Блок II. Работа с музыкальными образами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Второй блок содержит техники, основанные на активной работе человека с образами музыки, звучащей извне. Терапевтические эффекты достигаются путем активного переживания эмоционального содержания звучащего произведения: его осознания, устной или письменной вербализации, рисования, движения под музыку.

Прежде всего, к ним относится ряд упражнений, которые можно назвать

"Самоосознание через музыку" .

Сущность подобных упражнений состоит в прямом или ассоциативном описании эмоционального и образного содержания музыки, после чего происходит сравнение выявленного образно-эмоционального ряда со своим актуальным состоянием (с образом своего состояния).

"Самоосознание через музыку". 1й вариант

Процедура упражнения:

1. Участник(и) занимают удобное положение сидя или полулёжа. Во время звучания музыки продолжительностью от 5 до 20 (в зависимости от задач ведущего) они называют или записывают любые эмоции, чувства, образы, ассоциации, которые, на их взгляд, несёт предложенное сочинение.

2. Далее работа может идти по следующим направлениям:

а) участники сравнивают выявленные образы музыки с образом своего актуального состояния, выясняя сходства и отличия;

б) сравнивают воплощённое в музыке состояние с жизненными ситуациями, в которых у "человека вообще" или у данного участника бывает подобное состояние (ведущий может помогать с помощью наводящих вопросов);

в) только в групповой работе - можно предложить участникам сравнить ответы между собой, формируя коллективный и "приемлемый для всех" образ прозвучавшей музыки.

"Самоосознание через музыку". 2й вариант

Второй, более усложненный вариант упражнения связан с динамизацией возникших в сознании образов: это работа, направленная на оптимизацию эмоционального состояния и состояния сознания. Такая работа особо важна при неадекватном (особенно в негативную сторону) определении характера музыки. В приведенном выше примере упомянута 11-летняя девочка, говорившая о любом из предлагаемых произведений, что "эта музыка страшная": "Да, это веселая музыка, но я не хочу ее слушать - она страшная... А эта медленная и грустная, но она тоже страшная..." Мы немедленно перешли к работе по нейтрализации чувства страха, использовав упражнение на рисование присутствующего в музыке образа страха (для девочки это был образ Льва) с последующим "уничтожением" его и упражнение на ритмическое выведение наружу страха и агрессии (символическое двигательное "изгнание" Льва). После этих процедур девочка пришла в спокойное состояние и далее обнаруживала адекватную оценку образного содержания музыки.

Процедура упражнения:

1. Участник(и) занимают удобное положение сидя или полулёжа. Во время звучания музыки продолжительностью от 5 до 20 (в зависимости от задач ведущего) они называют или записывают любые эмоции, чувства, образы, ассоциации, которые, на их взгляд, несёт предложенное сочинение.

2. Определяются наиболее семантически значимые образы, вслед за чем выявляется и расширяется контекст, в котором они существуют в сознании данного человека.

3. Образы представляются в динамике - формируется некая символическая "ситуация", в которой участник с помощью ведущего и/или группы (в групповой работе) начинает действовать, решая какую-либо свою задачу или проблему.

"Самоосознание через музыку". 3й вариант

Данный вариант упражнения несёт смыслообразующую нагрузку. Осознание и, возможно, коррекция личностных жизненных смыслов и ценностей происходит благодаря интенсивной мыслительной работе с "концептуальным" музыкальным сочинением. Для работы берётся симфония, соната, симфоническая или фортепианная поэма. Музыка должна быть инструментальной и, желательно, непрограммной (по крайней мере, программа не должна быть известна слушателю). Произведение должно прозвучать полностью, поэтому для данного упражнения необходим большой отрезок времени, а также большой объём внимания ведущего к работе каждого из участников, поэтому в больших группах проводить упражнение намного сложнее, чем в малочисленных.

Процедура упражнения:

1. Участник получает листок бумаги, ручку и занимает удобное положение. Для настройки на работу можно предложить закрыть глаза, сосредоточиться на дыхании, сделать упражнения на мышечное расслабление и т.д.

2. Во время звучания музыки участник записывает любые спонтанно возникающие в сознании состояния, чувства, образы, мысли, так или иначе "описывающие" предложенное сочинение. Следует писать как можно подробнее, стараться зафиксировать образ каждой темы. При необходимости можно повторить прослушивание музыки.

3. По окончании звучания произведения участник вместе с ведущим анализирует записанное, стараясь создать цельный рассказ, связав состояния, образы и их динамику с ситуациями, в которых у человека возникают выявленные состояния или которые могут соотноситься с аналогичными образами.

4. Особое внимание при составлении рассказа уделяется "Герою": являясь своеобразным "отражением" личности автора данного рассказа, он должен обладать определёнными, ясными чертами характера, нести жизненные смыслы и ценности.

5. Участник осознаёт связь "Героя" сочинения с собой, обсуждая сходства, отличия.

Задачи самовыражения, телесного и эмоционального раскрепощения успешно решаются как при помощи известных техник психогимнастики, свободного танца и выразительного движения, так и более сложной их модификации - "Изобразительного танца" - двигательного и мимического выражения содержания звучащей музыки, не обязательно принадлежащей к танцевальным жанрам и не обязательно имеющей четкую метроритмическую структуру. Работа идет индивидуально, в парах, группах, причем в парной и групповой работе хорошо осознаются и отрабатываются поведенческие модели, связанные с взаимодействием, невербальным общением. Музыкальным материалом может стать аудиозапись, импровизации ведущего на фортепиано, ритмические импровизации.

"Изобразительный танец"

1й вариант. В наиболее простом варианте упражнения звучат краткие музыкальные формулы, содержание которых участники должны угадать, а затем двигательно и мимически изобразить.

2й вариант. Усложнённый вариант превращается в "спонтанный танец", когда во время звучания музыки участники, танцуя, создают целую пантомиму. В зависимости от задач работы можно:

а) предложить участникам побыть "наедине с собою", не уделяя внимание действиям других танцующих;

б) выбрать партнёра и, танцуя, согласовывать свои движения с движениями партнёра;

в) "общаться" во время танца с другими танцующими, используя только мимику и жесты.

Это упражнение очень нравится детям.

"Танец с отражением в зеркале"

Особо сильный импульс к самопознанию и самовыражению дает упражнение "Танец в паре с собственным отражением в зеркале" в полный рост. Для упражнения необходимы большие настенные зеркала.

Процедура упражнения:

1. Участники встают на близком расстоянии напротив зеркала. Отражение - это "партнёр", с которым сейчас предстоит танцевать. Первая задача - "познакомиться" с "партнёром": рассмотреть, дотронуться. Это очень важный этап упражнения, способствующий актуализации глубинных проблем самооценки (многие участники начинают нервничать, отворачиваться, хихикать).

2. Звучит музыка, и участники начинают танцевать как бы "в паре" со своим отражением. При работе ведущему важно обращать внимание на включенность в "танец" всех частей тела и мимики. Насколько полно вы живете жизнью музыки? Не следуете ли шаблонным движениям? Насколько уютно чувствуете себя в стихии предложенных мелодий и ритмов? Важно, чтобы музыкальные фрагменты были контрастными и достаточно протяженными, чтобы человек мог "вжиться" в звучание произведения. В конце подобной двигательной работы хорошо включить медленно звучащее сочинение, построенное на ритмах шага, а участникам дать возможность походить или посидеть наедине с собой, интегрируя эмоциональные и телесные переживания, полученные в процессе танца. Как правило, в этом случае происходит сильная фокусировка на значимых организмических, эмоциональных или ментальных процессах, создающих почву для дальнейшей работы.

"Музыка в красках и линиях"

Упражнение "Музыка в красках и линиях" - т.е. как бы зарисовка слышимых музыкальных образов не является сама по себе новой техникой. Однако применение ее способствует решению достаточно широкого круга задач. Если индивидуальный рисунок служит активизации творческого самовыражения, стимулирует эмоциональное раскрепощение и "выведение" эмоций на бумагу, то парное и групповое рисование позволяет осознать и скорректировать модели взаимодействия с партнерами - преобладает ли у данного субъекта стремление к сотрудничеству, соперничеству или изоляции? Как он участвует в разделении совместной территории, на которой действует?

"Музыка и живопись"

Упражнение "Музыка и живопись" также стимулирует образное мышление, творчество, осознание эмоций, чувств.

Процедура упражнения:

1. Участники получают набор графических, живописных репродукций, открыток, фотографий.

2. Во время звучания музыки (5-15 минут) они выбирают из предложенного набора 3 - 4 "картинки", соответствующие, на их взгляд, образному содержанию музыки.

3. Далее участники объясняют причины, по которым они выбрали именно данные "картинки", делятся впечатлениями по их поводу (возможно составление рассказа на основе последовательности "картинок").

В описанных выше формах работы может использоваться музыка любых стилей и жанров. Тем не менее, важно учитывать различие в восприятии "классической" в широком смысле слова музыки с общезначимой, исторически закрепленной и подчас физиологически обусловленной семантикой и музыки авангардной, написанной в "неклассических" композиторских техниках (в алеаторической, додекафонной и т.д.). "Классическая" музыка вызывает у подавляющего большинства реципиентов конкретные однонаправленные ассоциации лишь с незначительным "разбросом" вариантов. Академическая же музыка авангарда и поставангарда, не использующая классицистскую или романтическую тонально-гармоническую и структурную системы, не имеет устойчивого образно-эмоционального ряда, и при ее восприятии у слушателя могут возникнуть образы и ассоциации диаметрально противоположные одна другой. Например, один и тот же Струнный квартет К.Пендерецкого (соч. 1960 г.) вызвал у разных слушателей образы и "полета в космосе", и "строящегося дома", и "пчел, собирающих мед в саду", и "человека, запертого в душной тесной комнате", и "голубой прозрачной реки", и "дикого танца дикарей". Образы, возникающие при восприятии современной музыки, как известно, - есть прямая проекция собственного состояния и личностных качеств слушающего. Коротко говоря, если "классика" обращается больше к общезначимому, то современный авангард - к индивидуальному в человеке (по крайней мере - в рамках музыкотерапевтической работы). Поэтому в упражнениях на зарисовку музыкальных образов мы предпочитаем использовать именно современные академические сочинения (музыка А.Шнитке, Э.Денисова, С.Губайдулиной, О.Мессиана, П.Хиндемита и др.), которые не направляют творчество клиента в определенное русло и тем самым дают больше простора для личностного самовыражения рисующего.

"Музыкальный театр"

Также почти исключительно на современном академическом музыкальном "авангарде" основывается упражнение "Музыкальный театр". Это - двигательно-мимический групповой процесс, направленный на осознание того, как каждый из участников группы воспринимает значимые жизненные ситуации и моделирует свое поведение в них. Очевидно внешнее и отчасти внутреннее сходство "Музыкального театра" с известными психодраматическими упражнениями, в основе которых лежит разыгрываемый клиентами спектакль на заданную тему. Однако принципиальное отличие состоит в изначальном стимуле: тема не формируется словесно, а "рождается" в процессе восприятия музыкальных образов. Таким образом, процесс реализации упражнения"Музыкальный театр" состоит из 4-х последовательных этапов.

Процедура упражнения:

1. Прослушивание музыкального произведения длительностью 10 -15 минут. Задача участников - ощутить, "увидеть", пережить образы музыки.

2. Группа делится на подгруппы по 4 - 6 человек. Каждая подгруппа самостоятельно обсуждает услышанное, "осюжечивает" музыку, создает сценарий и распределяет роли.

3. Музыка звучит вновь. Каждая подгруппа по очереди разыгрывает созданную пантомиму или сидит в "зрительном зале".

4. Завершает работу общее обсуждение, цель которого - осознать каждый из этапов процесса как отражение собственных жизненных моделей. Какие образы возникали в начале у каждого из участников? Изменилось ли отношение к ним во время создания сценария? Соответствовал ли сценарий образам, которые у вас возникали? Насколько активно вы предлагали свои образы? Соответствовал ли сценарий в целом и ваша роль, в частности, вашему восприятию музыки? Сумели ли вы хорошо войти в вашу роль?... Наконец, важным моментом является восприятие "зрителей" - насколько "зрительская интерпретация" увиденного соответствует как их собственному восприятию музыки, так и замыслу "актеров"? Насколько неожиданным оказалось увиденное?

Бесспорно, важен анализ эмоционального состояния участников группы после обсуждения: обычно, это очень интенсивный групповой процесс, способствующий как сильному психологическому "прорыву", так и фокусировке на личностных проблемах (сопровождающейся концентрацией напряжения, ростом агрессивной энергии, стремлением "уйти в себя").

III. Музицирование

Третий блок включает техники, основанные на самовыражении через музицирование в процессе консультационной и терапевтической работы. С одной стороны, это могут быть вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (исполняемые индивидуально, совместно с ведущим, в паре, в группе). С другой стороны, это специально организованное исполнение известных сочинений.

Для инструментальных импровизаций ведущим и обязательным инструментом является фортепиано, хотя дополнить его могут многие другие музыкальные инструменты, в том числе и "детские".

"Совместное музицирование" - наиболее простая техника, основанная на взаимной импровизации руководителя занятий (поначалу исполняющего "нейтральную" музыку в стиле "нью-эйдж") и сидящего рядом участника, играющего на любых клавишах, спонтанно "ищущего свой путь" в русле звучащей музыки и по возможности активно проявляющего инициативу, благодаря чему характер музыки может коренным образом меняться.

В зависимости от замысла ведущего или участника (участников) упражнение позволяет самовыразиться, осознать степень своей уверенности, собственного актуального состояния, выражаемого через звуки, а также стимулирует способность проявлять инициативу в нестандартной ситуации. при групповой работе внимание может быть направлено также на осознание атмосферы в группе (в этом случае партнерами ведущего становятся по очереди все участники).

"Музыкальные зарисовки" - индивидуальная импровизация, когда при помощи фортепиано человек самостоятельно ищет способ выразить ту или иную эмоцию, настроение, действие, отношение к кому-либо. Задания могут быть даны "извне" или могут задумываться самим участником. Это может быть некое "Музыкальное сообщение", которое передаёт один участник и которое группа должна расшифровать. Другой вариант упражнения - "Музыкальное имя": импровизатор называет своё имя, а затем "исполняет" его на рояле. Можно работать также с именем любого участника группы. В этом случае интересно сравнить, как "слышат" одного и того же участника разные люди.

Один из довольно сложных, но очень интересных вариантов упражнения - "Музыкальная рекомендация". Это игровая форма работы, когда импровизатор становится своего рода "оракулом", отвечающим на вопросы других участников группы. Один из участников задаёт некий вопрос, на который получает от импровизатора музыкальный "ответ". Группа затем "переводит" ответ, выражает его словесно. Несмотря на кажущуюся парадоксальность упражнения, участникам удавалось получать довольно дельные и разумные ответы. Игровая, раскрепощающая обстановка позволяла участникам снять барьеры сверхконтроля и действительно "услышать" в своём подсознании ответ, толчком и ключом к которому становится импровизация.

Кульминационной точкой индивидуальной импровизации становится "Музыкальный автопортрет". Упражнение способствует эмоциональному раскрепощению, а также формирует навыки невербального самовыражения. Также "Музыкальный автопортрет" оказывается весьма эффективной техникой, способствующей сближению группы в тренинговой работе, усилению доверия и взаимопонимания. Метафорически интерпретируя образы "автопортрета", практически каждая группа умела за импровизацией достаточно глубоко "увидеть" и понять играющего, еще недавно совсем незнакомого.

"Диалоги на фортепиано" - наиболее сложная из представленных трех техник, в процессе которой участники терапевтической группы "общаются" на фортепиано друг с другом. В процессе игры выясняется степень эмоционального контакта участников импровизации, психологическое состояние каждого из них по поведенческим паттернам, которые могут даже не осознаваться ими самими (нежелательные паттерны с помощью психолога или группы корректируются самими участниками). Упражнение способствует формированию взаимопонимания в паре, помогает осознавать и понятно для других выражать свое состояние, отношение к партнеру, а также корректирует многие поведенческие модели, возникающие при общении в реальной жизни: способность к распределению "жизненных территорий", склонность к лидерству или подчинению, подавлению другого или равноправному общению. Например, участнице К.(23 года) упражнение помогло, по ее словам, "осознать радость общения на равных, когда ни ты не подавляешь, ни тебя не подавляют". По характеру девушка была склонна навязывать свою волю более слабым партнерам по общению и идти на поводу у более сильных. До "Диалогов" она практически не осознавала этих моделей поведения и не знала иных, что оказалось ее основной жизненной трудностью. Это было преодолено в процессе упражнения, и в дальнейшем процессе тренинга К. действительно с удовольствием общалась с участниками группы как с равными, подсознательно не разделяя их на "сильных" и "слабых". В той же группе во время "Диалогов" двум нерешительным, внутренне замкнутым участникам удалось справиться со "страхом инициативы", после чего они стали намного активнее и "включённее" в работу группы. Участники разных групп, пройдя через "Диалоги", сумели осознать, а некоторые и разрешить возникшие между ними явные или скрытые конфликты. Такова достаточно широкая сфера применения данной техники.

Главная задача ведущего - снять "страх" перед инструментом и показать способность каждого из участников к самовыражению в процессе игры на фортепиано. Естественно, "Музыкальные зарисовки" и "Диалоги" практически никогда не предшествуют "Совместному музицированию",- технике во многом "обучающей": в процессе ее участники "пробуют" рояль и, начиная с 1 - 5 выбранных клавиш, постепенно расширяют свой исполнительский диапазон, в прямом смысле слова овладевая инструментом как средством самовыражения и общения. Как не парадоксально, наибольший "страх" испытывают пианисты и музыковеды! Зная "правила", они зачастую просто не позволяют себе расслабиться и начать импровизировать, так как они ориентированы на заученные "музыкальные шаблоны" и боятся "сыграть неправильно". Гораздо комфортнее чувствуют себя музыканты других специальностей или даже люди, не имеющие музыкальной подготовки.

"Музыкальные зарисовки" и "Диалоги" могут быть также ритмическими, вокальными или выполненными на других музыкальных инструментах. Музыкантам, например, оказывается очень полезно пробовать "чужой" музыкальный инструмент, учиться чувствовать его и приспосабливаться к нему. Совместное музицирование на "чужих" музыкальных инструментах, по словам многих участников, позволяло, в конечном итоге, открыть новые краски в своей собственной исполнительской специальности. Однако базовым и обязательным для тренинга инструментом всё же является фортепиано.

В нашей практике не было практически ни одного участника, отказавшегося музицировать и импровизировать на фортепиано. Тем не менее, доверие к инструменту не формируется сразу, и должно быть тщательно подготовлено. Участнику, чувствующему сильный барьер перед игрой, так сказать, испытывающему "страх какофонии", можно порекомендовать познакомиться с инструментом, - на педали, в очень медленном темпе нажимая любые клавиши в различных регистрах. Результат такой игры не лишён благозвучия, особенно если участник поначалу играет только на белых или только на чёрных клавишах. Таким образом, происходит довольно быстрое привыкание к инструменту, и остальные формы работы идут достаточно продуктивно.

"Живая музыка"

Работа редко обходится без упражнений, основанных на "парадоксальном" исполнении известной музыки. Подобные упражнения способствуют эмоционально-психологическому раскрепощению, снятию поведенческих шаблонов. Это - ряд упражнений под общим названием "Живая музыка", когда одну и ту же мелодию, интонацию, фразу участники занятий исполняют в различных, подчас во взаимоисключающих манерах. Например, колыбельную песню участники одной из групп исполнили грубо, насмешливо, испуганно, решительно, очень тихо, очень громко и, наконец, нежно и ласково. Оказалось, что выразить нежность после проработки противоположных эмоций удалось более естественно и легко.

Манеры исполнения в "живой музыке", имеющей внутреннее родство с известными актерскими психотехниками, могут быть самыми необычными. главное, чтобы они соответствовали проблеме, над которой работает человек. стеснительная и "правильная" н.(20 лет) стала намного свободнее и естественнее только после исполнения песни "пусть бегут неуклюже" "как в детском саду", "как будто ее не вовремя разбудили", "как солдат на параде" и т.д.. важно передать характер музыки не только голосом, но и позой, жестом, выражением лица, мимикой, движением. лучше всего "живая музыка" получается в микрогруппах от 3 до 6-7 человек в зависимости от общей численности группы. как правило, участники объединяются в 2 "команды", каждая из которых разучивает песню, а затем исполняет. команда "зрителей" в это время задаёт различные манеры исполнения и оценивает результат. затем команды меняются ролями.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.