Понятие закона в философии и науке. Законы диалектики.(ее конспект)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные законы диалектики

Учение о законах занимает особое место в философии. Основной вывод естествознания и теории развития состоит в том, что в мире действуют объективные законы.

В любой науке под понятием закон понимаются такие связи и отношения предметов действительности, которые характеризуются признаками объективности, существенности, всеобщности, устойчивости и повторяемости. В отличие от правила, закон не имеет исключений и его действию подвержены все явления данной области мироздания.

Поскольку в мире существует множество законов, их принято классифицировать на всеобщие (универсальные), общие и частные.

Всеобщие – это законы, действующие во всем мире, т. е. в материальной и идеальной сферах (законы диалектики),

Общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением – законы сохранения, всемирного тяготения и т.д.

Частные – законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (законы электричества, экономические законы, законы логики и др.).

Особенностью законов диалектики является то, что из всех известных человечеству законов по степени распространенности к первой из указанных выше групп относятся только они.

Основные законы диалектики раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем. Их содержание выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию и субординацию.

К всеобщим относятся законы взаимного перехода количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений дает ответ на вопрос: как совершается развитие, каким образом осуществляется переход от одной ступени к другой? Чтобы разобраться в сущности этого закона, надо осмыслить основные категории, с помощью которых он формируется: качество, свойство, мера, скачок.

Качество есть целостная совокупность существенных свойств, структуры, функций, делающих предмет относительно устойчивым и с изменением которых, предмет перестает быть тем, чем он есть. Например, свойство фотосинтеза у растений, структура углерода (алмаз, графит, сажа), функции мозга и т.д.

Количество – это определенность предмета со стороны его величины, объема, темпа протекания процессов, интенсивности развития, степени наличия свойств. Качество и количество – это единство противоположностей, присущее каждому объекту и процессу. Это единство выражается в мере. Мера – это границы, в которых количественные изменения не вызывают качественных и предмет остается самим собой. У каждого качества есть две границы меры – - верхняя и нижняя. Например, 0о и 1000 для воды как жидкости при нормальном атмосферном давлении. Границы меры подвижны и зависят от окружающих условий. Скажем, температура кипения воды в горах, на высоте будет менее 1000. Скачок - это переход за границы меры, к новому качеству.

Итак, сущность закона перехода количественных изменений в качественные и обратно состоит в том, что мелкие, порой незаметные вначале количественные изменения, постепенно накапливаясь, на определенном этапе – на границе меры, через скачок, приводят к качественно новому состоянию объекта и новым границам меры для своего развития.

Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что он дает ответ на вопрос: почему имеет место развитие, в чем его причины. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречия, т. е. противоположности, единство, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Этот закон детерминирует источник развития.

Он показывает, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные стороны, борьба между которыми и приводит к качественно новому состоянию. Развитие есть процесс возникновения, становления и разрешения противоречий. Противоречия же есть отношения между различными и противоположными сторонами.

Противоречия многообразны, как и сам мир. Их можно классифицировать по месту в системе на внутренние и внешние, по характеру возникновения – на необходимые и случайные, по роли в развитии – на основные и неосновные, главные и неглавные, по их типу – антагонистические и неантагонистические.

Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.

Категория отрицания выражает процесс превращения исходного состояния предмета (тезиса) в свою противоположность, т. е. в последующее состояние (антитезис). Отрицание отрицания, как категория диалектики, отображает процесс перехода полученной (второй) противоположности, т. е. отрицания исходной фазы предмета, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание (уничтожение) предыдущего (второго) состояния и тем самым возрождение его исходного состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии. Эта черта закона отрицания отрицания выражается категорией снятия. Снятие есть разрешение противоречия, образуемого единством и борьбой исходного состояния (тезиса) и его отрицанием (антитезиса) путем перехода в третье состояние, синтезирующее в себе необходимые и существенные стороны первых двух, но уже с другими внутренними противоречиями и законами. Происходит повторение на высшей ступени развития известных сторон низших, своеобразный возврат к старому, но на более высоком уровне. Таким образом, порождается новое и вместе с тем реализуется преемственность, взаимосвязанность предыдущих и последующих фаз развития, а также «непрерывность в прерывном.

Повторяемость и преемственность, будучи необходимыми атрибутами процесса развития, детерминируют спиралевидную форму его реализации. Тем самым развитие осуществляется направленно, чаще всего прогрессивно. Именно эту особенность закона отрицания отрицания выражает образ спирали, причем с каждым новым витком спирали процесс развития ускоряется. Например, первая научная революция, имевшая своим результатом механическую теорию И. Ньютона, протекала в течении двух столетий. Научный поиск, завершившийся созданием теории относительности А. Эйнштейна Длился менее 50 лет. Теория Эйнштейна есть отрицание ньютоновской теории, но вместе с тем снимает ее ограниченность и воспроизводит ее в себе как условие своего существования и как свое следствие, частный случай.

Законы диалектики имеют огромное методологическое значение для теории и практики. Их знание помогает не только объяснять происходящие события, но и влиять на них, управлять ими.

 

29. Универсальные категориальные характеристики развивающихся систем: единичное, общее, форма и содержание, элементы, структура, система.

Единичное – философская категория, выражающая своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного качества), его отличие от от других. Общее - философская категория, отражающая однотипность явлений в некоторых отношениях, сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или всем предметам данного класса. Различают: 1) абстрактно-общее как внешнее сходство, поверхностное подобие ряда единичных предметов (например, черный цвет, характерный для угля и нефти); 2) конкретно-общее, понимаемое как внутренняя сущность закон существования и изменения ряда единичных явлений в их взаимодействии в составе целого, как единство в многообразии.

Содержание – философская категория, обозначающая совокупность различных элементов, сторон, свойств и их взаимодействий (внутренних и внешних), определяющих характер предмета, явления, процесса. Форма – философская категория, выражающая упорядоченность, структуру, организацию устойчивых связей между компонентами содержания. Содержание часто более мобильно, обусловливает развитие формы. Форма закрепляет, нормализует определенную ступень развития содержания. В целом, у содержания преобладает тенденция к изменению, у формы – к устойчивости.

Сущность – философская категория, отражающая внутренние, глубинные связи, основу предмета, его главную определяющую сторону, выражающая в предмете через совокупность его различных форм единство многообразного (так радуга – явление, суть которого заключается в преломлении света в каплях воды). Явление: 1) любое формообразование в его целостности (синоним «вещи», «предмета»); 2) поверхностная, внешняя форма бытия сущности, ее обнаружения; 3) видимость (кажимость) – сущность в искаженной форме (например, видимое движение Солнца вокруг Земли).

Долгое время под частями понимали то, что в своей совокупности образует более сложные предметы. Целое рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета, как сумма своих частей. Вместе с тем, начиная с Аристотеля, утверждался взгляд, что целое больше суммы его частей. Трактовка о соотношении части и целого дополнялась понятием связи и обогащалась категориями «элемент», «структура». Элемент – неразложимый далее компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов. Система – общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию. Типы связей образует структуру системы, т. е. обеспечивают ее упорядоченность, организованность, направленность, устойчивость, стабильность, качественную определенность.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 288.