Тема. Рыночное поведение конкурентных фирм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План семинара:

1 Типы конкуренции и основные рыночные структуры.

2.Рынок совершенной конкуренции: основные признаки и преимущества.

3.Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы.

4.Совершенная конкуренция и эффективность.

 

Основные понятия и определения:

Кривая средней выручки, экономическая прибыль, кривая спроса на продукцию отдельной фирмы, долгосрочная кривая предложения, правило предельного выпуска, предельная выручка, совершенная конкуренция, максимизация прибыли, кривая краткосрочного предложения, правило закрытия, совокупная выручка, конкуренция, отрасль с постоянными издержками, отрасль со снижающимся издержками, свободный доступ, однородные блага, излишек производителя

 

Литература:

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.1. М., 1992. Гл.7, 7.1,8, 9.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.Гл.8.

Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл.7, 7.3.

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика/ Общая ред. Л.С.Тарасевича. СПб., 1996. Гл.4, 4.1, 4.2.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М., 1998. Гл. 6, 7.

Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: учеб.-практ. пособие. М., 2001. Гл.9, 10.

 

Вопросы для обсуждения и задания

1. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость ее общих издержек от объема выпуска такова:

 

Выпуск в час, штук (Q) Общие издержки, руб (TC)
0 1 2 3 4 5 6 4 8 10 14 20 28 38

 

Если цена товара составляет 8 руб. за штуку, то какой объем выпуска должна установить фирма? Ниже какого уровня должна упасть цена, чтобы фирма прекратила выпуск данного товара?

2. В отрасли имеется 2 фирмы. Функции издержек для фирм записываются следующим образом:

C1(q) = 1/8q2, C2(q) = 1/2q2.

Функция спроса на рынке задана:

P(q) = 25 - 4/5q.

Какими будут равновесные цена и выпуск для отрасли в целом? Каким будет выпуск для каждой фирмы?

3. В небольшой стране маслобойная отрасль является конкурентной, и в ней действуют 10 одинаковых фирм с постоянными издержками в долгосрочном периоде. Долгосрочные и краткосрочные издержки каждой фирмы задаются уравнением:

MC = 40 - 12q + q2,

где q – выпуск продукции данной фирмой.

Долгосрочные средние издержки каждой фирмы минимизируются при выпуске q = 12 единиц, а краткосрочные - при выпуске 9 единиц.

Рыночный спрос, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах задается уравнением:

P = 160 - Q,

где Q – отраслевой выпуск; p –цена единицы продукции.

а) Находится ли эта отрасль в состоянии долгосрочного равновесия? Объясните ваш ответ.

Политика свободной торговли, проводимая в стране, привела к тому, что иностранные производители получили доступ на рынок и могут теперь продавать любое количество масла по цене 20 евро за единицу.

б) Будут ли теперь местные маслобойные фирмы в краткосрочном периоде прекращать производство?

в) Проанализируйте долгосрочный эффект установления режима свободной торговли на маслобойную промышленность.

4. В отрасли с совершенной конкуренцией функционирует 100 одинаковых фирм. Функция общих затрат каждой из них имеет вид TC = 2Q. Определить функцию предложения одной фирмы и всей отрасли. Определить равновесные значения цены и объема производства продукции, если функция спроса на продукцию отрасли имеет вид Qd = 500 – 100Р.

5. Существует ли в реальности совершенная конкуренция?

6. Должна ли фирма – совершенный конкурент прекратить производство при нулевой экономической прибыли?

7. Что имеется в виду под оптимальным размером предприятия?

8. Почему кривая спроса для совершенно конкурентной фирмы, производящей один продукт, горизонтальна, а кривая спроса всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?

 

Тестовые задания:

 

1.Какой признак не относится к совершенной конкуренции:

-информированность и мобильность,

-большое количество продавцов и покупателей на рынке,

-однородность продукции,

-влияние отдельных фирм на уровень рыночной цены

-вход на рынок и выход с него свободный.

 

2.При каком условии конкурентная фирма должна увеличивать объем выпуска:

-MR=MC

-MR>MC

-MR<MC

-фирма не должна обращать внимание на эти величины.

 

3.В каком из данных случаев предложение товаров и услуг происходило на совершенно конкурентном рынке:

-магазин на территории завода,

-кафе на территории санатория,

-гостиница в маленьком городе,

-пшеница на товарной бирже.

 

4.Разница в высоте между кривыми валового дохода и совокупных издержек:

-постоянные издержки

-явные издержки

-неявные издержки

-прибыль при любом уровне производства.

 

5.Почему совершенная конкуренция в наибольшей степени обеспечивает эффективность производства и эффективное распределение ресурсов:

-потому, что обеспечивается прозрачность информации,

-потому, что идеальная рыночная структура,

-из-за того, что в условиях долгосрочного равновесия выпуск продукции обеспечивается при равенстве цены и предельных издержек минимуму долгосрочных средних общих издержек (p=MC=LATC),

-все ответы верны.

 

Темы рефератов:

 

1.Понятие рыночной структуры. Реальные и идеальные рыночные структуры.

2.Издержки производства: сущность, структура, пути снижения.

3.Экономическая несостоятельность фирмы и проблема банкротства.

 

Тема. Чистая монополия План семинара: 1 Несовершенная конкуренция, и ее формы. 2 Чистая монополия: объем выпуска и цена. 3 Показатели монопольной власти. 4 Антимонопольное законодательство и регулирование.   Основные понятия и определения:   Монополия, простая монополия, легальная монополия, естественная монополия, лицензии, патенты, барьеры для вступления в отрасль, ценовая дискриминация, совершенная ценовая дискриминация, максимизация общего дохода, предельный доход, антитрестовская политика, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Лернера, монопсония, антимонопольная политика   Литература: Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.2. М., 1992. Гл.10, 11, 12. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.Гл.10, 11, 12. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл.8, 9, 16. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика/ Общая ред. Л.С.Тарасевича. СПб., 1996. Гл.4, 4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М., 1998. Гл. 7, 7.2. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: учеб.-практ. пособие. М., 2001. Гл.10, 10.4, 10.5, 10.6.   Вопросы для обсуждения задания 1. На рынке алмазов действуют крупнейшая фирма «Де Бирс» и несколько мелких агентов. «Де Бирс» разрешила другим фирмам продавать любое количество алмазов по существующей рыночной цене. Спрос на алмазы описывается уравнением P = 100 -2Q, где P – цена алмаза весом в один карат;   Q – количество алмазов, тыс. шт. Остальные фирмы могут поставить на рынок следующее количество алмазов: Q = 0,5 P. Какое количество алмазов поставит на рынок фирма «Де Бирс», если ее предельные издержки равны 20 долларам? Какова будет цена алмаза весом в один карат? Какое количество алмазов будет продано на мировом рынке? 2. Общие затраты монополиста в длительном периоде при объеме выпуска, равном одной единице, составляют 4 евро. При объеме выпуска 2 единицы и более они описываются функцией LTC = 4 + Q. Функция спроса на продукцию монополиста: Qd = 6 – Р Определить максимальную прибыль монополиста. 3. Определить выпуск, максимизирующий прибыль монополиста, цену и размер прибыли, если функция спроса на продукцию монополиста Q = 12 – Р, а функция общих затрат ТС = 2 + 6Q + Q2.  
4. В таблице показана цена спроса, с которой сталкивается монополист:  
Цена 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Объем спроса 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

а) рассчитать предельный доход монополиста;

б) какова величина выпуска, максимизирующего прибыль монополиста, если предельные издержки постоянны и равны 5 ден. ед.?

в) какими были бы равновесная цена и равновесный объем выпуска для конкурентной отрасли?

 

Тестовые задания

1.Примером естественной монополии является:

-ОПЕК – международный нефтяной картель.

 -Компания IBM;

 -АСБ «Беларусбанк»;

 -Городской метрополитен

2. Монополист может продать 10 единиц товара по 100долларов США, но продажа 11-ой единицы вызовет снижение цены до 99,5 долларов США. Предельный доход (MR) 11-ой единицы равен:

- 100 долларов США;

 -99,5 долларов США;

 -94,5 долларов США;

 -94,0 долларов США;

 -1099,5 долларов США

3. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

-Может назначать любую цену на свой продукт.

- Максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек.

- Может произвести любой объем продукции и продавать ее по любой цене.

- При данной кривой рыночного спроса может выбирать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли.

- Сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

 4.Ценовая дискриминация – это:

-Продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям.

-Различия в оплате труда по национальности или по полу.

-Эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары.

-Повышение цен на товар более высокого качества.

-Все предыдущие ответы неверны.

5.Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

-Предельные издержки равны цене продукта.

-Предельные издержки равны общим издержкам.

-Предельный доход равен предельным издержкам.

-Предельный доход равен общим издержкам.

-Средние издержки равны цене продукта.

Темы рефератов:

1.Ценовая дискриминация: сущность, формы проявления и последствия.

2.Государственное регулирование ценообразования в условиях монополизма.

3.Особенности функционирования рынка монопсонии.

Тема. Монополистическая конкуренция и олигополия План семинара: 1 Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства. 2 Издержки монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Реклама. 3 Характерные черты олигополии. Модели олигополии. 4 Теория игр. Ломаная кривая спроса. Основные понятия и определения: Дифференциация продукта, неценовая конкуренция, реклама, монополистическая конкуренция, олигополия, ценовая война, тайный сговор, доминантная стратегия, модель Курно, теория игр, «дилемма заключенного», «ломаная» кривая спроса, картель, тайный сговор, матрица результатов, ценовой лидер, дуополия   Литература Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.2. М., 1992. Гл.10,11. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.Гл.10-12. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 8,9. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика/ Общая ред. Л.С.Тарасевича. СПб., 1996. Гл.4, 4 .4, 4.5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М., 1998. Гл. 7, 7.3, 8. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: учеб.-практ. пособие. М., 2001. Гл.10.   
 

Вопросы для обсуждения и задания

 

1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной ситуации:

а) совершенная конкуренция

б) монополия

в) монополистическая конкуренция

г) олигополия

д) монопсония.

1.1. На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.

1.2. На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг.

1.3. Большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам.

1.4. Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.

1.5. Имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования.

1.6. Единственная фирма производит штурманские приборы.

2. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб. Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными:

 

Цена, руб. за ед. 1500 1200 900 600 300
Объем спроса, тыс. шт. 300 600 900 1200 1500

Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукции произведет каждая фирма?

3. Известна матрица результатов (прибылей) двух фирм, действующих в условиях дуополии:

 

 

   Фирма А

  Возможная цена

                    

12 10
Фирма Б Возможная цена  

12

                   700   700               1000   100
10                    100   1000                 300   300

          

 

Доминирующей стратегией фирмы Б будет:

а) назначить цену 12

б) назначить цену 10

в) следовать поведению фирмы А

г) назначить цену, отличную от цены фирмы А.

4. Что из следующего является примером равновесия Курно:

а) «дилемма заключенного»

б) картель

в) рынок труда

г) монополистическая конкуренция.

5. В отрасли действуют две фирмы, предельные издержки которых одинаковы и равны нулю. Спрос на продукцию отрасли равен:

P = 100 - Q,

где P – цена (в руб. за шт.);

Q – объем спроса (тыс.шт.).

а) Каким образом фирмы поделят рынок между собой в условиях равновесия Курно? Какой при этом будет цена равновесия?

б) Если фирмы объединятся в картель, какое количество товаров они выпустят и по какой цене продадут?

 

 

Тестовые задания:

 

1. В 1992 г. Отрасль А функционировала в условиях совершенной конкуренции и находилась в состоянии долгосрочного равновесия. В 1993 г. Фирмы, оперирующие в отрасли, образовали картель. В результате все участники отраслевого картеля получили в 1993 г. экономическую прибыль на 10 млн. больше, чем в 1992г. Экономическая прибыль картеля в 1993г. составляла:

-0

-Меньше 10 млн.

-10 млн.

-Больше 10 млн.

-Для ответа недостаточно информации.

2.Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

-Выпускаются дифференцированные товары.

-На рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

-Каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт.

-Выпускаются однородные товары.

-Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

3. На долгосрочном временном интервале:

-Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают экономическую прибыль.

-Фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль.

-Высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функционирующими фирмами положительной экономической прибыли.

-Олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль.

-Все предыдущие утверждения верны. 

4.Предельный доход не ниже рыночной цены у:

-Монополистических конкурентов

-Монополистов

-Участников картеля

-Совершенных конкурентов.

5.Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:

- Сталкивается с конкуренцией « не на жизнь, а на смерть».

-Имеет «ломанную» кривую спроса. 

-Является ценовым лидером на олигополистическом рынке

-Наиболее эффективна в отрасли

-Одна из конкурентных фирм в отрасли.

6.Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:

-Дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей.

-В условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции.

-Совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами.

-В условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов.

-Все предыдущие утверждения верны.

7.Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

- Большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт.

-Большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт.

-Небольшое количество конкурирующих фирм.

-Только одна крупная фирма.

-Только один крупный покупатель

8. «Ломаная» кривая спроса для олигополиста обязательно предполагает:

-Разрыв в кривой предельного дохода.

-Разрыв в кривой предельных издержек.

-Что цена товара не должна быть выше предельного дохода.

-Что поведение фирмы не оптимально.

-Тайное соглашение с фирмами-конкурентами для поддержания согласованной цены.

Темы рефератов:

 

1. Модели поведения фирм в условиях олигополии.

2. Способы обеспечения дифференцированности товаров как необходимое условие развития монополистической конкуренции. 

 

 

Тема. Рынок труда

План семинара:

 

1 Рынки ресурсов, их особенности и структура.

2 Труд как фактор производства: спрос и предложение.

3 Несовершенная конкуренция на рынке труда.

4 Заработная плата. Формы и системы заработной платы.

 

 

Основные понятия и определения:

Рынки производственных ресурсов, предельная доходность ресурса, предельные издержки ресурса, производный спрос, предельный продукт труда в денежном выражении, соотношение ресурсов, обеспечивающее максимальную прибыль; минимум заработной платы, предельный издержки на оплату труда, соотношение ресурсов, обеспечивающее минимальные издержки; ставка заработной платы, реальная заработная плата.

 

Литература:

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.2. М., 1992. Гл.13,14.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.Гл.13.

Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 10, 18.

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика/ Общая ред. Л.С.Тарасевича. СПб., 1996. Гл. 5.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М., 1998. Гл. 9.

Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: учеб.-практ. пособие. М., 2001. Гл.12.

Вопросы для обсуждения и задания

1.
Количество фактора 4 5 6 7 8 9 10
Предельная производительность фактора 21 20 18 15 11 6 0
Предельная выручка 1,6 1,4 1,2 1,0 0,8 0,6 0,4

 

Фирма является монополистом на рынке благ и совершенным конкурентом на рынке фактора. Цена фактора равна 22 ден.ед.

Определить, при какой предельной производительности фактора фирма достигает максимума прибыли, на основе данных следующей таблицы.

 

2. Фирма, являющаяся монополистом на рынке блага и монопсонистом на рынке труда, имеет производственную функцию Q = 5L и функцию спроса на свою продукцию Qd = 100 – P . На рынке труд предлагается по формуле Ls = 0,2 w – 4. Определить, по какой цене фирма будет продавать продукцию при достижении максимума прибыли.
3. Фирма, являющаяся совершенным конкурентом на товарном рынке и монопсонистом на рынке фактора, производит продукцию по технологии Q = 12L – 2 L2. Цена товара 5 рублей. Функция предложения труда имеет вид L = 0,1 w – 2. Определить, по какой цене фирма будет покупать труд, какое количество труда приобретет фирма, максимизирующая прибыль.
4. Фирма является совершенным конкурентом на рынке данного товара и на рынке труда и имеет производственную функцию Q = 4L. Спрос на продукцию отрасли имеет вид Qd = 85 – P, а функция предложения труда Ls = 0,1 w – 8, где w – ставка заработной платы . Определить равновесную ставку заработной платы.
5. Рыночный спрос на труд описывается формулой Qd = 70 – w, рыночное предложение труда Qs = 4 w – 30, где w – цена труда в долл. в час. Государство устанавливает уровень минимальной заработной платы 30 долл. в час. Определить влияние этой меры на рынок труда (вызовет ли она безработицу, если да, то какого масштаба). 6. В чем состоят особенности рынков ресурсов? 7. Что такое производный характер спроса на ресурсы? 8. Чем отличается рынок труда от других ресурсных рынков? 9. Что такое «эффект замещения» и «эффект дохода» на рынке труда? 10. Что такое монопсония на рынке труда? 11. Какую роль играют профсоюзы на рынке труда? Тестовые задания:   1. Фирмы будут использовать большее количество ресурса, если: - цена ресурса увеличиться, - предельная производительность ресурса увеличивается, -цена производимых товаров снизится, -цена ресурсов дополнительно увеличится.   2. Если государство установит на конкурентном рынке труда минимальную заработную плату, которая превысит равновесную ставку заработной платы, то: - в отрасли возникнет дефицит рабочей силы, - в отрасли возникнет избыток рабочей силы, - спрос на труд увеличится, - предложение труда сократится.   3. Монопсония на рынке труда означает: - наличие на рынке единственного покупателя трудовых ресурсов, - наличие на рынке единственного продавца трудовых ресурсов, - наличие на рынке множества покупателей трудовых ресурсов, - ограниченное предложение труда.   4. Если по мере роста оплаты труда сокращается его предложение, то такой эффект называется: - эффектом дохода, - эффектом ухода, - эффектом масштаба, - эффектом замещения.   5. Фирма-монополист будет нанимать дополнительных рабочих до тех пор, пока не будет соблюдаться равенство: -p x MPL= W - p : W=MPL - MR x MPL =W   - MR : MPL =W - W : MR = MC 6. По сравнению с конкурентной фирмой монопсонист будет платить: - Большую ставку заработной платы и нанимать меньше рабочих; - Меньшую ставку заработной платы и нанимать больше рабочих; - Меньшую ставку заработной платы и нанимать прежнее количество рабочих; - Меньшую ставку заработной платы и нанимать меньше рабочих; - Большую ставку заработной платы и нанимать больше рабочих. 7. Если конкурентная фирма максимизирует прибыль, продавая продукцию по цене 2 доллара США за единицу, и покупает ресурс по цене 10 долларов США, то денежное выражение предельного продукта данного ресурса равно -2 доллара США; -5 долларов США; -10 долларов США; - 20 долларов США; - Нельзя определить на основе имеющихся данных. 8. Спрос на ресурс зависит от - Цены продукта, производимого при помощи данного ресурса. -Цен ресурсов-заменителей. -Цен взаимодополняемых ресурсов. -Цены данного ресурса. -Все ответы являются верными. 9. Для фирмы, максимизирующей прибыль, ставка заработной платы рабочих не будет равняться денежному выражению предельного продукта труда, если: -Фирма занимает монополистическое положение на рынке продуктов. -Фирма является монопсонистом на рынке труда. -Рабочие организованы в профсоюз. -Используется дешевый труд иммигрантов 10. На каком рынке равновесный объем занятости ниже, чем на конкурентном рынке - где действует монопсония, - где профсоюз монополизировал предложение труда, -на рынке труда с двухсторонней монополией, -верны все перечисленные ответы.   Темы рефератов:   1. Особенности функционирования рынков экономических ресурсов. 2. Формы и системы заработной платы. 3. Рынок труда в Республике Беларусь: особенности и проблемы функционирования.  

Дата: 2018-12-28, просмотров: 336.