Коллектив – взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью (Щуркова Н.Е.).
· Роль творческого коллектива в социализации личности
Социализация – это процесс освоения личностью различных социальных ролей и усвоения нравственных норм, правил поведения, обычаев и традиций данного общества, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Адаптация – это процесс и результат взаимодействия индивида или группы с кардинально меняющейся средой. В ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания сторон. Так что индивид получает возможность выжить, а среда вступить в другую стадию развития.
Социальная адаптация – процесс приспособления человека к условиям жизни в социуме. Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс тесно связан с процессом социализации, с процессом усвоения социальных норм.
Социальная адаптация человека протекает на 3-х уровнях:
1. уровень общества (макросреда)
2. уровень группы (микросреда)
3. уровень самого человека (индивида) (внутриличностный)
1. На уровне общества (макросреды) происходит адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного, культурного развития общества.
2. На уровне социальной группы (микросреды) происходит адаптация человека к производственному коллективу, семье, учебному коллективу и т.д.
3. На уровне индивида (внутриличностном) адаптация проявляется в стремлении к сбалансированности между собственной самооценкой и оценкой других людей.
Существует 4 аспекта социальной адаптации:
· Психологическая
· Педагогическая
· Экономическая
· Профессиональная
Конечный результат адаптации определятся объективными показателями достижений, той профессиональной и социально-экономической позицией, которую занимает человек. Если человек не может реализовать свои потребности в существующих социальных условиях, его состояние характеризуется, как дезадаптация.
Обособление – процесс автономизации человека в обществе, потребность иметь собственные взгляды, суждения, привязанности – процесс и результат становления человеческой индивидуальности.
В процессе социализации лежит конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
Факторы социализации (условия, действующие на человека):
1. Мегафакторы (всеобщие) космос, планета, мир.
2. Макрофакторы (большие) страна, этнос, общество, в котором живет человек.
3. Мезофакторы (средние) условия больших групп людей, выделяемых по месту жительства (район, город), по принадлежности к аудитории (ТВ, радио, И-нет), по принадлежности к субкультурам.
4. Микрофакторы – семья, соседи, сверстники, различные организации.
Средства социализации. К средствам С. можно отнести способы ухода за младенцем, бытовые и гигиенические умения, продукты материальной и духовной культуры, окружающие человека, стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания.
Каждое общество вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, способов выражения признания, отличия, наград. Этими способами поведение человека приводится в соответствие с принятыми образцами, нормами, ценностями.
Значение творческого коллектива в социализации. В процессе взаимодействия человека в коллективе происходит накопление им опыта социально одобряемого поведения, опыта имитации этого поведения и бесконфликтного выполнения или избегания социальных норм. Театр влияет на С. через представление образцов поведения героев. Человек идентифицирует себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.п.
· Мотивы (цели) создания творческого коллектива.
Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией коллектив создает необходимые условия для каждого воспитанника, содействуя общему развитию интеллекта ребенка.
Во-вторых, творческий коллектив - это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где ребенок черпает эмоциональный опыт и обогащает палитру эмоциональных откликов на реальную действительность.
В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни.
В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники - с другими «Я», и знает самого себя в таком сопоставлении с другими.
Наконец, коллектив предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в коллективе спектр социальных ролей широк, в нем интенсивно формируется индивидуальность ребенка.
· Создание коллектива
Особое место в организации детского коллектива занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского коллектива и первые занятия. Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 216.