Методические указания по теме «Абсолютные и относительные величины»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статистическое исследование всегда связано с расчетом и анализом статистических показателей. Статистический показатель – это количественная характеристика социально-экономических явлений (процессов) в условиях качественной определенности.

Все используемые в статистической практике показатели по форме выражения классифицируются на абсолютные, относительные и средние.

Абсолютные показатели получают путем непосредственного суммирования первичных данных. Они характеризуют численность совокупности и объем (размер) изучаемого явления (признака) в конкретных границах времени и места.

Абсолютные показатели всегда являются именованными числами, т.е. имеют какую-либо единицу измерения. Измерители абсолютных показателей могут быть натуральными (условно-натуральными), стоимостными, трудовыми, демографическими.

Относительные показатели представляют собой результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражает соотношение между количественными характеристиками социально-экономических явлений (процессов). Абсолютный показатель в числителе называется текущим или сравниваемым, в знаменателе – основанием или базой сравнения.

Относительные показатели могут быть выражены в коэффициентах, процентах, промилле, продецимилле или быть именованным числом.

Все используемые на практике относительные статистические показатели можно подразделить на следующие виды:

Относительный показатель динамики (ОПД) – отношение уровня исследуемого явления (процесса) за данный период времени (по состоянию на данный момент времени) и уровня этого же явления (процесса) в прошлом:

.

Рассчитанная величина показывает, во сколько раз текущий уровень превышает предшествующий (базисный) или какую долю от последнего он составляет. Данный показатель может быть выражен кратным отношением или переведен в проценты и определяется с использованием переменной базы сравнения – цепные и постоянной базы сравнения – базисные.

Например, численность официально зарегистрированных безработных в Алтайском крае на 1 января 2009 г. – 42100 человек, а на 1 апреля 2009 г. – 58441 человек. Относительная величина динамики составила: 58441 : 42100 = 1,388, или 138,8 %. Следовательно, на 1 апреля 2009 г. в Алтайском крае численность официально зарегистрированных безработных на 38,8 % больше, чем на 1 января 2009 г.

Относительный показатель структуры (ОПС) – характеризуют долю (удельный вес) части в целом и представляет собой отношение части единиц совокупности ( ) ко всему объему совокупности ( ):

,

где  – удельный вес частей совокупности.

Например, по данным Центрального банка РФ (Банка России), по состоянию на 1 июня 2008 г. зарегистрировано 1265 кредитных организаций, в том числе 1212 банков и 53 небанковских учреждений. Относительная величина структуры составила: 1212 : 1265 · 100 = 95,81 %; 53 : 1265 · 100 = 4,19 %. Следовательно, удельный вес банков во всех зарегистрированных кредитных организациях составил 95,81 %, соответственно удельный вес небанковских кредитных организаций – 4,19 %.

Относительный показатель координации (ОПК) – отношение одной части совокупности к другой части этой же совокупности:         Данный показатель показывает, во сколько раз одна часть совокупности больше другой или сколько единиц одной части приходится на 1, 10, 100, 1000 единиц другой части. Показатели могут быть исчислены как по абсолютным показателям, так и по показателям структуры.

Например, численность экономически активного населения в РФ в 2008 г. составила 75,5 млн. чел., в том числе занятые в экономике – 70,4 млн. чел. и безработные – 4,7 млн. чел. Относительная величина координации составила: 4,7 : 70,4 · 1000 = 66,38 ‰. Следовательно, на каждую 1000 человек занятых в экономике РФ, приходилось 66,38 человек безработных.

Относительный показатель интенсивности (ОПИ) – характеризует степень распространения изучаемого явления (процесса) и представляет собой отношение исследуемого показателя к размеру присущей ему среды:

.

Данный показатель получают сопоставлением разноименных, но взаимосвязанных в своем развитии величин. Поэтому наиболее часто он представляет именованную величину, но может быть выражен и в процентах, промилле, продецимилле.

Например, на 8 апреля 2009 г. в Алтайском крае численность граждан, состоящих на учете в службе занятости, составляла 59372 человека, а число заявленных предприятиями вакансий – 6400. Относительный показатель интенсивности составил: 6400 : 59372 ∙ 100 = 10,78 %. Следовательно, на каждые 100 незанятых приходится 11 свободных мест.

Относительный показатель сравнения (ОПС) – соотношение одного и того же абсолютного показателя, характеризующего разные объекты (предприятия, фирмы, районы, области, страны и т. п.):

.

Например, Среднемноголетние запасы воды в Ладожском озере составили 911 км³, а в озере Байкал – 23000 км³ (база сравнения – запасы воды в Ладожском озере). Относительная величина сравнения составит: 23000 : 911 = 25,2. Следовательно, запас воды в озере Байкал в 25,2 раза больше, чем в Ладожском озере.

Относительные показатели планового задания и выполнения плана. Все субъекты финансово-хозяйственной деятельности в той или иной степени осуществляют как текущее, так и стратегическое планирование, а также сравнивают реально достигнутые результаты с ранее намеченными. Для этой цели используются относительные показатели планового задания (ОППЗ) и относительные показатели выполнения плана (ОПВП):

,

.

ОППЗ характеризует напряженность плана, т.е. во сколько раз намечаемый объем производства (или какой-либо финансовый результат деятельности предприятия) превысит достигнутый уровень или сколько процентов от этого уровня составит. ОПВП отражает фактический объем производства в процентах или коэффициентах по сравнению с плановым уровнем.

Например, в 2007 г. фирмой было введено в эксплуатацию 60 тыс. кв. м. жилой площади. В 2008 г. запланировано ввести 80 тыс. кв. м., фактически введено 75 тыс. кв. м. Относительный показатель планового задания составит: 80 : 60 · 100 = 133,3 %. Следовательно, в 2008 г. было запланировано ввести в эксплуатацию жилой площади на 33,3 % больше, чем в 2007 г. Относительный показатель выполнения плана составит: 75 : 80 · 100 = 93,8 %. Следовательно, план недовыполнен на 6,2 %.

Оформление системы расчетов по относительным величинам производится в специальных аналитических таблицах. Многообразие возможных ситуаций можно свести к трем типическим. Выбор таблицы определяется наличием исходной информации. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты.

Вариант 1. Даны фактические сведения по определенному объекту за два периода времени (месяца, квартала, полугодия, года и т. д.).

Покажем типическое оформление названия таблицы и содержание ее колонок в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Исходные и расчетные данные для анализа динамики показателей по … (указать объект) за два (месяца, квартала, полугодия, года)

Показатели

Период

Темп роста,

%

(гр.2 : гр.1) · 100

Отклонение, (+, -)

(гр. 2 – гр. 1)

базисный отчетный
А 1 2 3 4

Вариант 2. Даны плановые (прогнозные) и фактические сведения по конкретному объекту в пределах одного периода времени (месяца, квартала, полугодия, года и т. д.).

Покажем типическое оформление названия таблицы и содержание ее колонок в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Исходные и расчетные данные для оценки степени выполнения плана (прогноза) по … (указать объект) за месяц (квартал, полугодие, год)

Показатели

Период времени

Выполнение плана, %

(гр. 2 : гр. 1) · 100

Отклонение от плана, (+, –)

(гр. 2 – гр. 1)

план (прогноз) фактически
А 1 2 3 4

Вариант 3. Даны фактические сведения по двум разным объектам за конкретный период времени (месяц, квартал, полугодие, год).

Покажем типическое оформление названия таблицы и содержание ее колонок в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Исходные и расчетные данные для проведения сравнительного анализа по … (указать объект) за месяц (квартал, полугодие, год)

Показатели

Период времени

Объект «С» в % к «В»,

(гр. 2 : гр. 1) · 100

Отклонение, (+, –)

(гр. 2 – гр. 1)

«В» «С»
А 1 2 3 4

При сравнительном анализе за базу сравнения (значение в знаменателе) принимается объект с меньшими значениями показателей.

Задача 2.2.1

Имеются следующие данные по торговому предприятию «Имидж»:

Показатель

Годы

2007 2008
Товарооборот, тыс. руб. в том числе продажа импортных товаров Среднесписочная численность всех работников, чел. в том числе работников торгового зала Фонд заработной платы, тыс. руб. 1492 850 15 10 770 2010 970 17 11 1108

Проанализируйте приведенные данные по системе относительных величин. Решение приведите в таблице. Укажите вид используемых относительных величин. Сформулируйте выводы.

Решение.

По имеющейся информации выбираем вариант 1 и строим следующую аналитическую таблицу 2.4.

 


Таблица 2.4 – Исходные и расчетные данные для анализа динамики показателей деятельности «Имидж» за 2007-2008 гг.

Номер показателя

 

Показатели

 

Ед. изм.

Годы

Темп роста, % (гр. 2 : гр. 1) · 100

Отклонение, (+, –)

(гр. 2 – гр. 1)

2007 2008
А Б В 1 2 3 4
1 Товарооборот всего тыс. руб. 1492 2010 134,8 +518
2 В том числе продажа импортных товаров тыс. руб. 850 970 114,1 +120
3 Среднесписочная численность работников чел. 15 17 113,3 +2
4 В том числе работников торгового зала чел. 10 11 110,0 +1
5 Фонд заработной платы тыс. руб. 770 1108 143,9 +338
6 Продажа отечественных товаров (п.1 – п.2) тыс. руб. 642 1040 162,0 +398

 

7 Структура товарооборота: - доля продажи импортных товаров (п. 2 : п. 1)· 100 - доля продажи отечественных товаров (п. 6 : п. 1) · 100 % %   % 100,0 57,0   43,0 100,0 48,3   51,7 Х Х   Х - –8,7   +8,7
8 Продажа отечественных товаров на 1 тыс. руб. импортных (п. 6 : п. 2) тыс. руб. 0,755 1,072 142,0 +0,317
9 Численность остальных работников (п. 3 – п.4) чел. 5 6 120,0 +1
10 Структура работников - удельный вес работников торгового зала (п. 4 : п. 3) · 100 - удельный вес остальных работников (п. 9 : п. 3) · 100 % %   % 100,0 66,7   33,3 100,0 64,7   35,3 Х Х   Х – –2,0   +2,0

Окончание таблицы 2.4

А Б В 1 2

3

4
11 Численность работников торгового зала на 10 остальных (п. 4 : п. 9) · 10 чел. чел. 20 18 90,0

–2

12 Производительность труда 1-го работника по всем товарам (п. 1 : п. 3) тыс. руб. 99,5 118,2

118,8

+18,7
13 Производительность труда 1-го работника торгового зала по всем товарам (п. 1 : п. 4) тыс. руб. 149,2 182,7

122,5

+33,5
14 Производительность труда по импортным товарам на 1-го работника (п. 2 : п. 3) тыс. руб. 56,7 57,1

100,7

+0,4
15 Производительность труда по импортным товарам на 1-го работника торгового зала (п. 2 : п. 3)   тыс. руб.   85,0   88,2

 

103,8

  +3,2
               

 

16 Производительность труда по отечественным товарам на 1-го работника (п. 6 : п. 3) тыс. руб. 42,8 61,2 143,0 +18,4
17 Производительность труда по отечественным товарам на 1-го работника торгового зала (п. 6 : п. 4)   тыс. руб.   64,2   94,5   147,2   +30,3
18 Уровень фонда заработной платы (п. 5 : п. 1) · 100 % 51,6 55,1 Х +3,5
19 Средняя заработная плата 1-го работника в среднем за месяц (п. 5 : п. 3) : 12 мес. · 1000 руб. 4277,8 5431,4 127,0 +1153,6

Таким образом, при решении задачи были использованы следующие виды относительных величин: по графе 3 – относительная величина динамики; по строкам 7 и 10 – относительная величина структуры; по строкам 8 и 11 – относительная величина координации; по строкам 12–19 относительная величина интенсивности.

В 2008 г. торговым предприятием «Имидж» было продано товаров на сумму 2010 тыс. руб., что было выше 2007 г. на 518 тыс. руб. при темпе роста 134,8 %. Рост продажи мог явиться следствием действия следующих факторов: роста цен; активностью покупательского спроса; хорошо налаженной работы с поставщиками; эффективной рекламой и т. д.

Торговое предприятие «Имидж» в своем ассортименте имеет товары как импортного, так и отечественного производства. В отношении импортного ассортимента за 2007–2008 гг. также, как и для всех продаж в целом по торговому предприятию, отмечалась положительная тенденция: рост в денежном выражении на 120 тыс. руб., в относительной форме на 14,1 %. В 2008 г. за счет таких товаров было получено примерно 48 % всей торговой выручки. Это было ниже 2007 г. на 8,7 %. Реализация отечественной продукции происходила в динамике более быстрыми темпами:  162,0 %  при  среднем  показателе  134,8 %.  За  2007–2008 гг. продажа товаров отечественных производителей выросла на 398 тыс. руб., достигнув в текущем – 1040 тыс. руб., и за счет этого ассортимента было сформировано более половины всего товарооборота – почти 52 %. За счет опережающего роста таких товаров удельный вес их в 2007–2008 гг. увеличился с 43,0 до 51,7 %. Такая ситуация в структуре товарооборота имеет вполне определенное экономическое объяснение: покупатели стали отдавать большее предпочтение отечественным товарам как по ценовому фактору, так и по качеству продукции. Поэтому в динамике изменилось соотношение между данными группами: если в прошлом году на каждую тысячу рублей импортных товаров приходилось лишь 755 руб. отечественных, то в текущем году уже 1072 руб., т. е. на 317 руб. больше.

В торговом предприятие «Имидж» в 2008 г. трудилось 17 человек. По сравнению с 2007 г. произошло увеличение сотрудников на 2 человека. Это могло быть связано с расширением масштабов деятельности или введения новых должностей. В составе работников имеются сотрудники, которые напрямую связаны с реализацией товаров, а именно: продавцы, кассиры, контролеры-кассиры. В 2008 г. таких сотрудников насчитывалось 11 человек, в составе всех работников они занимали подавляющую часть на протяжении 2007–2008 гг. (соответственно почти 67 и 65 %). Примерно одна треть штата приходилась на административно-управленческий аппарат, грузчиков, экспедиторов, уборщиц. В 2008 г. эта категория сотрудников составляла 6 человек. Каждая категория работников увеличилась за 2007–2008 гг. на одного человека. Соотношение работников между собой выросло в пользу прочего персонала: на 10 остальных приходилось продавцов в 2007 г. – 20 чел., в 2008 г. – 18 чел.

Производительность труда – это качественный показатель использования кадров, который за рассматриваемый период – повысился. Так, например, в 2008 г. объем продаж на 1-го работника составил 118,2 тыс. руб. с ростом на 18,8 %, или на 18,7 тыс. руб., а в расчете на 1-го работника торгового зала – соответственно 22,5 %, или на 33,5 тыс. руб. Такая же ситуация наблюдалась по импортным и отечественным товарам, но в разной степени увеличения. Это является основным признаком эффективного использования кадрового состава торгового предприятия «Имидж».

Рост товарооборота является первым материальным основанием увеличения отчислений в фонд оплаты труда. Средства фонда на весь коллектив в 2007 г. были сформированы в объеме 770 тыс. руб., в 2008 г. – на 338 тыс. руб. больше. Среднемесячная заработная плата в 2008 г. достигла в расчете на одного работника 5431,4 руб., с превышением размера 2007 г. на 1153,6 руб. Торговое предприятие «Имидж» за 2007–2008 гг. имело следующую динамику в относительной форме для двух основных экономических параметров по труду: для производительности труда 118,8 %, для средней заработной платы выше – 127 %. Отмеченное следует отнести к разряду диспропорций. Нормальной считается обратная ситуация: опережение роста выработки по сравнению с изменением заработной платы. Фактически сложившиеся соотношение между анализируемыми параметрами явилось следствием нерационального использования средств торгового предприятия: если в 2007 г. на каждые 100 руб. товарооборота расходы на оплату труда составляли 51,6 руб., то в 2008 г. уже на 3,5 руб. выше.

Проведенный анализ динамики основных показателей деятельности торгового предприятия «Имидж» за 2007–2008 гг. подводит к следующим частным заключениям:

· к положительным моментам следует отнести: рост торговой выручки как в целом, так и по укрупненным товарным группам (импортные и отечественные) с повышением доли в продаже товаров российских производителей. Это благоприятно скажется на экономическом состоянии торгового предприятия. Увеличивается численность работников, растет заработная плата работников, повышается производительность труда;

· к отрицательным моментам следует отнести то, что не соблюдается одна из важнейших экономических пропорций: превышение роста производительности труда над изменением заработной платы;

· к рекомендациям практического характера, направленным на повышение эффективности работы и изыскание внутренних резервов можно отнести: рациональное расходование средств на оплату труда, оптимизация кадрового состава, нормализация соотношения между производительностью труда и заработной платой.

 

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 600.