Тема 5. Монополистическая конкуренция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

5.1 Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства.

5.2 Издержки монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция. Реклама.

5.1. Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют Десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д. В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.

Спрос на продукцию в условиях монополистической конкуренции отражает кривая спроса. Подобно кривой спроса фирмы-монополиста кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции является убывающей. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов Так и от глубины дифференциации продукта (услуги).

На краткосрочном временном интервале в условиях монополистической конкуренции фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыли или минимизирующие убытки, также исходя из принципа равенства MR и MC.

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

5.2. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Если в условиях совершенной конкуренции P = MC = AC, то при монополистической конкуренции Pm > MC и Pm > min AC, что означает неполную загрузку производственных мощностей. Однако, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные интересы и вкусы потребителей.

Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот при его потреблении. Если купленный холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара.

Для расширения спроса фирмы широко используют рекламу. В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой. Однако, если рекламная кампания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению товара на рынке, тот же самый продукции фирма будет продавать по более высоко цене, которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной кампанией.

Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи — печать, радио, телевидение. Противники рекламы справедливо отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает), высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; тенденцию к самонейтрализации ("Сникерс", "Марс", "Милки Вэй" и т. д.); создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств массовой информации.

 

Тема 6. Олигополия

Вопросы:

6.1 Характерные черты олигополии.

6.2 Основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур. Модель Курно. Теория игр. Ломаная кривая спроса.

 

6.1 Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли (греч. “oligos» – несколько, «poleo» – продаю, торгую). Наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы, существует и мягкая олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.

Олигополистические ситуации могут возникнуть в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства, патентной монополией (например, в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа «Ксерокс», «Кодак», IBM), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу (сигареты, прохладительные напитки, шоу-бизнес).

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Подобно тому, как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.

6.2 Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен в условиях дуополии (отрасль, в которой существует только два продавца) имеет свои пределы. Оно будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня MC.

Статистический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии был предложен в 1838 г. французским экономистом А.Курно (1801-1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют «с завязанными глазами»). При этом возможны различные варианты.

Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обеспечивается выпуском фирмы А. Ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса D1). При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход MR1(0) и предельные издержки MC. Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D1(40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR1(40) = MC1). Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике, как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А – QA(QБ). Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции – QБ(QА). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса). Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам. То множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q1 + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше. Чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).

Кроме модели Курно есть и иные интерпретации дуополии – модели Бертрана, Эджуорта и Штакельберга (см. Интриллигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М., 1975. Гл. 8.5. С.266-280; Барр Р. Политическая экономия. В 2-х т. М., 1994. Т.1. С. 529-535).

 Теория игр – наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. Предметом этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами (типа игры в карты или в домино). В ходе игры возможны различные совместные действия -–коалиции игроков, конфликты и т.д. Стратегия игроков определяется целевой (платежной) функцией, которая показывает выигрыш или проигрыш участника. Формы этих игр многообразны. С точки зрения платежной суммы игры делятся на две группы – с нулевой и ненулевой суммами. По характеру предварительной договоренности они делятся на кооперативные (когда образуются коалиции игроков) и некооперативные (когда каждый играет за себя против всех).

Наиболее известный пример некооперативной игры с нулевой суммой – модель Курно, а с ненулевой суммой – “дилемма заключенного”.

В условиях высокой степени неопределенности олигополисты ведут себя по-разному. Одни пытаются игнорировать конкурентов и действовать, как будто в отрасли господствует совершенная конкуренция. Другие, наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно следят за каждым их шагом. Наконец, некоторые из них считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками.

Первый вариант сводится к совершенной конкуренции, третий – к чистой монополии. Он может быть изучен как с учетом теории игр, так и без нее. Обычно изучение олигополистического ценообразования начинается с анализа ломаной кривой спроса. Данная модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами, которые могут переманить прежних покупателей фирмы, сохраняя низкие цены. Понижение цен в условиях олигополии также может не привести к желаемому росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят свои квоты на рынке. В результате фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм.

Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей. Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов производства так, как если бы они слились в чистую монополию.В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения (типа лидерства в ценах).     

 

 

Тема 7. Рынок труд а

Вопросы:

7.1 Труд как фактор производства: спрос и предложение.

7.2 Несовершенная конкуренция на рынке труда.

 

7.1. Спрос на факторы производства (ресурсы) является производным от спроса на товары и услуги, производимые с помощью этих факторов. В связи с этим спрос на труд определяется производительностью конкретного вида труда и уровнем цен на продукты, в производстве которых он используется.

Спрос на труд зависит от двух факторов: во-первых, от предельной производительности труда и, во-вторых, от предложения других факторов производства. В условиях, когда труд является единственным переменным ресурсом, спрос отдельной фирмы на него определяется величиной предельного продукта труда в денежном выражении (MRPL). Кривая спроса на труд представляет собой кривую MRPL. Фирма максимизирует прибыль при таком объеме выпуска продукции, при котором достигается равенство MRPL предельным издержкам на труд (MRCL), или величине ставки заработной платы (W). Правило MRPL= MRCL используется при определении уровня затрат фирмы на труд.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как отражает закон убывающей предельной производительности труда. Его смысл заключается в том, что фирма, нанимая больше рабочих, получает от них убывающую отдачу, поэтому оплачивает труд по более низким ставкам.

В условиях, когда все факторы производства являются переменными, действует правило максимизации прибыли фирмой. Оно заключается в равенстве цены каждого ресурса его предельному продукту в денежном выражении. Это правило включает в себя правило минимизации издержек (равенство соотношений между предельными продуктами и ценами на все ресурсы).

Предложение труда. Оно исходит либо от отдельного работника, не являющегося членом профсоюзов, либо от работников, входящих в профсоюз. Кривая рыночного предложения труда обычно имеет положительный наклон. Она может также принимать форму кривой, загибающейся в обратном направлении, когда при определенном уровне ставки заработной платы положительный наклон кривой сменяется отрицательным. Это связано с тем, что работник осуществляет выбор между работой и досугом. При низких ставках зарплаты эффект замещения побуждает работников замещать досуг работой. При высоких ставках влияние эффекта дохода становится сильнее, чем эффекта замены. Это побуждает работника больше времени уделять досугу, являющемуся нормальным благом, и сокращать предложение своего труда.

В экономическом смысле кривая предложения труда – кривая предельных издержек труда MRCL.

Равновесная ставка заработной платы. Конкретная ставка заработной платы на рынке труда – результат взаимодействия и уравновешивания спроса на труд (DL= MRPL) и его предложения (SL= MRCL). Таким образом, равновесная ставка заработной платы WE отражает равенство предельной производительности труда и предельных издержек труда: MRPL= MRCL .

На рынке труда особую роль в формировании уровня заработной платы различных категорий работников играет разница в предложении труда. Она показывает, почему, например, банковские работники или бухгалтеры получают намного больше уборщиц, дворников, медсестер. Это связано с тем, что предложение квалифицированного труда меньше предложения неквалифицированной рабочей силы.

Более квалифицированные работники могут получать устойчивый избыточный доход – экономическую ренту, плату за редкий ресурс – их квалификацию или способности. Подобно тому, как передовые фирмы получают избыток производителя, наиболее производительные работники получают экономическую ренту.

Для большинства населения развитых стран заработная плата представляет основной источник существования, она составляет, как правило, 2/3-3/4 национального дохода.

Важную роль на рынке труда играют профсоюзы. На конкурентном рынке труда профсоюзы действуют двояким образом. Они стремятся либо к повышению спроса на труд (реклама, использование политического лобби и т.д.), либо к ограничению предложения труда (лицензирование профессий, сокращение рабочей недели, запрет или уменьшение объема сверхурочных работ, понижение пенсионного возраста, сдерживание иммиграции иностранных рабочих).

7.2 Наиболее типичное явление на рынке труда – состояние несовершенной конкуренции. В условиях монопсонии (монополия покупателя) кривая предельных издержек на труд располагается выше кривой предложения труда, так как фирма-монопсонист вынуждена выплачивать более высокую ставку заработной платы, необходимую для привлечения дополнительной рабочей силы, всем рабочим. Поэтому, руководствуясь правилом MRPL= MRCL, чтобы получить больше прибыли, она нанимает меньше рабочих, чем в условиях совершенной конкуренции и платит им меньшую ставку зарплаты.

В качестве примера монопсонии можно привести профессиональный спорт. Национальные футбольные лиги, баскетбольные ассоциации довольно часто фигурируют в качестве типичных примеров монопсонии.

Одним из направлений деятельности профсоюза является борьба за расширение государственного нормирования и регулирования труда. Составной частью такого нормирования является законодательство о минимуме заработной платы. Цель его заключается в установлении минимума заработной платы выше равновесного уровня. Средний уровень заработной платы при этом повышается, однако сокращаются и масштабы найма рабочей силы

Если профсоюз обладает монопольной властью на рынке труда, он будет стремиться ограничить предложение труда, чтобы повысить уровень зарплаты.

Случай, когда профсоюз является чистой монополией, встречается относительно редко. Но о монопольной власти профсоюза свидетельствует тот факт, что заработная плата членов профсоюзов в развитых странах, как правило, выше, чем тех, кто не участвует в профсоюзном движении. В США эта разница составляет в среднем 10-15%.

 

 

Тема 8. Рынок  капитал а

Вопросы:

8.1 Рынок капитала. Физический и денежный капитал.

8.2 Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процента.

8.3 Инвестиции. Дисконтированная стоимость.

 

8.1. Капитал является одним из основных элементов общественного богатства. Капитал отличается от земли тем, что он обладает способностью воспроизводства. В то время как земельный фонд представляет фиксированную величину и не может быть быстро увеличен.

Различают две основные формы капитала: физический (материально-вещественный) капитал (машины, здания, сооружения, сырье и т.д.) и человеческий капитал (общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт и т.д.). Физический капитал разделяется, в свою очередь, на основной капитал, куда относятся реальные активы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование, и оборотный капитал, расходуемый на покупку средств для каждого цикла производства: сырья, материалов, электроэнергии, воды и т.д.

Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене (возмещению) лишь по мере его физического или морального износа. Последнее означает обесценение основного капитала в связи с ростом производительности труда в машиностроении или с началом выпуска машин и оборудования принципиально нового качества, что делает использование старого основного капитала технически и экономически невыгодным. Каждый год собственник основного капитала списывает определенную часть стоимости оборудования (осуществляет амортизационные отчисления). Например, если станок стоит 10 000 долл. и служит 10 лет, то при равномерном списании его стоимости ежегодные амортизационные отчисления будут равны 1000 долл. в год.

8.2 Доход на капитал будет произведен лишь в том случае, если собственник капитала передаст его для производительного использования предпринимателю (или сам станет предпринимателем). Процентный доход – это доход на вложенный в бизнес капитал. В основе этого дохода лежат издержки от альтернативного использования капитала (деньги всегда имеют альтернативные способы применения, в частности, их можно поместить в банк, потратить на акции и т.д.). Размер процентного дохода определяется процентной ставкой, т.е. ценой, которую банк или другой заемщик должен заплатить кредитору за пользование деньгами в течение какого-то времени. Если банковская ставка процента равна 10% годовых, то инвестор не будет вкладывать деньги в дело, которое может дать 5% годового дохода. По законам рынка он вложит деньги туда, где доход при прочих равных условиях составит минимум 10% годовых.

Существует несколько мотивов, которые ведут к появлению процента (такое объяснение процента впервые было выдвинуто австрийским экономистом Е. Бем-Баверком):

· психологический мотив, в соответствии с которым индивид недооценивает будущее и предпочитает удовлетворить свои потребности сегодня:

· экономический мотив, согласно которому текущие потребности кажутся более насущными, а ресурсы более редкими по сравнению с будущими;

· технологический мотив, по которому сегодняшние блага стоят больше, чем будущие, поскольку они могут быть использованы в производстве.

Равновесная ставка процента определяется на рынке капитала путем сравнения полезности (предельной доходности MRP) капитала и издержек (воздержания, ожидания MRC) от отказа использовать капитал в настоящее время.

Кроме рассмотренной неоклассической трактовки процента, существует и другая – кейнсианская. Дж.Кейнс дал иное определение процента, суть которого заключается в том, что норма процента есть вознаграждение за расставание с деньгами как ликвидностью на определенный период (См. Кейнс Дж.М. Избранные произведения. М., 1993. С. 353).

Общая теория процентной ставки, объединив рассмотренные выше трактовки процента, учитывает следующие факторы, оказывающие влияние на его формирование:

1) предпочтение во времени;

2) предельную производительность капитала;

3) предложение денег;

4) предпочтение ликвидности.

Кроме рассмотренных факторов, некоторые экономисты предлагают учитывать фактор риска. Кредитор, предоставляя капитал, всегда рискует, и за этот риск он требует вознаграждения. Такой вывод сделал известный американский экономист И.Фишер. Он разработал принцип оценки стоимости денег во времени, который получил название принципа дисконтирования.

Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских инвестиций, размеров потребительского спроса на кредит и спроса со стороны государства, организаций и учреждений.

Различают номинальную и реальную ставку ссудного процента. Номинальная ставка показывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученного кредита. Реальная ставка – это ставка процента, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности. Именно реальная ставка определяет принятие решений о целесообразности инвестиций.

8.3. Инвестирование – это процесс создания или пополнения запаса капитала. Обычно под процессом инвестирования понимают приток нового капитала в данном году (Например, в 2001 г. СП ООО «Мобильная цифровая связь» инвестировала в экономику Беларуси около 90 млн. долл., а к концу 2003 года компания намерена довести суммарный объем инвестиций до 200 млн. долл.). Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции – это общее увеличение запаса капитала. Валовые инвестиции сравниваются с затратами на возмещение. Возмещение – это процесс замены изношенного основного капитала. Чистые инвестиции – это валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.

Для решения вопроса об эффективности инвестирования необходимо сравнить издержи, связанные с осуществлением проекта, и доходы, которые будут получены в результате его осуществления. В случае использования заемных средств необходимо сравнить внутреннюю норму окупаемости (r) и ссудный процент (i). Предельная чистая окупаемость инвестиций представляет собой разницу между предельной внутренней окупаемостью инвестиций и ставкой ссудного процента (r – i). Прибыль от инвестиций будет максимальной когда r=i.

Большинство инвестиций носит долгосрочный характер. Это прежде всего инвестиции в основной капитал. Полезный срок службы основного капитала – период, в течение которого вложенные в расширение производства капитальные активы будут приносить фирме доходы (или сокращать ее издержки).

Для расчета прибыли от долгосрочных вложений капитала фирма должна, во-первых, определить полезный срок службы основного капитала и, во-вторых, рассчитать ежегодную надбавку к доходам от эксплуатации основных фондов.

Люди, осуществляющие сбережения, сравнивают текущее потребление с будущим. Обычный потребитель имеет положительные временные предпочтения. Это означает, что отказ от расходования одного евро в настоящем должен принести ему более 1 евро в будущем. Предположим, что доход индивида составляет 100 тыс. евро в год. Если он потребляет в текущем году все 100 тыс., то его сбережения равны 0. Допустим, наш индивид решил откладывать деньги на «черный день». Предположим, что величина этих сбережений ради будущего потребления равна 10 тыс.евро текущего дохода. Такое ответственное решение может быть принято рациональным индивидом только в том случае, если в будущем эти 10 тыс. евро позволяют ему потреблять на сумму, превышающую 10 тыс., например 11,5 тыс. евро. Отказ от следующих 10 тыс. евро дается, как правило, труднее и должен быть компенсирован большим вознаграждением. Поэтому кривые безразличия будут приближаться к вертикальному положению. Больший угол наклона характерен для кривых безразличия тех индивидов, кто стремится к немедленному вознаграждению.

Предельная норма временного предпочтения (MRTP) – это стоимость дополнительного будущего потребления, достаточного для компенсации отказа от единицы текущего потребления при условии, что общее благосостояние индивида не изменится.

Межвременные предпочтения касаются инвестиций как в физический, так и в человеческий капитал. В обоих случаях люди сокращают текущее потребление в надежде увеличить его в будущем.

Возможности ограничения текущего потребления в пользу будущего не безграничны. Сбережения определяются общей суммой дохода за вычетом текущего потребления:

S = I - C1,

где S – сбережения;

    I - доход;

   C1 – текущее потребление.

Межвременное бюджетное ограничение показывает возможности переключения текущего потребления на будущее потребление. Наклон межвременного бюджетного ограничения равен AB равен -(1+i). Угол наклона зависит от ставки ссудного процента. Чем он выше, тем круче наклон межвременного бюджетного ограничения.

Точка касания кривой временного предпочтения с межвременным бюджетным ограничением характеризует межвременное равновесие. В точке равновесия наклон временного предпочтения равен наклону межвременного бюджетного ограничения.

 MRTP = - (1+i).

Определим теперь сегодняшнюю цену того евро, который мы получим в будущем. Если мы сбережем 1 евро сейчас, то через год при ставке процента i мы получим: 1евро´(1+i). Тогда 1 евро, полученный через год, сейчас стоит меньше 1 евро, а именно: 1евро/(1+i). Очевидно, что евро, который мы получим через 2 года, сегодня стоит: 1евро/(1+i)2 и т.д. Поэтому текущая дисконтированная приведенная стоимость (PDV) – это нынешняя стоимость 1 евро (рубля, долл.), выплаченная через определенный период времени. Если этот период равен одному году,

 

PDV = 1/(1+i).

 

Для n лет:

 

PDV = 1/(1+i)n.

Оценка будущих доходов играет важную роль при принятии решений по инвестициям. Для этого используется понятие чистой дисконтированной стоимости (NPV).

 

NPV = p1/(1+i) + p2/(1+i)2 + ¼ pn/(1+i)n - I,

 

где I – инвестиции;

pn – прибыль, получаемая в n-м году;

i – норма дисконта (норма приведения затрат к единому моменту времени).

Величина чистой дисконтированной стоимости должна быть больше нуля: NPV > 0. Это означает, что приведенная прибыль, ожидаемая от инвестиций, больше, чем величина произведенных инвестиций. Следовательно, необходимо инвестировать тогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные с инвестициями.

 

 

Тема 9. Рынок земли

Вопросы:

9.1 Рынок земли: особенности спроса и предложения.

9.2 Земельная рента. Цена земли.

 

9.1. Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала земля неподвижна. В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки предложение земли более или менее стабильно. Возможности расширения сельскохозяйственных угодий весьма незначительны (исключение составляют Нидерланды, где в последние десятилетия удалось их расширить за счет осушения прибрежных районов моря).

Предложение земли ограничено не только на макро-, но и на микроуровне. Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Поэтому, когда говорят об ограниченности земли, то имеют в виду землю определенного качества, расположенную в определенном месте.

Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю. Для того чтобы определить, какая цена реально установится, необходимо проанализировать спрос, который в данном случае играет активную роль.

Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента – сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос. Кривая сельскохозяйственного спроса на землю имеет отрицательный наклон. Это связано с тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот (при данном уровне техники и технологии) приходится переходить от лучших по плодородию земель к средним и даже худшим. Закон уменьшающегося плодородия земли получил широкое распространение в политэкономии XIX в. благодаря работам Д.Рикардо (1772-1823).

Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон, так как связана главным образом с местоположением. Здесь также есть свои ограничения, так как приходится использовать не только земли в центре города (например, для жилищного строительства и офисов), но и на окраинах. Совокупный спрос на землю определяется путем сложения по горизонтали кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса.

Теперь можно построить модель взаимодействия спроса и предложения земли. Пересечение кривой спроса DL c кривой предложения SL определяет равновесие на рынке земли, т.е. земельную ренту R, которую получает собственник земли.

Тот, кто владеет землей или использует ее, получает определенные преимущества. В связи с этим по поводу землевладения и землепользования возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму – земельную ренту.

9.2. Земельная рента – это плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. Земельная рента представляет частный случай экономической ренты. Слово «рента» в переводе с французского (фр.rente от лат. reddita) означает «отданная».

Рассмотрим сначала ренту, которую получают все собственники земли независимо от ее качества. Такую ренту К.Маркс (1818-1883) назвал абсолютной, а Н.Г.Чернышевский (1828-1889) – «праздной». Предполагается, что, во-первых, аграрное производство полностью подчинено рынку; во-вторых, земля как объект хозяйства отделена от земли как объекта собственности, все земли арендуются на совершенно конкурентном рынке; в-третьих, вся земля используется для производства основного продукта питания; в –четвертых, все земли имеют одинаковое качество.

Пересечение кривой спроса с кривой предложения определяет равновесие на рынке земли, т.е. земельную ренту R, которую получает собственник земли.

В предложенной модели абсолютной ренты предполагалось одинаковое качество и одинаковое местоположение земли. В действительности земля различается и по плодородию, и по положению. Собственники лучшей земли за каждый акр будут получать ежемесячную дифференциальную ренту R1, а собственники средней земли – ренту R2. Дифференциальная рента с худшей земли будет равна нулю. Аналогично получается дифференциальная рента по положению.

Плодородие земли не является раз и навсегда данным. Оно может быть улучшено или ухудшено в результате хозяйствования на земле. К естественному плодородию может добавиться искусственное. Современная земля является результатом длительного процесса вложения капитала и труда. Не случайно Д.И.Писарев сравнивал землю с «огромной сберегательной кассой», в которую с незапамятных времен вложено неизмеримое количество труда многих десятков поколений (См. Писарев Д.И. Очерки из истории труда. М., 1955. С. 265).

Цена земли не тождественна земельной ренте. Если последняя представляет собой цену услуг земли как фактора производства, то цена на землю определяется на основе капитализации ренты, т.е. представляет собой дисконтированную стоимость рентных платежей.

Допустим, что какой-то участок земли в прошлом приносил ренту в сумме Rn. Если покупатель желает приобрести этот участок, какую цену он должен уплатить? Для ответа на данный вопрос необходимо определить альтернативную стоимость полученных за землю денег. Цена земли должна быть равна сумме денег, положив которую в банк бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Пусть текущая рыночная ставка ссудного процента оставляет величину r. Тогда цена земли PL равна:

PL = ,

где  – коэффициент дисконтирования.

При этом необходимо учитывать два момента. Во-первых, поскольку цена земли – это бессрочное вложение капитала, то суммирование начинается с единицы и уходит в бесконечность. Во-вторых, поскольку  становится все меньше с возрастанием n, новое количество, добавляемое к полученной сумме, постепенно приближается к нулю по мере того, как n приближается к бесконечности. Сумма в формуле достигает предела, когда Rn за каждый год одинакова. Этот предел равен:

PL = ,

 

где R – годовая рента;

  r – рыночная ставка ссудного процента.

Если рента равняется 400 долл., а ставка ссудного процента составляет 5%, то максимальная цена, которая будет уплачена за 1 га земли, составит:

 

PL =  = 8000 долл.

 

В действительности рента составляет лишь часть суммы, которую арендатор платит земельному собственнику. Арендная плата включает кроме ренты еще амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.

Чем короче контракт, тем быстрее можно поднять арендную плату, мотивируя это улучшенными качествами земли или развитой инфраструктурой хозяйства. Отсюда известная противоположность интересов. Собственники земли стремятся сократить сроки аренды, а арендаторы стремятся ее увеличить. Не случайно, что в Западной Европе сложилась традиция сдачи земли под постройки сроком на 99 лет. За этот период стоимость могла быть целиком списана, а само здание приходило в полную негодность.

 

 

Тема 10. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

Вопросы:

10.1 Частичное и общее равновесие.

10.2 Эффективность обмена.

10.3 Эффективность производства.

10.4 Оптимальность по Парето.

10.5 Общее равновесие и общественное благосостояние. Критерии общественного благосостояния.

 

10.1. Общее равновесие - равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса и предложения на одном рынке влияет на равновесие цены и объемы продаж на всех рынках.

В этом взаимодействии на передний план выходят взаимозависимость различных товаров. Поэтому анализ должен включать следующие этапы (составляющие):

1. первичное изменение,

2. рынки взаимозамещающих товаров,

3. эффект обратной связи.

Допустим, что цена автомобиля поднялась с 7000 до 10000 ед. Падение спроса на автомобили отразится на спросе на бензин. Он сократится с 12 млн. до 10 млн. л в день. Это приведет к падению цены бензина с 50 до 40 центов за литр. Рост цен на автомобили заставит многих отказаться от покупки нового авто и обратить свои взоры на товары – заменители. Допустим, спрос на мотоциклы возрастет с 50 млн. до 60 млн. в год. Это поднимет цену мотоциклов в среднем с 1000 до 1100 ед.Более длительное использование старых авто приведет к росту цен услуг по ремонту, их цена возрастет со 100 млн. до 120 млн. в год, а цена на них в среднем поднимется с 400 до 500 ед.

В результате более широкого использования старых авто и расширения спроса на мотоциклы спрос на новые авто упадет до 12 млн. в год.. Это заставит производителей снизить цену с 10000 до 8000 ед.

Естественно, такое изменение равновесной цены вызовет новую реакцию на рынках взаимозависимых товаров, которая приведет к установлению новых равновесных цен и объемов на всех рынках.

В примере проанализирована взаимосвязь лишь четырех рынков. В действительности структура подобных взаимосвязей значительно сложнее. Однако даже приведенный пример показывает, что равновесные цены и количества определяются с учетом эффекта обратной связи, отражающего изменение частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникших на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке. Анализ общего равновесия показал, что уменьшение предложения и соответствующий рост цен на некотором рынке приводят к падению спроса на дополняющие товары и его росту на товары-субституты.

Взаимосвязь товарных рынков может быть записана системой уравнений. Первым кто описал экономическое равновесие с помощью системы уравнений, был швейцарский экономист Леон Вальрас (1834-1910).

В рыночной экономике цены предопределяют объем выпускаемой продукции, а объем выпуска в значительной степени определяет цены. Цены потребительских товаров и услуг зависят от цен ресурсов. А цены ресурсов – от цен потребительских благ, на которые существует платежеспособный спрос. Взаимосвязь в экономике оборачивается порочным кругом, выйти из которого можно лишь решая всю систему уравнений одновременно. Данная система уравнений называется системой уравнений общего равновесия.

Конечно, модель Л. Вальраса несколько идеализировала действительность. В ней предусматривалось, что потребители знают свои функции спроса и предложения, технические коэффициенты и многие другие данные. Модель общего равновесия исходит из совершенной конкуренции, предполагающей идеальную мобильность всех ресурсов, полную информированность всех участников, абсолютизирует состояние равновесия, тогда как в реальной действительности гораздо чаще встречаются диспропорции и дисбалансы. К тому же она статична, так как не учитывает научно-технического прогресса, факторов неопределенности в экономике, институциональных условий развития.

Более того, Л. Вальрас шел от модели к реальной действительности, а не наоборот. Однако эту модель можно упрощать и усложнять путем включения новых переменных. Последние могут задаваться как эндогенно, так и экзогенно, отражать как экономические процессы и явления, так и институциональные условия функционирования рыночной экономики.

 

10.2 Выгоды торговли. Предположим, что трансакционные издержки равны нулю. Это означает, что обмен товарами не требует затрат на поиск информации, ведение переговоров, измерение товаров, защиту прав собственности и т.п. Более того, предположим, что контрагенты хорошо знают предпочтения друг друга. Возьмем для примера двух сказочных персонажей – лису Алису и кота Базилио. В условных обозначениях Ш – шило, М – мыло.

Таблица 1

Исходное распределение Сделка Конечное распределение
Алиса Базилио 8Ш, 2М 3Ш, 7М -1Ш, +1М +1Ш, -1М 7Ш, 3М 4Ш, 6М
Итого: 11Ш, 9М 0; 0 11Ш, 9М

 

Допустим, что наши друзья имеют 11 шил и 9 кусков мыла. Однако распределяются эти блага неравномерно: 8 шил и 2 куска мыла – у Алисы и 3 шила и 7 кусков мыла – у Базилио. Поскольку у Алисы много шил и мало мыла, то она заинтересована в обмене. Допустим, что предельная норма замены (Marginal Rate of Substitution – MRS) шила мылом для Алисы равняется 1/3. Это значит, что для получения одного куска мыла она готова отдать 3 шила.

Следовательно, для Алисы 1 кусок мыла = 3 шилам.

Наоборот, Базилио предпочитает шило, поэтому готов отдать 3 куска мыла за 1 шило (MRS мыла шилом для Базилио равняется 3). В условиях столь разных предпочтений возможна взаимовыгодная сделка (см. табл. 1). Дело в том, что Алиса предпочитает мыло шилу (1 кусок мыла = 3 шилам), а Базилио – шило мылу (1 шило = 3 кускам мыла или 1 кусок мыла = 1/3 шила). Итак, запишем неравенство:

Для Алисы:             (Ценность шила / Ценность мыла) > 1

Для Базилио: (Ценность шила / Ценность мыла) < 1.

Эффективность в данном случае означает отношение ценности результата к ценности затрат. Для обоих участников сделки эффективность обмена определяется их собственными оценками. Если при сделке удается обменять 1 шило на 1 кусок мыла (1Ш = 1М), то выигрывают оба, так как готовы были пойти на большие жертвы ради достижения своей цели. В этом смысле сделка эффективна.

Подведем итоги. В той мере, в какой предельные нормы замещения (субституиции) у участников сделки различаются между собой, существует возможность взаимовыгодного обмена и повышения эффективности. И наоборот, если предельные нормы замещении равны для всех пар обмениваемых товаров:

                       MRS A МШ = MRS В МШ

то распределение эффективно и дальнейший взаимовыгодный обмен невозможен.

Эффективность обмена. Применим в исследовании процесса обмена между лисой Алисой и котом Базилио так называемую «коробку Эджуорта» (Эджворта). Английский экономист Фрэнсис Эджуорт (Edgeworth, 1845 – 1926) предложил в своей книге «Математическая психология. Эссе о применении математики к моральным наукам» (1881) следующий подход к анализу процесса обмена.

Возьмем прямоугольник, в котором левый нижний угол будем считать началом системы координат Алисы, а верхний правый угол – началом системы координат Базилио (рис. 2).

Отложим по нижней горизонтальной оси количество шил Алисы и по левой вертикальной оси – кусков мыла Алисы, а по верхней горизонтальной оси – количество шила Базилио и по правой вертикальной оси – кусков мыла Базилио. Так как Алиса владеет 8 шилами, а Базилио – 3, то общая длина горизонтали прямоугольника составит 11 шил. Соответственно, сложив куски мыла, принадлежащие нашим героям, получим длину вертикальной оси, равную 9 кускам мыла. Учтем, однако, что счет шил у Алисы ведется слева направо и мыла – снизу вверх, а у Базилио счет шил ведется справа налево и мыла – сверху вниз. Отложив параметры исходного распределения Алисы (8 шил и 2 мыла) и Базилио (3 шила и 7 кусков мыла), получим точку А. В результате обмена наши герои переместились из точки А в точку В. В этой точке Алиса располагает 7 шилами и 3 кусками мыла, а Базилио – 4 шилами и 6 кусками мыла. Обмен, как мы знаем, улучшил положение и Алисы и Базилио, но является ли он эффективным распределение продукции? Попытаемся ответить на этот вопрос.

 

Рис.2. Обмен в «коробке Эджуорта»

 

Отложим в «коробке Эджуорта» кривые одинаковой полезности (кривые безразличия) Алисы UA1, UA2, UA3, UA4. Очевидно, что они будут удаляться от левого нижнего угла (рис. 3). Аналогично построим кривые безразличия кота Базилио UБ1, UБ2, UБ3, UБ4. Они, в свою очередь, будут удаляться от правого верхнего угла. Оценим движение из точки А в точку В. Как видно из рис. 3, в результате этого обмена лисе Алисе удалось перейти с кривой безразличия более низкого порядка UА1 на кривую безразличия более высокого порядка UА2, что повысило ее благосостояние. Выиграл и кот Базилио: он тоже передвинулся с кривой безразличия более низкого порядка UБ1 на кривую безразличия более высокого порядка UБ2. В общем виде весь заштрихованный на рис.3 участок описывает все множество взаимовыгодных сделок.

Закончится ли на этом обмен? Можно ли улучшить положение хотя бы одного из участников сделки, не ухудшив положения другого? Из. Рис.3 видно, что можно, и эта возможность составляет объективную основу для продолжения обмена. Положение кота Базилио улучшиться, если удастся переместиться из точки В в точку С. При этом удастся достичь кривой безразличия UБ3 и не ухудшить положение Алисы. Возможен, однако и другой вариант: движение в точку D. При этом улучшается положение Алисы и не ухудшается – кота Базилио. Если Алиса – удачливая торговка, то, может быть, она сумеет убедить Базилио переместиться из точки А в точку Е. При этом исходное положение Базилио не ухудшится, а благосостояние Алисы значительно повысится.

 

Рис.3 Эффективность обмена.

 

Подведем итоги. Распределение продуктов эффективно, когда весь объем произведенной продукции распределяется между потребителями так, что нельзя улучшить положение одного, не ухудшив положение другого.

Чтобы найти все множество возможных вариантов распределения двух благ между Алисой и Базилио, нужно определить точки касания их кривых безразличия. Соединив их, мы получим кривую контрактов, или договорную кривую ОAОB.

Кривая контрактов – это множество возможных эффективных вариантов распределения двух экономических благ между двумя потребителями. Кривая ОАОВ – множество точек, соответствующих распределениям благ, после которых взаимовыгодный обмен теряет смысл, так как невозможны дальнейшие взаимовыгодные сделки. Множество таких распределений называют Парето – эффективными (Парето – оптимумом) по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848-1923), предложившего этот критерий эффективности. Распределение называется  Парето – эффективным, если товары нельзя перераспределить так, чтобы улучшить чье-то положение, не ухудшая положения других .Точки K,F,D,E – Парето – эффективны. Каждая точка на кривой контрактов является высшей не абсолютно, а относительно: только по отношению к точкам, лежащим вне кривой контрактов. Поэтому движение в направлении кривой контрактов, несомненно, повышает общее благосостояние, в то время как движение вдоль кривой контрактов лишь перераспределяет общее благосостояние между участниками сделки.

На линии контрактов выполняется выведенное ранее равенство:

MRS А МШ = MRS Б МШ = MRT МШ

Где MRS – предельная норма замещения,

    MRT - предельная норма трансформации.

 

Рис.4 Кривая контрактов

 

Для достижения эффективности по Парето необходимо устранить любые возможности получения какой-либо дополнительной выгоды от обмена. А это и предполагает равенство предельных норм замещения одного товара другим у всех потребителей, участвующих в обмене. Касание кривых безразличия означает равенство предельных норм замещения. В общем виде это означает, что соотношение цен обмениваемых товаров равны для всех участников сделки:

                       MRSAMШ = РМ / РШ = MRSБ МШ

Располагая множеством точек, эффективных по Парето, мы можем построить кривую потребительских возможностей, или, иначе ее называют, кривую возможных полезностей.

Эффективность и справедливость. Проблема эффективности распределения благ тесно связана с проблемой справедливости. В современной смешанной экономике доминируют три основных подхода:

1) классический либеральный (либертаристский);

2) утилитарный;

3) эгалитарный.

Либертаризм исходит из интересов личности. Свобода в системе координат классического либерализма является синонимом автономии и независимости, она достигается людьми самостоятельно. Поэтому справедливость устанавливается самим рынком, а эффективность понимается в духе Парето-эффективности. Эффективность означает, что ресурсы достались тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и, следовательно, наиболее рационально их использовать.

Утилитаризм полагает, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Поэтому справедливость существует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества.

Эгалитаризм. Равенство может быть достигнуто в гораздо более широких пределах. Члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Этим достигается единство и сплоченность нации, отвечающие идеалам коллективизма.

Все эти подходы развиваются в рамках рыночной экономики и не отрицают ее основ, стараются найти компромисс между требованиями экономического роста и требованиями равенства, между эффективностью и справедливостью.

10.3. Рассмотрим эффективность вложений труда и капитала в производство. Допустим, что в производстве шил и мыла используется 60 часов труда и 40 часов машинного времени. Тогда ресурсное ограничение:

L= LШ + LM=60

К= КШ + КМ=40

Попытаемся определить максимально возможный объем производства шил и мыла в условиях совершенной конкуренции. Рассмотрим данные виды производства в «коробке Эджуорта». Поместим начало координат для производства шил в левый нижний угол, а начало координат для производства мыла – в правый верхний. Каждая точка в «коробке Эджуорта» является вариантом распределения имеющихся ресурсов. Через точки, находящиеся в «коробке Эджуорта», можно провести изокванты. Изокванты по производству шила будут выпуклыми по отношению к левому нижнему углу, изокванты по производству мыла – к правому верхнему. Точки их касания друг с другом позволят найти эффективные производственные решения.По аналогии с кривой контрактов в обмене мы можем построить кривую производственных контрактов – кривую, содержащую все технически эффективные варианты использования имеющихся ресурсов.

Эффективность производства достигается тогда, когда уже невозможно перераспределять наличные ресурсы, чтобы увеличивать выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого (Парето-оптимальное распределение ресурсов)

Наклон какой-либо изокванты в данной точке, взятый с отрицательным знаком, характеризует предельную норму технологического замещения капитала трудом.

Для производства шил:               MRTSLK Ш = PL / PK

Для производства мыла:             MRTSLK М = PL / PK

Согласно сформулированному выше критерию эффективности производства, все технически эффективные варианты лежат на кривой контрактов. Это означает, что предельные уровни технологического замещения равны для обоих товаров:

MRTSLK Ш  = MRTSLKM

MPL / MPK= CONST

Для производства всех товаров и услуг.

Кривая производственных возможностейэто кривая, которая показывает все максимально возможные комбинации производства двух товаров при фиксированном значении труда и капитала и данном уровне развития технологии.

Каждая точка касания изоквант двух товаров в «коробке Эджуорта» соответствует точке на кривой производственных возможностей.

Предельная норма трансформации MRT шила на мыло равна тангенсу угла наклона касательной к данной точке кривой производственных возможностей. По мере роста производства мыла MRT возрастает. Это означает рост альтернативных издержек: все труднее переместить ресурсы из производства шил в производство мыла.

 

Рис.7. Кривая производственных возможностей

 

Форму кривой производственных возможностей можно выразить в терминах предельных издержек. MRT Ш  в мыло характеризует то количество шил, от которого следует отказаться для производства дополнительной единицы мыла. Так как предельные издержки мыла выражаются в отказе от дополнительной единицы шила, то:

MRTМШ= МС М/ МС Ш

Выпуск будет эффективным, если он одновременно будет максимизировать полезность покупателей и не выходить за пределы имеющихся ресурсов, т.е. лежать на границе производственных возможностей. Таким образом, граница производственных возможностей и кривая безразличия, отражающая максимально достижимый уровень удовлетворения потребностей, будут иметь только одну общую точку- точку касания. В этой точке норма субституции и норма предельной трансформации равны:

MRS =MRT.

 

 

 

Поскольку MRSМШМШ , а MRTМШ= МСМ/МСШ, то можно сделать вывод, что эффективность выпуска диктует определенные требования к ценам. Они должны одновременно отражать и предельную полезность для потребителя, и предельные издержки производителя. Лишь в условиях совершенной конкуренции цены отвечают этим требованиям.

10.4. Понятие «оптимальность по Парето» тесно связано с понятиями «Парето – предпочтительности» и «Парето – несравнимости» и может быть определено во взаимной увязке.

Парето – предпочтительным считается такое состояние экономики относительно другого ее состояния, когда в первом случае благосостояние хотя бы одного вида выше, а всех остальных не ниже, чем во втором случае. Понятие Парето-предпочтительности применимо только в тех случаях, когда та или иная пара точек в пространстве благосостояний может быть соединена прямой с неотрицательным наклоном. Парето – несравнимость – это такое состояние экономики, когда любая точка, расположенная на границе возможных благосостояний, несравнима в отношении любой другой точки на этой границе.

В зарубежной экономической теории проблем достижения общественной эффективности распределения ресурсов разработана итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848 – 1923). Согласно его концепции, общество находится в состоянии общего экономического равновесия и социальной эффективности распределения ресурсов, которое предполагает оптимальное распределение в сфере производства при минимальном использовании ресурсов и эффективное распределение в сфере потребления, которое обеспечивает максимум удовлетворения потребностей. Рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции автоматически достигает оптимума по Парето.

Выделяют три условия обеспечения оптимальности по Парето.

Первое условие. Оптимальное распределение благ между потребителями исходит из соблюдения условия, согласно которому предельная норма замещения двух благ должна быть одинаковой для обоих потребителей. Предположим, что в экономике производится два блага А и В, тогда:

MUXA / MUYA = MUXB / MUYB

Второе условие. Оптимальное распределение ресурсов в производстве. Для производства благ X и Y имеется два ресурса I и j. В этом варианте должно соблюдаться равенство, согласно которому соотношение предельных продуктов I и j , используемых для производства блага Х, равно соотношению предельных продуктов I и j в производстве блага Y, а именно:

MPiX / MPjX = MPiY / MPjY

Третье условие. Оптимальный объем производства. Граница производственных возможностей показывает количество благ X и Y, которые могут быть произведены в условиях полного использования ресурсов. Оптимальный объем производства для любых двух благ будет при соблюдении следующих отношений:

MUX / MCX = MUY / MCY

Это означает, что отношение предельных издержек к предельно полезности должно быть одинаковым для обоих благ.

 

10.5. Теория общественного благосостояния исследует благосостояние не отдельного индивида, а общества в целом. Изучает оптимальное распределение товаров и услуг между людьми и экономических ресурсов между отраслями экономики, выпускающих эти блага. Это означает, что теория общего экономического равновесия и теория общественного благосостояния находятся в тесной взаимосвязи.

Оптимальность по Парето необходимая, но недостаточная предпосылка максимизации общественного благосостояния. Наиболее желательное состояние экономики возможно только при применении нормативного критерия межличностного сопоставления благосостояния. Выделяются следующие критерии общественного благосостояния.

Утилитаризм (лат. Utilitas – польза, выгода). Его представители (И. Бентам, У. Джевонс, Дж. СМт. Милль и другие) функции общественного благосостояния определяли через этический принцип полезности, который рассматривали как «наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Этот критерий исходит из максимизации общей полезности всех членов общества. Он предполагает возможность межличностных сравнений индивидуальных полезностей и, следовательно, оценок общественного благосостояния как совокупности индивидуальных полезностей членов общества.

И. Бентам благосостояние связывал с потреблением товаров и услуг, поэтому его социальный оптимизм знаменует максимум потребления этих благ. Одним из пороков утилитаристского критерия является то, что он не может применяться в ситуациях, когда «наибольшее счастье» не сочетается с «наибольшим числом членов общества».

В принципе аналогично трактует функцию общественного благосостояния У. Джевонс. Но в отличие от Бентама у Дживонса увеличение благ основано на теории предельной полезности.

Необходимо иметь ввиду, что названные приверженцы утилитарного критерия характеризовали общественное благосостояние и с кардиналистского подхода (с индивидуальной полезности), и с ординалистского подхода (с общественного благосостояния).

А. Пигу в концепции общественного благосостояния сконцентрировал свое внимание, в первую очередь, на проблемах эффективности и анализе причин, мешающих осуществлению оптимума благосостояния и приемов их элиминации. Он сформулировал основной критерий благосостояния, заключающийся в национальном дивиденде или национальном доходе; был сторонником ординалистского подхода. Причем Пигу исходил из того, что достижение оптимума благосостояния возможно только при государственном вмешательстве в экономическую жизнь общества, ибо автоматическое достижение оптимума невозможно из – за господства монопольного рынка. Пигу был противником кардиналистской концепции межперсональной соизмеримости благосостояния и поддерживал ординалистский подход.

Особенную позицию относительно общественного благосостояния занимал В. Парето, трактуя его не как целевую установку, а как состояние, требующее своей оптимизации. Парето не разделял взглядов утилитаристов, ограничиваясь оптимальным распределением всех ресурсов.

Парето не анализировал природу полезности, поскольку, как он считал, нельзя измерить ее, а также межличностные сравнения. Он полагал, что определить индивидуальные полезности можно только посредством шкалы предпочтений, которую Парето не относил к экономической науке. Критерий благосостояния Парето гласит: благосостояние ни одного индивида не может быть улучшено с ухудшением благосостояния другого индивида. Однако критерий благосостояния Парето в реальной жизни не применим, ибо он исходил из свободной конкуренции и конкурентного равновесия, которых в действительной экономической системе нет.

Кардиналистский критерий основан на законе убывающей предельной полезности денежного дохода. Предположим, что денежный доход одного индивида втрое больше денежного дохода другого индивида. Следовательно, первый индивид может купить втрое большее количество товаров и услуг. Но, исходя из действия закона убывающей полезности дохода, первый индивид может получить из потребления данных товаров и услуг полезность, которая менее чем втрое превышает полезность, полученную индивидом, располагающим втрое меньшим денежным доходом. Таким образом, с увеличением индивидуального денежного дохода его полезность увеличивается, но во все меньшей степени.

Роулсианский (этнофилософский) критерий (по имени американского философа Джона Роулса). Согласно взгляду Роулса наиболее справедливое распределение максимизирует полезность наименее обеспеченных членов общества. В своей концепции благосостояния Роулс исходит из постулата «минимаксе», в соответствии с которым общественное благосостояние зависит только от благосостояния наименее обеспеченных индивидов. Роулс допускает неравенство распределения доходов, аргументируя его существованием в обществе особо одаренных индивидов. Роулс выдвигает положение о том, что индивиду нельзя свободно распоряжаться своим доходом, передавать его другим (например, по завещанию), ибо это нарушит принцип справедливости. По этому поводу концепция Роулса критиковалась Р. Ноузиком, утверждавшим, что собственник капитала (вещественного, человеческого) и дохода может распоряжаться ими свободно, если это подтверждено законностью титула собственности. Роулс подвергся критике за абсолютизацию несклонности индивидов к риску. Даже находясь в состоянии так называемой «вуали незнания», многие члены общества могут прибегнуть к риску оказаться в перспективе внизу пирамиды доходов с тем, чтобы испытать вероятность достичь ее вершины.

Калдора – Хикса критерий – утверждение, согласно которому переход от одного состояния экономической системы к другому приводит к повышению общественного благосостояния, если члены общества, выигрывающие при этом переходе, способны компенсировать проигрыши тех индивидов, чье положение ухудшается. Однако, так называемый, компенсационный критерий отнюдь не означает реальной компенсации, а лишь требует, чтобы выигрыш индивида абсолютно превышал потери проигравшего индивида. Критерий Калдора – Хикса – есть своего рода попытка неявного соизмерения индивидуальных благосостояний, модификация принципа оптимальности по Парето.

Касаясь критерия Калдора – Хикса, заметим, что российская практика взимания подоходного налога с физических лиц на все виды доходов на уровне 13% не соответствует теоретическому положению – компенсационному критерию Калдора – Хикса, а также не соблюдает главный принцип концепции благосостояния – справедливость в распределении доходов.

Рыночный критерий предполагает установление справедливости в распределении посредством рынка, который, как отмечают Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд, может привести к резкому неравенству в распределении товаров и услуг.

Все названные концепции благосостояния зарубежных ученых страдают существенным пороком: они не раскрывают конкретного содержания его сущности путем установления признаков, пределов, частей и структуры благосостояния.

Термин «полезность» в западной экономической теории выступает синонимом таких понятий, как «благополучие», «удовлетворение». В теории экономики благосостояния используется понятие общественной полезности как агрегата субъективных полезностей индивидуумов. В этом аспекте крупный вклад в исследование проблем экономики благосостояния, начиная с аксиоматической теории социального выбора, определения индексов бедности и индикаторов благосостояния, до эмпирических исследований голода, внес индийский экономист, лауреат Нобелевской премии 1998 года по экономике Амартиа Сен.

Чтобы избавиться от общепринятого измерителя бедности в обществе, не имеющего четкого теоретического обоснования, Сен вывел индекс бедности из формулы:

P = H x [ I + (1 – I) x G],

где G – коэффициент Джини; I – измерение (от 0 до 1) распределения дохода.

Причем оба этих показателя исчисляются для индивидов, находящихся за чертой бедности.

Индекс бедности Сена впоследствии стал широко использоваться другими учеными. При сравнении благосостояния различных обществ доход на душу населения, по мнению Сена, учитывает только средние условия. Поэтому он разработал альтернативный показатель, учитывающий распределение дохода, который определяется по формуле:

Y x (1- G ),

где Y – доход на душу населения; G – коэффициент Джини.

Сен подчеркивает, что благосостояние создают не товары как таковые, но усилия, которые необходимы для их потребления. В соответствии с этим подходом доход имеет значение в связи с теми возможностями, которые он предоставляет. Но действительные возможности также определяются рядом других факторов, таких, например, как здоровье; эти факторы должны быть учтены при измерении благосостояния. Но поскольку способность извлекать пользу из равных возможностей неодинакова у различных людей, проблема распределения никогда не может быть полностью решена. Равенство в одном отношении предполагает неравенство в других. Исходя из этого подхода к измерению благосостояния, Сен делает вывод о том, что возможности индивидов составляют основное направление, в котором следует бороться за справедливость.

Западные концепции благосостояния основаны (хотя и в разной мере) на неоклассической методологии, рассматривающей проблему благосостояния в отрыве от реальной действительности, т.е. как некую абстрактную категорию. Причем неоклассический подход страдает тем, что управленческие решения основываются, как правило, на следственных индикаторах и, следовательно, они запаздывают и не учитывают изменение экономической ситуации. Серьезным недостатком неоклассического подхода является тот факт, что он практически игнорирует поведение членов общества – выразителей благосостояния.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 280.