! Изучая данный раздел, следует обратиться к деятельности различных профессиональных коллективов, ознакомиться с их историей, концепцией деятельности, художественными руководителями, выдающимися участниками. Данный раздел граничит с предметом «История театрального/хореографического искусства», и чтобы избежать повторений в беседах, следует сотрудничать с педагогом по данной дисциплине и определить темы для бесед.
Министерство культуры Свердловской области
ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»
Краткий курс лекций
по дисциплине
«Методика преподавания театральных дисциплин»
Профессионального модуля 02 «Педагогическая деятельность»
«Художественно-творческая деятельность»
Специальности
Народное художественное творчество (по видам) -
Театральное творчество
Асбест 2018
Разработчик: Исакова Светлана Ярославовна, преподаватель отделения театральное творчество ГБПОУ СПО СО «АКИ»
Рецензент: Бочкарева И.А.
Рассмотрено на заседании ПЦК Народное художественное творчество (по видам) театральное творчество протокол № 27 от 25.06.2018г.
Данные методические рекомендации разработаны для самостоятельного освоения дисциплины обучающимися и могут быть использованы при подготовке к экзаменам.
Раздел 1 Организация и планирование учебно-образовательного процесса в детском творческом коллективе.
· Процесс обучения
Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между учителем и учащимися, в результате которого у учащихся формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так же личностные качества. (Пед. словарь под ред. Петровского)
Функции обучения: Образовательная, развивающая, воспитательная.
Воспитание: целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни. (П. И. Пидкасистый)
Знание – отражение действительности в форме фактов, представлений, понятий.
Умение – освоенный способ выполнения действий.
Навык – умение, доведенное до автоматизма.
· Структура учебного процесса
Основные признаки урока:
- единый состав учащихся;
- расписание и регламент занятий;
- системность усвоения учащимися знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности;
- руководящая роль преподавателя;
- сочетание фронтальных, групповых, парных, индивидуальных форм работы;
- многообразие применяемых методов обучения и учения;
- системный, текущий, индивидуальный контроль.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. М.И. Махмутов предлагает классифицировать уроки по цели организации, обусловленной общедидактuческими задачами, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащuxся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (l-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (З-й тип); комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип)
Структура тематического учебного занятия в системе дополнительного образования:
1 этап – организационный;
2 этап – теоретическая часть;
3 этап - практическая часть;
4 этап – итог урока.
Дидактические основы построения учебного процесса:
- определение триединой задачи урока;
- опора на личный опыт учащихся;
- развитие у учащихся общеучебных навыков;
- осуществление контроля за учебной деятельностью;
- дидактически правильная организация закрепления изученного;
- повторение учебного материала;
- организация различных форм обучения (по количеству учащихся);
- подготовка учащихся к самостоятельной работе, к саморазвитию и самоконтролю.
· Цель и задачи
Цель – идеальное представление о результате деятельности, который формируется в сознании субъекта, в процессе взаимодействия с окружающей действительностью.
Функции цели:
- определяет содержания воспитательного процесса,
- обуславливает воспитательный результат,
- служит критерием оценки деятельности педагога,
- постоянно является объектом осмысления.
Виды цели:
- Непосредственные (актуальные в данный момент)
- Ближайшие
- Близкие
- Промежуточные (по мере выполнения задач)
- Отдаленные
- Перспективные
- Конечные
Задача – частичный результат в процессе достижения цели.
Средства обучения - это источники получения знаний и формирования умений.
Простые средства:
а) словесные - учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);
б) визуальные - реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;
Сложные средства:
а) механические визуальные приборы - диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.;
б) аудиальные - проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;
в) аудиовизуальные - телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;
г) средства автоматизации процесса обучения - компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.
Методы обучения - способы совместной деятельности педагога и учащихся, при помощи которых учащиеся осваивают специальные умения и навыки, формируют эстетический вкус, развивают творческие способности.
1.Метод показа:
o аналитический и синтетический показ,
o демонстрация,
o наблюдение.
2. Метод устного изложения: комментирование, инструктирование, формы устного изложения - рассказ, беседа, лекция
3. Метод упражнений и заданий
4. Метод практических действий - индивидуальные и групповые практические задания
5. Метод познавательной деятельности: иллюстративно - объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский
Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения:
1. Методика дифференцированного обучения.
2. Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы.
3. Методика проблемного обучения.
4. Методика проектной деятельности.
Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса.
1. Принцип воспитания в процессе обучения;
2. Принцип научной обоснованности и доступности обучения;
3. Принцип системности в обучении;
4. Принцип сознательности и активности;
5. Принцип наглядности;
6. Принцип познавательности и прочности знаний, закрепления техничности;
7. Принцип коллективного характера обучения в сочетании с индивидуальным подходом к учащимся;
8. Принцип увлекательности.
· Изучение личности учащихся
Личность – (англ – «персона») – человек, как представитель человеческого общества, наделенный чертами характера, особенностями интеллекта, особенностями психических процессов, интересами, индивидуальностью.
Факторы, влияющие на развитие личности:
Биологические Социальные
Наследственность признаки, полученные через гены | Врожденность особенность внутриутробного развития | Макросреда Общество в целом | Микросреда Семья, друзья |
Личностное тестирование происходит чаще при приеме детей в коллектив. Личностные черты формируются в процессе взаимодействия с окружающим миром людей и вещей в условиях социальных норм и требований. Благодаря личностным чертам ребенок усваивает знания, умения, навыки и социальный опыт. Все типы тестов для взрослых имеют свои аналоги для детей.
Тесты личности направлены на оценку эмоционально - волевых компонентов психической деятельности личности – мотивации интересов, эмоций, отношения и поведения.
Полезную информацию о личности ребенка можно получить в процессе наблюдения за досуговыми играми. Наблюдение – метод исследования, в процессе которого возможно получение фактического материала. Алгоритм наблюдения: определение задач и целей – выбор объекта – выбор способа наблюдения – обработка информации.
! После изучения темы «Структура учебного процесса» следует со студентами написать примерные планы уроков по театральным дисциплинам для групп разного возраста (детский творческий коллектив, подростковый творческий коллектив, молодежный творческий коллектив), учитывая психологические особенности данного возраста (см. предмет Возрастная психология), где будут прописаны цели и задачи урока, указаны средства и оборудование.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 247.