ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. – 2 ЧАСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы темы.

1. Формы организации общественного производства. Товар и его свойства. Деньги.

2. Рынок, его сущность и функции. Условия функционирования рынка и мотивы рыночного поведения.

3. Субъекты и объекты рыночных отношений. Схема рыночного взаимодействия.

4. Спрос и предложение. Микроэкономическое равновесие.

5. Понятие ценовой эластичности. Факторы, влияющие на эластичность.

Темы рефератов.

1. Теория стоимости в экономической науке.

2. Проблемы перехода к рынку в России.

Основная литература.

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория, М: Юрайт, – 2002. – С. 72 – 89, 98 – 116.

2. Курс экономической теории: Учебник /[Под общей ред. Чепурина М. Н, Киселёвой Е. А.] - Киров: «АСА» 2001. - С. 74 - 84, 91 – 104.

3. Общая экономическая теория: учеб. пособие /[Под ред. И.Т. Корогодина] – Воронеж: изд. Воронеж. гос. ун - та, 2003. – С. 91-113

4. Экономическая теория. Учебник  / [Под ред.  В.И. Видяпина, А.И. Добрынина,  Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича] – М.: Инфра, 2003. -  С.57–70, 89 – 102 – 154 – 160.

5. Экономическая теория. Учебник для вузов / [Под ред. Д. А. Мещерякова] – Воронеж: НК, 2005. – С. 113 – 140.

Дополнительная литература:

1. Адрианов В. Государство или рынок Кейнсианство или монетаризм?/ В. Адрианов// Общество и экономика. -2008. - №10 – 11. – С. 129 – 146.

2. Балацкий Е. Модель экономической эволюции /Е. Балацкий// Общество и экономика. – 2009. - №8 – 9. – С. 22 – 43.

3. Богомолов О. Какую модель общество рождает постсоциалистическая трансформация?/ О. Богомолов //Российский экономический журнал. – 2008. - №3 – 4. – С. 21 – 26.

4. Вишневский В. Теория стоимости в экономической науке / В. Вишневский// Экономист. - 2007. - №5. – С. 35 – 45.

5. Гусев А. Концепция 2020: правильно ли избран стратегический вектор развития российской экономики/ А. Гусев // Общество и экономика. – 2009. - №8. – С. 5 – 12.

6. Дзарасов С. Современный российский капитализм в свете научной метолологии / С. Дзарасов// Экономист . - 2009. - №12. – С. 54 – 59.

7. Егоров Д. О возможности синтеза классической и неоклассической теории: трактовка категории «стоимость» /Д. Егоров// Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – №3. – С. 24 – 32.

8. Князев Ю. О современном этапе эволюции рыночной экономики. /Ю. Князев // Общество и экономика. – 2009. - №4 – 5. – С. 91 – 117.

9. Орлов А. О реальной теории стоимости и ценности. /А. Орлов// Общество и экономика. – 2009. – №8. – С. 49 – 71.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию.

Изучение первого вопроса следует начать с выяснения сущности натурального хозяйства, как одной из форм организации общественного производства.  

Выделите такие черты натурального хозяйства, как направленность на удовлетворение личных потребностей членов данного хозяйства, неразвитость потребностей, замкнутый характер хозяйственной системы, ручной, универсальный труд, исключающий его разделение на обособленные виды, резкое ограничение научно-технического прогресса.         

При выяснении причин возникновения товарного производства уделите внимание общественному разделению труда, которое предполагает специализацию производителей на определенных операциях или на изготовлении отдельных продуктов. Дайте характеристику общественного разделения труда, которое выступает как общее, частное, единичное.

Укажите, что общественное разделение труда, с одной стороны, разобщает производителей по видам трудовой деятельности, с другой стороны, порождает устойчивые, функциональные взаимосвязи между ними. Разобщение производителей перерастает в экономическую обособленность, независимость хозяйствования каждого производителя, что является экономической основой формирования субъектов рыночных отношений, т.е. собственно причиной возникновения товарного производства.        

Подчеркните, что: полную экономическую обособленность обеспечивает частная собственность на экономические ресурсы и производимый продукт.

Далее дайте определение товарного производства, как открытой хозяйственной системы, в которой удовлетворение потребностей осуществляется через обмен продуктов труда на рынке, в силу чего они становятся товарами. Изучите формы товарного производства – простое и предпринимательское и укажите различия между ними.          

Обратите внимание на то, что во второй половине ХХ века под влиянием НТР и государственного вмешательства в экономику в ней выделился нетоварный сектор: это производство товаров и услуг, которые не реализуются на рынке (фундаментальная наука, национальная оборона, бесплатное образование, бесплатная медицина и др.).

Дайте определение товара и раскройте его свойства: потребительную стоимость и стоимость. Определите меновую стоимость, как рыночную форму проявления стоимости.

В рыночной экономике товаром становится услуга, в том числе медицинская. Свойства медицинских услуг можно систематизировать следующим образом:

1. Общие свойства:

- неосязаемость;

- неразрывность производства и потребления услуги;

- неоднородность или изменчивость качества;

- неспособность услуг к сохранению впрок.

2. Медико-социальные свойства:

- своевременность;

- доступность;

- качество.

3. Экономические составляющие:

- себестоимость;

- рентабельность;

- эффективность;

- цена услуги.

Все услуги, предоставляемые в системе здравоохранения можно разделить на лечебные, диагностические, профилактические, реабилитационные, медико-экспертные, парамедицинские, социальные, по подготовке кадров, по аккредитации и лицензированию, сервисные.

Дайте определение денег, как всеобщего эквивалента. Сформулируйте представление о теориях денег, которые представлены различными экономическими школами. Рассмотрите историю возникновения денег, подчеркнув их товарную природу. Выясните, почему на роль всеобщего эквивалента выдвинулось золото. С появлением денег стоимость приобретает денежную форму, т.е. возникает цена товара. Покажите связь между ценой товара и его стоимостью. Проанализируйте экономическую сущность денег через раскрытие их функций и подчеркните, что деньги позволяют упорядочить экономическую деятельность общества.

Рассмотрение второго вопроса следует начать с выяснения сущности рынка.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена. Во- вторых – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, обмена, распределения и потребления, т. е. всю систему производственных отношений.

Такое понимание рынка находит выражение в его основных чертах. Разберитесь в таких чертах рынка как:

наличие множество собственников, которые самостоятельно решают вопросы организации производства и несут полную экономическую ответственность за предпринимательскую деятельность;

полная юридическая независимость всех экономических субъектов, которая предполагает юридически закрепленные условия предпринимательской деятельности;

возможность для продавцов и покупателей свободного выбора партнёров, т. е. наличие конкуренции;

равноправие партнёров;

право производителей самостоятельно устанавливать цены на свои товары;

рыночная мотивация поведения субъектов;

высокая степень их потенциальной мобильности;

абсолютная информированность о рынке и его агентах.

 Учитывая, что сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, изучите такие функции рынка, как соединительную, распределительную, регулирующую, информационную, стимулирующую, контрольную и социальную.

Выявите значимость соединительной функции рынка, которая состоит в том, что рыночный обмен служит средством соединения интересов продавцов и покупателей.

Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который чётко сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно».

Рассмотрите виды рынка по их признакам:

по пространственному (местный, региональный, национальный, мировой);

по субъектам, вступающим в обмен (рынки производителей, потребителей, государственных предприятий, международные рынки);

по экономическому назначению (рынки товаров и услуг, рынки ресурсов, недвижимости, интеллектуальной собственности);

по степени развитости конкуренции (свободный, монопольный, олигопольный),

по соответствию действующему законодательству (легальный и нелегальный).

Можно выделить основные элементы, характерные для рынка услуг здравоохранения:

- по объекту купли-продажи: рынок медицинских услуг, лекарственных средств, медицинского оборудования, научно-методических разработок в области медицины, труда медицинских работников;

- по степени конкуренции: монополитический рынок, олигополитический рынок, монопольный рынок, свободный;

- по отраслевому признаку: терапевтический, стоматологический, травматологический и т.п.

- по отношению к закону: легальный, нелегальный;

- по территориальному признаку: региональный, национальный, международный.

Отметьте, что совокупность множества рынков функционального назначения действует, как система рынков. Такая система сформировалась во второй половине XX в.

В завершении вопроса дайте понятие инфраструктуры рынка, которая включает в себя комплекс отраслей и сфер, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Сюда входят: торговые предприятия (оптовые, розничные, закупочные базы), специализированные посредники (брокерские, дилерские, маклерские конторы, инвестиционные банки и фонды, страховые компании), биржи (труда, товарные, фондовые, валютные), аукционы, ярмарки, государственные бюджетные организации (служба занятости, налоговая, таможенная службы, пенсионные фонды.

К инфраструктуре рынка можно отнести правовую систему, которая осуществляет правовое регулирование рынка и охраняет экономические интересы рыночных агентов, а также органы государственного контроля и регулирование. Это учреждения по санитарному, эпидемиологическому и экологическому, контролю.            

Рассмотрение четвертого вопроса начните с выяснения сущности рыночного механизма под которым понимается такая форма организации производства, которая соединяет производителя и потребителя в процессе купли-продажи, и благодаря которой решаются основные проблемы экономики: что и сколько производить, как производить и для кого производить.

Раскройте принцип действия рыночного механизма, который лежит в основе функционирования свободного рынка. Это механизм цен и принцип «невидимой руки рынка» А. Смита. В структуре рыночного механизма, выделите основные элементы: спрос, предложение, цена, конкуренция. Действуя взаимосвязано, в едином комплексе, они составляют целостную систему рыночной экономики. В то же время каждый из этих элементов, выполняя свою роль в рынке, требует самостоятельного изучения.

Далее рассмотрите понятие рыночного спроса как платёжеспособной потребности, т.е. которую потребитель может обеспечить имеющимися у него денежными средствами.

Чем выше цена, тем меньше спрос на товар со стороны покупателя. Эту зависимость называют законом спроса.

Раскройте неценовые факторы спроса:

уровень доходов человека;

потребительские вкусы и предпочтения;

уровень цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

ожидание покупателей;

количество покупателей, от которых зависит емкость рынка и структура потребления;

изменение в окружающей среде или сезонность.

Постройте график, отражающий зависимость между спросом и ценой и проанализируйте линию спроса, которая имеет нисходящее направление, говорящее о росте спроса по мере снижения цен. Подумайте под влиянием каких факторов, кривая спроса может сдвинуться вправо, влево.

Далее рассмотрите предложения под которым понимается вся масса товаров, которую продавцы готовы продать по определенной цене в определенное время.

Охарактеризуйте неценовые факторы предложения:

цены на исходные ресурсы;

технологические возможности производителя;

цены на другие товары;

налоги и дотации;

число продавцов на рынке;

ожидания производителей.

Начертите на графике кривую предложения, которая будет иметь восходящее направление, характеризующее прямую зависимость между ценой и объемом предложения.

Покажите, что в рыночной экономике оба рассмотренных закона действуют вместе, как закон спроса и предложения, который свидетельствует о том, что под влиянием роста цен спрос падает, а предложение растет, а при снижении цен спрос повышается, а предложение падает.

Рассмотрите процесс формирования равновесной цены, соответствующий точке пересечения кривых спроса и предложения. Если рыночная цена будет выше равновесной, покупатели станут покупать меньше, возникнет излишек товара и цены начнут падать. Если рыночная цена будет ниже равновесной, сложится противоположная ситуация: спрос на товары повысится, возникнет дефицит товаров и цены начнут расти.

В здравоохранении спрос – это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациента за некоторый период времени по определенной цене. Спрос – это платежеспособная потребность в медицинских услугах. Величина спроса зависит от уровня доходов людей, изменений в структуре населения, численности пациентов в стране, изменения их предпочтений, в том числе от «форсирования» спроса на медицинские услуги (врачи своими диагнозами и рекомендациями способны стимулировать спрос на конкретные медицинские услуги).

Предложение – это количество медицинских услуг, которое врачи могут оказать в определенный период времени по определенной цене. На предложение влияют такие факторы как количество врачей, стоимость медицинского оборудования, технология лечения, налоги, новые конкуренты. При соответствии спроса и предложения следует говорить о рыночном равновесии. Сумма денег, за которую пациент готов купить, а врач продать данную медицинскую услугу, называется равновесной ценой.

Цена – это главный сигнал рынка, для решения вопроса о том, куда вкладывать деньги, снижать ли затраты, повышать ли качество медицинских услуг и товаров медицинского назначения, расширять ли комплекс услуг.

Пятый вопрос начните с рассмотрения категории эластичности. Она используется для измерения степени влияния ценовой политики на объём продаж товаров и торговую выручку. Эластичность используют в предпринимательской практике для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменится объём продаж вследствие 1% изменения цены за единицу товара. Изучите понятие эластичности спроса, которая показывает степень изменения объёма спроса при изменении цен.

 Кроме цены на спрос влияют также доходы. Обратите внимание на то, что эластичность спроса по доходам используется для классификации товаров по качеству.                

Переходя к рассмотрению эластичности предложения, исходите из того, что она определяется аналогично эластичности спроса. Она показывает степень изменения объёма предложения при изменении цен. Отметьте, что эластичность предложения зависит не только от цены, но и от других факторов.

Это цены на другие товары, в т.ч. ресурсы;

фактор времени;

уровень достигнутого использования ресурсов;

степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;

технологические особенности производства определённого товара (постройка судов, хлебопечение).               

В заключение ещё раз проследите взаимосвязь ценовой эластичности и ценовой политики производителей. Объясните, почему понимание ценовой эластичности очень часто является решающим для принятия многих хозяйственных решений.              

Основные понятия и категории

Натуральное хозяйство, простое товарное производство, предпринимательское товарное производство, товар, потребительная стоимость, меновая стоимость, эквивалентный обмен, общественная стоимость, деньги, цена товара.

Рынок, черты рынка и функции рынка, «невидимая рука рынка» А. Смита, условия функционирования рынка, субъекты рынка, мотивы поведения рыночных субъектов, объекты рынка, структура и инфраструктура рынка.

Рыночный механизм, его основные элементы, спрос, объём спроса, закон спроса, кривая спроса, предложение, объём предложения, кривая предложения, закон предложения, закон спроса и предложения, рыночное равновесие, график рыночного равновесия, эластичность, эластичность спроса по цене, эластичность предложения, факторы влияющие на эластичность предложения.

Вопросы для самоконтроля.

1. Каковы причины перерастания натурального хозяйства в товарное?

2. Что такое товар и каковы его свойства?

3. В чем отличие между индивидуальной и общественной стоимостью товара?

4. Охарактеризуйте стимулирующую роль закона стоимости.

5. Что такое деньги и почему они появились?

6. Охарактеризуйте основные функции денег.

7. Дайте определение цены товара.

10. Что такое рынок и в чём состоит его экономическое содержание?

11. Что вы понимаете под невидимой рукой рынка Адама Смита?

12. Перечислите основные функции рынка.

13. В чём состоит стимулирующая функция рынка?

14. Как реализуется социальная функция рынка?

14. Перечислите негативные стороны рынка.

15. Каковы основные условия функционирования рынка?

16. Что относится к субъектам и объектам рынка?

17. Что такое спрос?

18. Назовите и охарактеризуйте неценовые факторы спроса.

19. Что такое предложение?

20.Назовите и охарактеризуйте неценовые факторы предложения.

21.В чём состоит регулирующая роль закона спроса и предложения в рыночной экономике?

22.Что такое эластичность спроса?

Дата: 2018-12-28, просмотров: 226.