НАПРАВЛЯЕМЫХ ВРЕМЕННО РАБОТОДАТЕЛЕМ К ДРУГИМ ФИЗИЧЕСКИМ
ЛИЦАМ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ПО ДОГОВОРУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ТРУДА РАБОТНИКОВ (ПЕРСОНАЛА)
Статья 341.1. Общие положения
Комментарий к статье 341.1
1. Комментируемая статья по существу в самом общем виде определяет гарантии для работников, которые временно направляются к физическому или юридическому лицу, которые фактически будут использовать их труд.
В соответствии со ст. 56.1 ТК заемный труд запрещен, однако он по буквальному смыслу ч. 2 ст. 56.1 ТК рассматривается как постоянное осуществление работником своей трудовой функции в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. Часть 2 указанной статьи фактически разрешает осуществление такой деятельности на временной основе, предусматривая необходимость установления особенностей регулирования труда работников, направленных к другим физическим или юридическим лицам.
2. Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:
1) частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:
- юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
- юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
- юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной (ч. 3 ст. 18.1 Закона о занятости).
Порядок и требования аккредитации частных агентств занятости установлены ч. 5 - 6 ст. 18.1 Закона о занятости. Правила аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1165.
3. Гарантиями, призванными обеспечить соблюдение прав и законных интересов работников, направляемых для выполнения работы к физическим или юридическим лицам, не являющимся их работодателями, выступают:
1) временный характер такой работы;
2) необходимость согласия работников на направление к определенному физическому или юридическому лицу;
3) государственный контроль за деятельностью частных агентств занятости;
4) гарантии оплаты труда работника в соответствии с выполняемой работой и не ниже, чем это установлено для других работников принимающей стороны, выполняющих аналогичную трудовую функцию;
5) гарантии охраны труда, включая обеспечение средствами защиты, предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, расследование несчастного случая на производстве;
6) законодательное установление обязательств частного агентства занятости и принимающей стороны по отношению к работнику.
4. В целях защиты прав работников принимающей стороны и исключения конфликта интересов между работниками частного агентства занятости и работниками принимающей стороны Закон о занятости устанавливает специальные запреты. В соответствии с ч. 12 ст. 18.1 указанного Закона направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается в целях:
1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
2) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;
3) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней.
5. Для обеспечения безопасности ведения работ и охраны здоровья как работников, так и населения направление работников частными агентствами занятости для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается также в целях:
1) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда;
3) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
4) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания (ч. 13 ст. 18.1 Закона о занятости).
Перечни отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала) утверждены Приказом Минтруда России N 858н, Ростехнадзора N 455 от 11.11.2015.
6. Часть 14 ст. 18.1 Закона о занятости предусматривает возможность установления федеральными законами дополнительных ограничений на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала). Такие ограничения до настоящего времени не установлены. Однако исходя из смысла и общих положений законодательства о государственной гражданской и муниципальной службе невозможно направление персонала для замещения должностей названных видов службы.
Статья 341.2. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно частным агентством занятости к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)
Комментарий к статье 341.2
1. Работодателем лиц, направляемых временно частным агентством занятости к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), является это агентство. Именно оно несет всю полноту ответственности за соблюдение трудового законодательства и прав своих работников. Поэтому законодатель возлагает на него дополнительную обязанность по осуществлению контроля за действиями принимающей стороны (ч. 10 ст. 341.2 ТК), с которой работника не связывают трудовые отношения.
2. Трудовой договор, заключаемый частным агентством занятости с работником, должен содержать условие о выполнении трудовой функции в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателями для работника. Таким образом, работник, вступая в трудовые отношения и подписывая трудовой договор, выражает свое согласие на использование своего труда в соответствии с договором о предоставлении труда работников (персонала).
Других особенностей трудовой договор, заключаемый с частным агентством занятости, не содержит, из чего следует вывод о том, что работник в полной мере пользуется защитой, предоставляемой ему трудовым законодательством, включая обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Перед направлением работника для работы у принимающей стороны с ним заключается дополнительное соглашение, в котором указываются сведения о принимающей стороне и действующем между частным агентством занятости и соответствующим физическим или юридическим лицом договоре о предоставлении труда работников (персонала).
При изменении принимающей стороны заключается новое дополнительное соглашение.
Такие правила введены законодателем в целях обеспечения определенности правового положения работника и сообщения ему сведений, необходимых для обращения в надзорные органы и в суд.
Важно подчеркнуть, что получение работником экземпляра дополнительного соглашения должно подтверждаться его подписью.
4. Заключение договора о предоставлении труда работников (персонала) возможно лишь в установленных законом случаях, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи.
При этом надо иметь в виду, что временное исполнение обязанностей отсутствующих работников не должно включать замену участвующих в забастовке работников принимающей стороны и других работников в случаях, предусмотренных ч. 12 ст. 18.1 Закона о занятости (см. коммент. к ст. 341.1 ТК).
Направление работников индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, также связано с некоторыми дополнительными условиями. Если число работников, привлекаемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для проведения таких работ, превышает 10% от среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов ст. 372 ТК (ч. 10 ст. 18.1 Закона о занятости).
5. Для лиц, которые обычно испытывают трудности с поиском работы: обучающихся по очной форме обучения; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, установлены особые правила. Они могут заключать трудовой договор с частным агентством занятости для использования своего труда в соответствии с договором о предоставлении труда работников (персонала) во всех случаях, когда ТК или иными федеральными законами предусмотрена возможность заключения срочного трудового договора. Например, на время выполнения временных (до двух месяцев) работ; для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы); для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств и в других случаях, указанных в ст. 59 ТК (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи).
6. Направление персонала осуществляется по договору о предоставлении труда работников (персонала), по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем (ч. 2 ст. 18.1 Закона о занятости).
Такой договор не назван Гражданским кодексом РФ в качестве отдельного вида гражданско-правового договора. В силу приведенного положения Закона о занятости, упоминающего услуги, можно отнести его к договорам возмездного оказания услуг.
7. С 1 января 2016 г. все договоры о предоставлении труда должны заключаться в соответствии со ст. 18.1 Закона о занятости, заключение договоров аутстаффинга, аутсорсинга и подобных им вступает в прямое противоречие с положениями ст. 56.1 ТК.
8. К существенным условиям договора о предоставлении труда работников (персонала) относятся, в частности, срок, на который предоставляется труд работников (персонала), и условие о соблюдении заказчиком (принимающей стороной) установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ч. 11 ст. 18.1 Закона о занятости).
Срок договора определяется с учетом положений ч. 2 и 3 ст. 341.2. Так, если работники направляются к заказчику - индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным расширением производства или объема оказываемых услуг, срок договора составляет не более 9 месяцев. Если направляются работники, указанные в ч. 3 ст. 341.2, срок договора должен коррелировать с положениями Трудового кодекса, определяющими порядок заключения срочного трудового договора (ст. 59).
9. Как это следует из ч. 8 комментируемой статьи, в договоре могут найти отражение условия, связанные с организацией трудового процесса направляемого работника и с его обязанностями по соблюдению правил внутреннего распорядка и бережному отношению к имуществу принимающей стороны, а также к имуществу ее работников.
Эти условия могут предусматриваться и в дополнительных соглашениях к трудовому договору работника, направляемого для использования его труда по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Таким образом, как договор о предоставлении труда работников (персонала), так и дополнительное соглашение к трудовому договору могут содержать обязанности и права принимающей стороны по отношению к работнику (а не к частному агентству занятости, выступающему стороной договора о предоставлении труда) и права и обязанности работника по отношению к принимающей стороне (а не к частному агентству, являющемуся работодателем).
10. Трудовой кодекс и Закон о занятости не упоминают о необходимости обеспечить права работника на участие в коллективно-договорном процессе и о распространении на него коллективного договора, заключенного принимающей стороной со своими работниками. Вместе с тем решение этих вопросов Международная организация труда считает важным и полагает, что в отношении свободы объединения и ведения коллективных переговоров так же, как в отношении продолжительности рабочего времени, безопасности и гигиены труда, возмещения вреда, причиненного здоровью работника и др., государство, ратифицировавшее Конвенцию от 19.06.1997 N 181 "О частных агентствах занятости", должно принимать необходимые меры, обеспечивающие адекватную защиту работников.
Российская Федерация не ратифицировала указанную Конвенцию и формально не обязана ее исполнять, однако, учитывая количество принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, которые так или иначе касаются социального партнерства в целом и участия работников в осуществлении конкретных его форм, можно предположить, что разрешение поставленной проблемы небезразлично и в системе правового регулирования Российской Федерации.
11. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи сведения о работе по договору о предоставлении труда работников (персонала) у принимающей стороны вносятся в трудовую книжку работника. Однако соответствующих предписаний Инструкция по заполнению трудовых книжек не содержит. Поэтому внести соответствующие записи не представляется возможным, хотя внесение записи в трудовую книжку может быть весьма значимым для работника с точки зрения подтверждения его профессиональной деятельности, квалификации, опыта работы, условий труда и т.п.
12. На частное агентство, которое является работодателем работников, направляемых по договору предоставления труда работников (персонала), возложена обязанность контролировать действия принимающей стороны и обеспечивать тем самым соблюдение трудовых прав работников. Им должна поручаться работа, соответствующая той трудовой функции, которая определена трудовым договором с конкретным работником, не должно допускаться нарушение норм трудового законодательства.
Контроль может осуществляться на основе той информации, которая предоставляется принимающей стороной в соответствии с действующим законодательством. В частности, в случаях отстранения или недопущения к работе направленного работника принимающая сторона обязана известить частное агентство (абз. 4 ч. 8 комментируемой статьи); по смыслу ст. 341.4 ТК до частного агентства должна быть доведена информация о несчастном случае, произошедшем с работником. Очевидно, работодатель должен быть извещен и о случаях причинения работником имущественного ущерба принимающей стороне или нарушения правил внутреннего трудового распорядка.
Работник также вправе информировать частное агентство о нарушении принимающей стороной условий договора или требований законодательства.
В качестве своеобразной формы контроля за действиями принимающей стороны можно рассматривать и участие частного агентства в работе комиссии по расследованию несчастного случая на производстве (ст. 341.4 ТК).
Вместе с тем комментируемая статья оставляет открытым вопрос о возможности проведения каких-либо проверок деятельности принимающей стороны путем посещения рабочих мест направленных работников, проверки документов и т.п., а самое главное - последствий таких мероприятий. Не обладая властными полномочиями, частное агентство занятости может лишь обратиться в федеральную инспекцию труда или поставить вопрос о досрочном расторжении договора о предоставлении труда работников (персонала). Возможно и обращение в суд с требованием об обеспечении надлежащего исполнения обязательств по договору.
Принимающая сторона не вправе препятствовать частному агентству занятости в осуществлении указанного контроля. Однако закон не устанавливает правовых последствий невыполнения этого требования. Ответственность за создание препятствий в осуществлении контроля законом не установлена. Вряд ли она будет устанавливаться и договором о предоставлении труда работников (персонала).
Статья 341.3. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)
Комментарий к статье 341.3
1. Комментируемая статья является отсылочной. В настоящее время не принято федерального закона, который устанавливал бы особенности регулирования труда работников, направляемых к другим юридическим лицам, работодателем, не являющимся частным агентством занятости.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 18.1 Закона о занятости любое юридическое лицо вправе предоставить труд работников (персонала) с их согласия, если направление осуществляется к юридическим лицам, указанным в данной норме (см. коммент. к ст. 341.1 ТК). Условия и порядок осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) юридическими лицами, не относящимися к частным агентствам занятости, также должны устанавливаться федеральным законом, который пока не принят. Поэтому в настоящее время вряд ли можно утверждать, что такая деятельность возможна.
Статья 341.4. Расследование несчастного случая, происшедшего с работником, направленным временно для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала) и участвовавшим в производственной деятельности принимающей стороны
Комментарий к статье 341.4
1. Работникам, направленным для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала), гарантируется защита их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, включая расследование несчастного случая на производстве.
Как следует из предписания ст. 341.4 ТК, расследование осуществляется в порядке, установленном ст. 229 - 229.3, 230 ТК, с соблюдением особенностей, предусмотренных для групповых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом и т.д.
2. К сожалению, с включением в состав ТК комментируемой главы нормы, регламентирующие порядок расследования несчастного случая на производстве, не подверглись изменению: они не предусматривают специфики расследования несчастного случая, произошедшего с работником, направленным для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала). Правовые положения гл. 53.1 ТК также не устанавливают конкретных обязанностей частного агентства занятости (иного юридического лица) и принимающей стороны по обеспечению охраны труда работников, направляемых для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала), их социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако с учетом требования ст. 341.4 ТК и общих гарантий права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 220 ТК), можно сделать некоторые выводы относительно обязанностей принимающей стороны, правового положения работника и особенностей проведения расследования несчастного случая.
3. Прежде всего, важно подчеркнуть, что принимающая сторона должна выполнить обязанности работодателя при несчастном случае (ст. 228 ТК), т.е.:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
- немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ст. 228.1 ТК, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
- принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с установленным порядком.
4. Для формирования комиссии по расследованию несчастного случая о случившемся должен быть извещен работодатель пострадавшего работника, т.е. частное агентство занятости либо иное юридическое лицо, заключившее договор о предоставлении труда работников (персонала). Представитель работодателя, направившего работника, с которым произошел несчастный случай, включается в состав комиссии по расследованию несчастного случая.
Очевидно, для соблюдения установленных законом сроков расследования в извещении должна быть указана дата начала работы комиссии.
В целях проведения оперативного расследования несчастного случая на производстве и защиты прав и интересов пострадавшего работника установлено правило о невозможности изменения сроков расследования в случае несвоевременного прибытия такого представителя (ч. 5 ст. 229 ТК). Сроки расследования установлены ст. 229.1 ТК в зависимости от вида несчастного случая, его последствий и времени его обнаружения.
5. По результатам расследования оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме (ч. 1 ст. 230 ТК). Один экземпляр этого акта должен быть выдан пострадавшему работнику, другой с копиями материалов расследования - направлен его работодателю.
6. Работник, направленный частным агентством занятости (иным юридическим лицом) по договору предоставления труда работников (персонала), как уже отмечалось (см. коммент. к ст. 341.2 ТК), состоит в трудовых отношениях (выполняет работу на основании трудового договора) и, соответственно, согласно ст. 5 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний подлежит обязательному социальному страхованию указанного вида, а потому имеет право на обеспечение по страхованию, предусмотренное данным Законом.
Статья 341.5. Субсидиарная ответственность по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала)
Комментарий к статье 341.5
1. Субсидиарная ответственность принимающей стороны установлена как в отношении обязательств, связанных с оплатой труда и материальной ответственностью работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, так и в отношении иных обязательств по трудовому договору. Из этого следует, что к принимающей стороне может быть обращено требование, связанное с выполнением любого обязательства по трудовому договору.
2. Субсидиарная - дополнительная к ответственности другого лица, являющегося основным должником, - ответственность упоминается Трудовым кодексом всего дважды: в ч. 12 ст. 20 применительно к собственнику имущества, учредителю (участнику) юридического лица, который несет субсидиарную ответственность по вытекающим из трудовых отношений обязательствам в тех случаях, когда такая ответственность установлена законодательством по обязательствам юридического лица, и в комментируемой статье.
Институт субсидиарной ответственности в трудовом праве не разработан, поэтому на практике, очевидно, придется использовать некие аналогии с положениями, выработанными гражданским правом.
По общему правилу (ст. 399 ГК РФ) требование в первую очередь предъявляется к основному должнику и только в том случае, когда основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, оно может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
3. Установление субсидиарной ответственности принимающей стороны является своего рода паллиативом, поскольку четко разделить "зоны ответственности" работодателя и принимающей стороны законодателю не удалось.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.