Природа отражения. Эволюция форм отражения в живой природе. Сознание как высшая форма отражения действительности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отражение – всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: неживая природа: а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка, б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов; живая природа: а) отражение активно, б) оно всегда целенаправленно, в) оно может носить опережающий характер, г) оно несет функциональный характер. Общие свойства отражения а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т. к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.

Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека – вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание - внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: сознание – одно из воплощений всемирного разума, впервые рассматривает социально-историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом, сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

В психике животных заложены истоки человеческого сознания, имеются элементы конкретного мышления. У животных психика – продукт биологического развития, человеческая психика – результат биосоциального развития. У человека к механизмам нервной деятельности животных добавились механизмы сигнализации действительности словом. Помимо ощущений, восприятий и представлений, компонентами человеческой психики выступают также абстрактное мышление, эмоции и воля.

 

 

32. Сознание как высшая форма отражения. Отличие сознания человека от психики животных. Социальная природа сознания.

 

 

33. Человек как объект философского анализа. Проблема человека в истории философии.(ее конспект)

Проблема человека в философии и науке.

Одной из важнейших проблем, которую исследуют не только философы, но и ученые многих других профессий, является проблема происхождения человека. Как он появился на Земле, является ли уникальным явлением во Вселенной или закономерным результатом эволюции, каково будущее человечества – эти и многие другие вопросы волнуют философскую мысль на протяжении всей истории, и особенно сегодня, когда человек вышел в космос.

Уже в античном мире проблема человека, «микрокосмоса», которая была поставлена Сократом, занимает важное место в философии. От Аристотеля к нам пришло определение человека как «разумного животного». В средние века христианские философы пытались понять человека как часть мирового порядка, установленного Богом. Представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетельстве человеческого существования легло в основу новоевропейского рационализма, который в разуме видел сущность человека. Кант считал, что проблема человека и есть основной вопрос философии. В целом для немецкой классической философии определяющим является представление о человеке как о субъекте духовной деятельности, создающей мир культуры, носителя разума. Критикуя подобную точку зрения, Фейербах в своей антропологической философии ставит человека в центр философии, и понимает его как чувственно-телесное существо, как живую встречу «Я» и «Ты» в их конкретности. Марксистская философия исходит из того, что человек есть продукт и субъект общественно-трудовой деятельности, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений и понять человека можно только раскрыв его социальную сущность.

Проблема человека, смысла его жизни, проблема внутренних и внешних причин, определяющих его поведение, находятся в центре внимания и современной западной философии. При этом проблема человека становится доминирующей, подавляя все остальные проблемы: человек стоит выше всякой другой жизни, потому что он есть жизнь, осознающая себя. Человеческое самосознание сделало людей странниками в мире – они отдельны, объяты страхом. Человек – свой собственный замысел, свой собственный проект, но, созидая себя, свое будущее, человек несет ответственность за него.

Ставя в центр внимания исследование только духовного мира человека, западные мыслители внесли определенный вклад в понимание nomo sapiens, однако они оказались не в состоянии ответить на главный вопрос – что же такое человек и каково его (человечества) предназначение.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.