· Подготовка педагога к занятиям
Содержание учебной деятельности детского творческого коллектива должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.
Теоретическая подготовка для педагога значительно сложнее в организации, которая предполагает следующие действия:
ü в содержании учебного предмета нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе материал (так как переизбыток информации также вреден для восприятия ребенком, как и недостаток);
ü отобранное содержание затем продуманно «дозируется» для каждого учебного занятия в строгой последовательности его изучения;
ü необходимо «перевести» профессиональное содержание изучаемого предмета в доступную для детей данного возраста информацию, но, не допуская при этом примитивизма;
ü следует подобрать (или изготовить самостоятельно) необходимые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной и результативной без увеличения ее продолжительности;
ü регулярное возвращение к изученному теоретическому материалу с целью активизации в памяти учащихся необходимых знаний.
Основные аспекты содержания теоретической подготовки учащихся детского объединения дополнительного образования:
1. основные этапы истории становления и развития данного вида деятельности, его современное состояние;
2. направления и стили, жанровое разнообразие;
3. выдающиеся деятели прошлого и настоящего;
4. специальная терминология;
5. инструменты и материалы;
6. основные технические приемы, технология;
7. требования и правила, принятые в данном виде деятельности;
8. возможности получения профессиональной подготовки;
9. области применения полученных знаний и умений.
Методика теоретической подготовки. Для того чтобы сделать теоретическую подготовку учащихся детского объединения дополнительного образования максимально результативной и эффективной, необходимо:
1) выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имеющегося в каждой области творческой деятельности, только самое необходимое для обучения детей;
2) если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий;
3) продумать процесс объяснения нового материала - подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении;
4) при объяснении теории использовать больше наглядных материалов;
5) прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1- 2 задания на закрепление изученного теоретического материала;
6) практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети использовали полученные теоретические знания;
7) изученный теоретический материал «закрепить» в конце учебного занятия, а на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся.
Практическая подготовка - основная составляющая учебной деятельности детского творческого коллектива, так как главным принципом в работе детского творческого коллектива является его практико-ориентированная направленность. Но практическая подготовка учащихся не может быть «необъятной», а требует четкой определенности в содержании и организации.
Основные содержательные аспекты практической подготовки детей:
ü основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника» выполнения);
ü знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т.д.);
ü освоение технологического процесса (определенной последовательности связанных между собой действий);
ü специальные тренинговые и общеразвивающие упражнения;
ü подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) деятельности учащихся (изделий, моделей, танцев, спектаклей и др.).
Методика практической подготовки. Для того чтобы дети полноценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо:
1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности;
2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, ориентированных на развитие специальных творческих способностей каждого учащегося;
3) освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов с постепенным усложнением;
4) все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практических заданий;
5) каждую начатую ребенком практическую работу обязательно довести до логического результата - концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.;
6) выбирать тему и форму практической работы актуальную в реальной жизни конкретных учащихся;
7) не торопиться с «внешним» показом результатов практической работы до тех пор, пока достигнутый уровень выполнения не будет достаточен для этого.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 249.