! Изучая данный раздел, следует рассказать, чем могут отличаться уроки по данным дисциплинам и какими общими признаками они обладают. Далее студенты самостоятельно пишут планы уроков по указанным дисциплинам, используя дополнительную литературу с описанием тренингов профессионального мастерства. Планы уроков коллективно проверяются.
Раздел 3. Анализ образовательных программ.
Примерная классификация программ дополнительного образования детей:
1. По уровню создания:
· — федеральные
· — региональные (программы городского и окружного уровня);
· — институциональные (программы учреждения);
· — детского объединения.
2. По типу:
· — типовые (имеющие гриф Министерства образования РФ);
· — адаптированные (незначительно измененные типовые программы);
· — примерные (написанные педагогом или группой педагогов с частичным использованием типовой или «чужой» авторской программы);
· — авторские (имеющие документ, подтверждающий авторство);
· — экспериментальные (содержащие новое содержание или методику, которые нуждаются в практической апробации).
З. По цели обучения:
· — интеллектуально-познавательные;
· — технические;
· — социальной адаптации;
· — профессионально-прикладные;
· — спортивно-оздоровительные
· — развивающие художественную одаренность;
· — эстетические;
· — досуговые.
4. По содержанию деятельности:
· — простые;
· — сквозные (объединяющие отдельные содержательные аспекты разных образовательных областей);
· — интегративные (межпредметные программы, изучающие несколько отраслей науки в едином ключе);
· — комплексные (включающие несколько направлений деятельности, работу многих коллективов);
· — многоуровневые (содержат несколько образовательных уровней, необходимых для достижения цели); (пр.- программа подготовки по акт.маст на 4 курса)
· — возрастные;
· — целевые;
· — для особых категорий детей (инвалидов или одаренных).
5. По организации учебного процесса:
· — краткосрочные
· — долговременные;
· — репродуктивные
· — продуктивные
· — научно-исследовательские;
· — поисково-творческие.
Требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
— определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.);
— современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
— создание условий для развития личности ребенка;
— формирование мотивации личности к познанию и творчеству;
— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
— интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
1) титульный лист;
2) пояснительную записку;
3) учебно-тематический план;
4) содержание изучаемого курса;
5) методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;
6) список литературы.
1. Титульный лист включает:
· — наименование образовательного учреждения;
· — где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
· — название дополнительной образовательной программы;
· — возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
· — срок реализации дополнительной образовательной программы;
· — Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
· — название города, населенного пункта;
· — год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
· — направленность дополнительной образовательной программы;
· — новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
· — цель и задачи дополнительной образовательной программы;
· — отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
· — возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
· — сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
· — формы и режим занятий;
· — ожидаемые результаты и способы их проверки;
· — формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
· — перечень разделов, тем;
· — количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
· — форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
· — приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
· — форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
6. Список литературы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.