ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ– 2 ЧАСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы темы.

1. Предмет экономической теории и её основные функции.

2. Методы исследования экономических процессов.

3. Система экономических отношений.

4. Экономические законы.

 

Темы рефератов.

1. Развитие экономической теории в России.

2. Экономическая теория – основы экономической политики.

3. Этапы становления и развития экономической теории.

 

Основная литература.

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория /Е.Ф. Борисов – М.: Юрайт, 2002.- С 27 - 43.

2. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник – М.: Юрист,  2000. – С. 5 – 63.

3. Общая экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. И.Т. Корогодина – Воронеж:  изд. Воронеж. гос. ун - та, 2003. - С. 9-36.

4.  Экономическая теория. Учебник /Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича – М.: Инфра, 2003. - С. 11-32, 695 – 704.

Дополнительная литература.

1. Абалкин Л. Экономическая политика и её ответственность за развитие науки (метрологические размышления) /Л. Абалкин // Экономист. - 2004. - №5. – С. 3 – 8.

2. Дзарасов С. Какая экономическая теория нам нужна? /Дзарасов С. // Экономист. – 2005. - №2. – С. 3 – 16.

3. История экономических учений / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой] – М: Инфра –М, 2001. – С. 440 – 478, 481 – 507.

4. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики – М: Наука, 1991. – 286с.

5. Сутырин С. Ф. История экономических учений/ С. Ф. Сутырин, М. В. Шишкин, Г. В. Борисов – М: ЭКСМО,  2010.- С. 228 – 237, 267- 284, 320 – 326.

6. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избр. тр. – М: Финансы и статистика, 1991. – 430с.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию.

Изучение первого вопроса начните с выяснения предмета экономической теории. Обратите внимание на то, что в разных учебниках по экономической теории даётся разное определение предмета экономической теории. Познакомившись с рядом определений, выделите наиболее распространённое и общепризнанное. Это определение экономической теории, как науки, изучающей экономические отношения между людьми, их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Обратите внимание на разницу понятий «экономика» и «экономическая теория». Экономика- это совокупность отраслей и видов человеческой деятельности, создающей материальные и нематериальные блага и услуги в целях удовлетворения потребностей общества. Являясь материальной основой функционирования отношений, возникающих между людьми в процессе их деятельности, экономика является объектом изучения экономической теории. Покажите разные уровни развития экономики – уровень микро и макроэкономики, выявите их взаимосвязь, а также специфику проблем, решаемых на каждом уровне.

Отметьте, что экономическая теория выполняет следующие функции: познавательную, методологическую, практическую и прогнозно-прогматическую. Изучите содержание каждой функции, выявите связь между экономической теорией и экономической политикой. Покажите, что овладение экономической теорией является необходимым условием формирования эффективной экономической политики.

Изучение второго вопроса начните с изучения общенаучного диалектического метода исследования, согласно которому экономические процессы рассматриваются в постоянном движении, развитии, во взаимосвязи и взаимозависимости. Составной частью этого метода является метод научной абстракции. В процессе научного познания. Экономист абстрагируется и отвлекается от случайного, несущественного, в объекте исследования, акцентируя внимание на устойчивое существенное, повторяющееся, что позволяет выработать экономические категории, отражающие наиболее существенные стороны явления. Примерами экономических категорий являются товар, стоимость, цена, деньги, спрос, предложение, предельная полезность, конкуренция и др.

Охарактеризуйте такие методы исследования, как метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, нормативный и позитивный метод, сочетание исторического и логического в экономических исследованиях, а также метод предельного анализа и анализ общественной практики.       

В современных условиях особую важность представляет вопрос об использовании в экономике математических методов анализа.

Покажите возможности применения в экономике экспериментального метода, подчеркнув, что проведение экономических экспериментов требует большой осторожности, поскольку касаются жизни и благосостояния людей.       

Изучение третьего вопроса начните с выяснения основных категорий общественного производства - производительных сил и производственных отношений. Рассмотрите структуру производительных сил и содержание составляющих их элементов. Производительные силы характеризуют производство с технической стороны, именно их развитие является критерием и показателем общественного прогресса. Всякий вид производства как сознательной, целенаправленной деятельности имеет свой предмет воздействия. Для сферы производства материальных благ в качестве предмета труда выступают вещества и объекты природы, включая сырье, полуфабрикаты, вторичное сырье и т.п. Для сферы производства услуг ситуация с исследованием предметов труда выглядит несколько более сложной. Каждый живущий человек (и даже еще не появившийся на свет или уже завершивший свою жизнь) – это предмет профессиональных производственных усилий медицинского, лечебно-профилактического характера, которые осуществляются в конкретных общественно-исторических формах труда.

Средства труда – это все то, что помещается между индивидуумом (врачом) и предметом воздействия (пациентом). Сюда относятся орудия труда, а также все средства труда, которые имеют емкость, служат для транспортных и коммуникационных целей.

Одни и те же средства могут применяться для разных видов производства. Давно прошли времена, когда в саквояже врача находились лишь простейшие ручные инструменты и другие средства воздействия на больного (арсенал лечебного труда). Современное здравоохранение располагает следующими основными группами средств, которые обеспечивают предоставление медицинских услуг на уровне требований сегодняшнего дня:

1) разнообразное оборудование более общего и более специального характера, весь медицинский инструмент и вся техника от стандартной до инновационной;

2) транспортные средства, включая радиоэлектронные и компьютерные устройства;

3) лекарственные препараты готовых и рецептурных форм и различные способы воздействия на пациента;

4) средства ухода за больными, начиная от больничных коек и завершая перевязочным материалом, гигиеническими средствами, одеждой и продуктами питания для больных.

5) средства, создающие приемлемые условия труда врачей и других категорий медицинского персонала.

При соединении объекта труда и средства труда в здравоохранении может начаться процесс производства медицинской услуги, направленный на достижение поставленной цели – получение результата труда в форме полезного эффекта охраны и укрепления здоровья. 

 Рассматривая производительные силы, как отношение человека к природе, покажите, что взаимодействуя с природой, люди одновременно вступают в отношения друг с другом. Определённые связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания, вступают люди в ходе развития общественного производства. Называются экономическими или производственными отношениями. Они представляют собой общественную форму производства, посредством которой происходит присвоение людьми средств производства и произведённого продукта.

Изучение четвёртого вопроса начните с понимания того, что экономическая теория изучает экономические законы, которые выражают прочные, устойчивые, постоянно повторяющиеся связи между процессами и явлениями экономической жизни. Например, закон непрерывного роста производительности труда, закон возвышающихся потребностей, закон денежного обращения. Подчеркните объективный характер экономических законов, их независимость от воли и желания экономических агентов. Охарактеризуйте систему экономических законов, их деление на общие и специфические, покажите разницу между механизмом действия и механизмом использования экономических законов. Докажите, что экономическому субъекту обеспечена выгода, если он действует с учётом требований экономических законов.       

В заключение четвёртого вопроса дайте более полное определение предмета экономической теории, как науки изучающей систему производственных отношений, т.е. отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ в их связи с производительными силами и соответствующую этим отношениям систему экономических законов.       

Основные понятия и  категории

Экономика, экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, экономическая политика, диалектический метод познания, метод научной абстракции, анализ, синтез, индукция, дедукция, метод математического анализа, экономический эксперимент, производительные силы, производственные отношения, экономические законы,

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «экономика»?

2. Что является предметом изучения экономической теории?

3. Какое значение имеет экономическая теория для практики?

4. В чем состоит прогнозно-прагматическая функция экономической теории?

5. Чем обусловлена объективность производственных отношений?

6. Что такое экономические законы?

7. Покажите единство и различие экономических законов и законов природы.

8. Чем отличается механизм действия и механизм использования экономических законов?

9. Кто является основоположником классической политической экономии?

Дата: 2018-12-28, просмотров: 201.