционной активности не сводится только к расчету описанных коэффициентов. Выбор путей наиболее целесообразного вложения капитала предполагает также использование специальных аналитических методов, разработанных в рамках финансовой математики и получающих все большее распространение при проведении финансовых и коммерческих расчетов.

В процессе анализа могут использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнитель­ную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение того или иного показателя. В частности, подобные модели заложены в основу рассматривавшейся выше известной системы факторного анализа фирмы Дюпон.

Завершая краткое описание основных особенностей системы аналитических показателей и коэффициентов, еще раз подчеркнем настоятельную необходимость скорейшего решения проблемы информационного обеспечения пространственно-временных сопоставлений. Эффективное развитие горизонтальных связей между хозяйствующими субъектами невозможно без доступа к аналитическим материалам, позволяющим получить определенное представление о направлениях деятельности потенциального контрагента, его финансовом состоянии, динамике и перспективах развития. Одна из первоочередных задач данной проблематики - разработка нормативных (среднеотраслевых, прогрессивных и т.п.) значений основных аналитических показателей и коэффициентов, дифференцированных по предприятиям различных форм собственности, товарного профиля, состава материально-технической базы, региональной принадлежности и др. Периодическая публикация таких аналитических нормативов, имеющих ориентирующую, но ни в коем случае не регламентирующую направленность, широко практикуется в экономически развитых странах. Поэтому в решении этой проблемы целесообразно использовать зарубежный опыт.

Коэффициенты, рассматриваемые изолированно, "беспомощны". Только используя их в пространственно-временных сопоставлениях, можно достичь желаемой цели, принять обоснованные управленческие решения. Применяя аналитические коэффициенты для принятия управленческих решений, необходимо помнить о некоторых их особенностях:

• определенным недостатком является то, что все вычисления основаны на учетных данных, а не на рыночных оценках активов коммерческой организации;

• коэффициенты дают усредненную характеристику финансового положения коммерческой организации, причем по результатам уже законченных хозяйственных операций, т.е. большинство коэффициентов историчны по своей природе;

• методика расчета коэффициентов может несколько варьировать, и это необходимо иметь в виду, сравнивая коэффициенты по различным коммерческим организациям;

• на значения коэффициентов могут оказывать большое влияние существующие в данной компании методы оценки основных средств, производственных запасов. Это необходимо учитывать при пространственно-временных сопоставлениях.

Открытая публикация информационных сборников, содержащих агрегированные бухгалтерские отчеты, а также обзоры аналитических коэффициентов по отраслям, подотраслям и отдельным коммерческим организациям, могли бы не только существенно активизировать развитие деловых контактов, но и стимулировать вложение капитала в наиболее рентабельные виды деятельности и в определенной степени предостеречь от возможных банкротств, вызываемых заключением контрактов с потенциально неплатежеспособными контрагентами.

 

6. Практика анализа собственных и заемных средств предприятия (на примере ОАО «ТАКФ»)

 

В составе собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие: инвестированный и накопленный капитал. В таблице 1 приведены источники формирования собственного капитала предприятия.

Таблица 1.

Источники формирования собственного капитала предприятия

(тыс.руб)

Показатели

На начало

На конец

Изме-нение

(+;-)

Темп

Роста

Уд. вес в имуществе

На начало

На конец

Изме-нение

Уставный капитал

2729

2729

0

100,0

5,9

5,5

-0,4

Добавочный капитал

40929

40929

0

100,0

88,9

82,2

-6,7

Резервный капитал

250

250

0

100,0

0,5

0,5

0,0

Нераспределенная прибыль

2130

5900

+3770

46,6

4,7

11,9

+7.2

Итого собственный капитал

46038

49808

3770

108,2

100,0

100,0

0,0

В т.ч. Инвестированный

43908

43908

0

100,0

95,4

88,2

-7,2

накопленный

2130

5900

3770

277,0

4,6

11,8

7,2

 

Из данных таблицы 1 мы видим, что собственный капитал предприятия увеличился на 3770 тыс.руб. и составил на конец года 49808 тыс.руб. Прирост собственного капитала произошел полностью в результате увеличения нераспределенной прибыли. Движения по другим составляющим собственного капитала в отчетном периоде не произошло.

Основной удельный вес в структуре собственного капитала занимает инвестированный капитал, его удельный вес составляет около 90%. Однако на протяжении анализируемого периода наблюдается тенденция роста накопленного капитала, что свидетельствует о росте эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Изменение структуры собственного капитала предприятий обусловлено тем, что к инвестированному капиталу относятся такие статьи баланса, как уставный, добавочный капитал, а к накопленному нераспределенная прибыль.

Наибольший удельный вес в структуре источников собственного капитала приходится на добавочный капитал (более 80%), однако следует отметить, что за отчетный период, в связи с ростом прибыли его удельный вес сократился на 6,7% и составил на конец периода 82,2%. Доля уставного капитала сократилась с 5,9% до 5,5%.

В результате произошедших изменений удельный вес нераспределенной прибыли прошлых лет сократился на 2,5% , а отчетного года вырос на 9,7%.

Таблица 2

Показатели движения собственного капитала предприятия

Показатели

Остаток на начало года

Поступило в отчётном году

Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.