Вопросы темы.
1. Производство; материально-техническая и социально-экономическая стороны производства. Цели производства.
2. Потребности, сущность, формы, этапы развития. Экономические блага, их классификация.
3. Экономические ресурсы и факторы производства.
4. Центральная проблема общественного производства Производственные возможности и экономический выбор.
Темы рефератов
1. Природные ресурсы России и проблемы их эффективного использования
2. Роль человеческого фактора в развитии общественного производства.
3. Формирование и использование интеллектуальных ресурсов.
4. Производительность труда – главный фактор роста экономики.
Основная литература.
1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов-М: Юрайт, 2002. - С 7 – 29, 79 – 81.
2. Курс экономической теории. Учебник для вузов / [Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой]. – Киров: АСА, 2001.— С 48-63.
3. Общая экономическая теория: учеб. пособие /[Под ред. И.Т. Корогодина] – Воронеж: изд-во Воронеж. гос. ун - та, 2003 - С 63-80.
4. Экономическая теория. Учебник / [Под ред. В. И. Видяпина,А.И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича] – М.: Инфра, 2003. –С. 43 – 56.
5. Экономическая теория. Учебник для вузов / [Под ред. В. Д. Камаева] – М.: Владос, 2000. – С. 24 – 36.
Дополнительная литература.
1. Иванов Л. Сырьевой рост на исходе?/ Л. Иванов// Экономист. – 2008. - №10. – С. 3 – 13.
2. Июдина Е. Об использовании природных ресурсов в России /Е. Июдина // Общество и экономика. – 2008. - №3 – 4. – С. 241 – 251.
3. Кондратьев В. Проблемы повышения эффективности российской экономики /В. Кондратьев, Ю. Куренков// Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - №12. – С. 34 – 44.
4. Кофтун С. Формирование и использование интеллектуальных ресурсов/ С. Кофтун // Экономист. – 2009. - №10. – С. 18 – 24.
5. Корняков В. Производительность труда: критические темпы роста / В. Корняков// Экономист. – 2008. - №11. – С. 50 – 59.
6. Ускова Т. Производительность труда – главный фактор роста экономики /Т. Ускова// Экономист. - 2009. - № 10. – С. 10 – 17.
7. Фетисов Г. Альтернатива сырьевой модели развития российской экономики /Г. Фетисов// Российский экономический журнал. – 2007. - №9 – 10. С. 3 – 16.
8. Чернявский И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса /И. Чернявский// Экономист. – 2007. - №8. – С. 45 – 49.
Методические указания по подготовке к семинарскому занятию.
При изучении первого вопроса уясните сущность производства, его вещественную и общественную стороны.
Рассмотрите процесс труда, как материальную основу общественного производства, его функцию по преобразованию веществ природы в жизненные блага. Охарактеризуйте общественную сторону производства, которая представлена теми отношениями в которые вступают люди в процессе создания жизненных благ. Изучите структуру производства, её деление на материальное и нематериальное производство, определите место сферы услуг в структуре современного производства.
Критериями отнесения здравоохранения к сфере нематериального производства могут служить:
1) социальная направленность услуг (цель предоставления услуг – удовлетворение социальной потребности человека;
2) совпадение во времени производства и потребления услуг (потребитель может оценить полезность и качество услуги только после ее получения);
3) связь услуги с ее производителем, так как в процессе предоставления услуги происходит личный контакт потребителя и производителя
Определите и раскройте целевую функцию производства, укажите на взаимосвязь между конечной и непосредственной целью производства.
При изучении второго вопроса исходите из того, что современная экономическая наука считает потребности людей безграничными, причём они постоянно растут и развиваются и это является стимулом для развития производства, побуждает его к совершенствованию структуры и повышению эффективности.
Проанализируйте систему потребностей, их деление по жизненной значимости на первичные и вторичные,
по характеру потребления на личные и производственные,
по объекту потребления- на материальные, духовные и социальные,
по субъекту потребления- индивидуальные, коллективные и общественные.
Покажите действие закона возвышающихся потребностей и его роль в развитии общественного производства, обратите внимание на то, что этот закон не является абсолютным экономическим законом. Он действует, как тенденция, которая определяет общую направленность социально- экономического развития. Эта тенденция в наибольшей степени проявляется, когда неуклонно растёт валовый внутренний продукт в расчёте на душу населения, а, следовательно, увеличиваются личные доходы и потребление жителей страны.
Изучите пирамиду личных потребностей и закономерности её построения. Рассмотрите факторы, определяющие уровень развития и степень удовлетворения потребностей. Выделите такие факторы, как:
- степень развитости разделения труда, позволяющая увеличивать разнообразие материальных благ, что повышает уровень потребления и потребности;
- денежные доходы населения, определяющие объём спроса на те или иные продукты и услуги;
- уровень материальной и духовной культуры общества.
Немецкий статистик 19в. Э. Энгель установил закономерную связь между денежными доходами населения и структурой потребления. Смысл этого закона состоит в том, что чем выше качество жизни людей, тем меньше их платежеспособный спрос на продовольственные товары. В этом случае, возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем росте доходов на высококачественные товары и услуги длительного пользования. Подумайте над тем, какие практические выводы могут извлечь производители товаров и услуг из знания закона Энгеля?
Далее рассмотрите понятие жизненных благ, как средств для удовлетворения потребностей. Изучите классификацию благ, которая также как и классификация потребностей, отличается значительным многообразием. Это экономические и неэкономические блага, потребительские и производственные, частные и общественные.
Подчеркните что эта классификация благ отражает реалии в развитии экономики последней трети 20-го века. Это прежде всего, развитие в экономике государственного сектора, в котором создаются общественные блага. На них не распространяется принцип исключения т.е. невозможно отстранить людей от использования данного вида благ. Это дороги, каналы, парки, национальная оборона, фундаментальная наука. В составе благ также возрастают блага нематериального характера, что связано с возрастанием роли нематериальной сферы и сферы услуг.
Рассмотрите взаимозаменяемые блага, которые характеризуются тем что удовлетворяют потребности за счёт друг друга. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами. Отметьте, что взаимозаменяемость бывает абсолютной, когда одно благо полностью заменяет другое, например, белые и красные розы, и относительной, например кофе и чай. Взаимодополняемые блага, это блага, которые используются только в комплексе друг с другом. Их называют комплиментарными товарами. Например, лыжи и крепления к ним.
Изучение третьего вопроса следует начать с выяснения возможностей общественного производства, которые определяются его ресурсным потенциалом.
Выделите и охарактеризуйте такие типы ресурсов, как природные ресурсы, включающие землю, лес, воду, полезные ископаемые, энергоносители, которые разведаны, задействованы или могут быть использованы в процессе производства;
- материальные ресурсы, включающие машины, оборудование, здания, сооружения, готовое сырьё и материалы.
- людские ресурсы, состоящие из труда наёмных работников и предпринимательских способностей.
- информационные ресурсы, включающие информацию и средства обеспечивающие её получение, а также её передачу, переработку и потребление;
Особый ресурс, который способствует обеспечению национальной безопасности – это общественное здоровье как медико-социальный ресурс и потенциал общества.
Акцентируйте внимание на ограниченности (редкости) ресурсов. Раскройте понятие абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Рассмотрите причины такого характера ресурсов, как природная ограниченность ресурсов, не эластичность многих видов ресурсов, существование эколого-ресурсной базы, ограничивающей возможности расширения добычи ресурсов. Отметьте, что экономические ресурсы, вовлечённые в производство, превращаются в факторы производства. Ресурсы становятся факторами тогда, когда они непосредственно соединяются между собой, так как только при соединении рабочей силы человека с природными и материальными ресурсами возможны процесс труда и процесс производства.
Существует много вариантов формулировок того, что следует называть здоровьем. Первую попытку выработать такое определение еще в IV в. до н.э. предпринял Аристотель – врач по образованию, один из крупнейших древнегреческих философов-энциклопедистов, считающийся «отцом экономической науки», который отмечал терминологическую неоднозначность здоровья, когда писал, что человек может быть здоровым в целом и здоровым одной из частей своего организма. Формулировка, разработанная ВОЗ, гласит, что под здоровьем понимается состояние полного благополучия человека, связанное с его плодотворным участием в различных видах деятельности.
Характеризуя землю, как фактор производства, отметьте, что она одновременно выступает и в качестве средства труда при выращивании сельскохозяйственных продуктов и в качестве предмета труда, так как в ней содержатся все необходимые для человека вещества, которые можно преобразовывать в предметы потребления.
Рассмотрите взаимодействие факторов производства, выделив вещественные и личные факторы. Покажите ведущую роль личного фактора в развитии общественного производства.
Приступая к изучению четвертого вопроса, обозначьте центральную проблему производства, вытекающую из ограниченности ресурсов. Она заключается в решении взаимосвязанных задач: что и сколько производить, как производить и для кого производить.
Обозначьте проблему экономического выбора, которая заключается в том, что, поскольку при ограниченных ресурсах нельзя произвести всё, что хотелось бы, приходится выбирать производство одних продуктов за счёт отказа от других, или производить разные продукты в допустимых пропорциях.
Ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Для иллюстрации альтернативности воспользуйтесь традиционным примером, показывающим выбор общества между военным и гражданским производством. Например, необходимо произвести два вида товаров: автомобили и пушки. Рассмотрите альтернативные возможности производства этих двух видов товаров (Таблица 1).
Таблица 1
Производственные альтернативы.
Продукт | А | Б | В | Г | Д | Е |
Автомобили тыс. штук | 15 | 14 | 12 | 9 | 5 | 0 |
Пушки тыс. штук | 0 | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 |
Следует обратить внимание на то, что при максимальном уровне производственных возможностей общество окажется не в состоянии одновременно увеличивать военное и гражданское производство. Поэтому, кривую, изображённую графически называют границей производственных возможностей. Объясните, что все точки, лежащие на кривой производственных возможностей показывают возможные варианты производства, в нашем примере автомобилей и пушек между тем как точки, лежащие вне кривой, свидетельствуют о невозможных, либо неэффективных вариантах производства.
Основные понятия и категории.
Общественное производство, его целевая функция, материальное производство, непроизводственная сфера, материально-техническая и социально-экономическая стороны производства, потребности, виды потребностей, структура потребностей, концепция безграничных потребностей, закон возвышающихся потребностей, пирамида личных потребностей, закон Э. Энгеля, блага, экономические, неэкономические блага, частные блага, общественные блага.
Экономические ресурсы, труд, капитал, земля, предпринимательство, факторы производства, вещественные и личные факторы производства, концепция ограниченности природных ресурсов, вмененные издержки, закон роста вмененных издержек, эффективность производства, показатели технико-экономической эффективности, социально-экономическая эффективность, воспроизводство, простое, расширенное воспроизводство.
Вопросы для самоконтроля.
1.Что такое общественное производство и каковы его основные цели?
2. Что такое потребность? Дайте классификацию потребностей.
3.Что такое разумные потребности и можно ли их сформировать?
4.В чём сущность закона Э. Энгеля?
5. Покажите взаимосвязь структуры производства и структуры потребностей.
6. Охарактеризуйте структуру постиндустриального производства
7. Что такое блага и чем они отличаются от потребностей?
8. Приведите примеры товаров-субститутов и товаров-комплиментов.
9. Что такое экономические ресурсы и какова их структура?
10. Что вы понимаете под ограниченностью ресурсов?
11. Что такое факторы производства?
12. Охарактеризуйте вещественные и личные факторы производств
13. В чём состоит центральная проблема производства?
14. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического роста современной России?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.