Методы эмпирического и теоретического исследования. Основные формы научного познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К основным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное, организованное, систематическое восприятие предметов и явлений, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде. Рез-ты наблюдений описываются с помощью языка.

Измерение – установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры.

К постановке эксперимента прибегают тогда, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, естественным образом не всегда присущее предмету. Воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его.

К общелогическим методам научного познания относятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и обобщение.

 

Абстрагирование – некоторый отход(отвлечение) от непосредственно воспринимаемой действительности. Рез-том абстрагирования являются абстакции. Конкретное выступает рез-том воссоединения выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое, целостное.

Обобщение – прием мышления, в рез-те которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Гл. средства теоретического научного познания: идея, проблема, гипотеза, концепция, теория.

Идея – мысль, достигшая высшей степени объективности, полноты и конкретности, нацеленная на практическую реализацию.

Проблемы вырастают из потребностей практич. деятельности человека в ходе стремления к новому знанию. Проблемы возникают (Поппер) либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при становлении двух разл. теорий, либо в рез-те столкновения теории с наблюдениями.

Необходимым моментом развития научного знания выступает выдвижение, обоснование и док-во гипотез. Гипотеза – знание, в основе которого лежит предположение, это еще не доказанное теорет. Построение (рассуждение). Это – некоторое утверждение о реальности, истинность или ложность которого должен показать эксперимент. Гипотеза не должна логически противоречить ранее установленному знанию (фактам, законам, принципам), достоверность которого уже доказана; должна объяснять все факты, относящиеся к данному кругу явлений.

Обоснование и доказательство гипотезы превращает ее в теорию. В широком смысле теория – знание вообще, в узком – знание, имеющее строго определенную форму. Теория отражает закономерности, сущностные характеристики действительности. Исходные положения теории – аксиомы или постулаты. Из них все остальные утверждения должны выводиться логическим путем.

Для изучения объектов, кот-е не могут быть воспроизведены в опыте применяется исторический и логический методы. Использование исторического метода предполагает описание реального процесса возникновения и развития объекта, осуществляемое с максимальной полнотой. Задачей такого исследования является раскрытие конкретных условий, обстоятельств и предпосылок различных явлений, их последовательности и смены одних стадий развития другими. Принцип историзма означает: обусловленность настоящего и будущего прошлым. В ходе логического анализа исследование более поздних и развитых форм процесса дает ключ к пониманию и изучению ранних его форм.

Одним из методов теорет. научного исследования выступает аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают выводы об их сходстве их и в других признаках. Аналогия тесно связана с методом моделирования – прием познания, кот-й позволяет посредством одной системы воспроизвести другую, более сложную систему, являющуюся объектом исследования. Различаются модели материальные и идеальные. Матер. модель – вещественное воспроизведение исследуемого объекта. Идеальные модели представляют собой совокупность мыслительных элементов – матем формул, уравнений. Не один из методов научного познания не противостоит другим, а все вместе они составляют единый комплекс.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.