Вопросы:
2.1 Понятие общей и предельной полезности блага.
Функция полезности.
2.2 Кривая безразличия. Бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.
2.3 Эффект дохода и эффект замещения.
2.4 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.
2.1. Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности – TU . Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность - MU – каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы (К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер), цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Принцип убывающей полезности впервые был обоснован немецким экономистом и математиком Г.Госсеном (1854 г.) Первый закон Госсена гласит: при последовательном потреблении единиц блага их полезность падает. В работах австрийских экономистов, которые независимо от Госсена пришли к аналогичному выводу, этот закон получил название закона убывающей предельной полезности. Функция полезности показывает убывание предельной полезности блага с ростом его количества:
MU= ,
где MU – предельная полезность, равная частной производной общей полезности данного блага.
Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должны была обладать максимальной полезностью, а алмазы – минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы – минимальны, тогда как на практике – наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX в. в разграничении общей и предельной полезности. Очевидно, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество велико, а цена низка; во втором – наоборот: количество мало, цена высока .
Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная – маленькая; у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности.
Функция полезности лежит в основе потребительского выбора. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
· ограниченность дохода потребителя;
· возвышение потребностей (потребитель стремится иметь большее количество любых благ);
· транзитивность (постоянство и определенная согласованность вкусов потребителя);
· субституция;
· убывающая предельная полезность.
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, евро и т.д.) затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. В этом заключается смысл второго закона Госсена:
= = = ¼= =l,
где l – предельная полезность денег.
Таким образом, в равновесии предельная полезность денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
MUi = Pil.
Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (МВ) и дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: МВ=МС.
2.2. Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф.Эджуорт, В.Парето, Е.Слуцкий, Р.Аллен и Дж.Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения рассмотрим лишь два блага.
Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.
Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Предельная норма замещения ( MRS ) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу:
MRSxy = ,
или для непрерывного случая
MRSxy = - ,
где MRSxy – предельная норма замещения y на x.
Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке является отрицательной величиной, так как сокращению одного блага соответствует увеличение другого. Предельная норма замещения является положительной величиной, так как равна абсолютному значению угла наклона.
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение или линия цен, прямая расходов. Уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
I = PxX + PyY
или в более привычном виде:
Y = - X,
где I – доход потребителя;
Px – цена блага X;
Py – цена блага Y;
X и Y – соответственно купленные количества
благ;
– угловой коэффициент расходов, который
измеряет наклон этой прямой к оси абсцисс.
Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя . В этой точке наклоны кривой безразличия и бюджетной линии совпадают. Поэтому в точке оптимума выполняется равенство:
= MRSxy
Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.
С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3,¼, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К1, К2, К3, ¼, Кn показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Эта кривая, названная Дж.Хиксом “доход-потребление”, получила название кривой уровня жизни.
Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель (1821-1896). Прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый рост спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.
Рассматривая кривую “доход-потребление”, мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ. Кривая “цена-потребление” соединяет ряд равновесных точек, образующихся при постепенном повороте бюджетной прямой, при изменении цены одного товара и неизменном доходе.
2.3. Воздействие цены на спрос (эффект цены) можно разделить на два компонента – эффект дохода и эффект субституции . Падение цены товара, во-первых, делает потребителя богаче, увеличивает его реальный доход, т.е. результаты снижения цены равнозначны росту дохода; во-вторых, снижение цены приводит к изменению относительных цен, поэтому независимо от изменения реального дохода возникает тенденция к замещению всех других товаров тем товаром, цена которого снизилась.
Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.
Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.
В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров. Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен). Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. с картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения. Общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены (табл. 1.).
Таблица 1.Эффект снижения цены
Тип товара | Эффект субституции | Эффект Дохода | Эффект Цены | |
Нормальный Низший Товар Гиффена | Спрос возрастает Спрос возрастает Спрос возрастает | Спрос возрастает Спрос снижается Спрос Снижается | Спрос возрастает Спрос возрастает Спрос Снижается |
2.4. Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например, лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразлиия с любой бюджетной прямой. Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага X и Y. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю.
Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость. Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например, красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например, чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия . Предельная норма замещения в этом случае постоянна. В реальной действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и, соответственно, цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости важно для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 266.