Проблема происхождения человека. Антропосоциогенез и его комплексный характер.(ее конспект)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Происхождение человека. Антропосоциогенез.

Первый вопрос – это вопрос о том, появление человека – это закономерность или случайность в развитии мира? Он в нем одинок или существуют ему подобные в других мирах? Получить однозначный ответ на эти вопросы пока еще не пришло время.

Существует несколько концепций происхождения человека. Самая древняя – о сотворении Богом (креационистская/религиозная), которой и определялось его предназначение – быть как бы представителем всевышнего на земле. Но уже в античности предпринимались попытки дать иное решение проблемы. Так, Лукреций Кар (96 до н.э. - 55 н.э.) в поэме «О природе вещей» рисует картину возникновения жизни и ее эволюцию как закономерность в развитии мира.

С появлением концепции Ч. Дарвина проблема приобрела научную основу, однако и сегодня антропология озабочена поиском недостающих звеньев в биологической эволюции от обезьяноподобного предка к человеку (эволюционная концепция).

В связи с развитием космонавтики возникла еще одна концепция – космического происхождения homo sapiens, у которой пока еще нет фактической основы, и она имеет чисто гипотетическое значение (космологическая концепция).

Ведущей является эволюционная концепция.

Антропосоциогенез – термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, становления Homo sapiens как вида в процессе формирования общества.

Продуктом эволюции жизни явилось формирование высокоразвитых животных, на основе отдельных видов которых и стало возможным возникновение человека. В своей другой книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ч. Дарвин показывает родство человека и человекообразных обезьян, тем самым, закладывая основу для поиска ответа на вопрос о возникновении человека. Эволюционная теория Ч. Дарвина позволила Ф. Энгельсу в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876) рассмотреть проблему антропосоциогенеза с позиции диалектического материализма, где главным фактором, определившим формирование homo sapiens, считается труд. От случайного использования предметов природы особые породы приматов постепенно, на основе метода «проб и ошибок», приходят к их первичной обработке, а затем и к изготовлению простейших орудий. Многократно повторяющиеся операции постепенно вырабатывали у них способность постигать сущность предметов, которая отражалась в первичных понятиях и закреплялась звуком, тем самым формировался язык как средство сохранения и передачи знаний.

Язык – не только результат перехода к трудовой деятельности, но и стадного образа жизни антропоидов.

Переход к трудовым операциям был обусловлен как изменениями климатических условий, так и переменами в окружающей среде – возможность и необходимость перехода от растительной к животной пище. Исключительную роль в этом переходе сыграл огонь. Для животных, даже самых высокоорганизованных, огонь ассоциируется с грозящей им опасностью. Для homo sapiens огонь – это открытие огромной важности, которое совершенно меняло условия и образ их жизни. Это – и создание новых условий для «домашнего труда», и изготовление новых орудий, и создание определенного комфорта, и возможность для более широкого расселения, включая зоны с умеренным климатом. Огонь явился одной из важнейших предпосылок зарождения и развития антропоидов.

Эти и многие другие факторы оказывали воздействие на совершенствование рефлекторно-отражательных способностей, развитие мозга, перехода от предметного восприятия окружающего мира к сущностному, т.е. постижению сущности вещей, формированию понятий и оперирование ими. Именно сознание и отличает человека от животного, поскольку благодаря сознанию он может осуществлять целенаправленную деятельность, т.е. трудиться, создавая необходимые орудия и предметы, необходимые для жизни. Как становление труда и сознания в прошлом, так и их совершенствование происходило и происходит во взаимосвязи и взаимодействии, в неразрывном единстве.

Важным, но еще спорным остается вопрос о периодизации становления человека, о промежуточных звеньях между антропоидами и homo sapiens. Условно принято считать, что период становления человека – 6-7 млн. лет. Что касается homo sapiens, то древнейшие его представители появились в результате эволюции 400– 250 тыс. лет назад.

Специальные черты морфологической организации, переход от использования орудий, начало формирования мышления, воли, языка относятся к периоду жизни такого предка человека, как кроманьонец, ко времени 30—40 тысяч лет назад.

Особое значение приобретает поиск непосредственного предшественника человека. В свое время в качестве такового рассматривались различные варианты – австралопитек, синантроп, питекантроп, неандерталец и другие.

Поиск окончательного ответа затруднен тем, что генетика выдвигает серьезные возражения против трудовой теории.

Дальнейшая эволюция человека.

Считается, что в условиях современного общества (в первую очередь высокого уровня развития медицины) влияние на эволюцию человека таких факторов, как естественный отбор, волн численности и изоляции, значительно снизилось. Неизменным осталось лишь влияние мутационного процесса. Делается вывод, что в обозримом будущем ожидать существенного изменения биологического облика человека не приходится. И единственное направление, в котором человек будет продолжать эволюционировать, это путь по приобретению резистентности к болезням, которые до сих пор приводят к летальному исходу.

Таким образом, человек – это высший продукт эволюции природы, в котором сочетается единство природного и социального, наделенный способностью познавать природу и творчески преобразовывать ее в соответствии со своими потребностями.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 265.