Вопросы:
3.1 Рынок совершенной конкуренции: основные признаки
и преимущества.
3.2 Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы.
3.3 Кривая предложения отрасли.
3.4 Недостатки совершенной конкуренции. Несовершен-
ная конкуренция, и ее формы.
3.1. Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой:
· большое количество фирм производят и продают однородную продукцию;
· вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничен;
· совершенная мобильность факторов производства (материальных, финансовых, трудовых) в длительном периоде;
· все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров.
В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. При увеличении объема производства какой-либо фирмой, оперирующей на этом рынке, общий отраслевой рынок изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает.
На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как «прайс-тейкер» («получатель цены»); при этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса. Поэтому средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а линии среднего и предельного дохода совпадают с кривой спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции.
3.2. Конкурентная фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором MR=MC при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек. Равновесный выпуск Q* достигается при условии:
P* = MR = MC = AC
Максимум прибыли в этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость производства, т.е. получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точка закрытия).
Максимальная прибыль производится, когда разрыв между TR и TC наиболее велик Сопоставление предельного дохода с предельными издержками можно осуществить и непосредственно Производство следует продолжать до точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (МС=Р).
Правило MR=MC применимо для фирмы, действующей в условиях любой рыночной структуры.
Кривая предложения фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции, совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей над точкой ее пересечения с кривой средних переменных издержек (AVC). Правило закрытия фирмы базируется на экономической, а не бухгалтерской прибыли.
В долгосрочном периоде конкурентная фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, при котором долгосрочные предельные издержки равны цене
Экономическая прибыль является «рыночным сигналом», привлекающим в данную отрасль конкурентов в долгосрочном периоде. По мере того как фирмы вступаю в отрасль, предложение продукции на рынке будет увеличиваться , обусловливая понижение цены.
В результате фирмы отрасли оказываются в ситуации долгосрочного равновесия, для которого характерно:
а) отсутствие экономической прибыли;
б) производство продукции при минимальных долгосрочных и краткосрочных совокупных средних издержках;
в) равенство средних издержек (и краткосрочных, и долгосрочных) цене.
3.3. Кривая краткосрочного рыночного предложения показывает объем выпуска продукции отраслью в краткосрочном периоде при любой возможной цене.
Объем производства отрасли – это суммарное предложение всех отдельных фирм. Кривую рыночного предложения можно получить путем горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм.
В условиях чисто конкурентного рынка цена равновесия определяется общим, или рыночным, объемом предложения и общим объемом спроса. При этом каждая индивидуальная фирма может либо получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости.
Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек (LAC) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие:
P* = MR = AC = MC = LAC = LMC
Расширение и сокращение отрасли не влияет на цену равновесия P*, которая обязательно возвращается на уровень, равный минимальному значению AC фирмы. Отсюда следует, что долговременная линия предложения отрасли должна быть горизонтальной (и, следовательно, совершенно эластичной). Данное условие имеет место в том случае, если изменение объема производства отрасли не влияет на цены используемых ею ресурсов (отрасль с постоянными издержками). Для отрасли с растущими издержками кривая предложения в долгосрочном периоде наклонена вправо вверх (положительный наклон), потому что цены на ресурсы для всех фирм отрасли растут с увеличением количества фирм. Наконец, для отрасли со снижающимися издержками цены на ресурсы снижаются с расширением отрасли. В результате кривая предложения отрасли наклонена вправо вниз (отрицательный наклон).
3.4.Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков.
Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ. Это относится к таким общественным благам, как национальная оборона, противопожарная безопасность и т.д.
Совершенная конкуренция не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований, наукоемких и капиталоемких отраслей.
Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, потребители обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано с повышением издержек их производства.
Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая их них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.
Таблица.1. Характеристика рыночных структур
Совершенная Конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Большое число покупателей и продавцов | Конкуренция между многими продавцами | Конкуренция между несколькими продавцами | Один продавец |
Свободный вход в отрасль и выход из нее | Нет серьезных барьеров для вступления в отрасль | Ограниченное вхождение в отрасль | Вход в отрасль и выход из нее невозможны |
Однородный продукт, не нуждающийся в рекламе | Дифференцированный продукт + реклама | Однородный продукт | Необходимость дифференциации продукта и рекламы зависит не от действительной конкуренции, а от угрозы конкуренции |
Тема 4. Рыночная власть
Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.