МАКРОЭКОНОМИКА. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. НАКОПЛЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ – 2 часа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С данной темы курса начинается изучение основных проблем макроэкономики и показателей её развития. В современном мире статистические службы разных стран широко используют методику расчётов, рекомендуемую статистической службой ООН. Важной проблемой, рассматриваемой в данной теме, является также проблемы экономического роста и экономического развития, типы экономического роста и его основных моделей.

Вопросы темы.

1. Макроэкономика, её содержание и основные проблемы.

2. Основные макроэкономические показатели. Национальный доход. ВВП и ВНП.

3. Экономический рост и экономическое развитие. Типы и факторы экономического роста. Концепции экономического роста.

Темы рефератов.

1. Актуальные проблемы экономического роста современной России.

2. Проблемы структурной перестройки российской экономики.

Основная литература.

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория /Е.Ф. Борисов – М: Юрайт, 2002. – С. 269 – 281.

2. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник – М.: Юрист, 2000. – С. 495 – 515.

3. Курс экономической теории. Учебник / [Под ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А.] – Киров: АСА, 2001. – С.320 – 332, 557 – 580.

4. Общая экономическая теория: учеб. пособие /[Под ред. И.Т. Корогодина] –Воронеж: изд. Воронеж. гос. ун- та , 2003. – С. 193 – 203.

5. Экономическая теория: учебник для вузов /[Под ред. В. И. Видяпина, А.И, Добрынина,  Г. П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича] – М.: Инфра 2003. – С. 358 – 362, 385 – 392, 438 – 460.

6. Экономическая теория. Учебник для вузов / [Под ред. Д. А. Мещерякова] – Воронеж: НК, 2005. – С. 224 - 244.

Дополнительная литература.

1. Амосов А. Результативны ли иностранные инвестиции?/А. Амосов // Экономист. – 2007. - №1. – С.29 – 36.

2. Кондратьев В. Проблемы повышения эффективности российской экономики /В. Кондратьев, Ю. Куренков// Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - №12. – С. 34 – 48.

3. Иванов Ю. О глобальном международном сопоставлении ВВП по 146 странам. /Ю. Иванов // Вопросы экономики. – 2008. - №5. – С. 22 – 35.

4. Оболенский В. Россия на пути к инновационному развитию /В. Оболенский// Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - №9. – С. 31 – 40.

5. Павлов К. Инновации интенсивного и экстенсивного типа /К. Павлов// Экономист. – 2009. - №7. – С. 43 – 48.

6. Симагина О. Вопросы качества экономического развития /О. Симагин // Экономист. – 2007. - №2. – С. 29 – 37.

7. Сухарев О. К формуле эффективного развития России /О. Сухарев// Экономист. – 2009. - №7. – С. 20 – 27.

8. Четвертакова В. Экономический рост и развитие /В. Четвертакова, И. Четвертаков // Экономист. – 2008. - №11. – С. 35 – 38.

 

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию.

Изучение первого вопроса начните с определения макроэкономики, как науки изучающей экономические проблемы в масштабе общества в целом. Укажите, что предметом макроэкономики выступает механизм функционирования всего народного хозяйства безотносительно специфики его отраслей, а также факторы, определяющие изменения этого механизма в краткосрочной и долгосрочной перспективе и способы воздействия государства на течение экономических процессов. Покажите, что микро и макро – экономика не противостоят друг другу, а взаимодействуют, дополняя друг друга, так как полные и объективные знания о механизме функционирования национальной экономики можно получить только опираясь на выводы и исследования, как в области микро, так и макроэкономики.

Во втором вопросе дайте понятие системы национальных счетов (СНС), которая представляет собой совокупность макроэкономических показателей, характеризующих основные экономические процессы, условия и результаты развития национальной экономики. Современная система национальной экономики содержит счета и показатели, с помощью которых учитываются все потоки товаров, услуг, доходов, активы и пассивы фирм, все аспекты их хозяйственной деятельности. Они рекомендованы статистической службой ООН в качестве международного стандарта национального счетоводства. Важнейшими показателями СНС являются: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД).

Разберитесь с этими понятиями более основательно.

ВВП – это сумма стоимостей всех конечных товаров и услуг, произведённых в стране за год.

ВНП – это сумма стоимостей всех конечных товаров и услуг, созданных за год национальными производителями как у себя в стране, так и за рубежом. Выясните различия между ними: ВВП учитывает результаты деятельности на территории данной страны, как отечественных производителей, так и резидентов, а ВНП учитывает продукцию и услуги, которые созданы только национальными производителями, независимо от страны производства. Поясните эти различия на конкретных примерах. Рассмотрите виды ВВП: номинальный и реальный. Уясните различия между ними.

Познакомьтесь с такими показателями макроэкономики как национальный доход (НД).

Национальный доход рассчитывается путём вычитания из ЧНП косвенных налогов. Он определяется как совокупный доход всего населения страны за определённый период времени.

Обратите внимание, что в нашей статистике НД – это чистая продукция одних лишь отраслей материального производства, а в системе национальных счетов – всех отраслей, в том числе непроизводственной сферы. Раскройте содержание процессов распределения, перераспределения и использования НД. Определите использованный НД как произведенный НД за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении т. д. Укажите, что в России НД подразделяется на два фонда: фонд потребления, это та часть НД, которая используется для удовлетворения личных потребностей населения, а также на содержание организаций и учреждений непроизводственной сферы и фонд накопления, эта часть НД, используемая на расширение производства.

Рассмотрите факторы, от которых зависит потребление и сбережения и укажите, что сбережения населения являются источником инвестирования производства.

В третьем вопросе определите накопления, как процесс превращения части полученной прибыли в дополнительные факторы производства. Укажите, что в современной экономической теории понятие «накопление» постепенно вытесняется понятиями «концентрация» и «объединение». Это объясняется тем, что структура современной экономики подчиняется воздействию двух тенденций: одна из них – это тенденция к концентрации, которая воплощается в создании крупных производственных единиц, другая тенденция к объединению, находящая свое выражение в разнообразных соглашениях между предприятиями. Соответственно различают техническую концентрацию, которая означает действительный прирост основного и оборотного капитала и финансовую концентрацию, проявляющуюся в создании финансово – промышленных групп, осуществляющих контроль над большим числом предприятий или сфер деятельности.

Подумайте, почему, несмотря на то, что вопрос о накоплении решается на уровне предприятий, центром принятия решений в области накопления является государство.

Установите взаимосвязь между накоплением и инвестиционной деятельностью и выделите основные источники инвестиций. Это собственные финансовые ресурсы предприятий; заёмные финансовые ресурсы, привлечённые финансовые ресурсы (средства от продажи акций, паевые взносы членов трудового коллектива, граждан и юридических лиц), иностранные инвестиции, средства внебюджетных фондов. По характеру использования инвестиции бывают:

прямые – это непосредственное вложение средств в производство, и косвенные или портфельные инвестиции – это вложения в ценные бумаги или имущественные ценности;

По источникам инвестирования: внутренние, источником которых являются сбережения населения и внешние: прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, иностранные кредиты, займы.

По срокам инвестиционной деятельности: на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

По уровню инвестиционного риска: безрисковые, низкорисковые, среденрисковые, высокорисковые, спекулятивные.

Особо выделите такой вид инвестиций, как инвестиции в человеческий капитал это: вложения в образование, здравоохранение, в доступность информации. Подумайте, почему в развитых странах этот вид инвестиций считается одним из наиболее эффективных.

Определите экономический рост, как увеличение годового объёма ВВП и НД, совершенствование технологической структуры производства, рост социальной базы потребления, уровня и качества жизни, экономической мощи государства.

Разберитесь с понятиями темпы роста и качество роста. При характеристике качества экономического роста отметьте особую значимость его социальной ориентации, стремление к достижению чётких социально – значимых целей, затрагивающих интересы всех граждан. Характеризуя темпы экономического роста укажите, что бывают ситуации, когда высокие темпы экономического роста не вызывают соответствующее развитие, и наоборот, при невысоких темпах может наблюдаться значительное экономическое развитие, что позволило экономистам выдвинуть дилемму «экономический рост без развития» и «экономическое развитие без экономического роста». Объясните, почему в слаборазвитой экономике высокие темпы экономического роста не приводят к значительному экономическому развитию, напротив, в высокоразвитых странах небольшие темпы роста создают стимул для быстрого развития экономики.

Далее изучите типы экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Основные понятия и категории.

Макроэкономика, макроэкономический кругооборот, система национальных счетов, валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, конечный продукт, промежуточный продукт, добавленная стоимость, расчёт валового внутреннего продукта по доходам, расчёт валового внутреннего продукта по расходам.

Номинальный, реальный ВВП, индекс потребительских цен, дефлятор ВВП, потребительская корзина, рыночная корзина, потенциальный ВВП, чистый национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход, потребление, сбережения.

Накопление, концентрация, объединение капитала, норма накопления, факторы накопления, инвестиции, прямые инвестиции, портфельные инвестиции структурная политика, инвестиционная политика, экономический рост, экономическое развитие, качество экономического роста, экстенсивный экономический рост, интенсивный экономический рост, факторы экономического роста, показатели экономического роста, модель экономического роста Чарльза Кобба и Пола Дугласа, «Остаток Солоу». Модель роста Харрода – Домара.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что является предметом макроэкономики?

2. Чем отличается функциональная структура экономики развитых стран и переходной экономики России?

3. Что такое система национальных счетов и какова необходимость её появления?

4. В чём различия между ВВП и ВНП?

5. Что такое номинальный и реальный ВВП?

6. Что такое национальный доход?

7. Для чего необходимо перераспределение НД?

8. Что такое инвестиции и по каким признакам они классифицируются?

9. Что такое прямые и портфельные инвестиции?

10. Что такое экономический рост?

11. Какова взаимосвязь понятий «экономический рост» и «экономическое развитие»?

12. В чём отличия экстенсивного типа экономического роста от интенсивного?

13. Почему в современных условиях инновации являются основным источником экономического роста?

14. Какое место среди факторов экономического роста занимает человеческий фактор?

Дата: 2018-12-28, просмотров: 208.