IV. Телесно-ориентированные формы работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Четвёртый блок включает ряд техник, связанных со слышанием музыки как бы "внутри себя". В процессе работы физический организм (дыхание, пульсации внутри тела, тембр голоса, телесные зажимы) становится источником ритмов, звуков и мелодий. В зависимости от задач, упражнения выполняются сидя на стуле, на полу, стоя, лежа, в движении.

Данный блок техник наиболее тесно связан с телом и способствует работе с телесными проекциями психологических проблем.

"Ритмы и звуки тела"

Техника "Ритмы и звуки тела" является основной для большинства музыкальных телесно-ориентированных упражнений. Она состоит из двух элементов:

1. Прислушайтесь к своему дыханию, ощутите его глубину, темп, ритм, место его "фокусировки". Легко ли дышать? Все ли тело "дышит"? А теперь дайте возможность телу подвигаться в ритм с дыханием. Затем почувствуйте, какой звук хотелось бы произнести на выдохе. Пусть в начале это будет любой звук. Затем важно почувствовать и "выпустить" этот звук как музыкальный звук - ощутить его тембр, наполненность, силу. В каком месте тела резонирует звук? Можно поработать с высотой звука - сделать выше, ниже. А может, это уже не просто звук, а мелодия?

2. Второй элемент представляет собой работу с пульсациями внутри тела. Прислушайтесь к своему телу - где ощущается пульс, с какой силой, в каком темпе, ритме? Далее следует изобразить услышанный ритм, подвигаться в ритме пульсаций - всем телом или отдельными его частями. Хорошо, если спонтанные движения перейдут в танец, построенный на собственных телесных ритмах танцующего.

Оба элемента могут работать как изолированно, так и последовательно. Возможно и одновременное совмещение обоих элементов, но оно редко удается с первого раза, требуется известная тренировка.

Кроме стабилизации дыхания и телесного раскрепощения важной задачей использования "Ритмов и звуков тела" становится психологический итог работы: субъективное состояние человека (возникающие чувства, мысли, эмоции, воспоминания...). Как показала работа с нашими клиентами и учениками, данная техника активизирует глубинные структуры психики и позволяет выйти на решение многих эмоционально значимых проблем, связанных с тревогой, страхом, подавляемой агрессией и т.д.

В парной и групповой работе смысловой акцент часто переносится на формирование навыков чувствования друг друга и поиска путей взаимного согласования действий. сюда входят упражнения на поиск общего ритма движения, присоединение дыханием (поиск общего ритма дыхания), поиск общего звука (мелодии) на выдохе, передача своего ритма, отражающего эмоциональное состояние и т.д. внимание работающих распределено между своими ощущениями и восприятием состояния партнера, тем самым способствуя развитию эмпатических способностей.

"Танец под звуки внутренней музыки"

"Танец под звуки внутренней музыку" - упражнение, также направленное на активизацию внутреннего "слышания" своего организма, состояния, эмоций, мыслей. выполняя упражнение, прислушайтесь к своему внутреннему миру и, услышав звучание внутренней музыки, начните танец под неё. возможен танец с закрытыми глазами (более простой вариант) или с открытыми - когда мы не только танцуем сами в потоке своей музыки, но и можем видеть танец других участников.

"Музыка речи"

Работа с тембром голоса и интонациями разговорной речи (техника "Музыка речи") представляет собой несколько иные "телесные" музыкотерапевтические формы работы, используемые преимущественно в групповой практике. Путем внимательного вслушивания и вчувствования в "музыку" собственной речи и речи партнера, участники групп учатся осознавать глубинную связь тембров и интонаций с психологическим состоянием человека. ("У Т. резкий, колючий голос, она словно хлещет им тебя, когда говорит. Немного похож на киксующую трубу... А у Д. голос мелодичный, приятный, прохладный как тембр флейты. Когда она говорит, прямо успокаиваешься"). "Музыка речи" помогает участникам подойти к выявлению личностных проблем, которые решаются в дальнейшем. Таким образом, техника во многом несет "диагностическую" нагрузку. Как правило, работы по направленному изменению интонаций или тембра голоса мы не проводим, так как изменения совершаются сами, в ходе иных упражнений. "Музыку речи" целесообразно вводить в процесс несколько раз в качестве иллюстрации изменений, происшедших с участниками группы.

Самостоятельное использование упражнения представляет известную трудность, так как сложно "со стороны" услышать собственный голос. Тем не менее, здесь есть два выхода: можно записать голос на магнитофон, а затем прослушать его или попросить другого человека "дать образную характеристику" тембру вашего голоса.

Кк числу вспомогательных приёмов относятся некоторые метафорические формы работы, уже упоминавшиеся выше. смысл их состоит в создании каждым из клиентов музыкальных метафор, символически отражающих тренинговый процесс или представляющих его участников. данные формы работы мы редко используем в качестве самостоятельных - обычно они становятся частью конкретных упражнений.

"Музыкальный инструмент"

Одно из таких упражнений - "Музыкальный инструмент", в ходе которого участникам предлагается самостоятельно или с помощью группы представить себя как реальный или вымышленный музыкальный инструмент. Каждый из "инструментов" наделяется комплексом "характерных особенностей" - его предназначение (сольный, ансамблевый, оркестровый), предпочитаемая музыка, место выступлений (дома, в зале филармонии, в клубе и т.д.), для вымышленных - внешний вид , размеры и т.д. Затем "инструменты" начинают "жить" - двигаются, общаются друг с другом (мимически, жестами и вокально), формируют дуэты, трио, квартеты... В процессе работы выявляются и отрабатываются особенности взаимодействия членов группы: приятие - неприятие, элементы напряженности, конфликтности между участниками. При наличии конфликтных пар или групп возможна работа с ними в "Диалогах". Но обычным и естественным продолжением становится "Живая музыка", дающая возможность максимального самовыражения для каждого из "инструментов".

Помимо задач самовыражения и общения "Музыкальный инструмент" способствует также осознанию многих своих личностных качеств и черт характера. Например, итогом работы с одной из групп стала "музыкальная типология" личности человека, которую мы описали вместе с участниками и которая, несмотря на её житейский характер, помогала многим в повседневной жизни при построении взаимоотношений с другими людьми.

1. "Сольный" тип личности. Человек - "солист" любит действовать самостоятельно, предпочитает работу, которую выполняет один, без посредников и помощников. Любит отвечать сам за себя, но не за других. Многие из "солистов" любят быть "на виду". Но не любят приспосабливаться к другим людям. Поэтому недостаток ярко выраженного "сольного" типа личности - отсутствие гибкости в общении, непонимание чужого мнения, чужих чувств и действий. "Идеальный сотрудник" для "солиста" не существует, но к нему может приспособиться "ансамблист" и "оркестрант". С "дирижёром" деловые отношения затруднены.

2. "Ансамблевый" тип личности. Человек - "ансамблист" любит действовать сообща с небольшой группой единомышленников. Для него важна команда равных ему по статусу и духу людей. Решения предпочитает принимать коллегиально. Хорошо умеет слушать и действовать согласованно с другими людьми. Для него важно чувство опоры, которое даёт близкое окружение. Недостаток ярко выраженного "ансамблевого" типа личности - страх самостоятельных решений, неспособность действовать в одиночку и зависимость от чужих "советов". "Идеальный сотрудник" - такой же "ансамблист".

3. "Оркестровый" тип личности. Человек - "оркестрант" любит быть членом большой "команды". Для него важно быть частью "целого", и он гордится принадлежностью к своей группе. Хорошие рядовые сотрудники, исполнители чужой воли и реализаторы чужих идей. Не любят принимать решения и проявлять инициативу. Недостаток ярко выраженного "оркестрового" типа личности - зависимость от сильного лидера, неспособность действовать без руководства. "Идеальный сотрудник" - человек "дирижёрского" типа личности.

4. "Дирижёрский" тип личности. Человек - "дирижёр" предпочитает руководящую деятельность (как правило, в больших группах). Любит управлять другими людьми и не любит, когда управляют им. К другим людям не приспосабливается, но в отличие от "солиста" хорошо чувствует и знает своё окружение, используя подходящие приёмы воздействия на него. Недостаток ярко выраженного "дирижёрского" типа личности - авторитарность в мышлении и общении, желание "настоять на своём" любой ценой. "Идеальный сотрудник" - человек "оркестрового" типа личности.

    • Формы использования методики личностно-ориентированной музыкальной психотерапии при работе с музыкантами

Четыре описанных блока музыкотерапевтических средств не изолированы друг от друга: в конкретных упражнениях возможно как использование техник в "чистом виде", так и совмещение их элементов. Например, "Изобразительный танец" хорошо сочетается с "Музыкальными зарисовками" (один или несколько участников музицируют, остальные - танцуют). А после "Совместного музицирования", в котором по очереди участвуют члены всей группы, возможно рисование карандашами и красками возникших музыкальных образов как суммарное отражение состояния атмосферы в группе и собственного состояния участника. Таким образом, мы не будем перечислять все варианты использования предложенных средств и техник. Вполне очевидно, что ход выполнения каждого конкретного упражнения рождается непосредственно в процессе работы и во многом зависит от особенностей сложившейся ситуации.

При всей специфике средств предлагаемая методика личностно-ориентированной музыкальной психотерапии рассчитана на широкий контингент клиентов. Нешаблонность задач "уравнивает" людей обучавшихся и не обучавшихся музыке, которые, кстати, могут участвовать в одной группе. Как ни парадоксально, "музыканты" чаще, чем "не музыканты" испытывают чувство сопротивления перед упражнениями на импровизацию, боясь "ошибиться". Поэтому для многих из них "прорыв" за стереотипы означает большее, нежели простое участие в упражнении - появляется раскрепощенность, активизируются творческие способности. По идее, для любой категории участников в предложенных формах работы заложен эффект "прорыва": необычность ситуации, а также деятельности, совершаемой человеком, выполняющим предложенные упражнения, служит источником новых ощущений и новых моделей поведения. Вместе с тем, исконная потребность человека в музицировании способствует быстрому формированию доверия к предлагаемым упражнениям - со стороны участников практически отсутствует эффект психологического сопротивления.

Особо эффективной оказывается работа с личностными проблемами, спроецированными на профессиональную сферу. Например, предложенные формы работы помогают преодолеть сценическое волнение и эмоциональную скованность у музыкантов-исполнителей или страх аудитории у преподавателей и лекторов. Навыки самовыражения, общения, способность к безболезненному разрешению межличностных конфликтов, необходимые каждому музыканту-педагогу и воспитателю, также входят в сферу задач предложенной методической системы и успешно решаются на практике. Таким образом, использование описанной выше методики способствует также формированию профессионально значимых личностных качеств.

Все указанные профессиональные изменения напрямую связаны с решением в процессе групповых или самостоятельных занятий основных личностно-профессиональных проблем музыкантов.

"Самочувствие". По окончании занятий и сами участники, и окружающие их люди отмечают явное улучшение самочувствия и овладение навыками саморегуляции - как ситуативными, так и долговременными, направленными на формирование психологической "закалки" и выносливости. В качестве иллюстрации приведём примеры высказываний самих музыкантов относительно решения проблем нормализации их самочувствия:

  • "В первые дни после тренинга - полная путаница настроений и душевная суматоха. сейчас всё отстоялось. я могу быть бодрым и энергичным, невзирая на внешние обстоятельства" (с., 19 лет).
  • "Я стала меньше уставать, научилась расслабляться и выражать свои эмоции" (Э.,20 лет).
  • "Прошли многие телесные зажимы. Я стала спокойнее и энергичнее" (М., 19 лет).
  • "Л. сумела научиться лучше управлять собой, реже срывы, хотя перепады настроения ей ещё иногда мешают" (мнение педагога по специальности о пианистке Л., 22 года).

Большинство участников тренинга констатировали улучшение самочувствия непосредственно после занятий. Однако, хорошее самочувствие не являлось для нас автоматическим показателем успешности тренинговой работы. Например, Л.(25 лет), "получила полное удовольствие от семинара, от всех-всех упражнений", но применить полученные навыки в реальной жизни не смогла. Окружающие её люди отмечали лишь несущественные изменения её способности к саморегуляции, а сама она постоянно искала поддержку извне, чтобы "расслабиться". С другой стороны, ухудшение самочувствия по окончании тренинга было нередко сопряжено с началом дальнейшей внутренней работы человека. Например, С.(20 лет) "ощутила свою ранимость, уязвимость и открытость". Её диагностические показатели также отражали временное "ухудшение" самочувствия. Тем не менее, впоследствии С. оказалась одной из наиболее "успешных" участниц тренинга как в плане личностного, так и профессионального роста.

В целом, необходимо отметить, что участие в музыкальном тренинге личностной и творческой самореализации практически каждому участнику группы давало толчок к работе над своим самочувствием и формированием навыков саморегуляции. По словам самих музыкантов, прежде всего, этому способствовал блок двигательных, телесных и дыхательных упражнений.

"Уверенность". На формирование уверенности в себе, согласно мнению испытуемых, влияет как тренинг в целом, так и отдельные процедуры. Ряд испытуемых отмечал роль "символических" форм работы, другие акцентировали значение упражнений на общение или творческое самовыражение. Во всяком случае, одной из основных задач тренинга было осознание уникальности личности, бытия и жизненного опыта каждого человека, что было хорошо сформулировано музыкантом-исполнителем и педагогом К. (24 года): "Уверенность в себе - это не желание победы над кем-то, а ощущение того, что ты занимаешь своё настоящее место. И ты уверен в этом".

Для нас оказалось очень важным, что участники наших занятий сумели поверить в себя и повысить традиционную для большинства музыкантов заниженную самооценку.

  • "Похоже, О. поверила в себя, и перестала "зацикливаться" на прошлых неудачах" (мнение педагога по поводу О.,20 лет)
  • "Исчезло желание доказывать что-то. Я - это я..." (В.,25лет)
  • "Я поверила, что я талантлива, и стало намного спокойнее. Я это знаю, и могу смело действовать" (Т.,21 год)
  • "Ушло чувство опасности внешнего мира Я почувствовала, что именно я являюсь хозяйкой своей жизни..." (Л.,40 лет)
  • После "символического" упражнения на ассоциации с музыкальным стилем, жанром и инструментом: "Прояснилось многое в мировоззрении. Решила многое для себя. Когда говорила, почувствовала силу: ко мне прислушиваются, со мной согласны" (М., 19 лет)..

"Общение". Параллельно с формированием чувства уверенности в себе, в задачу методики входит воспитание навыков продуктивного общения. Фактически, любой личностно-ориентированный групповой тренинг является тренингом общения. В "Музыкальном тренинге личностной и творческой самореализации" также значительное число процедур связано с парным, микро-групповым и обще-групповым взаимодействием.

И сами испытуемые, и окружающие их люди по окончании тренинга отмечали, что изменения во взаимоотношениях с внешним миром, в той или иной степени, коснулось многих участников группы:

  • "Мне очень много рассказала игра "узнавания", знакомства с закрытыми глазами. Я узнала об этом человеке столько, сколько не узнала бы за N-количество времени. Ощущение наполненности, спокойствия, удовлетворения" (В., 21 год).
  • "После "Диалогов" и "Театра" я ощутила, что не хочу больше заискивать. Я способна сказать "нет" и постоять за себя" (Ю.,22 года).
  • "Взяла, пошла и разрешила свои конфликты с начальством. Это оказалось так легко! Всю жизнь считала себя "жертвушкой", а после музыкального театра я выяснила, никакая не жертвушка, а напротив..." (О.,20 лет).
  • "На многое стала смотреть проще. Я - это я, другие - это другие. Не лезу к ним, не пытаюсь перевоспитывать. Их жизнь. Стало легче общаться. Вполне счастлива и меньше скучаю" (Л.,22 года).
  • "Я вообще отношусь скептически ко всяким тренингам, но то, что эти люди стали мне намного ближе, интереснее - это точно. Рад, что почувствовали во мне лидера. Я никогда об этом не думал" (А.,27 лет).

Участники тренинга отмечали формирование большей "гибкости и мягкости" в конфликтных ситуациях, больший комфорт при общении с незнакомыми или неприятными людьми, постепенное формирование терпимости к чуждому мнению или поведению. Ключевыми упражнениями для этих целей обычно выступали "Диалоги на фортепиано", индивидуальные импровизации, "метафорические" музыкальные формы работы и, особенно, "Музыкальный театр". Как правило, мы предпочитаем давать "Театр" в наиболее напряженный период тренинга, когда обозначены индивидуальные конфронтационные "силы" или конфликтные "группировки". Накапливается агрессивная негативная энергия, которая требует какой-либо формы "прорыва". "Театр", пожалуй, становится для этого наилучшей формой. Не случайно "сюжеты", которые "видят" в музыке и моделируют наши клиенты, практически всегда полны драматизма. Основная тема - "агрессор и жертва". В процессе постановки "спектакля" выплёскиваются многие зажатые эмоции участников, приводя к катарсическому расслаблению и внутренней гармонии с собой и другими, а также к принятию ответственности за себя и свою жизнь.

  • После "Музыкального театра": "Я рада, что приняла на себя ответственность и играла роль, как хотела, а не как хотели остальные" (Я.,20лет).

Тренинг оказывается для участников не только средством решения каких-либо частных проблем общения. Нередко он становится началом тесных человеческих отношений между участниками. Консерваторская учебная группа заочников выпуска 2000 года трижды проходила тренинг. В результате тренинга, по словам одного из её участников, "мы стали единой группой, научились доверять друг другу. Теперь даже домашние задания делаем вместе, вместе отдыхаем. Мы даже не думали, что так будет". Подобные результаты развития приятельских и дружеских отношений (между участниками тренинга), всегда положительно оцениваются ведущими личностно-ориентированных групп.

"Самовыражение". "Музыкальный тренинг личностной и творческой самореализации", естественно, был во многих своих формах работы направлен на воспитание навыков адекватного личностного самовыражения и профессионального имиджа у участников групп:

  • "М. стала ярче в жизни и на сцене. Стала по-другому одеваться. Телесная пластика стала более выраженной" (мнение коллег по поводу певицы М.,19 лет).
  • "Творческий прорыв. Желание рисовать, творить, придумывать. Придумала некоторые формы творческой работы, которые буду использовать с детьми" (Н.,20 лет).
  • "Я поняла, что если злишься, - не надо улыбаться. Каждое чувство по-своему важно. И ты имеешь на него право" (Е., 25 лет).
  • "Проснулась жажда самовыражения, поиск изменений в рамках существующей жизни" (М.,42 года).

Рисование, импровизации, танец со своим отражением в зеркале, "ощущение" себя музыкальным инструментом и многие другие формы тренинговой работы вели к творческому "прорыву" участников группы. Для нас было важно помочь каждому участнику осознать себя уникальной творческой индивидуальностью в любой сфере своей жизнедеятельности и выработать свой неповторимый личностный и профессиональный имидж. "Творческий прорыв", "жажда самовыражения", "готовность к переменам" - так характеризовали отдельные участники групп изменения, произошедшие с ними по окончании тренинговой работы.

  • После упражнения "Диалоги на фортепиано": "Когда мы с М. первый раз играли, то ждали инициативы друг от друга, и ничего не получилось. А во второй раз, после обсуждения, наверно обе поняли, что нельзя так... Когда можешь выразить то, что хочешь, опираешься на свои чувства и желания, не глядишь постоянно на других - от этого всем легче".

"Мотивация". Проблема профессиональной мотивации представляется наиболее сложной для осознания и решения в контексте тренинга. Во первых, интерес к выбранной профессии во многом зависел для наших участников от внешних факторов (зарплата, способности учеников, возможности карьерного роста и т.д.). Во вторых, данная проблема не была связана напрямую ни с одним блоком предлагаемых упражнений и процедур. Тем не менее, мы получили подтверждение влияния предлагаемой методики и на изменение показателей в области "проблемы мотивации".

Поиск смысла своей профессиональной деятельности в условиях финансового и мировоззренческого кризиса приобретает большое значение. Многие российские профессиональные музыканты-исполнители и педагоги в настоящее время оставляют свою профессию в целях лучшего заработка. Поэтому для нас большое значение приобретал процесс выработки у участников групп осознания перспективности своей профессии, своего "дела", а также уверенности в том, что избранная специальность может принести и финансовый, и моральный достаток. Так, профессиональная деятельность, по инициативе участников, включалась в число основных тем обсуждения. Испытуемые "перепроверяли" свои мотивационные установки в поисках смысла своей деятельности:

  • "Чётко определилась с иерархией ценностей: семья - работа - отдых, определились желания. Хочу!!! заниматься и достичь своего... Появился интерес к учебе" (Э.,20 лет).
  • "Повысился интерес к педагогической работе. Я поняла, что могу хорошо учить других" (Ю.,22года).
  • "Учиться стало интереснее. Я рада, что во мне увидели те творческие качества, о коих я и не подозревала" (Д.,20 лет).
  • "Эти упражнения могут помочь в музыкальном воспитании детей. Не терпится попробовать" (О.,19 лет).

В процессе всей работы, а иногда и в ходе отдельных упражнений (чаще всего, в упражнениях на самовыражение, общение и "символических" формах работы), осуществлялись изменения, которые могли оказать значительное влияние на переоценку системы мировоззрения участников. далее следовала индивидуальная работа каждого из них по согласованию нового внутреннего знания о себе с повседневной жизнью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. 2-е изд. - М., 1996.

2. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога. - М., 1981.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978.

4. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.

5. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. - Л., 1933.

6. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). - М.: "СМЫСЛ", 1993.

7. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка, 1974. "О формировании личности молодого исполнителя" (с.195 - 206) и "Еще раз о воспитании молодых исполнителей" (с.206 - 216).

8. Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. - Л., 1977.

9. Бенедиктов С.Б. Две проблемы воспитывающего обучения в консерватории// Тезисы научно-практической конференции по проблемам воспитания и обучения педагога-музыканта. - Тбилиси, 1980. - С.30-33.

10. Березкина-Орлова В.Б., Баскакова М.А. Телесно-ориентированная психотехника актера // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотехнике. - М., 1992. -С.87 - 100.

11. Бехтерев В.М. О влиянии музыки на человеческий организм. - СПб., 1910.

12. Блинова М.П. Временная природа музыкального восприятия в свете учения о высшей нервной деятельности //Вопросы теории и эстетики музыки.Вып.8.- Л.: Музыка,1968.

13. Блинова М.П. Нейродинамические ориентиры при использовании музыки в трудовой деятельности// Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка". - Тез. докл. - Казань, 1979.- С.158 - 160.

14. Блинова О.А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. - Т.19. - N3. - 1998. - С.106 - 118.

15. Бодалев А.А. О месте и роли отношения в гуманистическом воспитании// Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей: Междунар. науч.-практич. конф., Москва, апр. 1993.- М.,1993.

16. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - "Речь" 2006.

17. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.

18. Бойко Ю.П., Вышлов В.Ф. Организация кабинета музыкальной психотерапии// Психотерапевт России. - 1993. - N2. - С.59-61.

19. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту. Публичное выступление музыканта-исполнителя в свете психологии личности// Проблемы высшего музыкального образования. -М., 1975.

20. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Издательство "Институт психологии РАН", 1997.

21. Браиловский В.А. Светомузыка как средство эстетизации производственной среды// Материалы всесоюзной школы молодых ученых по проблеме "Свет и музыка". - Казань, 1975. - С.181-182.

22. Бреслав Г.М. Образование и подготовка психологов: дилеммы гуманистической психологии// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветсткой психологии/ Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. - М.,1997.

23. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия// Руководство по психотерапии. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ташкент: Медицина, 1985. - С.273 - 303.

24. Брусиловский Л.С. О музыкотерапии в реадаптации психических больных// Тр. Л-го НИ психоневрологического ин-та. Т.49. - 1969.

25. Буасье А. Уроки Листа. - Л.: Музыка, 1964.

26. Бурангулов Р.Г., Шаймухаметова Л.Н. Музыка, инфразвук и медицина// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике .- Казань, 1988. - С.61.

27. Бюхер К. Работа и ритм. - М.: Новая Москва, 1923.

28. Волчек О.Д. Значение доминирующей частоты речи и музыки: Автореф. дис. ... канд. психол наук- Л., 1986.

29. Волчек О.Д. Динамика тонального колорита производственной музыки// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике.- Казань, 1988. С.115 - 116.

30. Волчек О.Д. Музыкальная психология. - СПб.: Изд-во РПГУ им А.И.Герцена, 1998.

31. Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка": Тез.докл. - Казань, 1979.

32. Вязовец Н.В. Профилактическое значение функциональной музыки в стрессовой ситуации у студентов// Гигиена труда и профессиональные заболевания. - 1984, N2. - С.37-41.

33. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М., 1981.

34. Ганелин Л.М. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения при подготовке музыкантов-исполнителей// Психологическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1973.

35. Гейхман Л.К. Релаксопедия как средство активного усвоения иноязычного материала// Методы интенсивного обучения иностранным языкам. - М.,1977. Вып.4.

36. Генов Ф., Генова Е. Мобилизационная готовность и аутогенная тренировка спортсмена // Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - С. 242 - 251.

37. Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца. - Тбилиси: "Мецнеиреба", 1985.

38. Гильбух Ю.З., Костюк Л.Б. Проблема функциональной музыки в зарубежной психологии// Вопросы психологии. - 1971.-N3.- С.162-168.

39. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1996.

40. Гиссен Л.Д. Психорегулирующая тренировка. - М.,1970.

41. Голубов И.В. Цветоритмическое воздействие и музыка в суггестивной педагогике// Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка". - Тез. докл. - Казань, 1979.- С.163-164.

42. Гольдварг И.А. Музыка на производстве. - Пермь, 1971.

43. Гольдварг И.А. Функциональная музыка (Опыт внедрения музыки на Пермском телефонном заводе). - Пермь, 1968.

44. Готвальд Ф.-Т., Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация: Пер. с нем. - М.: СП "Интерэксперт", 1992.

45. Готсдинер А. Концертное исполнительство как специфическая форма социального общения// Проблемы психологического воздействия. - Иваново, 1978.

46. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993.

47. Григорьев В. О некоторых психологических аспектах работы педагога-музыканта// Вопросы музыкальной педагогики. Вып.8.- М., 1987.

48. Григорьева Т.Г., Лимская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: метод. пособие для преподавателей. - Новосибирск, 1997.

49. Гринева И.М. Музыкальная терапия в системе реабилитации больных с начальными неврологическими проявлениями церебральных васкулярных заболеваний/ Труды Ленинградского психоневрологического института. - 1981. - Т.98. - С.158-161.

50. Гроф С. За пределами мозга. Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993.

51. Дебольский М. Психология делового общения: учебно-методические материалы. - Академия международного бизнеса. - М.,1992.

52. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./ Общ. ред. и послесл. Л.А. Петровской. - М.: "Прогресс - Универс", 1995.

53. Джуэлл Л. Индустриально - организационная психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

54. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1979.

55. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987.

56. Дорфман Л., Халимончук Е., Покровенко Г. Эмоционально-когнитивные взаимодействия при работе с музыкальными текстами// Искусство и эмоции. - Пермь, 1991. С.314 - 325.

57. Евдокимова Ю., Мельниченко В. Музыкальная терапия: что? зачем? как?// Музыкальная академия. - 1993.- N1. С.178 - 183.

58. Жак-Далькроз Э. Ритм. - М.: Классика - XXI, 2001.

59. Зайцева Т.В. Диагностика зоны ближайшего развития личности в процессе психологического тренинга: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.,2001.

60. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология". - М., 2000.

61. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. - Н.Новгород, 1995.

62. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1999.

63. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления. - М., 1977.

64. Золтаи Д. Этос и аффект. - М.: "Прогресс", 1977.

65. Зорин С.М. Управляемая аудиовизуальная среда - инструмент преподавателя// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. - Казань, 1988.-С.63-66.

66. Зрелищно-игровые формы кратковременного отдыха на производстве в специализированном помещении (комнаты психологической разгрузки): Библиографическая информация. 1970 - 1981.- Л.: ВНИИТЭ, 1982.

67. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.,1987.

68. Игнатьев А.А. Размышления о "тяжёлом металле": взыскующие исхода и их болельщики (опыт комментария к разговорам с друзьями)// Вопросы философии. - 1993. -N1. - С.31-47.

69. Ирхин Ю.В. Психология успеха: Как влиять на людей и управлять собой: Зарубежный опыт. - М.: РУДЫ, 1992.

70. Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал. - 2000.-т.21.-N6. - С.57-65.

71. Искусство и эмоции. - Пермь, 1991.

72. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М., 2000.

73. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для вузов. - М., 1990.

74. Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики// Труды Ленинградского Научно-исследовательского психоневрологического института. - 1976. - Т.70. - С.89.

75. Калашников А.А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе// Физиологический журнал. - 1979, N2. - С.177-181.

76. Калита Н.Г. Роль музыки в групповой терапии больных афазией// Тез. науч. сообщений советских психологов к XVIII Межд. психол конгрессу. Ч.П. - 1981.

77. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

78. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.,1990.

79. Каптен Ю.Л. Основы медитации. - Самара, 1993.

80. Карандашев В.Н. Обучение студентов пединститута методам психической саморегуляции// Актуальные проблемы практической психологии. Межвузовский сборник. - СПб.: 1992. - С.75-81.

81. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - "Эксмо-Пресс" 2006.

82. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. - М.: ТОО "Независимая фирма "Класс", 1993.

83. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности - М.: Таланты XXI век, 2004

84. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Рус.яз., 1992.

85. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.

86. Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.

87. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: "Принтер", 1993.

88. Коган Г. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: Советский композитор, 1961.

89. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

90. Кокс К., Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса //Леонова А.Б., Чернышова О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы (хрестоматия). М.: "Радикс", 1995. - С. 205 - 224.

91. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи. Психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. - "Феникс" 2006.

92. Колмогорцева Е.Б. Личность учителя и её влияние на самооценку учащихся// Новые исследования в психологии. М.: Педагогика , 1986.

93. Комната психологической разгрузки: Библиографическая информация. 1971 - 1982. - Л.: ВНИИТЭ, 1982.

94. Коровин А.Н., Шаблевич В.Л. Опыт применения музыкотерапии при лечении депрессивных состояний//Новые методы терапии психических заболеваний: Тез. докладов. - Свердловск, 1988.

95. Красникова Е.И. О психическом механизме влияния музыки на эффективность учебной деятельности. - М., 1983.

96. Крауклис И.А. Влияние позы и мышечных упражнений на эффективность умственной работы. - Рига, 1973.

97. Крауклис И.А., Крауклис А.А. Оптимизирующие эффекты постуральных упражнений на вегетативные корреляты нервной деятельности при напряженной умственной работе // Проблемы умственного труда. Вып.4. - М.,1977.

98. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза. - М.: Музыка, 1984.- 89с.

99. Кузнецов О.Н. Психотерапия и профилактика в космической психоневрологии // Вестн. гипнол. и психотерапии, 1993. - N 1 - С.48 - 61.

100. Кузнецова А.С. Методы психологической саморегуляции состояний и психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1993.

101. Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М., 1996, N 1. - С. 3 - 7.

102. Курдюмова И.М., Калиниченко Н.И. Профессиональное развитие педагогов - опыт московской школы// Педагогика, - 1998.- N3.-С.62-66.

103. Л.Н. Оборин - педагог. Сб. статей. - М.: Музыка, 1989.

104. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984

105. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. - М.: изд. МГУ, 1987.

106. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: МГУ, 1993.

107. Леонова А.Б., Чернышова О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы (хрестоматия). - М.,1995.

108. Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. - М.: "Медицина", 1985.-192с.

109. Ложникова Л.А. Опыт составления программ функциональной музыки// Функциональная музыка. - М., 1977. - С.20 - 37.

110. Лозанов Г. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы при обучении иностранным языкам// Методы интенсивного обучения иностранным языкам/ Отв. Ред. С.И.Мельник. - М., 1977. Вып.3.

111. Лоос В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов// Психологический журнал. - 1982. - т.3. - N5.

112. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития//Вопросы психологии. - 2004. N5. С.25 - 32

113. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию. - Петрозаводск: "Петроком", 1992. - С.41-44.

114. Лушин П.В., Шуранова И.Ю. Психологическая служба педагогического института// Вопр. психол., 1993, N3.

115. Лютова Е. О некоторых особенностях синтетического восприятия// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. - Казань, 1988. С.17 - 18.

116. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

117. Маркуша А.М. Мозаика для делового человека. - М.: ПЕДАГОГИКА - ПРЕСС, 1992.

118. Матейнова З., Машура С. Музыкальная терапия при заикании. Пер. с чешск. - Киев, 1984.

119. Материалы всесоюзной школы молодых ученых по проблеме "Свет и музыка". - Казань, 1975.

120. Медведева Н.Н. Какова роль музыки в интенсивном обучении иностранным языкам// 33 ответа на 33 вопроса (диалог стажеров и сотрудников Центра интенсивного обучения иностранным языкам при МГУ). - М.: Изд-во МГУ, 1993. - С.184-192.

121. Медушевский В.В. К проблеме семантического синтеза: о художественном моделировании эмоций // Советская музыка.-1973.-N8.

122. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка,1976.

123. Мельников Л. Сеансы разгрузки. - Охрана труда и соц. страхование, 1980, N8.

124. Мельников Л.Н. Комнаты психологической разгрузки. - Машиностроитель, 1978, N 1.

125. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. - СПб: ИПЦ "Паллада", 1992.

126. Методические рекомендации по применению функциональной музыки на производстве. - Пермь, 1975.

127. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста (в 5 -7 классах ДМШ). - Киев, 1982. - 86с.

128. Мировская Н.П., Проколова Н.В., Горянин Л.А. Музыка и пение в лечении заикания у детей// Диагностика и лечение заболеваний нервной системы и вопросы организации психоневрологической помощи на железнодорожном транспорте. - Харьков, 1977. - С. 60-62.

129. Митенев В.С. О творческом труде учителя. - М.,1962.

130. Морозов В.П. Музыка как средство невербального воздействия на человека. Невербальное поле культуры. М.,1995.

131. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер. с англ. - М.: "Класс", 1994.

132. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.

133. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972.

134. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и методы её совершенствования. Л.: "Музыка", 1969.

135. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. Т.5. - N6 - 1984 - С.79 - 85.

136. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А.Зазюна. - М.,1989.

137. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие. - "Сфера" 2007.

138. Пацявичюс Л. Цвет и музыка на производстве// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. - Казань, 1988. - С.55.

139. Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия и ее возможности// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1996.- N1. С. 24-36.

140. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.,1989.

141. Петрушин В. Артистизм - это и тренировка// Советская музыка. - 1971. - N12. - С.67-73.

142. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Композитор, 1997.

143. Повилейко Р.П. Функциональная музыка. - Новосибирск, 1968.

144. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.

145. Полякова В.Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук. - Пермь, 1968.

146. Популярные психологические тесты/ Сост. Е.А. Андреева. - "Мир книги" 2006.

147. Применение производственной музыки на промышленных предприятиях. - М., 1981.

148. Применение функциональной музыки на промышленных предприятиях. Методические рекомендации НИИ труда. - М.,1974.

149. Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики. Курск, 1990.

150. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М.: "Знание", 1991.

151. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1997.

152. Психологическое образование в России: новые перспективы и цели// Вопросы психологии. - 1998.-N5.

153. Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие. М., 2003

154. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: Классика - XXI, 2004

155. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988.

156. Реньге В. Психотерапевтическая подготовка учителей за рубежом. Обзор литературы США 60 - 70-х годов.// Московский психотерапевтический журнал, 1993, N2.

157. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа " Прогресс", "Универс", 1994.

158. Родионов В. Психологическое здоровье педагогов: сценарий - план проведения психолого-педагогической студии// Школьный психолог. - 2000. - N19. - С.20.

159. Романова Е.С. Психодиагностика. - "Питер" 2005.

160. Руденко В., Руденко Н. Некоторые вопросы подготовки педагога детской музыкальной школы к педагогической деятельности// Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. - М.,1986.

161. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1993.

162. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения// Хрестоматия по телесно-ориентированной психотехнике. - М., 1992. - С.101-107.

163. Русина Г.С., Попова Н.М., Ширяев О.Ю. Опыт использования музыкальной терапии в лечении больных депрессией// Актуальные вопросы психиатрии/ - Томский мед. институт. Вып. 2., 1985. - С.108-109.

164. Рыжов А.Я., Миняева Г.В., Шляпников М.Ф. Музыка и цветомузыка в системе психофизиологической разгрузки// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. - Казань, 1988. - С.50-51.

165. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка. Серия "Панацея".- Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998.

166. Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. - Л.: Советский композитор, 1963.

167. Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.,1993.

168. Скотт Д.Г. Сила ума: описание пути к успеху в бизнесе. - Киев, Издательское общество "Век", 1991.

169. Смирнов М. Продуктивная метафора в тренинге// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1996.- N1.- С.15-23.

170. Смирнова Н.М. Активные формы подготовки пианиста-педагога. - Саратов, 1988.

171. Смирнова Т. Учебное пособие "Allegro". Методическая часть: Беседа "Интерпретация" из серии "Воспитание искусством или искусство воспитания". М., 2001.

172. Собчик Л. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. - М., 1990.

173. Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов. - М.: Музыка, 1984.

174. Сохор А. Воспитательная роль музыки. - Л.: Музгиз, 1962.

175. Станиславский К.С. Работа актера над собой// Собр. соч. - М., 1954.

176. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений. - М.: "Академия"; Высшая школа, 2001.

177. Тарасов Г. Восприятие музыки и развитие эмоционально-потребностной сферы личности// Искусство и эмоции. - Пермь, 1991

178. Тарасов Г. Музыкальное восприятие и развитие личности// Вопросы психологии. - 1990. - N4.

179. Тарасова Л.А. Реализация творческого потенциала преподавателей// Специалист. - 1998. - N6. - С.10-11.

180. Тарханов И.Р. О влиянии музыки на человека. - СПб., 1898.

181. Теория и практика аутогенной тренировки / Под ред. В.С. Лобзина. Л., 1980.

182. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л.: изд. АПН РСФСР, 1947.

183. Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей// Педагогика. - 2000.- N7.- С.58-64.

184. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор, 1984.

185. Тридцать три ответа на тридцать три вопроса (диалог стажеров и сотрудников Центра интенсивного обучения иностранным языкам при МГУ). - М.: Изд-во МГУ, 1993.

186. Трифонов А.А. Теория и практика фортепианной педагогики. - Самара, 1982.

187. Уржумцева И.В. Музыкотерапия в комплексе реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравмы//Проблемы патологии речи: Тез. всесоюзного симпозиума. - М., 1989.

188. Урсано Р., ЗонненбергС., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. - М.: Российская психоаналитическая ассоциация , 1992.

189. Успенский В.М., Волчек О.Д. Влияние музыки, цвета и света на здоровье// Жизнь без лекарств. - СПб.: "Гиппократ", 1996.

190. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. - М., 1973.

191. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М., 1968.

192. Фейгин М.Э. О профессии педагога музыкальной школы. - М., 1971.

193. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ./ общ. ред. и предисл. Ю.М. Забродина и В.И. Похилько. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.

194. Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. - Казань, 1988.

195. Хамбергер Л.К., Лоор М. Формирование навыков контроля стрессовых состояний// Леонова А.Б., Чернышова О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы (хрестоматия). М.: "Радикс", 1995. - С. 243 - 260.

196. Ходжамкулиев П.К., Джушаров А.Д. Музыкотерапия в отоларингологии// Здравоохранение Туркмении. - 1979. - N9.

197. Хрестоматия по телесно - ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю. Баскаков. - М., 1992.

198. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988.

199. Цыпин Г. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. - М.: Сов. Композитор, 1988.

200. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. М., 1994

201. Чистякова М. Психогимнастика. - М., 1990.

202. Шалавеювене Г. Музыка как средство борьбы с монотонностью// Сб. "Охрана труда" - М., 1975.

203. Шелестова Е.Н. Функциональная музыка на производстве// . Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. - Казань, 1988.- С.38-39.

204. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.,1997.

205. Шеремет С.Б. Функциональная светомузыка как метод снижения производственного утомления// Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. - Казань, 1988. - С.51-53.

206. Шестаков В. От этоса к аффекту. - М.: Музыка, 1975.

207. Шмелёв А.Г. Введения в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. - М., 1983.

208. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. - 2-е изд. Л.: Музыка, 1985.

209. Шошина Ж. О музыкальной терапии// Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980.

210. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. Методическое пособие. М., 1960.

211. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. - ТЦ СФЕРА 2005.

212. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Составитель Л.А. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1978.

213. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

214. Якоби М. Встреча с аналитиком. Феномен переноса и человеческие отношения/ Пер. с англ. - М.: Институт гуманитарных исследований , 1996.

215. Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. - Минск, 1979.

216. Alvin J. Music und Therapie // Musik und Bildung, 1977.- N9.- S.441-444.

217. Arvey R.D., Bouchard T.J., Segal N.L., Abraham L.M. Job satisfaction: environmental and genetic components// Journal of Applied Psychology , 1989,74, p.187 - 192.

218. Assadgioli R. Psychosynthesis. New York: Viking, 1971.

219. Bean J. Music therapy with the cerebral-palsied child: For developing voluntary motor control // British Journal of Music Therapy.- 1986.- Vol. 17.- N.3.- P. 2-13.

220. Blair D. The basis of music therapy // British Journal of Music Therapy.- 1983. - vol.14.- N3. - P. 2-6.

221. Brammer L.M., Abrego P.J., E. Shostrom. Therapeutic Counseling and Psychotherapy. 6th edition. - 1993. - 432p.

222. Coher A.R., Fink S.L., Gadon H., Willits R.D. Effective behavior in organizations: learning from the interplay of cases, concepts and student experiences. 4th Edition. IRVIN. Homewood, Illinois 60430

223. Guzzetta C.F. Effects of relaxation and music therapy on patients in a coronary care... - "Heart Lung", 1989, vol.18, p.609 - 616.

224. Hanser S.B. Music therapy and stress reduction research// Journal of Music Therapy. - 1985.- Vol.22.- P.193-206.

225. HOMO MUSICUS' 99. Альманах музыкальной психологии/ МГК им. П.И. Чайковского. Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования. Сб. 23. М., 1999

226. Jacobson E. You must relax. - N.Y. 1978

227. Jellison J.A. The effect of music on autonomic stress responses and verbal reports// Research in Music behavior: Modifying music behavior in the classroom. - New York - 1975. - P.206-219.

228. Job stress interventions/ Edited by L. R. Murphy, J.J. Hurrell, S.L. Sauter, G.P. Keita. - APA - 1995,- 439p.

229. Judge T.A., Hulin C.L. Job satisfaction as a reflection of disposition: a multiple source causal analysis// Organizational Behavior and Human Decision Process, 1993, 56, p. 388 - 421.

230. Kirpatrik F. Music in Industry. - J. Appl. Physiol. - 1943. - N.27.

231. Latack J.C., Havlovic S.J. Coping with job stress: a conceptual evaluation framework for coping measures// Journal of Organization Behavior. - 1992 - 13 - P.479 - 508.

232. Levin I, Stokes J.P. Dispositional approach to job satisfaction: role of negative affectivity// Journal of Applied Psychology , 1989,74, p. 752 - 758.

233. Lund G. Music therapy with a schizophrenic patient// British Journal of Music Therapy. - 1984. - vol.15. - N.2. - P.10-12.

234. McDonell L. Music therapy with trauma patients and their families on pediatric service. - Music therapy, 1984. - vol. 4(1) - P.55 - 56.

235. Moreno J.L. Psychodrama. Beacon, New York, 1964 -69.

236. Moreno J.L., Kipper D.A. Group psychodrama and community-centered counseling.// Basic approaches to group psychotherapy and group counseling. Springfield, IL, 1968.

237. Musicoterapia. V Congresso mondiale // Nuova rivista musicale italiana. - 1984.- N4.

238. National association for music therapy. Music therapy. Fifth annual conference. New York, 1954. Ed. by E.Thayer Gaston. Lawrence, Kana: 1955. - XIV. - 274p.

239. Parrot A.C. Effects of paintings and music, both alone and in combination, on emotional judgments// Perceptual and Motor Skills,1982, 54.- P.635-641.

240. Pearson R.M. Up tempo, down tempo.- British Heart Journal.- 1990.- Vol.64.

241. Priestley M. Music therapy in action.- London.- Constable, 1975.

242. Scartelli J.P. The effect of sedative music on electromyographic biofeedback// Journal of Music Therapy.- 1981. - vol.19. - P.210 - 218

243. Twelfth Biennial Meetings of ISSBD. - 19 - 23 July 1993 Recife Brazil. - Poster abstracts. - 234p.

244. Twenty fifth International Congress of Psychology. Brussels, 19-24 July 1992. Abstracts // International Journal of Psychology.- 1992.- vol. 27.- NN 3-4.

245. Uhrbrock R.S. Music on the job: its influence on worker moral and production. - Personnel Psychol. - 1961. - N. 14.

246. Watson D., Slack A.K. General factors of affective temperament and their relation to job satisfaction over time// Organizational Behavior and Human Decision Process, 1993, 54, P. 181 - 202.

247. Wolfe D.E. Pain rehabilitation and music therapy . - Journal of Music Therapy, 1978, Vol.15, p.162 - 178.

248. Woolfolk A.E. Educational psychology. 5th Edition. -Rutgers - State University, 1993.

Приложение 1

Заполните, пожалуйста, анкету, приведённую ниже.

Уважаемый коллега!

Предлагаем Вам анкету

"Роль практической психологии в работе музыканта-профессионала"

Известно, что многие трудности, с которыми сталкивается музыкант в процессе своего творческого роста, имеют не столько профессиональные, сколько общепсихологические истоки. Бывают ли подобного рода затруднения лично у Вас? Как Вы справляетесь с ними? Что бы Вы могли посоветовать коллегам?

Просим Вас ответить на вопросы, выбрав один (или более) из предложенных вариантов ответа или вписав свой вариант.

СПАСИБО!

Дата: 2018-12-28, просмотров: 434.