Проблемы эффективности государственного вмешательства в экономику
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ эффективности государственного регулирования свидетельствует о том, что реальные последствия проводимой политики не всегда соответствуют ожидаемым результатам, что даёт основания говорить о провалах государственного вмешательства в экономику.

“Провалы” (фиаско) государства (правительства) – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

К “провалам” государства (систематической несостоятельности государственного регулирование экономики и недостижению поставленных целей) относят следующие основные причины (группы факторов):

- ограниченность необходимой информации для принятия решений.

Правительственные решения иногда принимаются при отсутствии точных и полных данных (правильной информации), учёт которых позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации.

- несовершенства политического процесса.

Имеются в виду рациональное неведение избирателей, лоббизм, логроллинг, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и др. Под их влиянием политика государства не всегда может обеспечить даже ту степень эффективности и справедливости, которая в принципе достижима в данном обществе. Сюда также можно отнести так называемое “рациональное игнорирование”, что означает сознательное уклонение части общества от участия в выборах или других возможных политических голосованиях.

- ограниченность контроля над бюрократией.

Стремительный рост государственного аппарата значительно увеличивает общественные издержки на своё содержание и создаёт всё новые и новые проблемы в этой области. Следует выделить недобросовестность, нечистоплотность некоторых государственных чиновников, которые, преследуя свой личный интерес, нацелены на получение максимального количества голосов на предстоящих выборах и поэтому принимают популистские решения, не соответствующие критерию экономической эффективности. Кроме того, чиновники – представители бюрократического аппарата (являясь обыкновенными людьми) могут оказаться в ситуации, когда личные выгоды от принятия определённого решения столь велики, что превышают чувство долга и страха перед возможным наказанием.

- неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать последствия принятых им решений.

Экономические агенты (особенно частный сектор) часто реагируют не так, как предполагало правительство. Их действия могут изменять смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Конечные результаты действий государства зависят не только от него самого. Власти “на местах” могут значительно изменить смысл и направленность правительственных решений или законодательных актов.

- отсутствие мотивации принятия эффективных политических решений.

Существует несоответствие между общественными выгодами и издержками и индивидуальными выгодами и издержками лиц, принимающих политические решения. Политик или государственный служащий, своим умышленным или ошибочным решением причинивший значительные потери народному хозяйству, сам, как правило, не терпит значительного экономического ущерба. В то же время служащий, своими действиями сэкономивший обществу значительные средства, обычно вознаграждается в размере, не сопоставимом с масштабом сбережений. Таким образом, можно сделать вывод, что не существует ни совершенных рынков, ни безупречной политики государства. Существуют “провалы” государственного вмешательства в экономику. Не всегда государство справляется с обеспечением эффективного и справедливого распределения и использования общественных благ. Поэтому необходимо строго следить за последствиями деятельности правительства и корректировать её в зависимости от социально – экономической и политической конъюнктуры. Теория общественного выбора определяет взаимосвязь между политикой и экономикой и объясняет специфику принятия политических решений. Именно эти знания являются предпосылкой формирования успешной стратегии государственного воздействия на экономику.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 281.