КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ – 2 ЧАСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данной теме рассматривается теория конкуренции, а также механизм рынка совершенной и несовершенной конкуренции, анализируется взаимосвязь издержек производства и отраслевого предложения фирм на совершенно конкурентном рынке. Что касается несовершенной конкуренции, то здесь рассматриваются три модели этого рынка: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Вопросы темы.

1. Сущность конкуренции и её основные функции. Конкурентная стратегия и тактика. Формы и методы конкурентной борьбы.

2. Монополия, её сущность и формы. Влияние монополий на экономику. Олигополия.

3. Антимонопольная политика государства.

Темы рефератов.

1. Проблемы конкурентоспособности  российской экономики.

2. Естественные монополии и проблемы их правового регулирования.

Основная литература.

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория / Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт, 2002. – С. 116 – 131, 198 – 217.

2. Курс экономической теории. Учебник. / [Под ред. Чепурина М. Н. Киселевой Е. А. ]. – Киров: АСА, – 2001. – С. 115 – 175.

3. Общая экономическая теория. Учеб. пособие / [Под ред. И. Т. Корогодина]. –Воронеж: Изд. – во Воронеж гос. ун-та, 2003. – С. 132 – 141.

4. Экономическая теория. Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Камаева. – М: Владос, 2000. – С. 191 – 210, 211 – 230.

5. Экономическая теория. Учебник для вузов / [Под ред. Д. А. Мещерякова] – Воронеж: НК, 2005. – С. 70 - 86.

Дополнительная литература.

1.  Галица И. Конкуренция в условиях глобализации: новые аспекты /И. Галица// общество и экономика.- 2009 - №1. - С. 40- 46.

2. Курнашова И. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации /И. Курнашова, С. Лыков, А. Идрисов // Экономист. – 2008. - №9. – С.39 – 47.

3. Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития /Р. Кучуков, Савка А// Экономист. – 2008.  -№8. – С.25 – 37.

4. Матвеев Н. О правовом регулировании естественных монополий /Н. Матвеев// общество и экономика.- 2007 - №1. - С. 102 - 115.

5. Тикин В. Как связаны друг с другом равновесие и конкуренция /В. Тикин// Экономист. – 2007. - №3. – С.49 – 58.

6. Шаститко А. Конкурентная политика в период кризиса /А. Шаститко, С. Авдашева, С. Голованова// Вопросы экономики. - 2009. - №3. – С. 54 – 69.

Методические указания по подготовки семинарскому занятию

Изучения первого вопроса следует начать с выяснения сущности конкуренции. Конкуренция (лат. сoncurro - сталкиваюсь) – это соперничество между участниками рыночного хозяйствования за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Рассмотрите три стороны конкуренции:

Конкуренция среди продавцов;

Конкуренция среди покупателей;

Конкуренция между продавцами и покупателями.

Подчеркните, что развитие конкуренции между этими субъектами благотворно сказывается на состоянии экономики и подтвердите это примерами.

Для выяснения роли конкуренции в рыночной экономике следует изучить её основные функции:

Регулирующая: регулирует производство товаров, воздействуя на предложение.

Аллокационная: размещает ресурсы и товары там, где они обеспечивают максимальную отдачу.

Инновационная: способствует внедрению новой техники и технологии, снижая издержки и повышая эффективность производства.

Адаптационная: побуждает предпринимателей приспосабливать структуру производства к меняющимся запросам потребителей.

Распределительная: распределяет производственный продукт и доходы от его реализации по степени дефицитности производственных факторов.

Контролирующая: контролирует рыночную среду, препятствуя занятием кем-либо монопольного положения на рынке.

Социальная: обеспечивает творческую среду в сфере экономического созидания, формирует боевой дух и предприимчивый образ мышления.

Подчеркните, что рынок и конкуренция в значительной степени синонимы, одно без другого не существует.

Укажите, что исходя из выбранной стратегии различают три типа конкурентного поведения:

Креативное – включает мероприятия, направленные на создание новых компонентов рыночных отношений – товаров, услуг, отношений с клиентами.

Приспособленческое – состоит в копировании достижений своих соперников; осуществляются изменения в производстве, которые уже произвели соперники.

Гарантийное – направлено на сохранении и закреплении своих позиций на рынке за счет повышения качества продукции, расширения ассортимента и оказания дополнительных услуг.

Далее рассмотрите основные формы конкуренции, внутриотраслевую и межотраслевую и методы конкурентной борьбы – ценовые и неценовые. При изучении внутриотраслевой конкуренции сделайте акцент на механизме выравнивания индивидуальных стоимостей и образования единой рыночной цены на однородную продукцию, а при изучении межотраслевой конкуренции на механизме выравнивания отраслевых норм прибыли и образования средней нормы прибыли или равновеликой прибыли на равновеликий капитал.

Охарактеризуйте методы конкурентной борьбы, ценовые и неценовые. Ценовая конкуренция основана на снижение издержек производства и снижение цен. Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, создание новой продукции для удовлетворения ранее не существующих потребностей и оказание дополнительных услуг покупателям. Отметьте постоянно возрастающую роль неценовых методов: даже при одинаковой цене на однородную продукцию конкурент может выигрывать за счет повышения качества продукции и оказания дополнительных услуг.

Обратите внимание на то, что хозяйствующие субъекты часто прибегают к недобросовестным методам конкуренции. К ним можно отнести:

распространение ложных или неточных сведений о конкурентах;

незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;

реклама товара, не отвечающего требованиям качества;

использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов;

доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве.

Проанализировав современный российский рынок, приведите примеры использования методов недобросовестной конкуренции.

Изучение второго вопроса начните с выявления причин монополизации экономики. Укажите такую причину, как свободная конкуренция, которая вызывает концентрацию и централизацию производства и капитала, что является материальной основой возникновения монополии. Подчеркните, что, вырастая из свободной конкуренции, монополия не уничтожает её, но значительно видоизменяет, превращая совершенную конкуренцию в несовершенную. Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых фирм в отрасль почти невозможен из-за определённых барьеров. Охарактеризуйте такие барьеры, как экономия от масштаба производства, контроль над редкими и очень важными ресурсами, государственное ограничение новых производителей. Рассмотрите такие разновидности монопольной конкуренции, как монопсония и двусторонняя монопсония.

Разберитесь в таких понятиях как естественные и искусственные монополии:

Естественные монополии возникают из-за особых условий хозяйствования, или технологий, таких как транспортировка газа, нефти, почтовая связь.

Искусственные монополии означают сосредоточение в чьих – то руках производства и сбыта определённого товара ради получения монополистических выгод. Искусственные монополии выступают в виде ряда конкретных фирм: картеля, синдиката, треста, концерна. Выявите сущность каждой из этих форм и её особенности.

Картель – это союз нескольких предприятий одной отрасли, в котором все участники сохраняют собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте, о продажных ценах, о дележе рынков и др.

Синдикат – это объединение предприятий, при котором готовая продукция становится общим достоянием и реализуется через общую сбытовую сеть.

Трест – это объединение предприятий, в котором создаётся совместная собственность на факторы производства и готовую продукцию, а капиталы разных участников сливаются в единый акционерный капитал.

Концерн – это союз формально независимых предприятий разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банковской сферы. Во главе во главе концернов стоят холдинги, которые владеют контрольными пакетами акций других участников и осуществляют над ними финансовый контроль. Подчеркните, что такое холдинговое устройство получило развитие в нашей стране.

 Разберитесь с механизмом образования монопольной прибыли, указав, что монопольное ценообразование выступает средством перераспределения в пользу монополий части дохода товаропроизводителей, аутсайдеров и потребителей. Отметьте, что постоянно развиваясь и укрупняясь монополии усиливают своё давление на рынок, тем не менее абсолютной монополизации экономики не происходит. Наряду с монополиями в экономике продолжает существовать немонополизированное, в том числе мелкое предпринимательство. Подумайте, почему монополии не только не пытаются его устранить, но даже поощряют его развитие. 

Выявите положительные и отрицательные стороны монополизации экономики. При характеристике положительных сторон, укажите, что, являясь крупными производителями, наводняющими рынок товарами массового спроса, монополии имеют возможность производить продукцию с низкими издержками за счёт доступа к дешёвому сырью покупки рабочей силы по низким ценам, использованию новейших технологий. Что касается отрицательных последствий господства монополий, то здесь, прежде всего, следует указать на ущерб, который они наносят потребителям, пользуясь тем, что у последних нет выбора, они навязывают им продукцию низкого качества по искусственно завышенным ценам. Сосредотачивая в своих руках новейшие технологии монополии, не всегда внедряют их в производство, порождая тенденцию к торможению научно – технического прогресса. Неограниченное господство монополий нарушает действие рыночного механизма, нанося ущерб экономике. Поэтому необходима сила, способная противостоять отрицательной деятельности монополий. Такой силой является государство, проводящее антимонопольную политику. Обратите внимание на особенности монополизации современной российской экономики, на противоречия связанные с формированием олигархического слоя бизнеса. Оцените деятельность крупных олигархов, их попытку влиять не только на экономику, но политику государства.

При изучении последнего вопроса, исходите из того, что в условиях развитого рынка нет крайних состояний - ни свободной конкуренции, ни абсолютной монополии, охватывающей всё национальное хозяйство. На практике наблюдается разнообразие форм рыночного соперничества и важную роль в поддержании этого многообразия играет государство, используя антимонопольное регулирование. Рассмотрите формы антимонопольной политики государства, среди которых выделите экономические и неэкономические. Отметьте такие экономические формы антимонопольной политики государства, как усиление роли государственного сектора в экономике, проведение финансово – кредитной, налоговой, таможенной политики, направленной на поддержку других форм бизнеса, конкурирующего с монополиями. Неэкономической формой регулирования является антимонопольное законодательство. Изучите и раскройте содержание антимонопольных законов, в том числе антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Основные понятия и категории.

Конкуренция, регулирующая, аллокационная, адаптационная, инновационная, контролирующая и социальная функции конкуренции, конкурентная стратегия, конкурентная тактика, креативный, приспособленческий и гарантийный тип конкурентного поведения, внутриотраслевая, межотраслевая конкуренция, ценовая, неценовая, недобросовестная конкуренция, совершенная конкуренция, условие равновесия совершенно конкурентной фирмы.

Концентрация и централизация производства, монополия,, естественная, искусственная монополия, картель, синдикат, трест, концерн, ценовая дискриминация, монопсония, двусторонняя монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия, тайный сговор (картель), лидерство в ценах, монополизация и демонополизация экономики, антимонопольная политика, антимонопольное законодательство.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое конкуренция и какое значение она имеет для экономики?

2. Перечислите основные функции конкуренции.

3. Охарактеризуйте внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

4. Каковы источники монопольной прибыли?

5. Охарактеризуйте ценовые и неценовые методы конкуренции.

6. Приведите примеры недобросовестной конкуренции.

7. Что такое совершенная конкуренция?

8. Что такое монополия и каковы причины её возникновения?

9. Что такое естественная монополия?

10. Что такое искусственная монополия?

11. Охарактеризуйте такие формы искусственных монополий, как картель, синдикат.

12. В каких отраслях возникают монополии, в чём их преимущества и недостатки?

13. Каковы особенности российского антимонопольного законодательства?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 194.