Общественные блага.
План семинара:
1. Полная информированность экономических субъектов и выбор в условиях неопределенности.
2. Рынки с асимметричной информацией. Преодоление информационной асимметричности.
3. Рынок страхования. Моральный риск. Проблемы «принципал-агент», нанимателя и нанятого.
4.Классификация экономических благ.
5.Проблема “безбилетника” и обеспечение общественными благами.
6.Спрос на общественные блага и эффективный объем
общественных благ.
7.Обеспечение общественными благами. Общественный выбор.
Основные понятия и определения:
Полная информированность, неопределенность, ассимитричная информация, моральный риск, страхование рисков, исключаемость, частные блага, общественные блага, общие блага, исключаемые общественные блага, пакетирование, общественный выбор, лоббизм, взаимная поддержка (логроллинг)
Литература
Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.2. М., 1992. Гл.17, 18.
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992. Гл.17.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1993. Т.1 Гл.6. Т.2. Гл.33.
Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 4, 15, 17.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1998. Гл.4, 13.
Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика/ Общая ред. Л.С.Тарасевича. СПб., 1996. Гл. 7.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М., 1998. Гл. 13, 14.
Вопросы для обсуждения и задания
1. Почему информация является дорогостоящим ресурсом, ведь она общедосупна, неконкурентна, легко тиражируема?
2. Может ли неопределенность приносить кому-либо выгоду?
3. Может ли асимметричность информации способствовать вытеснению с рынка некачественных товаров?
4. Является ли образование всего лишь сигналом о том, что кандидат обладает навыками, необходимыми для того, чтобы выполнять свои обязанности на работе?
5. Возможно ли полностью преодолеть асимметричность информации на рынке?
6.Чем отличаются общественные блага от частных?
7.Сфера общественных благ расширяется за счет включения туда благ, бывших ранее частными, что дает основание рассматривать эти процессы в качестве тенденции социализации собственности? (приведите примеры)
8.Что такое квазиобщественные блага?
9.Какие из нижеперечисленных случаев можно расценить как расширение, а какие — как сужение возможностей выбора:
а) молодого человека, чьи религиозные взгляды не позволяют ему проходить службу в армии, направили для прохождения службы санитаром в госпиталь;
б) сотрудникам учреждения, бросившим курить, администрация повысила заработную плату на 5%,
в) сотрудникам учреждения объявили, что кандидатуры тех из них, кто курит в рабочее время, будут внесены в списки сокращаемых в первую очередь;
г) студентам, активно участвующим в работе научного студенческого общества, будут выплачены премии в размере месячной стипендии;
д) студенты, не участвующие в работе научного студенческого общества, не могут претендовать на получение рекомендации для обучения в университетах других стран;
е) в начале века женщинам в США запрещалось курить в обществе под угрозой штрафа?
10. Что понимается под рациональностью индивида в общественном выборе?
11. Перечислите признаки прямой демократии. В чем их достоинства и недостатки?
12. Всегда ли правило большинства обеспечивает демократичность принятия решений? Когда, на ваш взгляд, необходимо принятие решений при условии полного единогласия?
13. В чем единство и в чем различие прямой и представительной демократии?
14. Что представляет собой бюрократия как экономическое явление?
15. В таблице приводятся данные об общих выгодах (млрд.руб.) четырех социальных программ и издержек на их осуществление. Какую из этих программ с экономической точки зрения следует осуществлять?
Программы | Общие издержки | Общие выгоды |
а) Создание столовых для малоимущих | 0,5 | 1 |
б) Создание рабочих мест для инвалидов | 1 | 3 |
в) Создание системы профессии-ональной переподготовки | 5 | 9 |
г) Создание системы общественных работ | 13 | 12 |
Тестовые задания
1. На рынке можно смягчить последствия асимметричной информации.
1)Да
2)Нет
2. Отрицательный отбор заключается в том, что с рынка уходят предприятия. выпускающие продукцию низкого качества.
1)Да
2)Нет
3. Моральный риск не несет в себе возможности материальных убытков.
1)Да
2)Нет
4. Каким из перечисленных ниже качеств не обладает информация:
а) Она общедоступна;
б) Она неконкурентна;
в) Она легко тиражируема;
г) Она постоянна.
5. Причиной неполноты информации на рынке не является:
а) Невозможность ее получения;
б) Высокие издержки поиска;
в) Государственное регулирование;
г) Мотивы поведения субъектов.
6. Выбор в условиях неопределенности:
а) Может привести как к положительному, так и к отрицательному результату;
б) Не может быть рациональным;
в) Означает, что все варианты имеют для субъекта равную значимость;
г) Верны б) и в).
7. Оптимальный объем поиска информации достигается:
а) Когда в распоряжении имеется вся существующая информация;
б) Когда исчезает неопределенность;
в) Когда предельные издержки поиска информации равняются ожидаемой предельной выгоде;
г) Верны б) и в).
8. Асимметричность информации:
а) Представляет собой разновидность внешних эффектов;
б) Заключается в различной степени информированности сторон сделки;
в) Верно только а);
г) Верны а) и б).
9.Прямая демократия — это политическая система, при которой люди имеют право лично голосовать за политический курс или программу.
1)Да
2)Нет
10. Медианный избиратель — это лицо, занимающее промежуточную позицию по данному вопросу.
1)Да
2)Нет
11. Правительственная программа, которая не была принята в условиях прямой демократии, не будет принята и в условиях представительной демократии.
1)Да
2)Нет
12..Рациональное неведение избирателя основано на том, как избиратель определяет вероятность влияния его голоса на результаты голосования.
1)Да
2)Нет
13. Процесс "торговли голосами", осуществляемый представителями, всегда препятствует достижению оптимума по Парето.
1)Да
2)Нет
14..Кривая рыночного спроса на общественное благо:
1) Не отличается от кривой спроса на частное благо.
2) Определяется суммированием по горизонтали всех кривых индивидуального спроса.
3) Показывает общую стоимость, которую все индивидуумы платят за каждую единицу товара.
4) Показывает общее число единиц товара, которые производятся частным сектором при каждом уровне цены.
5) Все предыдущие ответы неверны.
15. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:
1) Делимы.
2) Находятся в индивидуальном пользовании.
3) Делимы и находятся в индивидуальном пользовании.
4) Неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании.
5) Делимы и не находятся в общественном пользовании.
16. Что из перечисленного ниже не является общественным благом?
1) Электроэнергия.
2) Маяки.
3) Полиция.
4) Оборона страны.
5) Защита от наводнений.
Темы рефератов
1. Проблема выбора в условиях неопределенности и способы ее решения.
2. Суверенитет потребителя и корректирование индивидуальных предпочтений.
3. Производство общественных благ и проблема «безбилетников».
4. Перспективные тенденции в развитии общественных благ.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 356.