а) да, я проходил(а) специальное обучение (где?) ______________________________
б) да, я занимаюсь самостоятельно (по книгам, видеоматериалам и т.д.)
в) нет, я не проходил(а0 обучение по практической психологии
г) я консультируюсь у психолога
д) другое (что именно?) ___________________________________________________
А ТЕПЕРЬ СООБЩИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СЕБЕ:
1. Ваш пол:
а) жен.
б) муж.
2. Ваш возраст:
_________________ лет.
3. Ваше образование:
а) среднее
б) получаю высшее образование
в) высшее
г) другое __________________________________________
4. Ваша должность:
___________________________________________________
5. Ваша специализация:
а) педагог
б) исполнитель
в) другое___________________________________________
6. Ваш трудовой стаж:
____________________ лет
Для сравнения предлагаем вам обобщённые результаты анкетирования, собранные у участников наших занятий. Напротив каждого из вариантов ответа указан процент опрошенных, выбравших данный ответ. (Для любителей математической точности: так как на некоторые вопросы было разрешено давать более одного ответа, не удивительно, что общая сумма процентов в них может превышать 100).
Обратите внимание, совпадают ли ваши ответы с ответами большинства опрошенных? Или вы находитесь в меньшинстве? Или, возможно, вы дали ответы, не совпадающие с приведёнными вариантами?
| 1. Устаёте ли Вы во время работы? | |
| а) постоянно | 3% |
| б) часто | 44% |
| в) почти никогда не устаю | 27% |
| г) иногда, в зависимости от обстоятельств | 26% |
| 2. Как Вы боретесь с утомлением? | |
| а) никак, - проблемы утомления для меня не существует | 10% |
| б) использую только общеизвестные традиционные средства (прогулка, сон, витамины и др.) | 84% |
| в) использую методы психологической саморегуляции, такие как: | |
| 1. самоубеждение | 5% |
| 2. аутотренинг, медитация, релаксация | 5% |
| 3. гимнастика, дыхательная гимнастика | 5% |
| 4. физиотерапия | 3% |
| 5. творческое самовыражение (рисование, письмо) | 1% |
| 6. организация времени, распределение нагрузок | 4% |
| 7. слушание музыки, чтение, кино | 7% |
| 3. Что, на ваш взгляд, является основной причиной утомления у музыкантов-профессионалов Вашей специализации?(выберите только один ответ или впишите свой вариант) | |
| а) большие рабочие нагрузки | 44% |
| б) неблагоприятный климат в коллективе | 22% |
| в) отсутствие перспектив творческого (или должностного) роста | 17% |
| г) неинтересная работа | 8% |
| д) другое (низкая зарплата, отсутствие обратной связи от учеников, лишняя работа, низкая мотивация, общая депрессия, нехватка времени, умственное или физическое напряжение, отсутствие разрядки, неумение отдыхать) | 8% |
| 4. Какие навыки из области практической психологии могли бы помочь музыканту-профессионалу справляться с переутомлением? | |
| а) навыки релаксации | 21% |
| б) навыки, направленные на повышение психической выносливости и "закалки" | 56% |
| в) навыки психорегулирующей гимнастики и тренировки | 24% |
| г) творческий подход к работе | 1% |
| е) "переключение", смена обстановки, хобби | 4% |
| ж) не знаю | 4% |
| 5. Считаете ли Вы себя уверенным человеком? | |
| а) да | 41% |
| б) нет | 19% |
| в) затрудняюсь ответить | 27% |
| г) не всегда | 13% |
| 6. Где Вы чувствуете свою неуверенность? | |
| а) нигде, так как я вполне уверенный в себе человек | 26% |
| б) я чувствую неуверенность в процессе публичных выступлений (на сцене, во время открытого урока и пр.) | 52% |
| в) я чувствую неуверенность в процессе работы с некоторыми своими учениками | 3% |
| г) я чувствую неуверенность, общаясь с некоторыми родителями своих учеников | 1% |
| д) я чувствую неуверенность, общаясь с некоторыми своими коллегами | 18% |
| е) при общении с "вышестоящими" (администрацией, педагогами) | 4% |
| ж) в незнакомой обстановке, в ситуации незнания, некомпетентности | 8% |
| з) с "трудными" людьми | 1% |
| и) много ситуаций | 3% |
| 7. Умеете ли Вы преодолевать Вашу неуверенность? | |
| а) мне не нужно её преодолевать, - я уверенный в себе человек | 16% |
| б) да, умею. Для этого я: | |
| 1. анализирую ситуацию и "выстраиваю" своё поведение | 9% |
| 2. использую самовнушение, создаю позитивный настрой, "образ уверенности", повышаю самооценку | 21% |
| 3. тренирую поведение, отрабатываю навык, совершенствую профессионализм | 13% |
| 4. опираюсь на других | 3% |
| 5. стараюсь разными способами | 11% |
| в) нет, не умею | 15% |
| г) работаю над этим | 7% |
| д) затрудняюсь ответить | 2% |
| г) затрудняюсь ответить | 17% |
| 8. Какой, по Вашему мнению, самый продуктивный способ преодоления неуверенности у музыканта-профессионала? | |
| а) повышение собственной самооценки | 40% |
| б) наличие "группы поддержки" | 20% |
| в) способность "дать сдачи" в конфликтной ситуации | 11% |
| г) способность не обращать внимание на чужое мнение | 37% |
| д) анализировать ситуацию и "выстраивать" своё поведение | 2% |
| е) использовать самовнушение, создавать позитивный настрой, "образ уверенности" | 5% |
| ж) тренировать поведение, отрабатывать навык, совершенствовать профессионализм | 8% |
| з) стараться работать над собой | 2% |
| 9. Какие навыки общения с другими людьми, по Вашему мнению, являются наиболее важными для музыканта-профессионала? | |
| а) навыки "сценического" общения при публичном выступлении | 56% |
| б) навыки общения с коллегами | 46% |
| в) навыки общения с учениками | 33% |
| г) навыки общения с партнёрами по ансамблю | 22% |
| д) умение общаться с людьми вообще | 11% |
| 10. Владеете ли Вы этими навыками? | |
| а) да, в полной мере | 18% |
| б) в некоторой степени | 61% |
| в) владею плохо | 12% |
| 11. Владеют ли Ваши коллеги этими навыками? | |
| а) да, большинство из них владеет | 29% |
| б) не все, но некоторые владеют | 65% |
| в) мало кто владеет | 6% |
| г) не владеет практически никто | 0% |
| 12. Удовлетворены ли Вы своим профессиональным трудом? | |
| а) да, потому что я занимаюсь любимым делом, чувствую профессиональный рост, нахожу в нём способ саморазвития | 33% |
| б) частично, потому что | |
| 1. не всё получается, не удовлетворен (а) собой, своими успехами | 21% |
| 2. нет отдачи - материальной или духовной | 7% |
| 3. с трудом совмещаю профессиональные обязанности с побочными (домашними и т.п.) | 2% |
| 4. не хватает времени | 3% |
| 5. проблемы общения | 1% |
| 6. проблемы утомления | 1% |
| 7. другие причины (не указано) | 2% |
| в) нет, потому что | |
| 1. не всё получается, не удовлетворен (а) собой, своими успехами | 9% |
| 2. нет отдачи - материальной или духовной | 2% |
| 3. отсутствие перспектив развития | 1% |
| 4. другие причины (не указано) | 1% |
| г) затрудняюсь ответить | 17% |
| 13. Что доставляет Вам удовольствие в Вашей работе? | |
| а) моя сценическая деятельность | 37% |
| б) материальное вознаграждение | 17% |
| в) общение с коллегами | 31% |
| г) возможность профессиональной самореализации | 47% |
| д) общение с учениками | 39% |
| е) плодотворные результаты работы | 2% |
| ж) соприкосновение с искусством | 2% |
| з) ничто не доставляет удовольствия | 1% |
| 14. Чего Вам не хватает для получения полного удовлетворения своим профессиональным трудом? | |
| а) меня всё устраивает | 21% |
| б) практически всё устраивает, но всё же не хватает: | |
| 1. достойного материального вознаграждения | 20% |
| 2. более теплого отношения с коллегами | 3% |
| 3. способных и заинтересованных учеников | 3% |
| 4. времени | 4% |
| 5. здоровья и сил | 2% |
| 6. признания и уважения со стороны администрации | 3% |
| 7. хороших условий работы, материальной базы | 4% |
| 8. знаний и опыта, возможности учиться, общаясь с профессионалами высокого уровня | 3% |
| 9. уверенности в будущем, эмоционального подъёма | 1% |
| 10. сложности с самореализацией | 2% |
| в) мне не хватает очень многого, об этом не скажешь в 2-х словах | 24% |
| 15. Удаётся ли Вам полностью реализовывать свой творческий потенциал? | |
| а) да, у меня есть существенные творческие успехи | 37% |
| б) нет, для реализации моего творческого потенциала существуют следующие препятствия: | |
| проблемы с сотрудниками и администрацией, непонимание окружения | 4% |
| проблемы с учениками | 1% |
| нехватка знаний и профессионализма | 1% |
| страхи, неуверенность в себе | 1% |
| состояние здоровья | 2% |
| материальные проблемы | 1% |
| проблемы с творческой самореализацией | 2% |
| в) я считаю, что мой творческий потенциал невелик | 19% |
| г) реализация моего творческого потенциала не является самым главным делом моей жизни | 18% |
| д) есть успехи, но есть и проблемы. Я на пути к реализации своего творческого потенциала | 14% |
| 16. Применяете ли Вы методы практической психологии в работе в Вашими учениками? | |
| а) да, применяю сознательно и целенаправленно. В своей работе я использую такие методы, как | |
| 1. внушение | 1% |
| 2. повышение самооценки | 2% |
| 3. артистические навыки | 1% |
| б) возможно, применяю, но скорее интуитивно, чем осознанно | 59% |
| в) не применяю | 6% |
| г) у меня нет учеников | 31% |
| 17. Обучались ли Вы практической психологии? | |
| а) да, я проходил (а) специальное обучение | 1% |
| б) да, я занимаюсь самостоятельно (по книгам, видеоматериалам и т.д.) | 23% |
| в) нет, я не проходил (а) обучение по практической психологии | 53% |
| г) я консультируюсь у психолога | 1% |
| д) отдельные навыки практической психологии получал(а) на курсах ФПК, в училище, вузе | 20% |
| е) не учились, но хотелось бы | 2% |
| А ТЕПЕРЬ СООБЩИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О СЕБЕ: | |
| 1. Ваш пол: | |
| а) жен. | 81% |
| б) муж. | 19% |
| 2. Ваш возраст: | |
| до 20 лет | 8 % |
| 20-25 лет | 42% |
| 26-30 лет | 5% |
| 31-35 лет | 6% |
| 36-40 лет | 8% |
| 41-45 лет | 11% |
| 46-50 лет | 11% |
| свыше 50 лет | 9% |
| 3. Ваше образование: | |
| а) среднее | 28% |
| б) получаю высшее образование | 54% |
| в) высшее | 18% |
Приложение 2
ОПРОСНИК ТРУДОВОГО СТРЕССА
(JOB STRESS SURVEY, Charles D. Spielberger, 1989)
Инструкция: Ниже приведен перечень возможных источников стресса или "стрессовых ситуаций", которые могут возникать в профессиональной деятельности. Исходя из собственного опыта, а также наблюдений за своими коллегами, оцените, пожалуйста, в какой степени каждая из них характерна для Вашей работы - по силе воздействия (вариант 1) и частоте возникновениястресса (вариант 2).
Для оценок используйте 9-балльную шкалу, на которой за относительно "нормальный" уровень примите оценку в 5 баллов по пункту 1 опросника, поскольку наличие неприятных поручений и противоречивых обязанностей присуще практически любой работе. Эта оценка будет служить как бы Вашим внутренним эталоном умеренного уровня стресса, по сравнению с которым нужно определить, сильнее или слабее выражено воздействие других стрессовых ситуаций.
При заполнении опросных бланков не задумывайтесь долго над выбором ответов и ориентируйтесь только на собственные ощущения, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Ведь стресс переживаете Вы, и поэтому интерес может представлять только Ваше личное мнение.
Вариант 1.
| Возможные источники стресса, связанные с Вашей работой | СИЛА СТРЕССА Низкая Умеренная Высокая |
| 1. Наличие неприятных обязанностей и противоречивых поручений | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 2. Сверхурочная работа | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 3. Ограниченные возможности профессионального роста | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 4. Необходимость выполнять новые или совершенно незнакомые задания | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 5. Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 6. Недостаточная поддержка со стороны руководства | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 7. Необходимость преодолевать кризисные ситуации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 8. Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 9. Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 10. Необходимость пользоваться плохим или неподходящим для работы оборудованием | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 11. Повышенная ответственность за исполняемую работу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 12. Наличие в работе периодов вынужденного бездействия | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 13. Трудности в отношениях с начальством | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 14. Негативное отношение к организации в целом | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 15. Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 16. Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 17. Обиды и личные оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 18. Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 19. Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 20. Борьба за продвижение по службе | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 21. Отсутствие полноценного руководства | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 22. Наличие шума и посторонних помех в производственных помещениях | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 23. Постоянные прерывания и отвлечения от работы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 24. Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 25. Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 26. Жесткие сроки исполнения работы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 27. Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 28. Необходимость выполнять работу за других - коллег, начальства, подчиненных | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 29. Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 30. Конфликты с другими подразделениями организации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Вариант 2.
| Возможные источники стресса, связанные с Вашей работой | ЧАСТОТА СТРЕССА Низкая Умеренная Высокая |
| 1. Наличие неприятных обязанностей и противоречивых поручений | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 2. Сверхурочная работа | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 3. Ограниченные возможности профессионального роста | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 4. Необходимость выполнять новые или совершенно незнакомые задания | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 5. Невыполнение сотрудниками и/или подчиненными своих обязанностей | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 6. Недостаточная поддержка со стороны руководства | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 7. Необходимость преодолевать кризисные ситуации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 8. Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 9. Несоответствие поручаемых задач профессиональным обязанностям | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 10. Необходимость пользоваться плохим или неподходящим для работы оборудованием | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 11. Повышенная ответственность за исполняемую работу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 12. Наличие в работе периодов вынужденного бездействия | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 13. Трудности в отношениях с начальством | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 14. Негативное отношение к организации в целом | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 15. Плохая подготовка персонала для качественного выполнения трудовых задач | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 16. Необходимость незамедлительно принимать ответственные решения | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 17. Обиды и личные оскорбления со стороны заказчика/потребителя/клиента/партнера | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 18. Недостаточное участие в планировании и принятии организационных решений | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 19. Несправедливость в оплате труда или распределении материальных поощрений | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 20. Борьба за продвижение по службе | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 21. Отсутствие полноценного руководства | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 22. Наличие шума и посторонних помех в производственных помещениях | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 23. Постоянные прерывания и отвлечения от работы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 24. Переходы от вынужденных периодов пассивности и безделья к интенсивным перегрузкам | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 25. Чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочной информацией | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 26. Жесткие сроки исполнения работы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 27. Отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (для обеденного перерыва, чашки кофе и пр.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 28. Необходимость выполнять работу за других - коллег, начальства, подчиненных | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 29. Низкая трудовая мотивация сослуживцев (как сотрудников, так и подчиненных) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
| 30. Конфликты с другими подразделениями организации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 605.