Цель: формирование навыков решения простейших тригонометрических уравнений.
Вид работы: индивидуальный.
Время выполнения: 4 часа.
Теоретические сведения
Простейшими тригонометрическими уравнениям называют уравнения , где - данное число.
Решить простейшее тригонометрическое уравнение – значит найти множество всех значений аргумента (дуг или углов), при которых данная тригонометрическая функция принимает заданное значение .
Формула для корней уравнения , где , имеет вид:
. (20.1)
Частные случаи:
; (20.2)
; (20.3)
. (20.4)
Формула для корней уравнения , где , имеет вид:
. (20.5)
Формула для корней уравнения , где , имеет вид:
. (20.6)
Частные случаи:
; (20.7)
; (20.8)
. (20.9)
Формула для корней уравнения , где , имеет вид:
. (20.10)
Формула для корней уравнения , имеет вид:
. (20.11)
Частные случаи:
; (20.12)
; (20.13)
. (20.14)
Формула для корней уравнения , где , имеет вид:
. (20.15)
Пример 1. Решить уравнения: 1) ; 2) ;
3)
Решение. 1) , отсюда следует, что множество корней данного уравнения имеет вид .
2) Так как и , то
3) . Тогда множество корней уравнения имеет вид .
Пример 2. Решить уравнение .
Решение. Заменяя на , получаем или .
Обозначая , получаем , откуда , .
1) - уравнение не имеет корней, так как ;
2) , .
Таким образом, .
Пример 3. Решить уравнение .
Решение. Используя формулы , и записывая правую часть уравнения в виде , получаем
, .
Поделив это уравнение на , получим равносильное уравнение . Обозначая , получим уравнение , откуда , .
1) ;
2) .
Задания к практической работе
Задание 1. Решить уравнения:
1. ; | 2. ; | 3. ; | |
4. ; | 5. ; | 6. ; | |
7. ; | 8. ; | 9. ; | |
10. ; | 11. ; | 12. ; | |
13. ; | 14. ; | ||
15. ; | 16. ; | ||
17. ; | 18. ; | ||
19. ; | 20. ; | ||
21. ; | 22. . | ||
Задание 2. Найти все корни уравнения на отрезке .
Задание 3. Решить уравнение:
1. ; | 2. ; | 3. ; | |
4. ; | 5. ; | 6. ; | |
7. ; | 8. ; | 9. ; | |
10. ; | 11. ; | 12. ; | |
13. ; | 14. ; | ||
15. ; | 16. ; | ||
17. ; | 18. ; | ||
19. ; | 20. ; | ||
21. ; | 22. . | ||
Задание 4. Найти все корни уравнения на отрезке .
Задание 5. Решить уравнение:
1. ; | 2. ; | 3. ; | |
4. ; | 5. ; | 6. ; | |
7. ; | 8. ; | 9. ; | |
10. ; | 11. ; | ||
12. ; | 13. ; | ||
14. ; | 15. . | ||
Задание 6. Найти наименьший положительный и наибольший отрицательный корни уравнения .
Контрольные вопросы
1. Какие уравнения называются тригонометрическими?
2. Что называется корнем тригонометрического уравнения?
3. По каким формулам находят решения простейших тригонометрических уравнений?
Рекомендуемая литература: 1.1, 1.3, 1.4.
Практическая работа №21
Тема: Простейшие тригонометрические неравенства
Цель: формирование навыков решения простейших тригонометрических неравенств.
Вид работы: индивидуальный.
Время выполнения: 4 часа.
Теоретические сведения
Пример 1. Решить неравенство: .
Решение. По определению – это абсцисса точки единичной окружности. Чтобы решить неравенство , нужно выяснить, какие точки единичной окружности имеют абсциссу, большую .
Рисунок 21.1 - Решение неравенства | Абсциссу, равную , имеют две точки единичной окружности и (рис. 21.1) . Точка получается поворотом точки на угол , а также на углы , где . Точка получается поворотом точки на угол , а также на углы , где . |
Абсциссу, большую , имеют все точки дуги единичной окружности, лежащие правее прямой . Таким образом, решениями неравенства являются все числа из промежутка . Все решения данного неравенства – множество интервалов: , .
Пример 2. Решить неравенство: .
Рисунок 21.2 - Решение неравенства | Решение. Абсциссу, не большую , имеют все точки дуги единичной окружности (рис. 2). Поэтому решениями неравенства являются числа , которые принадлежат отрезку . Все решения данного неравенства – множе- |
ство отрезков: , .
Пример 3. Решить неравенство: .
Решение. Ординату, не меньшую , имеют все точки дуги единичной окружности (рис. 21.3).
Рисунок 21.3 - Решение неравенства | Поэтому решениями неравенства являются числа , которые принадлежат отрезку . Все решения данного неравенства – множество отрезков: , . |
Отметим, что все точки окружности, лежащие ниже прямой , имеют ординату, меньшую (рис. 21.3). Поэтому все числа являются решениями неравенства .
Все решения этого неравенства – интервалы: , .
Пример 4. Решить неравенство: .
Рисунок 21.4 - Решение неравенства | Решение. Обозначим . Решая неравенство (рис. 21.4), находим , . Заменяя , получаем: , |
откуда
, .
Ответ: , .
Задания к практической работе
Задание 1. Решить неравенство:
1. ; | 2. ; | 3. ; |
4. ; | 5. ; | 6. ; |
7. ; | 8. ; | 9. ; |
10. ; | 11. | 12. |
13. ; | 14. ; | 15. ; |
16. ; | 17. ; | 18. ; |
19. ; | 20. ; | 21. . |
Контрольные вопросы
1. Какие неравенства называются тригонометрическими?
2. Какими способами можно решить простейшее тригонометрическое неравенство?
Рекомендуемая литература: 1.1, 1.3, 1.4.
Практическая работа №22
Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.