Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания. Проблема субъекта и объекта познания в истории философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как осущ процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философами по разному.

Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значение чувственного познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Рационализм - абсолютизирует рац. деятельность мышления, и недооценивает роль чувств, форм отражения. (Декарт, Спиноза) - всеобщие истины не выводимы непосредственно из обобщений чувственного опыта, а могут быть почерпнуты только из самого мышления.

 

 

 

Направление, абсолютизирующее роль чувственного познания, получило название сенсуализма. Возник в древнегреч фил., а классич. форму приобрлёл в фил. нового времени, начиная с Локка. Материал. сенсуализм представлен - Дидро, Гольбах, Гельвеций, Фейербах. Идеалистич. сенсуализм - Беркли, Юмм.

Чувственное познание явл. начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ-ся контакт человека с миром материальных объектов. Она предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существоать.

Познание - специальная форма отношения человека к действительности. Формы познания: - мифологическое - художественно-образное - философское - религиозное - обыденно-практическое - научное познание.

Проблема субъекта и объекта познания в истории гносеологии.

Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Объект познания - вещи, явления, процессы, на которые направлена познавательная активность людей. Субъект познания - отд. индивид, соц. группа, общество в целом, обладающие способностями к эвристической деятельности и располагающие опред. средствами и методами познания. Конечная цель познания - обеспечение моделей и программ, управляющих явлением объекта в соответствии с потребностями субъекта. Сократ - ставил задачу обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания человека. Демокрит - поднимал вопрос о посредствующем звене при взаимодействии субъекта и объекта. В средневековом номинализме формировалось представление о субъекте, противостоящем объекту. Кант при различении субъективных и объективных элементов знания исходил из субъекта и его структуры. В субъекте он выделил 2 уровня - эмпирический и трансцендентальный. Фейербах - в единстве субъекта и объекта первое выступает как пассивно подчиняющееся второму, т. е. познание хар-ся созерцательностью. Принцип объективности утверждает: объект познания существует до и независимо от субъекта познания, след. вещи и явления нужно познавать такими, каковы они есть сами по себе. В получаемом результате познания человек не должен вносить ничего от себя, от своей субъективности. При суб. устремленности познания, объект. действительность ограничивается направлением в фил., отвергающее гносеологич. соответствие мышления и бытия, получило название агностицизм. Агностицизм опирается на опред. аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений; 2) если даже объективный мир существует, то, поскольку все человеческие образы субъективны. мы не можем знать, каков мир на самом деле; 3) мир бесконечен в своих свойствах и слишком сложен для чел. понимания, в нем всегда останутся необъяснимые загадки.

Идеализм абсолютизирует субъект и рассматривает объект как производное от субъективной деятельности. С точки зрения диалектич. материализма форма всегда субъективна, а вцелом познание есть противоречивое единство субъекта и объекта. Субъект воздействует на познаваемый объект как предметным образом, так и идеально. Сложность процесса познания обусловлена тем, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. Противоречивость познания выражается и в том, что накопление новых данных приходит в несоответствие с прежними представлениями и теориями.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 311.