Цель: формирование навыков решения уравнений, используя различные приемы.
Вид работы: индивидуальный.
Время выполнения: 2 часа.
Теоретические сведения
I. Уравнение называется рациональным, если и – рациональные выражения.
Чтобы решить рациональное уравнение, нужно:
1) найти общий знаменатель всех имеющихся дробей;
2) заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;
3) решить полученное целое уравнение;
4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Пример 1. Решите уравнение .
Решение. Общий знаменатель имеющихся дробей является . Найдя дополнительные множители для каждой дроби, освободимся от знаменателей. Имеем: ;
.
Из уравнения находим . Осталось проверить, обращают ли найденные корни в нуль выражение , т.е. проверить выполнение условия . Замечаем, что 2 не удовлетворяет этому условию, а 4 удовлетворяет. Значит, - единственный корень уравнения.
Решение уравнений методом разложения его левой части на множители.
Суть этого метода состоит в том, что нужно решить уравнение , где – многочлен степени . Предположим, что нам удалось разложить многочлен на множители: , где – многочлены более низкой степени, чем . Тогда уравнение примет вид . Если – корень уравнения , то , а потому хотя бы одно из чисел равно нулю. Значит , - корень хотя бы одного из уравнений
.
Итак, если , где – многочлены, то вместо уравнения нужно решить совокупность уравнений . Все найденные корни этих уравнений, и только они, будут корнями уравнения .
Пример 2. Решите уравнение .
Решение. Разложим на множители левую часть уравнения. Имеем , откуда . Значит, либо , либо . Из первого уравнения находим , второе уравнение корней не имеет. Таким образом, корень уравнения -2.
Решение уравнений методом введения новой переменной
Суть этого метода поясним на примере.
Пример 3. Решите уравнение .
Решение. Положив , получим уравнение , откуда находим . Теперь задача сводится к решению совокупности уравнений:
Первое квадратное уравнение не имеет действительных корней, так как его дискриминант отрицателен.
Из второго квадратного уравнения находим . Это действительные корни заданного уравнения.
Биквадратные уравнения
Биквадратным называется уравнение вида , где . Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив , придем к квадратному уравнению .
Пример 4. Решите уравнение .
Решение. Положив , получим квадратное уравнение , откуда находим . Теперь задача сводится к решению уравнений . Первое уравнение не имеет действительных корней, из второго находим , которые являются корнями заданного биквадратного уравнения.
Решение задач с помощью составления уравнений
С помощью уравнений решаются многочисленные задачи, к которым приводят самые разнообразные вопросы физики, механики, экономики и многих других прикладных наук. Прежде всего напомним общий порядок решения задач с помощью уравнений.
1) Вводят переменные, т.е. буквами обозначают неизвестные величины, которые либо требуется найти в задаче, либо они необходимы для отыскания искомых величин.
2) С помощью введенных переменных и данных в задаче чисел и их соотношений составляют уравнение.
3) Решают составленное уравнение и из полученных решений отбирают те, которые подходят по смыслу задачи.
4) Если буквами обозначили не искомые величины, то с помощью полученных решений находят ответ на вопрос задачи.
II. В уравнениях неизвестное находится под знаком корня или под знаком возведения в дробную степень. Такие уравнения называют иррациональными.
Решение иррациональных уравнений основано на следующем свойстве:
При возведении обеих частей уравнения в натуральную степень получается уравнение-следствие данного.
При возведении уравнения в натуральную степень могут появиться посторонние корни, поэтому необходимо делать проверку.
Если обе части уравнения неотрицательны на множестве , то уравнение равносильно уравнению при .
Пример 5 . Решите уравнение .
Решение. Возводя обе части уравнения в квадрат, получаем
откуда .
Возведем последнее уравнение в квадрат: , или .
Корни этого уравнения .
Проверка показывает, что – посторонний корень.
Ответ: .
Пример 6 . Решите уравнение .
Решение. Возведем уравнение в четвертую степень: , откуда . Решим это биквадратное уравнение, , т.е. или .
Уравнение имеет два корня . Уравнение не имеет действительных корней. Так как при возведении обеих частей уравнения в четвертую степень могли появится посторонние корни, то нужно сделать проверку. При обе части уравнения равны 2, т.е. – корень уравнения. При левая часть уравнения равна 2, а правая равна -2, т.е. -2 не является корнем уравнения.
Ответ: .
Пример 7. Решите уравнение .
Решение. Возводя обе части уравнения в куб, получаем , откуда
.
Корни этого уравнения . Проверка показывает, что оба значения неизвестного являются корнями данного уравнения.
Пример 8. Выясните с помощью графиков, сколько корней имеет уравнение . Найти приближенные значения этих корней.
Решение. Построим на одном рисунке графики функций и . Графики пересекаются в одной точке при .
Задания к практической работе
Задание 1. Решите уравнения методом введения новой переменной:
1) ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) .
Задание 2. Решите уравнение, разложив левую часть на множители:
1) ;
2) ;
3) ;
4) .
Задание 3. Решите задачу, составив к нему уравнение.
Для перевозки 60 т груза из одного места в другое затребовали некоторое количество машин. Ввиду неисправности дороги на каждую машину пришлось грузить на 0,5 т меньше, чем предполагалось, поэтому дополнительно потребовались 4 машины. Какое количество машин было затребовано?
Задание 4. Решите задачу, составив к нему уравнение.
Моторная лодка, обладающая скоростью движения 20 км/ч, прошла расстояние между двумя пунктами по реке туда и обратно без остановок за 6ч 15 мин. Расстояние между пунктами равно 60 км. Найти скорость течения реки.
Задание 5. Решите задачу, составив к нему уравнение.
Найти двухзначное число, зная, что цифра его единиц на 2 больше цифры десятков и что произведение искомого числа на сумму его цифр равно 144.
Задание 6. Решите задачу, составив к нему уравнение.
По обе стороны улицы, длиной в 1200 м, во вновь разбиваемом поселке лежат прямоугольные полосы земли, отведенные на участки, одна – шириной в 50 м, а другая – в 60 м. на сколько участков разбит весь поселок, если более узкая полоса содержит на 5 участков больше, чем широкая, при условии, что на узкой полосе каждый участок на 1200 м2 меньше, чем каждый участок на широкой полосе?
Задание 7. Решите задачу, составив к нему уравнение.
Через час после начала равномерного спуска воды в бассейне ее осталось 400 м3, а еще через три часа – 250 м3. Сколько воды было в бассейне?
Задание 8. Решите уравнение:
1. ; | 2. ; | |
3. ; | 4. ; | |
5. ; | 6. ; | |
7. ; | 8. ; | |
9. ; | 10. ; | |
11. ; | 12. ; | |
13. ;
| ||
14. ;
| 15. ; | |
Задание 2. Выясните с помощью графиков, сколько корней имеет уравнение:
1. ; | 2. ; |
3. ; | 4. . |
Контрольные вопросы
1. Какие уравнения называют рациональными? Приведите примеры.
2. Назовите основные приемы решения рациональных уравнений.
3. Дайте определение биквадратным уравнениям.
4. Назовите алгоритм решения задач с помощью уравнений.
5. Дайте определение иррационального уравнения.
6. Какими методами можно решить иррациональные уравнения?
7. Каким методом можно решить уравнение .
Рекомендуемая литература: 1.1, 1.4, 2.1
Практическая работа №31
Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.