Использование музыкальных средств в условиях медицинской, психологической и педагогической практики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрим основные формы музыкотерапии, существующие в настоящее время. В принципе, при всём разнообразии методик и подходов, нам удалось выделить четыре главных направления в данной области: 1) Музыкотерапия как средство лечения физических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма; 2) Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии; 3) Функциональная музыка; 4) Музыка в практической психологии и доклинической психотерапии (музыкальная психотерапия). Так, при некоторых общих чертах сходства, каждое направление базируется на самостоятельных целевых, методических и, в ряде случаев, методологических основах.

Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма - наиболее традиционное понимание слова "музыкотерапия". В рамках такого понимания накоплен значительный опыт использования и получены положительные практические результаты. "Биологическая" функция музыки начинается с воздействия звука как такового. Исследовано воздействие инфра- и ультразвуковых колебаний, а также воздействие слышимого звука на организм человека - на дыхание, кровообращение и другие физиологические функции. Более сложное и менее однозначное воздействие оказывает целостное музыкальное произведение, хотя именно оно в наибольшей степени интересует "потребителя".

Название монографии К. Рюгера "Домашняя музыкальная аптечка" чётко отражает данный подход в музыкотерапии, когда музыкальное сочинение становится своего рода "лекарством", лечащим некий круг заболеваний. На протяжении столетий "музыкальных аптечек" было собрано немало. Известно, что ещё у ранних пифагорейцев складывается учение о "Musica humana": человеческий организм, как предполагают они, имеет своеобразную музыкальную настройку, которой соответствует звучащая, слышимая музыка. Поэтому дисгармонию человеческого организма, приводящую к болезни, можно устранить путём прослушивания специально подобранных музыкальных сочинений.

В наши дни собрания "лечебной музыки" с рекомендациями по её использованию можно встретить в форме аудио и видеозаписей. Большим успехом пользуются, например, современные обработки классической музыки на фоне звуков природы. Известны и индивидуальные "музыкальные аптечки", создаваемые простыми любителями музыки. Некоторые из них рассказывают о собственных подборках "терапевтических" музыкальных произведений, снимающих, к примеру, головную боль, понижающих давление, температуру... Результаты подобного рода воздействий, разумеется, далеки от научной достоверности, тем не менее, важна сама тенденция установления взаимосвязи между музыкой и физическим состоянием организма человека.

Возможности лечебного воздействия музыки ещё далеко не полностью раскрыты.

Выводы Ю. Евдокимовой и В. Мельниченко в значительной степени совпадают с основными идеями А.Л.Готсдинера, изложенными им в монографии. Наряду с констатацией значительных достижений в области лечебного воздействия, существует множество нерешенных проблем использования музыки в медицинской практике - критерии подбора сочинений, роль взаимоотношений пациента и "музыкотерапевта", отношения пациента к музыке и т.д. Важный вывод, который делает, например А.Л.Готсдинер в своей монографии "Музыкальная психология" (глава "Музыкотерапия"), - воздействие музыки в медицине при лечении соматических заболеваний не может быть изолированным средством, музыкотерапия - лишь один из компонентовтерапии.

Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии также является дополнительным терапевтическим фактором и успешно используется в контексте общей терапии. Можно с уверенностью говорить об активной вспомогательной роли музыки, выступающей существенным "катализатором" лечебного процесса. Изучен опыт применения музыкотерапии при лечении неврозов и депрессивных состояний, при лечении шизофрении. Музыкальная терапия (включая пение) оказывается эффективной при реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравмы, а также при многих речевых нарушениях, в частности, при лечении заикания.

В статье Ж.Г.Шошиной "О музыкальной терапии" анализируется опыт работы с пациентами психоневрологической больницы Тбилиси. Применяя методику совмещения музыкотерапии и арттерапии (в данном случае - рисование под музыку), автор приходит к выводу о способности музыки "вызывать в человеке скрытые, потенциально-сохранные компенсаторные возможности" психики .

Однако и здесь сохраняется проблема грамотного подбора подходящей музыки: сложно дать однозначные рекомендации относительно "прицельного" воздействия музыки на пациента. А.Л. Готсдинер, например, убедительно доказывает ограниченность понимания музыкотерапии лишь как музыкальной "фармакологии" или "психофармакологии". Можно с уверенностью констатировать лишь общее положение о том, что музыка способна оказывать серьезное влияние на человеческий организм и психику. Пожалуй, любой музыкальный жанр содержит в себе огромный и еще далеко не изученный потенциал воздействия на физическое и душевное здоровье человека. Однако обобщение обширного перечня фактов, связанных с использованием музыки в медицинской практике, позволяет сделать важный вывод: музыкальное сочинение не является изначально "терапевтическим"; данную функцию оно способно приобрести лишь в контексте конкретных терапевтических задач и в соответствующих им формах работы. Поэтому основной вопрос состоит не столько в подборе "подходящей" музыки как таковой, сколько в поиске соответствия музыки и терапевтического контекста.

Функциональной музыке отводится значительное место в процессе психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных функциональных состояний человека. На производстве, в спорте, в условиях обучения всё чаще и чаще широкое применение находят специальные музыкальные программы, дающие существенный оптимизирующий эффект. В специальной литературе подробно освещен многолетний опыт использования функциональной музыки, рассмотрен широкий спектр возможностей её применения .

Сфера воздействия функциональной музыки достаточно обширна - стимуляция психических процессов в разных видах трудовой деятельности; снятие зрительного и слухового утомления; гармонизация и резонансное поглощение производственных шумов; создание положительного настроя на работу и благоприятной атмосферы на рабочем месте; обогащение внутреннего содержания однообразной и монотонной работы; формирование и поддержание оптимальных ритмов трудовых процессов. Всё это способствует повышению производительности труда, предотвращает негативные последствия учебных и производственных стрессов, препятствует развитию переутомления, облегчает формирование навыков саморегуляции при проведении сеансов психологической разгрузки.

Области применения функциональной музыки не ограничиваются условиями производства. Использование музыки в педагогическом процессе также представляет значительный интерес. Например, в целях оптимизации процесса обучения возможно создание специальной аудиовизуальной среды, которая помогает преподавателю, как управлять вниманием и психофизиологическим состоянием учащихся, так и обеспечивать "многоканальную" подачу учебного материала. Для этих целей подбирается подходящая музыка или специально сочиняется композитором, - создаётся музыкальный фон, "который композитор ритмически организует, учитывая постепенное изменение пульса и дыхания (средние показатели) - от состояния бодрствования до состояния релаксации". Такая динамика состояний играет значительную роль, например, в процессе обучения иностранным языкам. Известно, что "любой язык, любая речь представляют собой особую вокальную систему, в которой гласные звуки обладают основными характеристиками тонов: высотой, силой, длительностью, тембром, а синтаксические структуры имеют свои ритмомелодические рисунки... Говорят о языке музыки и музыке языка" .

Вообще, в суггестивной педагогике ритм и интонация считаются основными факторами воздействия. Г.Лозановым и Э.Гатевой разработана методика музыкально-художественной организации и презентации учебного материала, и на её основе созданы различные системы обучения иностранным языкам. Среди музыкальных суггестопедических методов следует назвать "мелодраму" (пропевание лексических единиц), релаксационное "погружение" с использованием музыки, пение "художественно-дидактических" песен (закрепляющих пройденный материал или создающих необходимую "настройку" на работу).

Функциональная музыка способна оказывать существенное влияние на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Помимо этого музыкальные сеансы приобретают профилактическое значение в стрессовых ситуациях. Результативность сеансов усиливалась, когда музыкальное и светомузыкальной воздействие было использовано в системе эмоционально-волевого тренинга (в сочетании с методами точечного массажа и аутогенной тренировки).

Музыка в практической психологии и доклинической психотерапии используется активно и постоянно. Данное понимание музыкотерапии как музыкальной психотерапии и дажемузыкальной психокоррекции выходит за рамки медицины и соответствует проблематике практической психологии. В данном случае понятие "терапия" берётся в кавычки и рассматривается не как "лечение", а как "глубокая коррекция" психологических функций и процессов у человека (ср.: "логотерапия", "гештальттерапия", "арттерапия" и др.). Многие психотерапевты и консультанты воспринимают музыку как естественную и неотъемлемую часть их профессиональной работы.

Музыка используется в тренингах и индивидуальных консультациях как фон, способствующий эмоциональному раскрепощению человека, а также для создания необходимого настроения, соответствующего содержанию выполняемых упражнений и процедур. Формы использования музыки и музыкальной деятельности варьируются в зависимости от направленности психокоррекционного или психотерапевтического процесса. Это может быть фоновое звучание музыки или работа с музыкальными образами, использование приёмов музыкальной ритмики или элементарное музицирование (пение, игра на инструментах).

Однако вплоть до настоящего времени музыка в процессе психологической практики, как правило, используется несколько "однопланово". она трактуется лишь как вспомогательное средство психологического воздействия и связана в основном с "эмоциональным сопровождением" процесса работы, двигательно-танцевальными, тонизирующими или релаксационными упражнениями. задачи же "чистых" музыкальных процедур (где музыка - основное средство) обычно не распространяются за рамки элементарного музицирования или зарисовки на бумаге звуковых образов в целях стимуляции творческой активности клиента. музыка и музыкальная деятельность клиента или группы не становятся центральным элементом психокоррекционной или психотерапевтической системы. такие системы практически отсутствуют.

Пожалуй, одним из исключений является методика В.И.Петрушина, названная им "музыкально-рациональная психотерапия". Это - "совокупность приёмов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных пациенту переживаний и формирования у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым". Центральной задачей В.И.Петрушина является "формирование навыков оптимистического мировоззрения", что осуществляется при помощи синтеза методов эстетотерапии (лечение красотой) и аретотерапии (лечение идеалами). В своей методике автор использует систему мелодизированных попевок - "аффирмаций", настраивающих человека на необходимое эмоциональное и ментальное состояние.

Важно, что автор музыкально-рациональной психотерапии конкретизирует сферу применения своей методики, а не говорит о музыкотерапии "вообще". При разработке нашей авторской методики "Личностно-ориентированной музыкальной психотерапии", мы исходили из аналогичного положения. Как и любая психотерапевтическая методика, методика музыкальной психотерапии должна решать конкретный круг задач, не претендуя на всеохватность и универсальность.

4.3. "Личностно-ориентированная музыкальная психотерапия"

В каждом психотерапевтическом направлении присутствует характерный "центральный элемент", определяющий суть данного направления. Безусловно, в музыкотерапии как системе таким "центральным элементом" является музыка, то есть при помощи музыки, "через музыку" строится вся коррекционная работа. Образно говоря, весь психотерапевтический процесс совершается в "мире музыки", вступающим во взаимодействие с "жизненным миром" клиента, то есть чем свободнее человек сориентируется в мире музыкальных образов, как бы "примерив их на себя", тем успешнее, как показала работа, осуществится психокоррекционный процесс.

Работая с клиентами, мы намеренно акцентировали психологическую направленность нашей методики. Проводя групповые терапевтические встречи, мы старались по возможности убрать слово "терапия" из их названия, информируя о них как о "Музыкальных тренингах личностной и творческой самореализации". Основываясь на личностно-центрированной и процессуально-ориентированной психотерапевтических моделях, мы большее внимание пытались уделить активным формам "взаимодействия" музыки и человека (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальные игры и т.д.). Таким образом, ориентированная на личностную и межличностную сферы жизнедеятельности человека, данная система музыкотерапии позволила работать над серьёзными психологическими затруднениями, встречающимися не только у взрослых, но и у детей. Тревожность, замкнутость, повышенная агрессивность, страхи, недоверие - эти и другие человеческие проблемы вошли в сферу действия музыкальной психотерапии. Помимо острых проблемных ситуаций при помощи данной системы оказывалось возможным корректировать и оптимизировать поведенческие модели и "сценарии", актуализировать творческие способности, обучать клиентов навыкам вербального и невербального самовыражения, саморегуляции, формировать гибкость сознания и мировосприятия.

Конкретные приемы и формы работы в разработанной нами системе личностно-ориентированной музыкальной психотерапии базируются на использовании разнообразного музыкального материала в соответствии с конкретными задачами упражнений и процедур. Погружение в "мир музыки" в разработанной нами системе имеет разные аспекты или "грани" проявлений. Основными из них являются следующие:

1. Музыка, исполняемая в процессе терапевтической работы самими участниками занятий

Прежде всего, это вокальные, ритмические, инструментальные (в основном на фортепиано) импровизации, а также специально организованное исполнение известных сочинений. Собственное музыкальное творчество участников занятий, с одной стороны, есть средство самовыражения, а с другой - средство общения с другими людьми при групповой работе. Эти импровизации, кстати, могут создаваться не только музыкантами, но и людьми далеко не всегда знакомыми с музыкальной грамотой и в традиционном понимании "не умеющими" играть. Тем более интересными и полезными оказываются эти импровизации для музыкантов. Например, когда мы просим человека сыграть на "чужом" инструменте.

2. Музыка, звучащая извне по отношению к человеку

Традиционная "воздействующая" музыка также используется в процессе работы. В зависимости от конкретной формы упражнений это может быть фонограмма или собственная игра музыкотерапевта. Важно указать, что музыкальным материалом служат сочинения, принадлежащие к различным эпохам, стилям и жанрам - от архаической монодии до авангардной и пост авангардной музыки ХХ века академического и неакадемического направления. Как мы указывали выше, любая музыка может быть признана "терапевтической" при грамотном соотнесении с соответствующими процедурами и упражнениями.

3. Ощущение человеком своего организма, тела как "музыкального инструмента"

Третьей гранью "мира музыки" является "скрытая" внутри человека и ощущаемая лишь внутренним слухом "телесная музыка" - работа с ритмами дыхания, пульсациями внутри тела, тембром голоса, телесными микродвижениями. Кроме того, в число упражнений входит слышание музыки как бы "внутри себя": человек "прислушивается к музыке" собственных мыслей, эмоций, чувств.

Музыкальная метафора

И, наконец, последняя грань предстает в качестве метафорического описания пространства, атмосферы, участников и самого терапевтического процесса в музыкальных терминах. Какой стиль (жанр, произведение, инструмент) соответствует данному человеку (группе)? Каким музыкальным сочинением можно было бы озвучить только что завершившийся процесс?

Разумеется, четыре обозначенные аспекта являются не изолированными, а взаимопроникающими сторонами использования музыки и музицирования, поэтому в реальной работе естественно совмещение их в конкретных упражнениях и процедурах.

Переходя к анализу собственно процесса музыкальной психотерапии, следует упомянуть ряд трудностей, возникающих при описании любой методической разработки. Как отмечают многие психологи-практики, коррекционные результаты лишь в незначительной степени "заложены" в саму методическую систему. Как правило, решающее влияние оказывают личностные качества и мастерство специалиста, использующего данную систему. Более того, не может быть одинаковых результатов даже у двух равных по профессиональному уровню специалистов, так как каждый из них будет применять систему по-своему. Нельзя забывать также об уникальности каждого участника или каждой тренинговой группы. Поэтому цели и задачи всего процесса музыкальной психотерапии, а также отдельных упражнений и техник обозначены исходя из уже известных результатов, полученных авторами. Но это ни в коей мере не исключает возможность расширения данного целевого спектра.

В процессе описания методики мы будем делиться, в основном, собственным опытом работы с группами или отдельными людьми. Поэтому пусть читателя не смущают неизбежно используемые в таком случае слова "психолог", "музыкотерапевт", "терапия" и т.п. Педагог-музыкант, решивший использовать методику в целом или её элементы, может смело ставить собственные цели в зависимости от своих убеждений и своей квалификации. Скорее всего, "проработка" глубинных страхов или фобических реакций не войдёт в задачи ведущего-музыканта, однако улучшить самочувствие своих подопечных, поработать над основами уверенности, креативности или самовыражения ему будет вполне под силу. Тем же, кто станет использовать методику для работы над собой, мы рекомендуем выбрать отдельные комплексы упражнений, в наибольшей степени соответствующие актуальным задачам. Упражнения, выполняемые в паре или в группах, конечно, трудно делать самому. Но можно поступить так, как делали некоторые наши ученики: они собирались вместе и самостоятельно, без ведущего выполняли упражнения. По их собственным словам, это было своеобразное сочетание игры и работы над собой. Упражнения позволяли, с одной стороны, приятно провести время, а с другой, - разрешить те или иные психологические сложности у себя.

Не являясь директивной и жестко структурированной, предлагаемая система музыкальной психотерапии базируется на постоянно пополняющемся "банке техник", элементы которого каждый раз группируются в подсистемы в зависимости от конкретной проблемы клиента или группы.

Используемый в нашей работе "банк техник" содержит целый набор приёмов и методов музыкальной психотерапии. Они могут быть сгруппированы в несколько блоков.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 466.