Каждый билет включает четыре вопроса (задания). Два вопроса (задания) из предметной области – География и два вопроса (задания) по Теории и методике обучения географии.
Матрица распределения компетенций по вопросам (заданиям)
Код компетенции /критерии / показатели | Разделы контрольного средства (билет) | |||
1- вопрос | 2- е задание | 3- вопрос | 4- е задание | |
ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции | + | + | ||
ОК-3 способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве | + | + | ||
ОК-4 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | + | + | ||
ОК-5 способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия | + | + | ||
ОК-7 способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности | + | + | + | + |
ОК-8 готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность | + | |||
ОК-9 способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций | + | |||
ОПК-1 готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | + | + | + | + |
ОПК-2 способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся | + | + | + | + |
ОПК-3 готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса | + | + | ||
ОПК-6 готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся | + | + | ||
ПК-1 готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов | + | + | + | + |
ПК-2 способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики | + | + | + | + |
ПК-3 способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | + | + | + | + |
ПК-5 способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся | + | |||
ПК-6 готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса | + | + | ||
ПК-7 способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности | + | + | ||
ПК-9 способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся | + | + | ||
ПК-12 способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся | + | + | + | |
ПК-13 способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп | + | |||
ПК-14 способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы | + | + | + | |
СПК-1 способностью ориентироваться в основных понятиях географической науки, научных теориях и концепциях современной географии, закономерностях развития географической оболочки | + | + | + | + |
СПК-2 способностью использовать географические знания для понимания социально-экономических процессов и закономерностей развития населения и хозяйства | + | + | + | + |
2.2 Форма проведения государственного междисциплинарного экзамена
Государственный междисциплинарный экзамен проводится в устной форме, по билетам на бумажных носителях, утвержденным директором филиала.
Государственный экзамен проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) с участием не менее 2/3 ее состава, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя.
Студентам рекомендуется сделать краткие записи ответов и решения практических задач на проштампованных листах. На все вопросы студент готовит письменный конспективный ответ на представленных ему листах бумаги со штампом факультета. Письменные ответы делаются в произвольной форме. Это может быть развернутый план ответов, расчеты, точные формулировки нормативных актов, схемы, позволяющие иллюстрировать ответ и т.п. Письменный ответ может быть использован студентом в случае подачи апелляции (см. п.4).
Последовательность проведения экзамена:
1. Начало экзамена.
2. Подготовка студента к ответу.
3. Заслушивание ответов.
4. Подведение итогов экзамена.
Начало экзамена
В день работы ГЭК перед началом экзамена студенты – выпускники приглашаются в аудиторию, где Председатель ГЭК:
- знакомит присутствующих и экзаменующихся с приказом о создании ГЭК, зачитывает его и представляет экзаменующимся состав ГЭК персонально;
- вскрывает конверт с экзаменационными билетами, проверяет их количество и раскладывает на специально выделенном для этого столе;
- дает общие рекомендации экзаменующимся по подготовке ответов для устного изложении вопросов билета, а также при ответах на дополнительные вопросы;
- студенты учебной группы покидают аудиторию, а студенты, оставшиеся в соответствии со списком очередности для сдачи экзамена, выбирают билеты, называют их номера и занимают свободные индивидуальные места за столами для подготовки ответов.
Подготовка студента к ответу
На подготовку к ответу студенту отводится не менее 50 минут. В помещении, где проводится экзамен, одновременно находятся не более 6 студентов, готовящихся к ответу.
Заслушивание ответов
Студенты, подготовившись к ответу, поочередно занимают место перед комиссией для сдачи экзамена. Для ответа на вопросы экзаменационного билета и на дополнительные вопросы в целом каждому студенту отводится примерно 20 минут.
Возможны следующие варианты заслушивания ответов:
I вариант. Студент раскрывает содержание одного вопроса билета, после чего члены комиссии сразу предлагают ему ответить на уточняющие вопросы. Затем студент отвечает по второму вопросу, и т.д.
II вариант. Студент отвечает на все вопросы билета, а затем дает ответы членам комиссии на уточняющие, поясняющие и дополняющие вопросы.
Как правило, дополнительные вопросы тесно связаны с основными вопросами.
Подведение итогов сдачи экзамена
После ответа последнего студента ГЭК проводит обсуждение и выставление оценок. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Члены комиссии имеют право на особое мнение по оценке ответа отдельных студентов. Оно должно быть мотивированным и вносится в протокол.
Одновременно формулируется общая оценка уровня компетентности по теоретическим и практическим знаниям экзаменующихся, выделяются наиболее грамотные и компетентные ответы, оценивается сформированность компетенций.
Все члены ГЭК используют оценочный лист для оценки уровня сформированности компетенций студента (приложение 8).
Объявление итогов
Все студенты, сдававшие государственный междисциплинарный экзамен, приглашаются в аудиторию, где работает ГЭК.
Председатель комиссии подводит итоги сдачи государственного экзамена и сообщает, что в результате обсуждения и совещания оценки выставлены и оглашает их студентам. Отмечает лучших студентов, высказывает общие замечания.
Пересдача государственного междисциплинарного экзамена на повышенную оценку запрещается.
Студент, имеющий неудовлетворительную оценку по государственному междисциплинарному экзамену, не допускается к следующему виду аттестационных испытаний – защите выпускной квалификационной работы.
2.3 Время, отводимое на подготовку ответов и (или) выполнение заданий, перечень разрешенных к использованию на экзамене материалов
Длительность подготовки студентов к ответу по билету 1 час.
Для ответа на вопросы экзаменационного билета и на дополнительные вопросы в целом каждому студенту отводится примерно 30 минут. Выпускник должен четко формулировать ответы на вопросы билета; ответы желательно проиллюстрировать картографическим материалом и конкретной практической информацией. Право выбора порядка ответа предоставляется экзаменующемуся студенту.
В ходе подготовки к ответу на государственном экзамене студенту разрешается использовать Программу ГИА, Учебники:
1. География. Землеведение. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, М.Н. Белова, Э.В. Ким и др. - 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2012.-238c.
2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011. -176с.
3. География. Природа и люди. 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева ; С. И. Болысов, В. В. Николина. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 192 с.
4. География. Страноведение. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ [О.А. Климанова, Э.В. Ким, В.И.Сиротин]; под ред. О.А. Климановой.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2012. -336с.
5. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев.- 12-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010. -318с.
6. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. А.И. Алексеева.- 9-е изд., перераб стереотип.- М.: Дрофа, 2012. -318с.
7. Раковская Э.М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Э.М. Раковская.- 5-е изд.-М.: Просвещение, 2012.- 301с.
8. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010. -285с.
9. Гладкий, Ю.Н., Николина В.В. География, 10-11 [Текст] / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. М.: Просвещение, 2012.
10. Гладкий, Ю.Н. География. Современный мир [Текст] : учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - Москва : Просвещение, 2013. - 272 с.
11. Алексеев А.И. География: население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Алексеев, В.В. Николина.- 11-е изд.-М.: Просвещение, 2013.- 359с.
12. География. Россия. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. А.И. Алексеева.-10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014. -286с.
13. Дронов В.Л., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений,-7-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2013. -384с.
14. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.П.Максаковский.- 10-е изд.-М.: Просвещение, 2012.- 350с.
Атласы:
1. Атлас СССР.-М.:ГУПУ, 1984.-224с.
2. Атлас: География России: Природа и население: 8-й кл. – М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2013. 48 с.
3. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. Отв.ред. В.И. Щербаков, ПКО «Картография»-2013.
4. География материков и океанов. 7 кл.: Атлас.- 5-е изд., дораб. и доп.- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.-56с.
5. География мира. 10 кл. Атлас /под общ.ред. А.П. Кузнецова.-М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012. - 48с.
6. География. Россия. 8-9 кл.: Атлас/ под общ.ред. А.И. Алексеева.В 2 Ч. Ч.2: Хозяйство и географические районы.- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.-56с.
7. География России. 8-9 кл.: Атлас/ отв.ред. О.А. Евтеев., Н.Б. Смирнова, Л.Ф. Январева. В 2 Ч. Ч II.: Население и хозяйство. Изд-во: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2011.
8. Географический атлас для учителей средней школы. Отв. ред. Н.Л.Колосова. Изд-во: Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР.-М.: 1982.-238с.
9. Географический атлас. 9 кл. / отв.ред. С.В. Бархатов, И.В. Телегина. Изд-во: Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР.- М., 1989.
10. Физическая география. Начальный курс. Атлас: 6 кл.-М. Дрофа; ДИК, 2014
2.4 Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному междисциплинарному экзамену
Подготовка к государственному междисциплинарному экзамену должна осуществляться в соответствии с программой государственной итоговой аттестации.
В первую очередь, обучающимся необходимо ознакомиться с перечнем вопросов и практико-ориентированных заданий, выносимых на государственный междисциплинарный экзамен.
В процессе подготовки к экзамену следует опираться на рекомендованную для этих целей учебную литературу. Работая с нормативным материалом, обучающийся должен убедиться, что имеющиеся в его распоряжении тексты нормативных правовых актов включают в себя все изменения и дополнения. Для этого можно воспользоваться справочно- информационной системой «Консультант-плюс» в компьютерных классах и в читальном зале библиотеки НФИ КемГУ.
Для систематизации знаний большое значение имеет посещение обучающимися обзорных лекций, а также консультаций, которые проводятся по расписанию накануне государственного экзамена.
2.5 Перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену
1. Алексеев, А.И. Россия: социально-экономическая география [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.И. Алексеев, В.А. Колосов. - Электрон. текстовые дан. – Москва : «Новый хронограф», 2013. - 708с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228345
2. Горохов, С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А. Горохов, Н.Н. Роготень. - Электронные текстовые данные. - Москва : Юнити- Дана, 2015. - 271 с. - (Практический курс). - Библиор.: с. 217-218. - режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117040
3. Лебедев, В. Л. Физическая география материков и океанов [Текст] : учебник : в 2 т. Т. 2 : Физическая география океанов / В. Л. Лебедев, Г. А. Сафьянов ; под ред. Профессора С. А. Добролюбова. - Москва : Академия, 2014. - 432 с. : ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-0241
4. Раковская, Э. М. Физическая география России [Текст] : учебник для вузов : в 2 т. Том 1 / Э. М. Раковская. - Москва : Академия, 2013. - 256 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование.Бакалавриат). - ISBN 978-5-7965-9570-7
5. Раковская, Э. М. Физическая география России [Текст] : учебник для вузов : в 2 т. Том 2 / Э. М. Раковская. - Москва : Академия, 2013. - 256 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-7965-9571-4
6. Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира. В 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / И. А. Родионова. — 2-е изд. — Электронные текстовые данные. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 275 с. — (Бакалавр. Академический курс). — Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/A48D323E-73F9-4BFB-911F-69E048F48156
7. Родионова, И. А. Экономическая и социальная география мира. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата / И. А. Родионова. — 2-е изд. — Электронные текстовые данные. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 431 с. — (Бакалавр. Академический курс). — Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/5793972D-D44A-44AE-884B-DF9512FE2C5B
8. Романова, Э. П. Физическая география материков и океанов [Текст] : учебник : в 2 т. Т. 1 : Физическая география материков : в 2 кн. Кн. 1. Дифференциация и развитие ландшафтов суши земли. Европа. Азия / Э. П. Романова, Н. Н. Алексеева, М. А. Аршинова ; под ред. Профессора Э. П. Романовой. - Москва : Академия, 2014. - 464 с. : ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-0239
9. Савцова, Т. М. Общее землеведение [Текст] : учебник / Т. М. Савцова. - 6-е издание ; стереотипное. - Москва : Академия, 2013. - 416 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 410-412. - ISBN 978-5-7695-9839-5
10. Таможняя, Е.А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Е.А Таможняя, М.С. Смирнова, И.В. Душина: под ред. Е.А. Таможней. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 321 с.
11. Физическая география материков и океанов [Текст] : учебник : в 2 т. Т. 2 : Физическая география материков : в 2 кн. Кн. 2. Северная Америка. Южная Америка. Африка. Австралия и Океания. Антарктида / [Т. А. Кондратьева [и др.]] ; под ред. профессора Э. П. Романовой. - Москва : Академия, 2014. - 400 с. : ил. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-4468-0240-1
2.6 Критерии оценки результатов сдачи государственного междисциплинарного экзамена
Показатели оценки сформированности компетенций в ходе государственного междисциплинарного экзамена представлены в таблице (приложение 8):
В оценочном листе членов ГЭК представлено 4 уровня сформированности компетенций:
2 – низкий (компетенция не сформирована);
3 – пороговый (компетенция сформирована частично, на 50-75%);
4 – повышенный (компетенция сформирована на 76-90 %);
5 – продвинутый (компетенция полностью сформирована, т.е. на 100%).
Результат государственного экзамена оценивается в 4-х балльной системе оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»:
Оценка «отлично». Оценка "отлично" выставляется студентам, показавшим взаимосвязь основных понятий дисциплины с профессиональной деятельностью, проявившим творческие способности в понимании (посредством приведения примеров), изложении и использовании учебного материала. Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Все компетенции сформированы полностью. Профессиональная подготовка выпускника полностью соответствует требованиям ФГОС ВО.
Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно- программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу. Демонстрирует умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Компетенции сформированы в достаточном объеме. Профессиональная подготовка выпускника в целом соответствует требованиям ФГОС ВО.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший поверхностные знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой. Допускаются нарушения в последовательности изложения. Имеются затруднения с выводами. Закрепленные профессиональные компетенции сформированы в удовлетворительном объеме.
Профессиональная подготовка выпускника в достаточной степени соответствует требованиям ФГОС ВО.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий, предусмотренных программой. Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Выводы отсутствуют. Компетенции не сформированы.
Оценки, полученные студентом, заносятся в протокол, экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Члены ГЭК подписывают документы.
Требования к выпускным квалификационным работам
3.1 Вид ВКР в соответствии с уровнем образования
В соответствии с уровнем образования (уровень бакалавриата) обучающийся выполняет бакалаврскую работу, демонстрирующую уровень его подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) связана с разработкой конкретных теоретических вопросов, являющихся частью научно - исследовательских работ, выполняемых кафедрой, с экспериментальными исследованиями или с решением прикладных
задач. ВКР является самостоятельным исследованием студента.
Выпускникам рекомендуются следующая тематика исследований для подготовки ВКР:
1. Изучение распределения климатических поясов Земли в школьном курсе географии.
2. Изучение угленосных толщ Кузбасса в школьном курсе географии.
3. Изучение смены времен года в школьном курсе географии.
4. Воспитательный потенциал внеклассной работы по географии.
5. Особенности организации процесса обучения школьников с девиантным поведением по географии.
6. Фаунистические особенности материка Евразия и их изучение в курсе школьной географии.
7. Современное состояние природы Тихого океана и его изучение в школьном курсе Географии материков и океанов.
8. Вулканизм Востока России и его изучение в школьном курсе географии.
9. Эндемики и реликты флоры России и их изучение в школьном курсе географии.
10. Геополитические интересы России в Азово-Черноморском бассейне и их изучение в школьном курсе Географии России
11. Методы картографирования социально-экономических явлений и их использование в школьном курсе Географии России.
12. «Интеллектуальные карты» и их использование в изучении топливно-энергетического комплекса России в школьном курсе географии.
13. Развитие познавательного интереса школьников на уроках географии через игровые ситуации.
14. Методические особенности изучения курса Географии 5-6 классов в современной школе.
15. Размещение памятников природы Алтае - Саянского экорегиона и изучение их в школьном курсе географии.
16. Особенности природы заповедных территорий Приморья и их изучение в школьном курсе географии.
17. Изучение экологического состояния водных объектов в школьном курсе географии.
18. Изучение антропогенного воздействия на природные ландшафты в школьном курсе географии.
19. Гидрологические особо охраняемые природные территории России и их изучение в школьном курсе географии.
20. Изучение альтернативной энергетики и формирование знаний о рациональном природопользовании в школьном курсе географии.
21. Качество жизни населения в школьном курсе географии.
Примечание: Темы ВКР ежегодно корректируются.
Порядок выполнения ВКР
Студент выбирает тему ВКР согласно тематике, разработанной кафедрой. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе и предложение своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки.
Руководители ВКР назначаются из числа профессорско-преподавательского состава кафедры. Закрепление темы и назначение руководителя осуществляется профилирующей кафедрой на основании личного заявления студента (приложение 2). Заявление подается студентом на имя заведующего кафедрой по установленной форме с указанием темы ВКР, научного руководителя. Заявление визируется руководителем. Сроки подачи заявлений устанавливаются кафедрой.
Закрепление темы и назначение руководителя ВКР последовательно утверждаются заседанием кафедры, ученым советом факультета и распоряжением директора НФИ КемГУ. После утверждения темы ВКР студенту выдается задание (Приложение 3).
Задание на выполнение ВКР содержит тему ВКР, согласно распоряжения, основную задачу исследования, содержание работы (перечень подлежащих разработке вопросов), содержание работы, перечень демонстрационных материалов, а так же дата выдачи задания и срок сдачи готовой ВКР (Приложение 4). Задание подписывается руководителем и студентом, после чего – утверждается заведующим кафедрой.
Сроки для выполнения и защиты ВКР определяются графиком учебного процесса.
График выполнения ВКР составляется кафедрой, доводится до сведения студентов руководителями ВКР. Заведующий кафедрой осуществляет общий контроль за ходом подготовки ВКР на основании графика, в котором устанавливаются сроки периодического отчета студентов по выполнению частей ВКР.
Заведующий кафедрой может проводить выборочные проверки состояния выполнения отдельных ВКР.
Порядок назначения руководителя ВКР:
Руководители для выполнения ВКР назначаются распоряжением директора из числа профессорско-преподавательского состава кафедры. Информация о закреплении за студентами руководителей и тем ВКР доводится до сведения студентов выпускного курса. Для студента, занимающегося под руководством преподавателя кафедры научно-исследовательской работой, выбор руководителя и темы ВКР может быть предопределен на более ранней стадии обучения и лишь юридически оформлен в последнем учебном семестре.
Руководитель ВКР должен:
1) Выдать студенту задание на разработку ВКР по установленной форме (приложение
3).
2) Обеспечить руководство преддипломной практикой, принять отчет о прохождении
Практики, оформить отчет и справку руководителя.
3) Оказать практическую помощь студенту в разработке плана и методики выполнения ВКР.
4) Обеспечить квалифицированную консультацию в подборе литературных источников, статистических и иных фактических материалов, необходимых для выполнения ВКР.
5) Осуществлять систематический контроль хода выполнения ВКР в соответствии с разработанным планом.
6) После окончания разработки ВКР дать оценку корректности заимствований материала работы через систему «АНТИПЛАГИАТ» (или др.) и качества ее выполнения и соответствия предъявленным требованиям в отзыве руководителя, а также поставить свою подпись на титульном листе ВКР. В отзыве указывается мнение руководителя о допуске к защите и оценка работы студента над ВКР. Примерная структура отзыва руководителя ВКР представлена в приложении 7.
7) Подготовить студента к предзащите ВКР
8) Подготовить студента к защите ВКР.
Руководитель ВКР ведет постоянное наблюдение за выполнением студентом всех разделов ВКР в сроки, регламентируемые графиком. О всех существенных отклонениях от установленных сроков руководитель ставит в известность заведующего кафедрой.
Структура ВКР. Общие требования к ВКР:
- актуальность выбранной темы,
- четкость построения структуры, логическая последовательность и убедительность аргументации; полнота и точность формулировок, доказательств, выводов; обоснованность предложений;
- применение информационных технологий в исследовательской работе;
- практическая значимость выводов и предложений.
При выполнении ВКР студент должен продемонстрировать способности:
- самостоятельно поставить творческую задачу, оценить ее актуальность и социальную значимость;
- выдвинуть рабочую гипотезу;
- собрать и обработать информацию по теме ВКР;
- изучить и критически проанализировать полученные материалы;
- глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему;
- выработать, описать и профессионально аргументировать свой вариант решения рассматриваемой проблемы;
- сформулировать логически обоснованные выводы, предложения, рекомендации по внедрению полученных результатов в практику.
ВКР должна содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- задание на выполнениеВКР;
- реферат;
- содержание
- введение;
- основная часть;
- заключение и выводы;
- список литературы;
- приложения.
Во введении приводится:
обоснование актуальности выбранной темы;
перечень задач ВКР и характеристика целей, обеспечиваемых за счет их реализации;
объект, предмет, гипотеза исследования;
краткая характеристика используемых методов и методик, которые позволяют обеспечить оптимальное решение поставленных задач;
- характеристика результатов работы, их новизна и практическая ценность.
Рекомендуемая структура ВКР:
1. Теоретическая глава
1.1. ….
1.2. ….
2. Методическая глава
2.1 ….
2.2. ….
Заключение и выводы
Заключение должно содержать качественные (количественные) оценки результатов выполненной ВКР.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТА ВКР
1 Общие правила оформления
ВКР относится к типу документов, которые оформляются в соответствии с государственными стандартами и проходит нормоконтроль перед ее приемкой на кафедре и представлением в ГАК для защиты. Изложение текста и оформление ВКР следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ Р 6.30 – 97.
Основной текст ВКР следует печатать, соблюдая следующие требования:
ВКР должна быть выполнена печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4.
Поля страницы: верхнее и нижнее – 20 мм, левое 25 мм, правое – 15 мм.
Основной текст дипломной работы набирается шрифтом Times New Roman размером (кеглем) 14, строчным, без выделения.
Цвет шрифта должен быть черным. Выравнивание осуществляется по ширине.
Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 15 мм. Строки разделяются полуторным интервалом.
Все разделы работы следует начинать с новой страницы.
2 Оформление заголовков
Все названия имеют выравнивание по центру без точки в конце.
Заголовок раздела (в частности такие как «ведение», «заключение» и т.п.), печатается кеглем 14, прописным.
Заголовок подраздела – кеглем 14, строчным, полужирным. Заголовки от текста отделяют сверху и снизу тремя интервалами. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Разделы и подразделы должны иметь порядковую сквозную нумерацию в пределах всего текста, нумеровать их следует арабскими цифрами.
После номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят.
3 Оформление нумерации страниц
Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы.
Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Обложку и титульный лист, включают в общую нумерацию страниц, но номер на них не проставляют.
Реферат, задание на ВКР, отзыв руководителя не нумеруют и не включают в общую нумерацию страниц.
4 Оформление таблиц
Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы. Слово «таблица» пишется полностью без сокращений, с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией Знак «№» перед порядковым номером таблицы и точку после него не ставят. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Выравнивание таблица осуществляется по левому краю листа.
При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.
Таблица располагается по всей ширине рабочего поля страница, т.е. не должна выходить за границы, определенные выше.
Между основным текстом и таблицей с еѐ названием предусматривается межстрочный интервал сверху и снизу.
5 Оформление иллюстраций
Название рисунка следует помещать под ним без абзацного отступа в одну строку с его номером через тире.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.
Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.
При необходимости для расположения рисунка можно использовать горизонтальную ориентацию страницы
6 Оформление списка используемой литературы
Библиографический список должен отражать перечень всех источников, использованных при написании ВКР. Источники в списке располагаются в алфавитном порядке и нумеруются арабскими цифрами, в тексте располагаются заключѐнными в квадратные скобки. Например: [5].
Оформление списка использованных источников выполняется по ГОСТ 7.1-2003.
При ссылках на разделы, подразделы, рисунки, таблицы, формулы и приложения своей работы следует указывать их порядковый номер, например: «… в разделе II», «… в подразделе 2.1», «… на рисунке 5», «… в соответствии с формулой (4)», «… по данным в таблице 8».
7 Оформление приложений
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначаются арабскими цифрами без знака «№» (Например: «Приложение 1») в порядке появления ссылок на них в тексте.
Рисунки, таблицы и формулы, используемые в приложениях, нумеруются отдельно для каждого приложения. Например таблица в «Приложении 1» нумеруется так: «Таблица 1.1
Список рекомендуемой литературы по подготовке ВКР
1. Основы научных исследований. Учебное пособие. 4 е издание. Москва. ... Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. — 4 е изд. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2012
2. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И. Н. Кузнецов. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 284 с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 494.