Цель: формирование навыков решения простейших тригонометрических уравнений.
Вид работы: индивидуальный.
Время выполнения: 4 часа.
Теоретические сведения
Простейшими тригонометрическими уравнениям называют уравнения
, где
- данное число.
Решить простейшее тригонометрическое уравнение – значит найти множество всех значений аргумента (дуг или углов), при которых данная тригонометрическая функция принимает заданное значение
.
Формула для корней уравнения
, где
, имеет вид:
. (20.1)
Частные случаи:
; (20.2)
; (20.3)
. (20.4)
Формула для корней уравнения
, где
, имеет вид:
. (20.5)
Формула для корней уравнения
, где
, имеет вид:
. (20.6)
Частные случаи:
; (20.7)
; (20.8)
. (20.9)
Формула для корней уравнения
, где
, имеет вид:
. (20.10)
Формула для корней уравнения
, имеет вид:
. (20.11)
Частные случаи:
; (20.12)
; (20.13)
. (20.14)
Формула для корней уравнения
, где
, имеет вид:
. (20.15)
Пример 1. Решить уравнения: 1)
; 2)
;
3) 
Решение. 1)
, отсюда следует, что множество корней данного уравнения имеет вид
.
2) Так как
и
, то 
3)
. Тогда множество корней уравнения имеет вид
.
Пример 2. Решить уравнение
.
Решение. Заменяя
на
, получаем
или
.
Обозначая
, получаем
, откуда
,
.
1)
- уравнение не имеет корней, так как
;
2)
,
.
Таким образом,
.
Пример 3. Решить уравнение
.
Решение. Используя формулы
,
и записывая правую часть уравнения в виде
, получаем
,
.
Поделив это уравнение на
, получим равносильное уравнение
. Обозначая
, получим уравнение
, откуда
,
.
1)
;
2)
.
Задания к практической работе
Задание 1. Решить уравнения:
1. ;
| 2. | 3. ;
| |
4. ;
| 5. | 6. ;
| |
7. ;
| 8. | 9. ;
| |
10. ;
| 11. | 12. ;
| |
| 13. | 14. | ||
| 15. | 16. | ||
| 17. | 18. | ||
| 19. | 20. | ||
| 21. | 22. | ||
Задание 2. Найти все корни уравнения
на отрезке
.
Задание 3. Решить уравнение:
1. ;
| 2. | 3. ;
| |
4. ;
| 5. | 6. ;
| |
7. ;
| 8. | 9. ;
| |
10. ;
| 11. | 12. ;
| |
| 13. | 14. | ||
| 15. | 16. | ||
| 17. | 18. | ||
| 19. | 20. | ||
| 21. | 22. | ||
Задание 4. Найти все корни уравнения
на отрезке
.
Задание 5. Решить уравнение:
1. ;
| 2. | 3. ;
| |
4. ;
| 5. | 6. ;
| |
7. ;
| 8. | 9. ;
| |
| 10. | 11. | ||
| 12. | 13. | ||
| 14. | 15. | ||
Задание 6. Найти наименьший положительный и наибольший отрицательный корни уравнения
.
Контрольные вопросы
1. Какие уравнения называются тригонометрическими?
2. Что называется корнем тригонометрического уравнения?
3. По каким формулам находят решения простейших тригонометрических уравнений?
Рекомендуемая литература: 1.1, 1.3, 1.4.
Практическая работа №21
Тема: Простейшие тригонометрические неравенства
Цель: формирование навыков решения простейших тригонометрических неравенств.
Вид работы: индивидуальный.
Время выполнения: 4 часа.
Теоретические сведения
Пример 1. Решить неравенство:
.
Решение. По определению
– это абсцисса точки единичной окружности. Чтобы решить неравенство
, нужно выяснить, какие точки единичной окружности имеют абсциссу, большую
.
Рисунок 21.1 - Решение неравенства
| Абсциссу, равную , имеют две точки единичной окружности и
(рис. 21.1) . Точка получается поворотом точки на угол , а также на углы , где . Точка получается поворотом точки на угол , а также на углы , где .
|
Абсциссу, большую
, имеют все точки
дуги единичной окружности, лежащие правее прямой
. Таким образом, решениями неравенства
являются все числа
из промежутка
. Все решения данного неравенства – множество интервалов:
,
.
Пример 2. Решить неравенство:
.
Рисунок 21.2 - Решение неравенства
| Решение. Абсциссу, не большую , имеют все точки дуги единичной окружности (рис. 2). Поэтому решениями неравенства являются числа , которые принадлежат отрезку . Все решения данного неравенства – множе-
|
ство отрезков:
,
.
Пример 3. Решить неравенство:
.
Решение. Ординату, не меньшую
, имеют все точки дуги
единичной окружности (рис. 21.3).
Рисунок 21.3 - Решение
неравенства
| Поэтому решениями неравенства являются числа , которые принадлежат отрезку . Все решения данного неравенства – множество отрезков: , .
|
Отметим, что все точки окружности, лежащие ниже прямой
, имеют ординату, меньшую
(рис. 21.3). Поэтому все числа
являются решениями неравенства
.
Все решения этого неравенства – интервалы:
,
.
Пример 4. Решить неравенство:
.
Рисунок 21.4 - Решение неравенства
| Решение. Обозначим . Решая неравенство (рис. 21.4), находим , . Заменяя , получаем: ,
|
откуда

,
.
Ответ:
,
.
Задания к практической работе
Задание 1. Решить неравенство:
1. ;
| 2. ;
| 3. ;
|
4. ;
| 5. ;
| 6. ;
|
7. ;
| 8. ;
| 9. ;
|
10. ;
| 11.
| 12.
|
13. ;
| 14. ;
| 15. ;
|
16. ;
| 17. ;
| 18. ;
|
19. ;
| 20. ;
| 21. .
|
Контрольные вопросы
1. Какие неравенства называются тригонометрическими?
2. Какими способами можно решить простейшее тригонометрическое неравенство?
Рекомендуемая литература: 1.1, 1.3, 1.4.
Практическая работа №22
Дата: 2018-12-28, просмотров: 353.