Музыкальная психология или психология музыканта?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание курсов музыкальной психологии, в целом, посвящено музыкальной деятельности человека и её предпосылкам (музыкальным способностям). Психология музыкального восприятия, творчества, обучения музыке - все эти темы излагаются в подобном ракурсе. Деятельность музыканта-профессионала также рассматривается как частный случай музыкальной деятельности. Грубо говоря, работа музыканта выступает как совокупная деятельность музыкального слуха, памяти, чувства ритма, исполнительских навыков и т.п. Однако это далеко не полная характеристика. В работе музыканта, как было сказано выше, очень много внемузыкального. Даже в процессе исполнения на сцене человек, сам того не подозревая, параллельно осуществляет как музыкальную, так и внемузыкальную деятельность.

Что делает человек, выступая на сцене? Только ли исполняет произведение? Далеко не всегда. Нередко он "выясняет отношения" с коллегами по ансамблю или концертмейстером. Зачастую творческие коллективы "мстят" автократическим дирижёрам, ускоряя или "затягивая" темпы исполнения. Ярким примером может послужить "месть" одного хорового коллектива, когда к концу каждой части исполняемого и произведения темп снижался, и высота звучания опускалась почти на четверть тона. Создавалось ощущение, что коллектив "сопротивляется", заставляя дирижёра тянуть себя чуть ли не силой...

В процессе сольного выступления исполнитель также может, сам того не ведая, решать внемузыкальные задачи, например, "показывать себя" или "прятаться". Например, одна из студенток-пианисток во время открытого прослушивания чрезвычайно волновалась из-за возможности присутствия одной из своих, критически настроенных, соучениц. В процессе игры она была предельно скована, ошибалась, несмотря на хорошую подготовку. Оказалось, что из-за слабого зрения пианистке показалось, что её недруг присутствует в зале (там сидела девушка в похожей одежде). Узнав об этом, студентка хлопнула ладонью по лбу со словами: "Если б я знала! А то всё исполнение только и думала, что про неё... Что она назло пришла..." Что же на самом деледелала студентка? Была ли её деятельность деятельностью музыкальной? Фактически, она "выясняла отношения" с сокурсницей (хотя это происходило исключительно в её голове), "боролась" с нею, сердилась. Сам процесс исполнения оказывался для пианистки далеко на втором месте.

"Они мне будут мешать!" - волновалась другая студентка-пианистка перед экзаменом. Мы не смогли получить убедительного ответа на вопрос, кто же такие "они"? Очевидно, в силу высочайшего уровня тревожности, студентку "на всякий случай" беспокоило присутствие любого человека, не входящего в экзаменационную комиссию. Членам экзаменационной комиссии она, как не странно, относительно доверяла.

Поэтому понятие "музыкальной деятельности" не идентично понятию "деятельность музыканта", а понятие "музыкальной психологии" не идентично понятию "психологии музыканта". Они, скорее, сосуществуют как звенья одной цепи.

Специфическим разделом музыкальной психологии оказывается также социальная психология музыки. Будучи на стыке психологии, социологии и музыкознания, данная отрасль также даёт массу знаний о внемузыкальном в процессе творческой самореализации музыканта. В частности, уровень популярности и успешности музыканта-исполнителя не связан напрямую с уровнем его музыкальной деятельности. Традиционно считалось, что талант и трудолюбие обязательно приведут человека к вершинам успеха. Однако в настоящее время ни для кого не секрет, что огромную роль здесь играют, так называемые "пиар-процессы", "раскрутка", то есть успешная работа менеджеров и рекламной службы, требующая огромных финансовых вливаний. Зачастую музыкант оказывается даже как бы "ни при чём".

Что же делать обычному человеку? Приходится учиться рекламировать самого себя или свою творческую группу. Именно учиться, так как в традиционном музыкальном воспитании отсутствует формирование навыков, как сейчас говорят, "продажи" самого себя и своего труда. Даже само слово "самореклама" в обыденном сознании носит негативный оттенок. Тем не менее, именно навыки "саморекламы" помогают в настоящее время многим музыкантам занять достойное место в профессиональном сообществе.

В ходе практических занятий наши слушатели овладевают умениями "продвигать на рынок продукты своей профессиональной деятельности". Такими "продуктами" являются музыкальное исполнительство, педагогическая работа, музыковедческая деятельность, организационная работа и многое другое.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 379.