Народное художественное творчество (по видам) –
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»

Краткий курс лекций междисциплинарного курса «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса» дисциплины «Методика работы с творческим коллективом» профессионального модуля 02 «Педагогическая деятельность»

Специальности

Народное художественное творчество (по видам) –

Театральное творчество

 

2018

Разработчик: Исакова Светлана Ярославовна, преподаватель отделения театральное творчество ГБПОУ СПО СО «АКИ»

Рецензент: Бочкарева И.А.

Рассмотрено на заседании ПЦК Народное художественное творчество (по видам) театральное творчество протокол № 27 от 25.06.2018г.

 

   Данные методические рекомендации разработаны для самостоятельного освоения дисциплины обучающимися и могут быть использованы при подготовке к экзаменам.

 

Комплектование состава детского коллектива

Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий – предварительная запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации.

 

Предварительная запись

Предварительную запись в детское объединение нужно начинать уже в июне, т.е. примерно за 3 месяца до начала учебного года.

Предварительная запись ориентирована на самостоятельный выбор и оформление необходимых данных ребенком, который, возможно, впервые пришел в учреждение дополнительного образования. Поэтому такая деятельность требует специальной организации.

 

Во-первых, для предварительной записи необходимо выделить специальное место, расположенное недалеко от входа.

Во-вторых, место предварительной записи должно быть обеспечено:

Ø информацией о детском коллективе в доступной для ребенка форме – читабельный шрифт, привлекательные фотографии (полное название детского объединения, краткая справка о детском объединении - когда создано, какие имеет достижения);

Ø информацией о руководителе коллектива (фамилия, имя, отчество; уровень профессиональной подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы; опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания);

Ø специально оформленной тетрадью для внесения в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образовательное учреждение (детский сад или школа), класс или возраст, домашний телефон и адрес;

Ø карандашами или ручками.

В-третьих: при предварительной записи сообщаются:

а) информация о любых ограничениях для записи детей в детский коллектив (возрастных, медицинских, организационных);

б) дата и время для предварительных консультаций с педагогом;

в) дата и время проведения Дня открытых дверей детского коллектива (учреждения)

Организация рекламы

Реклама детского коллектива может быть наглядной и устной и иметь следующие формы.

Наглядная реклама:

Ø • информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др.;

Ø • рекламная афиша (развешивается в образовательных, медицинских и культурно-досуговых учреждениях района, на подъездах жилых зданий и т.д.);

Ø • рекламная листовка (распространяется в образовательных уч­реждениях района, а также через почтовые ящики жилых зданий);

Ø • рекламная выставка работ воспитанников детского объединения (в основном помещении учреждения дополнительного образования детей или передвижной вариант);

Ø • рекламный концерт воспитанников детского объединения (в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района).

 

2. Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.

 

Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содержать следующую информацию:

Ø - полное название учреждения дополнительного образования детей;

Ø - название детского коллектива;

Ø - краткое содержание его деятельности;

Ø - правила приема в коллектив (возраст детей, уровень подготовки);

Ø - точный адрес и проезд;

Ø - телефон для справок;

Ø - дни и часы записи и консультаций;

Ø - на какой основе - платной или бесплатной проводятся занятия.

 

Организационное собрание

Организационное собрание детского объединения - первая встреча педагога со своими будущими воспитанниками.

На этом собрании детей и родителей необходимо ознакомить:

ü с общим содержанием образовательной программы;

ü с перспективами на текущий учебный год;

ü с расписанием занятий (согласовать удобное время для всех);

ü с правилами внутреннего распорядка учреждения;

ü с требованиями к форме одежды;

ü сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.

 

Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:

- по возрасту;

- по уровню подготовки в данном виде деятельности;

- по уровню развития базовых способностей, необходимых в данном виде деятельности (по итогам предварительной проверки);

- по выбору детьми времени удобного для занятий (если в детском объединении используется методика работы со смешанным детским коллективом).

 

Первые занятия

Каждый педагог дополнительного образования должен осознавать важность первых встреч с детьми. Они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся в первые дни стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.

 

В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2) познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;

4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

5) получить необходимую информацию друг о друге, вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

 

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр.

!           Изучая данную тему, следует дать возможность студентам упражняться в проведении игр на знакомство для групп разного возраста.

 

В рассказ педагога о детском объединении необходимо включить:

ü разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,

ü описание содержания и результатов первого года занятий,

ü объяснение основных этапов овладения мастерством,

ü рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,

ü знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения,

ü рассказ о традициях детского объединения.

 

Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

ü тесты или тестовые задания;

ü конкурсы и соревнования;

ü познавательные игры;

ü выполнение практической работы или творческого задания.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

 

Результатом начального этапа является:

ü - создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

ü - понимание детьми взаимной ответственности;

ü - включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

ü - начало работы по формированию системы детского самоуправления.

 

Тре́нинг (англ. обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились — и до сих пор проводятся — тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям.

Тренинг – это одна из современных форм интенсивного обучения, наиболее эффективный и быстрый инструментом развития.

Обычно тренинг проводится в группе от двух-пяти до нескольких сотен человек. Все они взаимодействуют с другими участниками, выполняют персональные, групповые и общие задания.

Тренинг является отдельной формой образовательного процесса, его особенностью является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе занятий.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг. Или решив какую-то свою личную проблему, с которой они не могли справиться самостоятельно длительное время.

 

Министерство культуры Свердловской области

ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»

 

 

Краткий курс лекций

по дисциплине

 «Методика преподавания театральных дисциплин»

Специальности

Театральное творчество

 

Асбест 2018

 

Разработчик: Исакова Светлана Ярославовна, преподаватель отделения театральное творчество ГБПОУ СПО СО «АКИ»

Рецензент: Бочкарева И.А.

Рассмотрено на заседании ПЦК Народное художественное творчество (по видам) театральное творчество протокол № 27 от 25.06.2018г.

 

   Данные методические рекомендации разработаны для самостоятельного освоения дисциплины обучающимися  и могут быть использованы при подготовке к экзаменам.

 

Раздел 1 Организация и планирование учебно-образовательного процесса в детском творческом коллективе.

 

· Процесс обучения

Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между учителем и учащимися, в результате которого у учащихся формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так же личностные качества. (Пед. словарь под ред. Петровского)

Функции обучения: Образовательная, развивающая, воспитательная.

Воспитание: целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни. (П. И. Пидкасистый)

Знание – отражение действительности в форме фактов, представлений, понятий.

Умение – освоенный способ выполнения действий.

Навык – умение, доведенное до автоматизма.

 

· Структура учебного процесса

 

Основные признаки урока:

- единый состав учащихся;

- расписание и регламент занятий;

- системность усвоения учащимися знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности;

- руководящая роль преподавателя;

- сочетание фронтальных, групповых, парных, индивидуальных форм работы;

- многообразие применяемых методов обучения и учения;

- системный, текущий, индивидуальный контроль.

 

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. М.И. Махмутов предлагает классифицировать уроки по цели организации, обусловленной общедидактuческими задачами, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащuxся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (l-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (З-й тип); комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип)

 

Структура тематического учебного занятия в системе дополнительного образования:

1 этап – организационный;

2 этап – теоретическая часть;

3 этап - практическая часть;

4 этап – итог урока.

Дидактические основы построения учебного процесса:

- определение триединой задачи урока;

- опора на личный опыт учащихся;

- развитие у учащихся общеучебных навыков;

- осуществление контроля за учебной деятельностью;

- дидактически правильная организация закрепления изученного;

- повторение учебного материала;

- организация различных форм обучения (по количеству учащихся);

- подготовка учащихся к самостоятельной работе, к саморазвитию и самоконтролю.

 

· Цель и задачи

 

Цель – идеальное представление о результате деятельности, который формируется в сознании субъекта, в процессе взаимодействия с окружающей действительностью.

Функции цели:

- определяет содержания воспитательного процесса,

- обуславливает воспитательный результат,

- служит критерием оценки деятельности педагога,

- постоянно является объектом осмысления.

Виды цели:

- Непосредственные (актуальные в данный момент)

- Ближайшие

- Близкие

- Промежуточные (по мере выполнения задач)

- Отдаленные

- Перспективные

- Конечные

 

Задача – частичный результат в процессе достижения цели.

 

Средства обучения - это источники получения знаний и формирования умений.

Простые средства:

а) словесные - учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);

б) визуальные - реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

Сложные средства:

а) механические визуальные приборы - диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.;

б) аудиальные - проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;

в) аудиовизуальные - телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;

г) средства автоматизации процесса обучения - компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

 

Методы обучения - способы совместной деятельности педагога и учащихся, при помощи которых учащиеся осваивают специальные умения и навыки, формируют эстетический вкус, развивают творческие способности.

1.Метод показа:

o аналитический и синтетический показ,

o демонстрация,

o наблюдение.

2. Метод устного изложения: комментирование, инструктирование, формы устного изложения - рассказ, беседа, лекция

3. Метод упражнений и заданий

4. Метод практических действий - индивидуальные и групповые практические задания

5. Метод познавательной деятельности: иллюстративно - объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

 

Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения:

1. Методика дифференцированного обучения.

2. Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы.

3. Методика проблемного обучения.

4. Методика проектной деятельности.

 

Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса.

1. Принцип воспитания в процессе обучения;

2. Принцип научной обоснованности и доступности обучения;

3. Принцип системности в обучении;

4. Принцип сознательности и активности;

5. Принцип наглядности;

6. Принцип познавательности и прочности знаний, закрепления техничности;

7. Принцип коллективного характера обучения в сочетании с индивидуальным подходом к учащимся;

8. Принцип увлекательности.

 

· Изучение личности учащихся

 

Личность – (англ «персона») – человек, как представитель человеческого общества, наделенный чертами характера, особенностями интеллекта, особенностями психических процессов, интересами, индивидуальностью.

 

Факторы, влияющие на развитие личности:

Биологические                                                      Социальные

 

 


Наследственность признаки, полученные через гены Врожденность особенность внутриутробного развития   Макросреда Общество в целом Микросреда Семья, друзья

 

Личностное тестирование происходит чаще при приеме детей в коллектив. Личностные черты формируются в процессе взаимодействия с окружающим миром людей и вещей в условиях социальных норм и требований. Благодаря личностным чертам ребенок усваивает знания, умения, навыки и социальный опыт. Все типы тестов для взрослых имеют свои аналоги для детей.

Тесты личности направлены на оценку эмоционально - волевых компонентов психической деятельности личности – мотивации интересов, эмоций, отношения и поведения.

Полезную информацию о личности ребенка можно получить в процессе наблюдения за досуговыми играми. Наблюдение – метод исследования, в процессе которого возможно получение фактического материала. Алгоритм наблюдения: определение задач и целей – выбор объекта – выбор способа наблюдения – обработка информации.

 

 

!    После изучения темы «Структура учебного процесса» следует со студентами написать примерные планы уроков по театральным дисциплинам для групп разного возраста (детский творческий коллектив, подростковый творческий коллектив, молодежный творческий коллектив), учитывая психологические особенности данного возраста (см. предмет Возрастная психология), где будут прописаны цели и задачи урока, указаны средства и оборудование.


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ СО «Асбестовский колледж искусств»

Краткий курс лекций междисциплинарного курса «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса» дисциплины «Методика работы с творческим коллективом» профессионального модуля 02 «Педагогическая деятельность»

Специальности

Народное художественное творчество (по видам) –

Театральное творчество

 

2018

Разработчик: Исакова Светлана Ярославовна, преподаватель отделения театральное творчество ГБПОУ СПО СО «АКИ»

Рецензент: Бочкарева И.А.

Рассмотрено на заседании ПЦК Народное художественное творчество (по видам) театральное творчество протокол № 27 от 25.06.2018г.

 

   Данные методические рекомендации разработаны для самостоятельного освоения дисциплины обучающимися и могут быть использованы при подготовке к экзаменам.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.