Дифференциальная диагностика менингитов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Признаки Гнойный менингит Серозный менингит
Возраст    
Начало болезни    
Лихорадка    
Интоксикация    
Головная боль    
Рвота    
Менингеальные симптомы    
Поражения ЦНС    

Исследование ликвора:

Давление    
Цвет    
Прозрачность    
Цитоз    
Содержание белка    

 

3. Провести объективное обследование ребенка по алгоритму:

  • Общий осмотр;
  • Кожные покровы и видимые слизистые оболочки;
  • Исследование подкожного жирового слоя;
  • Исследование периферических лимфатичесчких узлов;
  • Исследование мышечной системы;
  • Исследование костно-суставной системы;
  • Методика антропометрических исследований и оценка развития половых признаков;
  • Методика исследования органов дыхания;
  • Методика исследования сердечнососудистой системы;
  • Методика исследования желудочно-кишечного тракта;
  • Методика исследования мочевыделительной системы;
  • Методика исследования нервной системы;
  • Методика исследования эндокринной системы;
  • Оценка антропометрических данных и методика оценки физического развития.

4.Решить ситуационную задачу.

Методические указания к выполнению задания:

Ответить на вопросы, поставленные в задаче и подготовить письменный ответ.

Ситуационные задачи:

Задача № 1.

Ребенок 11 лет, возвратился из туристической поездки. Вечером повысилась температура до 37,8°С, стал жаловаться на головную боль. На следующий день температура 38-38,5°С, осмотрен участковым врачом. При осмотре: ребенок вяловат, снижен аппетит, температура до 38,3°С. Кожные покровы бледные, чистые, сыпи нет. Катаральной симптоматики нет. По внутренним органам без патологии. St. localis: тонзиллярные лимфоузлы до 0,7-1,0 см, безболезненные. Рот открывает свободно. Отмечается небольшая отечность слизистой ротоглотки, в зеве умеренная гиперемия, налеты на обеих миндалинах, располагаются "+" ткань, серого цвета, грубые, плотные, не снимаются шпателем, не растираются, сплошь покрывают ткань миндалин. Отека подкожной шейной клетчатки нет. Из анамнеза известно, что ребенок часто болеет ОРВИ, АКДС привит однократно в 3 мес, после чего отмечалась высокая температура и пронзительный крик. Мать отказалась от дальнейших вакцинаций. В поездке был в контакте с больным ангиной.

Задания:

1. Поставьте клинический диагноз.

2. Приведите обоснование диагноза.

3. Где и как будете лечить больного?

4. Назначьте полное обследование.

5. Укажите возможный источник инфицирования.

Задача № 2.

Ребенку 7 лет. Страдает нейродермитом, повторными ОРВИ, ангинами. Заболел остро с повышения температуры до 38,50С, выраженной боли в горле, головной боли, рвоты, слабости. К врачу обратились на 2 день болезни При осмотре выявлена яркая гиперемия слизистой ротоглотки, миндалины П степени,  покрыты толстыми серыми пленками, сплошь покрывающими миндалины, располагаются «+» ткань. Тонзиллярные лимфатические узлы до 2 см. Предложено лечение в стационаре. Но родители отказались от госпитализации. На следующий день (3 день болезни) состояние еще более ухудшилось, больной госпитализирован. Состояние тяжелое, бледен, была двукратная рвота, температура 37,20С. Гиперемия слизистой ротоглотки застойная, миндалины Ш степени, покрыты сплошными, серого цвета налетами, переходящими на дужки, мягкое небо, не снимаются. Отек слизистой ротоглотки выраженный. Тонзиллярные лимфоузлы до 4-5 см., плотные, болезненные. Отчетливо виден отек подкожной клетчатки до середины шеи справа и до ключицы - слева. Тоны сердца приглушены. Другой патологии не выявлено.

Задания:

1. Укажите, были ли изначально показания для госпитализации этого больного.

2. Поставьте клинический диагноз.

3. Обоснуйте диагноз

4. Назначьте полное обследование в отделении

5. Назначьте специфическое и этиотропное лечение этому больному.

Задача № 3.

У больного, проходящего лечение в инфекционном стационаре с диагнозом : Дифтерия ротоглотки токсическая III степени на 4 день лечения в стационаре получен высев токсигенных коринебактерий дифтерии "гравис". С 6-7 дня болезни состояние больного ухудшилось: появился субфебрилитет, периодически отмечается повторная рвота, вялость, бледность, значительно приглушены тоны сердца, тахикардия, Ps – 118, снижено АД 80/45 мм.рт.ст., расширена на 1,5см левая граница сердца, увеличены размеры печени.

Задания:

1. Поставьте окончательный клинический диагноз. 

2. Обоснуйте диагноз.

3. Назначьте дополнительное обследование и консультации.

4. Назначьте лечение.

Задача № 4.

Девочка 11 лет заболела остро с повышения температуры тела до 38,60 С, появления боли в горле при глотании. На 2-й день болезни госпитализирована с диагнозом: перитонзилярный абсцесс. Из анамнеза жизни известно, что девочка привита двукратно против дифтерии АДС-М анатоксином в возрасте до 1 года. В последующем имела отвод в связи с тем, что был диагностирован эписиндром. При поступлении: состояние тяжелое, вялая, бледная, адинамичная. Голос сдавленный. Изо рта приторно сладковатый запах. Кожные покровы чистые. Отмечается отек подкожной жировой клетчатки шеи до ключиц. Зев резко отечен, миндалины смыкаются по средней линии, отек распространяется на дужки и мягкое небо. На миндалинах с обеих сторон сероватые плотные налеты, распространившиеся на небо и заднюю стенку глотки. Тоны сердца приглушены. Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не пальпируются. Мало мочится. Симптом XII ребра (-).

Клинический анализ крови: Hb - 120 г/л, Эр - 3,50 х 1012/л, Лейк - 12,0х 109 /л; п/я-10%, с/я- 60%, л- 27%, м-3%, СОЭ- 15 мм/час.

Общий анализ мочи: цвет - темный, удельный вес - 1021, белок - 0,063г/л, глюкоза - нет, лейкоциты -10-15 в п/з, эритр. измененные- 5-7 в п/з.

Задания:

1. Поставьте клинический диагноз.

2. Проведите обоснование диагноза 

3. Каков патогенез развития отека в области ротоглотки и шейной клетчатки?

4. Какие лабораторные исследования Вы назначите для уточнения этиологии заболевания?

5. Назначьте лечение.  

Задача № 5.

Ребенок, 1 год, заболел 10 часов назад, когда повысилась температура до 39,5°, появился озноб, общее беспокойство, повторная рвота. Затем, через 4 часа температура стала снижаться, ребенок стал сонливый, адинамичный, бледный. Вызвана скорая помощь, госпитализирован в инфекционный стационар. При поступлении состояние крайне тяжелое. Температура 36,0°, кожные покровы бледные с серым колоритом, руки и ноги холодные, слизистые цианотичные. Множественная, геморрагически  – некротическая сыпь от точечной до 1,5 см в диаметре. Высыпание началось в момент транспортировки больного с лица и верхней части туловища, затем сыпь распространилась по всему телу и конечностям, появились высыпания на слизистых. Симптом "белого" пятна 14 сек., тахикардия -180 в мин. Тоны сердца приглушены, печень + 3см. АД – 70/50 мм.рт.ст. Мочится редко. Симптом Кернига под углом 130о, ригидность мышц затылка 2 см.

Задания:

1. Клинический диагноз.

2.  Обоснование диагноза.

3. План обследования для подтверждения диагноза.

4. Назначьте антибактериальное лечение и принципы патогенетической терапии.

5. Определите план противоэпидемических мероприятий в очаге.

Задача № 6.

Ребенок 3-х лет заболел остро с подъема температуры до 39,5°, общего беспокойства, возбуждения. Через 2-3 часа стал жаловаться на головную боль, появилась повторная рвота. При осмотре участковым педиатром отмечены сомнительные менингеальные знаки, гиперемия ротоглотки, тахикардия. Направлен на госпитализацию в инфекционный стационар. 

В приемном покое состояние расценено как тяжелое. Лежит с закрытыми глазами на боку, с подтянутыми к животу ногами, температура 39,5°, сохраняется повторная рвота. Отмечается ригидность мышц затылка, симптом Кернига под углом 110-120°. В анализе СМЖ: мутная, цитоз - 2000 клеток, 98% сегменты, 2% - лимфоциты, белок - 1600 мг/л, сахар 2,8 млмоль/л, реакция Панди - +++. На фоне проводимой терапии через 3 дня состояние улучшилось, температура нормализовалась, исчезла рвота и головная боль. Значительно

уменьшились менингеальные знаки. При проведении люмбальной пункции на 8 день болезни ликвор нормализовался. РЛА с ликвором - обнаружен менингококковый антиген.

Задания:

1. Поставьте клинический диагноз.

2. Приведите обоснование диагноза.

3. Назначьте обследование для подтверждения диагноза.

4. Назначьте этиотропную терапию, варианты стартовой антибактериальной терапии, принципы.

5. Дайте рекомендации по диспансерному наблюдению.

Задача № 7.

Ребенок, 1 год, заболел остро с повышения температуры до 39,5°, повторной рвоты, беспокойства. Отмечается судорожная готовность. Участковый педиатр при осмотре выявил умеренную гиперемию зева, одышку, высокую температуру. Заподозрил ОРВИ, ввел жаропонижающие средства, назначил лечение амбулаторно (противовирусную, симптоматическую терапию). Через 2 часа температура вновь повысилась до 39,5°, еще дважды повторилась рвота, ребенок стал еще более беспокоен. Наросла бледность кожных покровов, через 6 часов от начала болезни на лице мама заметила мелкую геморрагическую сыпь. Вызвана скорая помощь. Врач скорой помощи оценивает состояние  как тяжелое, ребенок вялый, адинамичный. Кожные покроввы с мраморным рисунком, руки и ноги холодные. А/Д 80\50 мм рт ст. Больного госпитализируют с диагнозом "грипп, тяжелая форма", на догоспитальном этапе введена литическая смесь. В отделении состояние больного оценивают как тяжелое. Температура 36,0°, заторможен, сонлив. Сыпь обильная, крупная, геморрагического характера, местами с некрозами на бледном фоне кожных покровов. Имеются высыпания на слизистой оболочке полости рта, конъюнктиве глаза. Руки и ноги холодные.Пульс 200 ударов в минуту. АД 50\30 мм рт ст., симптом "белого" пятна 12 сек. Ребенок не мочится. Выражена одышка. 

Задания:

1. Поставьте клинический диагноз.

2. Приведите обоснование диагноза.

3. Какие ошибки допущены участковым педиатром и врачом скорой помощи?

4. Какая неотложная помощь должна быть оказана на догоспитальном этапе?

5. Лечение в стационаре.

Задача № 8.

Вы— врач «Скорой помощи»  на вызове у ребенка 4-х месяцев. Сегодня внезапно утром у него повысилась температура до 39,0o С, стал беспокойным, отказывается от груди, на коже появилась сыпь. При осмотре: состояние тяжелое, вялый, окружающим не интересуется, температура 40,0o С, кожные покровы бледные, высыпания геморрагические, звездчатого характера, размером 3-5 мм., располагаются на ягодицах, бедрах, голенях, веках. Тахикардия. Приглушенность тонов сердца. При любом прикосновении ребенок беспокоится, плачет. Эпид. анамнез: у матери неделю назад был насморк, першило в горле.

Задания:

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи

Задача № 9.

Ребенок 3 лет, посещает детский сад, заболел остро, температура тела 39оС, рвота, жаловался на головную боль. На второй день мальчик потерял сознание, появились судороги, пена у рта. Доставлен в больницу машиной «Скорой помощи» с направляющим диагнозом ОРВИ, эпилепсия? Состояние очень тяжелое, кожа серого цвета, акроцианоз. На коже живота, груди, конечностей геморрагическая сыпь различной величины и формы. Ребенок сонлив. Температура тела 39оС. Артериальное давление 80/40 мм.рт.ст. В легких жесткое дыхание. Тоны сердца аритмичные, тенденция к брадикардии. Живот мягкий, печень +1см. Через 2 часа состояние ухудшилось. Лежит в вынужденной позе с запрокинутой головой, стонет, увеличилось количество геморрагических элементов на коже, некоторые из них с некрозом в центре. Многократная рвота. Пульс частый, слабый. Зрачки умеренно расширены, реакция на свет вялая.

В клиническом анализе крови Нb-104 г/л, эритроциты 3,6 х 1012/л, тромбоциты 185 х109/л, лейкоциты 17,0 х10 9/л, миелоциты 1%, метамиелоциты 1%, пал 27%, сегм 51%, эоз 2%, лимф 10%, м 8%, СОЭ –25 мм/час.

Ликворограмма: цвет – мутный, опалесцирует, цитоз – 1003/3, белок- 0,420 г/л, лимфоциты – 15%, нейтрофилы – 85%.

Задания:

1. Поставьте клинический диагноз.

2. Какие симптомы заболевания могут быть выявлены при осмотре?

3. Каких специалистов следует пригласить на консультацию?

4. Какие лабораторные исследования могут подтвердить клинический диагноз?

5. Какие лечебные мероприятия должны быть проведены на догоспитальном и госпиталь-

ном этапах?

6. Противоэпидемические мероприятия в очаге.

7. Существует ли специфическая профилактика данного заболевания?

Задача № 10.

Девочка 11 лет, заболевание началось с повышения температуры до 38,6°С. Появилась боль при глотании. На второй день болезни госпитализирована с диагнозом: перетонзилярный абсцесс. Девочка привита двукратно против дифтерии - АДС-М анатоксином в возрасте до 1 года. В последующем имела отвод. При поступлении: состояние тяжелое, голос сдавленный, изо рта приторносладковатый запах. Кожные покровы чистые. Отек клетчатки шеи до второй шейной складки с обеих сторон. Зев резко отечен, миндалины смыкаются по средней линии, отек распространяется на дужки и мягкое небо. На миндалинах с обеих сторон сероватые плотные налеты, распространившиеся на небо и заднюю стенку глотки. Тоны сердца приглушены. Мало мочится.

Общий анализ крови: НЬ - 120г/л, Ег - 3,5x1012/л, 1е - 12,х109/л, п/я - 10% с/я - 60%, л - 27%, м - 3%, СОЭ -15 мм/час

Общий анализ мочи: цвет - соломенно-желтый, относительная плотность - 1017, белок-0,033‰.

Задания:

1. Поставьте клинический диагноз

2. Согласны ли вы с диагнозом участкового врача?

3. Чем обусловлена плотность налетов в ротоглотке?

4. Причина снижения диуреза больной?

5. Назначьте лечение

Темы рефератов для самостоятельной работы:

  1. Гнойные менингиты у детей. Клиническая картина гнойного менингококкового менингита: симптомы и клинические проявления. Характерная поза больного. Лабораторные микробиологические исследования, необходимые для диагностики. Меры комплексного лечения и профилактика данного заболевания.
  2. Серозные менингиты у детей. Описание различных видов серозных менингитов - нейроинфекций, характеризующихся острым развитием гипертензионно-гидроцефального и менингеального синдромов с серозными воспалительными процессами в оболочках мозга. Клинические проявления заболеваний.
  3. Синдром Уоттерхауса-Фридериксена: этиология, клиника, лечение.

Основная литература:

  1. Инфекционные болезни у детей / под ред. Тимченко В.Н.- СПБ: 2010
  2. Инфекционные болезни у детей//под ред.Э.Н.Симованьян.-2-е изд., доп.и перер. –Ростов н/Д:Феникс, 2011.-767 с.

3. Пахотина В.А., Углева Т.Н. «Эпидемиологическая характеристика инфекционного процесса» /Учебно-методическое. ХМГМА. – Ханты-Мансийск, 2014г. – 166 с.

4. Углева Т.Н., Трегуб Н.В. Методика сбора анамнеза и объективного исследования ребенка. Схема учебной истории болезни. Учебное пособие. Ханты-Мансийск: ХМГМА, 2014 - 95с.

Дополнительная литература:

1. Атлас детских инфекционных заболеваний /ред. К. Дж. Бэйкер; пер. с англ. ред. В. Ф. Учайкин - М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2009. - 496 с.: ил.

  1. Инфекционные болезни у детей. Под ред. В.Ф. Учайкина, Н.И. Нисевич, О.В. Шамшевой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013: 687 с.
  2. Приказ МЗ  РФ от 21.03. 2014 г. № 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
  3.  Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным дифтерией. ФГБУ НИИДИ ФМБА России, СПб, 2015 г. http://niidi.ru/dotAsset/0b756a6a-e31a-4962-a44a-840e5afcc74e.pdf.

4. Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям        больным менингококковой инфекцией. ФГБУ НИИДИ ФМБА России, СПб, 2015 г.        http://niidi.ru/dotAsset/e3e1899f-a522-4aa4-acd2-f28dedca3bc0.pdf.

5. Karen J. Marcdante, MD, Robert M. Kliegman, MD. Nelson Essentials of Pediatrics. 7 th    Edition, 2015. https:// www.clinicalkey.com/#!/browse/book/3-s2.0-C20110078687.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 355.