МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА стоматологии детского возраста
Практикум по детской хирургической стоматологии
для студентов 4-го курса
Методическое пособие.
Г. махачкала
Г.
УДК 616.314-002(075.8)
ББК 56.6
Г-13
«Практикум по детской хирургической стоматологии для студентов 4 курса» Методическое пособие составлено в рамках учебного плана по стоматологии детского возраста. Для контроля усвоения учебного материала в пособие включены ситуационные задачи и тестовые задания. Методическое пособие рассчитано на студентов стоматологического факультета, также может быть использовано врачами-интернами, клиническими ординаторами.
Разработанное пособие соответствует требованиям УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России, предъявляемым к учебным пособиям.
Составители: А.Р. Гаджиев – зав.каф. стоматологии детского возраста, доц., к.м.н
Г.М Абдуллатипов – ассистент
А.Н Чудинов – доц.,к.м.н.
Л.Г. Гасанова – ассистент
А.Г. Жахбаров – ассистент, к.м.н.
М.М.Аталаев – ассистент, к.м.н.
Рецензенты:
О.З. Топольницкий– Зав. кафедрой детской хирургической стоматологии
и челюстно-лицевой хирургии МГМСУ,
д.м.н., профессор
Ад.А.Мамедов – Зав.кафедрой стоматологии детского возраста и ородонтии
ГБОУ ВПО Первый Московский государственный
медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава
России , д.м.н., профессор
Печатается по решению Центрального Координационного
Методического Совета ДГМА протокол № 7 от 17.05.2016г.
СТРУКТУА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Этапы практического занятия | Техническое оснащение | место | время | |
оборудование инструментарий | учебные пособия средств | |||
1.Проверка исходного уровня знаний | 1.Логико-дидактическая структура темы 2.Контрольные задачи | Учебная комната | 20-25 мин | |
2.Инструктаж преподавателя и коррективы исходных знаний | Методическая разработка практического занятия, таблицы, рентгенограммы | Учебная комната | 10 мин | |
3.Решение учебных задач | Учебные задачи | 15 мин | ||
4. Самостоятельный прием больных хирургическом кабинете ДСП. Решение клинических задач | Стоматологическая установка, набор хирургических инструментов | Методические указания, схемы, ООД, набор клинических задач | Хирургический кабинет | 120 мин |
5.контроль результатов и усвоения | Контрольные ситуационные задачи | Учебная комната | 15-20 мин | |
6.Подведение итогов занятия, задания к следующему занятию | Амбулаторные истории болезни | Учебная комната | 5мин |
Тематический план занятий
Тема № 1 Организация работы детского хирургического кабинета. Оборудование, инструментарий, правила стерилизации инструментов. Документация. Обезболивание при хирургических вмешательствах у детей в условиях поликлиники. Седативная подготовка ребенка. Особенности выполнения техники местного обезболивания у детей различного возраста.
Тема № 2 Операция удаления зуба. Показания в детском возрасте к удалению молочных и постоянных зубов. Особенности выполнения техники удаления молочного зуба. Осложнения во время и после операции. Предупреждение осложнений. Показания и цели протезирования зубного ряда у детей различного возраста после удаления зуба.
Тема № 3 Лимфадениты, абсцессы, флегмоны. Причины развития. Клиника. Диагностика. Показания и организация госпитализации ребенка. Неотложная хирургическая помощь в условиях поликлиники.
Тема № 4 Периостит челюстных костей. Причины развития. Клиника острого и хронического одонтогенного периостита. Диагностика. Дифференциальная диагностика с другими заболеваниями. Методика хирургического лечения. Прогнозирование течения и исхода заболевания. Показания и госпитализация ребенка с острым гнойным периоститом.
Тема № 5 Одонтогенный остеомиелит челюстных костей. Причина развития. Клиника. Диагностика. Оказание и выполнение неотложной хирургической помощи ребенку в условиях поликлиники. Оформление документации и организация госпитализации ребенка. Реабилитация ребенка, перенесшего острый остеомиелит в условиях поликлиники. Профилактика.
Тема № 6 Хронический остеомиелит костей лица. Причины развития. Клинико-рентгенологические формы заболевания и их диагностика. Показания к госпитализации. Профилактика хронического остеомиелита. Прогнозирование и исходы заболевания. Реабилитация детей, перенесших хронический остеомиелит.
Тема № 7 Гематогенный острый и хронический остеомиелит у новорожденных и детей раннего возраста. Особенности течения. Диагностика, клиника, лечение. Профилактика острого и хронического гематогенного остеомиелита.
Занятие № 1
Тема: Организация работы детского хирургического кабинета. Оборудование, инструментарий, правила стерилизации инструментов. Документация. Обезболивание при хирургических вмешательствах у детей в условиях поликлиники. Седативная подготовка ребенка. Особенности выполнения техники местного обезболивания у детей различного возраста.
Цель занятия:
- научить студентов ведению документации на хирургическом приеме
- научиться технике обезболивания у детей различного возраста.
Краткое содержание темы:
При организации хирургического кабинета в детской стоматологической поликлинике предъявляются следующие требования:
1. Наличие 3 помещений
а) помещение для ожидания больных
б) помещение для стерилизации инструментов
в) кабинет площадью не меньше 22 кв. м.
2. Наличие водопровода, центрального отопления и горячей воды.
3. Соблюдение температурного режима:
зимой – 18-230С
летом – 21-250С
4. Дверные и оконные проемы должны легко поддаваться влажной уборке
5. Пол должен быть покрыт керамической плиткой или линолеумом.
Методы стерилизации.
Стерилизация осуществляется:
1. Воздушным методом – в сухожаровом шкафу при t = 1800С в течение 1 часа
2. Паровым методом с использованием упаковочных материалов при t = 1320С в течение 20 минут.
3. Режущий инструментарий стерилизуется в растворе этилового спирта.
Ситуационные задачи
1. Ребенку 7 лет. Установлен диагноз: 51,61 физиологическая смена зубов. Какой метод местного обезболивания предложите при удалении 51,61.
Занятие № 2
Тема: Операция удаления зуба. Показания в детском возрасте к удалению молочных и постоянных зубов. Особенности выполнения техники удаления молочного зуба. Осложнения во время и после операции. Предупреждение осложнений. Показания и цели протезирования зубного ряда у детей различного возраста после удаления зуба.
Цель занятия:
- научиться технике удаления молочных и постоянных зубов у детей.
- научиться оказанию помощи при осложнениях во время и после операции удаления зуба в условиях поликлиники.
Краткое содержание темы:
Удаление зуба является самой частой операцией в хирургическом кабинете детской стоматологической поликлиники.
Показания к удалению молочных и постоянных зубов у детей подразделяются на:
1) абсолютные
2) относительные
К абсолютным показаниям относятся:
1) острый или обострение хронического периодонтита молочного и постоянного зуба, разрушенного кариесом и потерявшего функциональную ценность.
2) острый одонтогенный остеомиелит
3) одонтогенный гайморит
4) одонтогеные абсцессы, флегмоны
К относительным показаниям относятся:
1) физиологическая смена прикуса
2) удаление молочных зубов при хронических периодонтитах, не поддающихся лечению
3) при хронических периодонтитах молочных зубов, если до прорезывания постоянного зуба осталось менее года
4) при кариесе и пульпите, если имеются признаки резорбции корня
5) при хронических периодонтитах постоянных зубов, когда консервативное лечение безуспешно, коронка сильно разрушена и зуб не представляет анатомическую ценность
6) если зуб расположен на линии перелома челюсти и поражен кариесом
7) удаление зуба при оперативном лечении одонтогенных кист
8) удаление молочных и постоянных зубов с ортодонтической целью
9) удаление сверхкомплектных зубов, если они нарушают форму зубного ряда
10) ретинированные зубы, если они мешают прорезыванию комплектного зуба
Противопоказания к удалению молочных и постоянных зубов у детей.
Абсолютных противопоказаний к удалению зубов у детей нет.
К относительным противопоказаниям относятся:
1) заболевания сердечнососудистой системы
2) острые инфекционные заболевания
3) острые заболевания печени и почек
4) заболевания крови (гемофилия, тромбоцитомения, болезнь Верль -Гольфа)
5) заболевания ЦНС
6) психические заболевания
7) заболевания слизистой оболочки полости рта (стоматит, гингивит, хейлит)
При удалении зубов у детей используют те же щипцы, что и у взрослых, только размер щипцов меньше.
Задача № 1
Ребенку 5 лет. Установлен диагноз: хронический периодонтит 64 зуба в стадии обострения.
1.Является ли это показанием к удалению 64 зуба?
а) да
б) нет
2. Если является, то каким?
а) абсолютным
б) относительным
3. Какую методику местной анестезии используют при удалении 64 зуба?
а) туберальную анестезию
б) торусальную анестезию
в) инфильтрационную анестезию
г) апликационную анестезию
4. Укажите инструмент для удаления 64зуба:
а) штыковидные щипцы
б) S- образные щипцы
в) клювовидные щипцы
5. При удалении 64 зуба щечки щипцов продвигаются:
а) глубоко
б) до шейки зуба
6. Кюретаж лунки, после удаления 64 зуба
а) проводится
б) не проводится
7. Тампон, после удаления 64 зуба
а) накладывается
б) не накладывается
8. К осложнениям во время операции удаления зуба 64 относятся:
а) перелом коронки зуба
б) перелом корня зуба
в) альвеолит
г) вывих зуба с противоположной стороны.
9. К осложнениям после удаления 64 зуба относятся:
а) прободение гайморовой пазухи
б) кровотечение
в) обморок
г) одонтогенный периостит
Задача № 2
Мальчику 12 лет установлен диагноз: вестибулярное прорезывание 13зуба, скученность зубов верхней челюсти.
1. Является ли это показанием к удалению 14 зуба?
а) да
б) нет
2. Удаление 14 зуба является показанием:
а) абсолютным
б) относительным.
3. Какой метод местного обезболивания используется при удаление 14 зуба?
а) туберальная анестезия
б) инфильтрационная анестезия
в) торусальная анестезия
г) мандибулярная анестезия
4. Для удаления 14 зуба необходимо использовать щипцы:
а) прямые
б) S – образные для премоляров
в) S- образные для моляров
г) клювовидные
5. Этапы удаления 14 и 54 зубов
а) отличаются
б) не отличаются
6. Кюретаж лунки, после удаления интактного 14 зуба
а) проводится
б) не проводится
7. Края лунки, после удаления 14 зуба
а) сдавливаются
б) не сдавливаются
8. Возможные осложнения во время удаления 14 зуба
а) прободение гайморовой пазухи
б) перелом корней
в) альвеолит
г) перелом нижней челюсти
9. Возможные осложнения после удаления 14 зуба
а) альвеолит
б) кровотечение
в) перелом верхней челюсти
г) травма слизистой оболочки полости рта
10. После удаления 14 зуба ребенок в протезировании:
а) нуждается
б) не нуждается
Задача № 3
Ребенку 8 лет установлен диагноз: острый гнойный периостит верхней челюсти от 65 зуба.
1. Является ли это показанием к удалению 65 зуба?
а) да
б) нет
2. Удаление 65 зуба является показанием:
а) абсолютным
б) относительным.
3. Какой метод местного обезболивания используется при удаление 65 зуба?
а) мандибулярная анестезия
б) резцовая анестезия
в) торусальная анестезия
г) инфильтрационная анестезия
4. Для удаления 65 зуба необходимо использовать щипцы:
а) прямые
б) S – образные без щипа
в) S- образные с щипом
г) клювовидные
5. Какие анестетики можно использовать при удалении зубов у ребенка 8 лет?
а) 1% р-р новокаина
б) 1-2% р-р лидокаина
в) 4% р-р лидокаина
г) 4% р-р ультракаина
Задача № 4
Девочке 9 лет необходимо удалить 75 зуб по поводу обострения хронического периодонтита. Девочка страдает бронхиальной астмой.
1. Какой вид обезболивания показан девочке для удаления зуба?
а) мандибулярная анестезия
б) туберальная анестезия
в) общий наркоз
г) инфильтрационная анестезия
2. Какие щипцы используют для удаления 75 зуба?
а) прямые
б) клювовидные
в) штыковидные
г) S – образные
3. Показанием к проведению общего наркоза в амбулаторных условиях является?
а) сахарный диабет декампенсированная форма
б) бронхиальная астма
в) декампенсированный порок сердца
г) острое респираторное заболевание
4. Противопоказанием к проведению общего обезболивания в амбулаторных условиях является?
а) бронхиальная астма
б) заболевание ЦНС
в) полный желудок ребенка
г) острое респираторное заболевание
5. Какой вид общего обезболивания не применяется в условиях поликлиники?
а) эндотрохиальный
б) ингаляционный
в) внутривенный
г) внутримышечный
Занятие № 3
Тема: Лимфадениты, абсцессы, флегмоны. Причины развития. Клиника. Диагностика. Показания и организация госпитализации ребенка. Неотложная хирургическая помощь в условиях поликлиники.
Цель занятия:
– научиться методам постановки диагноза и дифференциальной диагностики одонтогенных воспалительных заболеваний ЧЛО у детей.
– научиться оказывать неотложную хирургическую помощь в условиях поликлиники и своевременно принимать решение о госпитализации ребенка.
Краткое содержание темы:
Среди воспалительных заболеваний ЧЛО у детей лимфадент занимает первое место. Это связано с особенностью развития лимфатической системы у детей, а именно:
1. несовершенством лимфатической системы у новорожденных и грудных детей (лимфатические узлы плохо развиты и неспособны выполнять защитную функцию)
2. в первые 3 года происходит формирование лимфатических узлов
3. в 3-7 лет молодые клеточные элементы лимфоузлов неспособны выполнять фагоцитарную функцию в полном объеме
4.у детей происходит компенсаторное увеличение количества лимфоузлов
В детском возрасте различают лимфоузлы:
1. околоушные
2. нижнеглазничные
3. щечные
4. надчелюстные
5. поднижнечелюстные
6. под подбородочные
Щечные, нижнеглазничные и надчелюстные лимфоузлы атрофируются после 14 лет и превращаются в жировую и фиброзную ткань.
Лимфадениты в детском возрасте чаще всего встречаются одонтогенной этиологии, когда источником является инфицированный зуб.
У детей раннего детского возраста часто встречаются лимфадениты неодонтогенной этиологии на фоне детской инфекции.
Возможно развитие лимфаденитов специфической этиологии (при туберкулезе, актиномикозе).
По течению лимфадениты делятся на острые и хронические формы. Особенности течения острых лимфаденитов у детей:
1. выраженная общая интоксикация организма
2. более выраженные по сравнению со взрослыми местные симптомы
3. выраженная сенсибилизация организма
При внешнем осмотре отмечается: асимметрия лица с пораженной стороны, за счет отека мягких тканей. Кожа в области лимфоузлов слегка гиперемирована, отечна. При пальпации лимфоузлы увеличены, болезненны, подвижность ограничена.
Лечение лимфоденита консервативное:
1. медикаментозное
2. физиотерапевтическое лечение
При несвоевременном лечении острый лимфоденит осложняется абсцессом или флегмоной.
Абсцесс – ограниченное гнойное воспаление клетчатки.
Особенностью абсцессов у детей является то, что по сравнению с взрослыми они протекают более тяжело, с более выраженными явлениями общей интоксикации организма.
При абсцессе в области очага воспаления кожа гиперемирована, отечна, определяется инфильтрат с четкими границами, в центре инфильтрата при пальпации определяется флюктуация.
Дифференцировать абсцесс необходимо с флегмоной, нагноившейся атеромой, фурункулом.
Лечение комплексное:
1. хирургическое – вскрытие абсцесса, с последующим дренированием
2. медикаментозное
3. физиотерапевтическое лечение
Флегмона – острое гнойное, разлитое воспаление жировой клетчатки.
В детском возрасте флегмона чаще всего является осложнением лимфаденита (аденофлегмона) и остеомиелита.
Аденофлегмона чаще встречается у детей 3-7 лет.
Клиника: боли в области очага воспаления усиливаются , ухудшается общее состояние, нарастают явления общей интоксикации, температура тела повышается до 39 – 400С.
Местно: определяется разлитой инфильтрат. Кожа становиться плотной, в складку не собирается. Пальпация резко болезненна, определяется флюктуация.
Лечение комплексное:
1. хирургическое
2. медикаментозное
3. физиотерапевтическое лечение
Основными принципами лечения воспалительных заболеваний мягких тканей ЧЛО у детей являются:
1. воздействие на возбудителя
2. воздействие на макроорганизм
3. воздействие на очаг воспаления
Воздействие на возбудителя (антибиотикотерапия) – проводится с учетом характера и вида возбудителя, устойчивости его к антибиотикам.
Воздействие на макроорганизм – это комплекс мероприятий, повышающих устойчивость организма:
1. иммунотерапия
2. дезинтоксикационная терапия
3. десенсибилизирующая терапия
4. общеукрепляющая терапия
5. симптоматическая терапия
6. рациональное питание
Воздействие на очаг воспаления:
1. неотложная хирургическая помощь
2. физиотерапевтическое лечение
Неотложная хирургическая помощь в условиях поликлиники заключается в:
1. удалении причинного зуба
2. вскрытии гнойного очага, с последующим дренированием
Все хирургические манипуляции желательно проводить под общим обезболиванием.
Чем меньше возраст ребенка, тем больше показания к госпитализации в челюстно-лицевой стационар.
У детей по сравнению с взрослыми все одонтогенные воспалительные заболевания протекают значительно быстрее и с явлениями выраженной интоксикации организма, поэтому хирургическая помощь должна оказываться своевременно и в полном объеме.
Контрольные вопросы:
1. Назовите анатомо - физиологические особенности ребенка, влияющие на течение острых одонтогенных воспалительных процессов ЧЛО.
2. Укажите особенности строения лимфатической системы у детей.
3. Перечислите лимфоузлы ЧЛО, выполняющие компенсаторную функцию у детей.
4. Особенности течения и лечения воспалительных заболеваний ЧЛО у детей.
5. Принцип организации неотложной хирургической помощи детям с воспалительными заболеваниями ЧЛО.
6. Показания и организация госпитализации ребенка.
Ситуационные задачи:
1. В поликлинику обратилась мать с ребенком 3 лет с жалобами на боли и припухлость в подчелюстной области слева. Болеет в течение 3-х дней. Припухлость увеличивается, ребенок вялый, плохой аппетит. До этого ребенок перенес ОРВИ.
Объективно: асимметрия лица за счет отека мягких тканей. Кожа не изменена, в складку собирается, при пальпации лимфоузлы увеличены, болезненны, подвижность ограничена. Со стороны полости рта патологии нет.
Поставьте диагноз, составьте план лечения ребенка
2. В поликлинику обратился ребенок 7 лет с жалобами на боли и припухлость в подчелюстной области. Со слов матери болеет в течение 3-х дней. Ребенок жаловался на зубную боль, за помощью не обращались, постепенно появилась припухлость. Ребенок вялый, температура – 37,80С.
Объективно: асимметрия лица справа, за счет отека мягких тканей лица. Кожа в подчелюстной области справа гиперемирована, отечна. Пальпация болезненная, при пальпации лимфоузлы увеличены, подвижность ограничена. Со стороны полости рта: 84 зуб разрушен, перкуссия слегка болезненна.
Поставьте диагноз, составьте план лечения ребенка.
3. В поликлинику обратилась мать с ребенком 2 лет с жалобами на боль и припухлость в области щеки слева. Болеет в течение 3-х дней. До этого у ребенка был стоматит.
Объективно: асимметрия слева, за счет отека мягких тканей лица. В области щеки пальпируется припухлость в виде подвижного «шарика», при пальпации выявляется болезненность, температура – 37,90 С. Со стороны полости рта, патологии нет.
Поставьте диагноз, составьте план лечения.
4. В поликлинику обратился ребенок 10 лет с жалобами на болезненность и припухлость в области боковой поверхности шеи слева. Из анамнеза: болен в течение 1 года, на фоне ОРВИ появилась боль в области боковой поверхности шеи слева и припухлость в виде подвижного «шарика», который увеличивался в размерах. Лечились самостоятельно – местно сухое тепло, ампициллин в течение 4 дней. Далее из анамнеза выяснено, что в дальнейшем при простудных заболеваниях постоянно появлялась припухлость в виде «шарика» на боковой поверхности шеи слева. Лечение проводилось аналогично.
Объективно: состояние удовлетворительное, температура – 36,90С. в области боковой поверхности шеи слева припухлость в виде «шарика», подвижен, несколько болезненный при пальпации. Кожа не изменена.
Поставьте диагноз, проведите дифференциальную диагностику, составьте план лечения.
5. В поликлинику обратился ребенок 9 лет с жалобами на боль и припухлость в подчелюстной области слева. Со слов матери болеет в течение 4-х дней.
Объективно: асимметрия лица слева, за счет отека мягких тканей лица. Кожа в подчелюстной области гиперемирована, отечна, в складку не собирается, пальпируется болезненный инфильтрат, при пальпации в центре инфильтрата выявляется флюктуация, температура = 380С.
Со стороны полости рта: в 75 кариозная полость, перкуссия слегка болезненна.
Поставьте диагноз, составьте план лечения.
6. В поликлинику обратилась мать с ребенком 2-х лет с жалобами на боль и припухлость в области щеки справа. Из анамнеза: ребенок 7 дней назад, получил травму щеки.
Объективно: ребенок вялый, беспокоен, температура = 38,40С, асимметрия справа, за счет отека мягких тканей. Кожа в области щеки гиперемирована, отечна, пальпируется инфильтрат с четкими границами.
При пальпации в центре инфильтрата выявляется флюктуация.
Поставьте диагноз, определите место лечения ребенка, составьте план лечения.
7. Ребенку 10 лет поставлен диагноз: одонтогенный абсцесс подчелюстной области слева от 36, коронка зуба разрушена.
Определите место лечения ребенка. Составьте план лечения.
8. В поликлинику обратился ребенок 8 лет с жалобами на припухлость в подчелюстной области, на общую слабость, головокружение, высокую температуру. Со слов матери припухлость появилась неделю назад, после ОРВИ, постепенно припухлость увеличивалась. До настоящего времени к врачу не обращались.
При осмотре: состояние ребенка средней тяжести, температура = 38,60С.
Объективно: выраженная асимметрия лица слева, за счет отека мягких тканей, кожа в подчелюстной области и в области шеи слева гиперемирована, отечна, в складку не собирается. Пальпируется разлитой, болезненный инфильтрат, без четких границ.
Поставьте диагноз, определите место лечения ребенка, составьте план лечения.
9. Ребенку 12 лет поставлен диагноз: флегмона дна полости рта. Состояние ребенка тяжелое.
Определите место лечения ребенка. Составьте план неотложной хирургической помощи.
Составьте план консервативного лечения.
Тесты:
1. В возрасте 2-3 лет чаще встречаются лимфадениты
а) одонтогенные
б) неодонтогенные
2. В возрасте 3-7 лет встречаются чаще лимфадениты
а) одонтогенные
б) неодонтогенные
3. Лечение лимфаденитов преимущественно
а) хирургическое
б) консервативное
4. У детей добавочными лимфоузлами являются
а) щечные
б) подчелюстные
в) надчелюстные
г) под подбородочные
5. Затруднение при глотании появляется при флегмоне
а) височной области
б) скуловой области
в) окологлоточного пространства
6. Выраженное затруднение открывания рта появляется при флегмоне
а) скуловой области
б) подглазничной области
в) щечной области
г) крыловидно-челюстного пространства
е) околоушно-жевательной области
7. Причиной развития аденофлегмоны является:
а) периостит
б) остеомиелит
в) лимфаденит
8. Причиной развития одонтогенной флегмоны является:
а) периодонтит
б) тонзиллит
в) сиалоаденит
9. Основное функциональное нарушение при флегмоне дна полости рта:
а) птоз
б) гипосаливация
в) затрудненное глотание
10. Назовите типичный клинический признак флегмоны подчелюстной области
а) тризм
б) гиперемия кожи в области щеки
в) инфильтрат и гиперемия кожи в подчелюстной области
11. Типичным клиническим признаком абсцесса челюстно-язычного желобка является:
а) тризм
б) гиперемия кожи в области щеки
в) отек и гиперемия тканей дна полости рта
г) боль при глотании
12. Основными функциональными нарушениями при флегмоне околоушно-жевательной области являются:
а) затрудненное открывание рта
б) napeз n facialis
в) птоз
г) снижение слуха
13. Наиболее частой причиной развития флегмоны щечной области является:
а) травма слизистой оболочки щеки
б) лимфаденит щечных лимфаузлов
в) фурункул нижней губы
г) периодонтит нижних зубов
14. Аденофлегмона развивается по причине
а) абсцедирующего фурункула
б) периодонтита
в) распространение воспалительного процесса за пределы лимфоузлов
15. При одонтогенном абсцессе инфильтрат:
а) ограниченный
б) разлитой
16. При аденофлегмоне инфильтрат:
а) разлитой
б) ограниченный
17. В плане лечения флегмон ЧЛО на 1 месте стоит:
а) хирургическое лечение
б) медикаментозное лечение
18. В комплекс лечения воспалительных заболеваний ЧЛО входит:
а) рентгенотерапия
б) электрокоагуляция
в) физиотерапия
г) хирургическое лечение
19. В комплекс лечения заболеваний мягких тканей ЧЛО входит:
а) седативная терапия
б) гипотензивная терапия
в) хирургическое лечение
г) антибиотикотерапия
е) физиолечение
20. В план неотложной помощи при лечении воспалительных заболеваний ЧЛО входит:
а) санация полости рта
б) хирургическое лечение
в) физиолечение
г) общеукрепляющее лечение
Занятие № 4
Тема: Периостит челюстных костей. Причины развития. Клиника острого и хронического одонтогенного периостита. Диагностика. Дифференциальная диагностика с другими заболеваниями. Методика хирургического лечения. Прогнозирование течения и исхода заболевания. Показания к госпитализации ребенка с острым гнойным периоститом.
Цель занятия :
- научиться правильно, поставить диагноз и проводить дифференциальную диагностику одонтогенного периостита с другими воспалительными заболеваниями ЧЛО.
- научится оказанию неотложной хирургической помощи больным с периоститом.
Краткое содержание темы:
Одонтогенный периостит воспаление надкостницы челюстных костей, с последующим ее гнойным расплавлением, при котором источником инфекции является кариозный зуб.
Этиология:
1) острый или обострение хронического пульпита
2) острый или обострение хронического периодонтита
3) воспаление радикулярной или фолликулярной кисты
4) затрудненное прорезывание зубов
5) травматичное удаление зуба
По клиническому течению различают следующие формы:
1. Острый периостит
а) серозный
б) гнойный
2. Хронический периостит
а) простой
б) оссифицирующий
Серозный периостит у детей очень быстро переходит в гнойную форму, из-за анатомических и функциональных особенностей детского организма.
Острый гнойный периостит
Жалобы: на боль и припухлость в области причинного зуба.
Общее состояние средней тяжести. температура тела поднимается до 38-38,5ос.
Объективно: асимметрия лица за счет отека мягких тканей.
Со стороны полости рта: причинный зуб подвижен, перкуссия слегка болезненна. Слизистая оболочка, преимущественно с вестибулярной стороны гиперемирована, отечность в области не только причинного зуба, но и соседних зубов. Переходная складка сглажена, при пальпации выявляется флюктуация.
Дифференциальную диагностику проводят:
1. с острым одонтогенным остеомиелитом.
2. с одонтогенным абцессом.
3. с лимфаденитом
4. с обострением хронического периодонтита
Лечение:
1.хирургическое:
а) обязательное удаление причинного молочного зуба. Удаление причинного постоянного зуба при невозможности консервативного лечения.
б) вскрытие субпериостального абсцесса и дренирование раны.
2. антибактериальная терапия
3. противовоспалительная терапия
4. дезинтоксикационная терапия
5 десенсибилизирующая терапия
6. общеукрепляющая терапия.
7. физиотерапия.
Исход заболевания.
При своевременном лечении процесс подвергается обратному развитию в течение 3-4 суток.
При не своевременном лечении периостит осложняется остеомиелитом.
При необоснованном сохранении причинного постоянного зуба, процесс переходит в хронический периостит.
При хроническом простом периостите происходит патологическое утолщение надкостницы.
При оссифицирующем периостите происходит окостенение вновь образованной надкостницы.
Занятие № 5
Тема: Одонтогенный остеомиелит челюстных костей. Причина развития. Клиника. Диагностика. Оказание и выполнение неотложной хирургической помощи ребенку в условиях поликлиники. Оформление документации и организация госпитализации ребенка. Реабилитация ребенка, перенесшего острый остеомиелит в условиях поликлиники. Профилактика.
Цель занятия:
- научиться диагностике и проведению дифференциальной диагностики острого одонтогенного остеомиелита у детей.
- научиться оказанию неотложной хирургической помощи детям с острым одонтогенным остеомиелитом, в условиях поликлиники.
- изучить основы профилактики острого одонтогенного остеомиелита.
- изучить документацию, необходимую для госпитализации ребенка.
Краткое содержание темы:
Остеомиелит – это инфекционно- воспалительное заболевание, развивающееся в челюстной кости, при котором происходит гнойное расплавление кости с образованием секвестров.
По этиологии различают:
1. одонтогенный остеомиелит.
2. гематогенный остеомиелит.
3. травматический остеомиелит.
По клиническому течению различают:
1. острый остеомиелит.
2. хронический остеомиелит.
Острый остеомиелит челюстных костей подразделяется на:
1. ограниченную форму.
2. разлитую или диффузную
Хронический остеомиелит делится на 3 формы:
1. деструктивная форма.
2. деструктивно-продуктивная форма.
3. продуктивная или гиперпластическая форма.
У детей чаще всего встречается одонтогенный остеомиелит (80%), когда источником инфекции служит инфицированный зуб.
Источником инфекции в 73% случаях являются молочные моляры и первые постоянные моляры. Острый одонтогенный остеомиелит в основном встречается на нижней челюсти, что объясняется более мощной кортикальной пластинкой нижней челюсти и более худшим оттоком экссудата на нижней челюсти.
Значительно реже остеомиелит может развиться при нагноении корневой кисти.
Возбудителями одонтогенного остеомиелита являются:
1. стрептококк.
2. белый стафилококк.
3. золотистый стафилококк в сочетании с палочковидными бактериями.
Частота остеомиелитов у детей связана с анатомическими и функциональными особенностями детского организма. Анатомическими особенностями являются: более широкие корневые каналы молочных зубов, более рыхлый периодонт, широкие гаверсовы каналы, более толстая и рыхлая надкостница. Все это способствует быстрому проникновению инфекции с кариозной полости в челюстную кость.
К функциональным особенностям детского организма относится:
1. несовершенство лимфатической системы, что обуславливает понижение иммунологического барьера к гнойной инфекции.
2. несовершенство гуморальной и нервной системы.
Острый одонтогенный остеомиелит чаще встречается в 7-12 летнем возрасте, что связано с наибольшим поражением зубов кариесом и его осложнениями в этот период.
Острый остеомиелит челюстей относится к числу наиболее тяжелых по течению одонтогенных воспалительных процессов в челюстно-лицевой области. В основе острого остеомиелита лежит гнойный процесс, вызывающий рассасывание и расплавление костного вещества. Одновременно с развитием воспалительного очага в кости развиваются воспалительные процессы в мягких тканях, окружающих кости.
Острый одонтогенный остеомиелит имеет три фазы развития:
а) острую - длится 7-12 дней
б) подострую - длится до 2 недель
в) хроническую - длится от 1 до 3 месяцев.
Клиника острого одонтогенного остеомиелита:
1. температура тела повышается до 38-39 ос.
2. появляется озноб, общая слабость
3. нарастают выраженные явления общей интоксикации организма (недомогание, головная боль, тошнота, рвота, судороги, расстройства функции желудочно-кишечного тракта).
4. разница между утренней и вечерней температуры 1оС и больше.
5. наблюдается учащение пульса и бледность кожных покровов.
Местные проявления острого одонтогеного остеомиелита:
1. появление разлитого воспаления вокруг инфицированного зуба.
2. причинный и соседние интактные зубы подвижны (симптом веера).
3. слизистая оболочка как с вестибулярной, так и с оральной стороны, гиперемирована, отечна
4. гнойный периостит развивается с двух сторон альвеолярного отростка.
5. нарушение чувствительности на соответствующей стороне лица (симптом Венсана)
Все это сопровождается выраженной асимметрией лица.
На верхней челюсти отек локализуется в подглазничной области, закрывая глазную щель, распространяется по носогубной бороздке и тканям верхней губы.
На нижней челюсти отек больше выражен в подчелюстной области, возникают лимфадениты и периадениты, развивается тризм.
Ситуационные задачи
1. В поликлинику обратился ребенок 12 лет. с жалобами на боль в области нижней челюсти слева. Болен в течение 8 суток. К врачу не обращался, лечился домашними средствами. Общее состояние больного удовлетворительное, температура - 380 С, пульс 92 уд. в мин.
Анализ крови: лейкоцитов – 12100, нейтрофилов – 65%, РОЭ – 23мм/час.
Местно: 36 зуб запломбирован. десна в области зубов 35, 36, 37, имеющих патологическую подвижность, гиперемирована с вестибу лярной и оральной поверхностей. По переходной складке с обеих сторон пальпируется выбухание и флюктуация.
Поставьте диагноз, составьте план лечения.
2. Ребенок 10 лет обратился в поликлинику с жалобами на боль в области нижней челюсти справа. Болеет в течение 1 недели, за помощью не обращался. Общее состояние удовлетворительное, температура - 38,20С. Со слов матери у ребенка была рвота.
Объективно: кожные покровы бледные, сухие, отмечается асимметрия лица справа за счет отека мягких тканей. кожа в подчелюстной области слегка гиперемирована, отечна.
Местно: в 46 глубокая кариозная полость. Отмечается подвижность II степени зубов 46, 85, 44. Слизистая оболочка в области этих зубов гиперемирована, отечна, переходная складка сглажена, при пальпации выявляется флюктуация с вестибулярной и оральной стороны.
Поставьте диагноз, составьте план лечения ребенка.
3. В поликлинику привели ребенка 9 лет, с жалобами на боль и припухлость в области нижней челюсти слева. Со слов матери болеет в течение 10 суток, за помощью не обращались, лечились домашними средствами.
Общее состояние ребенка средней тяжести, температура - 39,20С. ребенок вялый, адинамичный. Со слов матери у ребенка сильные головные боли, была рвота, судороги.
При осмотре выраженная асимметрия лица. кожа в подчелюстной области слева гиперемирована, отечна, в складку не собирается, пальпируется разлитой инфильтрат. Местно: открывание рта ограничено до 1,5 см. в 36,75 кариозные полости, зубы не леченные. Десна в области подвижных 36,75,74,73,32 гиперемирована, отечна с вестибулярной и язычной стороны. Переходная складка сглажена с обеих сторон.
Поставьте диагноз, составьте план лечения ребенка
4. В стационар доставлен ребенок 13 лет. Жалуется на сильную боль в области нижней челюсти. Болеет в течение 10 суток. Боли начались с 36 зуба. Лечился домашними средствами.
Состояние ухудшилось, резко ограничилось открывание рта.
Объективно: Общее состояние тяжелое, температура - 39,30С, пульс 120 уд в 1 мин. Анализ крови: лейкоцитов -16 200, палочкоядерных нейтрофилов – 12%, сегментоядерных – 70%, лимфоцитов – 18%, моноцитов – 3%.
Местно: открывание рта ограничено до 1 см. коронка 36 зуба разрушена. Десна в области подвижных 42,41,31,32,33,34,35,36 зубов отечна, гиперемирована, переходная складка в области подвижных зубов выбухает, определяется флюктуация. Инфильтрат в поджевательном пространстве. кожа подчелюстной области гиперемирована, напряжена, пальпируется воспалительный инфильтрат.
Поставьте диагноз, составьте план лечения.
5. Ребенок 6 лет. Диагноз: хронический периодонтит 75 зуба, острый остеомиелит тела нижней челюсти.
Определите место лечения ребенка. Составьте план рациональной терапии ребенка.
6. Ребенку 9 лет согласно данным клинического обследования поставлен диагноз – острый одонтогенный остеомиелит нижней челюсти от 85 зуба.
Занятие № 6
Тема: Хронический остеомиелит костей лица. Причины развития. Клинико-рентгенологические формы заболевания и их диагностика. Показания к госпитализации. Профилактика хронического остеомиелита. Прогнозирование и исходы заболевания. Реабилитация детей, перенесших хронический остеомиелит.
Цель занятия:
- научиться методам диагностики и лечения различных форм хронического остеомиелита ЧЛО у детей.
- научиться проводить дифференциальную диагностику различных форм хронического остеомиелита с другими заболеваниями.
- ознакомиться с методами профилактики и реабилитации детей, перенесших хронический остеомиелит ЧЛО.
Краткое содержание темы:
Хронический остеомиелит челюстных костей у детей подразделяется на 3 формы:
1. деструктивная форма
2. деструктивно-продуктивная форма
3. продуктивная или гиперпластическая форма
Хронический остеомиелит чаще всего является исходом острого остеомиелита. Реже хронический остеомиелит может развиться как первично- хронический, без острой стадии.
В основе хронического остеомиелита лежат деструктивные изменения в костном веществе, заключающиеся:
а) в расплавлении костных элементов и образовании участков некроза кости
б) наряду с процессами разрушения костного вещества в кости происходят реактивные и репаративные изменения, способствующие восстановлению костной ткани.
Восстановительные процессы у детей находятся в состоянии физиологического напряжения и протекают за счет внутрикостного образования костных элементов (эндостальное построение кости) и продукции кости раздраженной надкостницы (периостальное построение кости). Богатый кровеносными сосудами, сочный, толстый периост у детей быстро продуктирует костное вещество в виде напластований слоистой кости. При хроническом одонтогенном остеомиелите челюстных костей нередко в процесс вовлекаются зачатки постоянных зубов. Погибшие зачатки ведут себя как секвестры и поддерживают воспаление.
Деструктивная форма.
Клиника – развивается после предшествующей тяжелой острой стадии процесса. Деструктивная форма является самой неблагоприятной формой, так как происходит выраженное разрушение костной ткани с образованием больших секвестров. Клинически проявляется на 7-10 день от начала заболевания, затем симптомы стихают. Общее состояние улучшается, температура тела снижается до субфебрильной, уменьшаются боли, лимфатические узлы увеличены, болезненны. Чаще этой формой болеют дети 3-5 лет, ослабленные.
Местные симптомы: наличие причинного зуба (он может быть удален на момент осмотра), множество костных свищей во рту, свищи на коже лица с обильным выделением гноя, при зондировании свищей выявляются подвижные участки кости, патологическая подвижность отделов челюсти, в следствии патологического перелома челюсти.
Патологические и морфологические процессы в кости.
Преобладает гнойное расплавление костного мозга с выраженным некрозом кости, репаративные процессы подавлены:
а) разрушение костных элементов протекает быстро
б) процесс быстро распространяется по кости
в) окончательные границы разрушения устанавливаются к концу 2-3 месяца от начала заболевания
г) крупные размеры секвестров
д) выявляются мертвые зачатки постоянных зубов
е) периостальное построение кости выражено слабо
ж) эндостальное построение не определяется
Исходами деструктивной формы являются:
1) нарушение формы челюсти
2) нарушение функции сустава вследствие обширных дефектов кости и остановки роста челюсти (в следствии гибели зон роста)
3) потеря постоянных зубов за счет гибели зачатков
д еструктивно-продуктивная форма – это форма хронического остеомиелита считается более благоприятной, так как процессы разрушения кости и образование новой кости как бы уравновешены. Встречается эта форма чаще у детей 7-12 лет.
Клиническая картина характеризуется спокойным течением, без выраженных симптомов обострения процесса. Состояние ребенка удовлетворительное, в картине периферической крови незначительные сдвиги.
Местно:
а) наличие причинного зуба (он может быть удален)
б) имеются единичные свищи на альвеолярном отростке и на коже лица
в) объем пораженного участка увеличен за счет периостального костеобразования.
Патоморфологическая картина:
а) гнойные расправления кости протекают без обширных очагов некроза кости
б) одновременно активно протекают восстановительные процессы и внутрикостным и периостальным построением костной ткани
Рентгенологическая картина:
а) в кости чередуются мелкие очаги повышенной прозрачности и плотной консистенции
б) видны мелкие секвестры
в) на нижней челюсти видны светлые полосы построенной молодой кости:
г) зачатки постоянных зубов могут погибнуть
Исходами деструктивно-продуктивной формы хронического остеомиелита являются:
1) нарушение прикуса вследствие потери зубов
2) замедление продольного роста, без нарушения функции височно-нижнечелюстного сустава
Продуктивная (гиперпластическая) форма:
Эта форма чаще встречается у детей 9-15 лет.
Клиническая картина характеризуется:
а) медленным развитием, незаметным для больного
б) температура тела не меняется
в) отмечается асимметрия лица
г) постепенно объем кости увеличивается
д) свищи отсутствуют
е) кожные покровы не изменены
ж) региональные лимфатические узлы увеличены, подвижны
з) напоминает течение костной опухоли
Местно:
1) локализуется в области тела, угла, ветви, мышелкового отростка нижней челюсти
2) причинный зуб не выявляется
3) размеры кости увеличены 3-4 раза
4) симптомы воспаления кости отсутствуют
Патоморфологические процессы в кости:
а) процессы гибели кости выражены слабо
б) нет гнойного экссудата
в) беспрырывное избыточное построение кости
Рентгенологическая картина:
Мраморный рисунок: мелкие очаги разрежения чередуются с крупными очагами плотной кости. Очаг не имеет четких границ, слоистый периостит, в области угла и ветви нижней челюсти. Участки вновь построенной молодой кости, трабекулярный рисунок и четкие границы
Дифференциальная диагностика хронических форм остеомиелита.
Продуктивную форму хронического остеомиелита необходимо дифференцировать:
1) с саркомой Юинга
2) с литической формой остеобластокластомы
Первично-хронический остеомиелит дифференцируют:
1) с фиброзной дисплазией
2) с остеогенной саркомой
Лечение хронического остеомиелита комплексное:
1. длительная терапия
2. причинные зубы подлежат удалению.
3. общеукрепляющая и противовоспалительная терапия.
4. интактные постоянные зубы, с погибшей пульпой трепанируют и пломбируют
5. антибиотики в течение 10-12 дней
6. переливание крови и кровозаменителей, с целью стимуляции защитных сил организма.
7. витаминотерапия.
8. хирургическое лечение- секвестроэктомия в пределах патологического очага.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите формы хронического остеомиелита у детей.
2. опишите рентгенологическую картину различных форм хронического остеомиелита.
3. перечислите основные клинические симптомы деструктивной формы хронического остеомиелита.
4. назовите основные клинические симптомы деструктивно-продуктивной формы хронического остеомиелита
5. Перечислите основные клинические симптомы продуктивной формы хронического остеомиелита
6. Назовите основные принципы лечения детей с хроническим остеомиелитом
Ситуационные задачи:
1. У ребенка 5 лет деструктивная форма хронического остеомиелита. Провести обследование для уточнения диагноза.
Наметить план лечения ребенка.
2. В поликлинику обратился ребенок 7 лет с жалобами на общую слабость и наличие гнойного образования на коже лица в подчелюстной области. Со слов матери ребенок болеет в течение 3-х месяцев. Заболевание началось с зубной боли, после чего появилась опухоль. Лечились домашними средствами, за помощью не обращались. При осмотре на коже имеется свищ с гнойными выделениями, при зондировании свища отмечается шероховатость кости.
Местно: 75 зуб разрушен, подвижен, отмечается подвижность интактных 36,74,73,72,71 зубов. на альвеолярном отростке в области этих зубов имеются 2 свища, с гнойными выделениями. На R-грамме участки выраженной деструкции костной ткани.
Занятие № 7
Тема: Гематогенный острый и хронический остеомиелит у новорожденных и детей раннего возраста. Особенности течения. Диагностика, клиника, лечение. Профилактика острого и хронического гематогенного остеомиелита.
Цель занятия:
- научиться методам диагностики гематогенного остеомиелита.
- научиться методам лечения и профилактики гематогенного остеомиелита.
Краткое содержание темы:
Характерной особенностью гематогенного остеомиелита является то, что это форма встречается в раннем возрасте. В отличие от одонтогенного остеомиелита, гематогенный остеомиелит чаще встречается в области верхней челюсти.
Поражаются: лобный и скуловой отростки.
В отношении патогенеза заболевания единой точки зрения нет. Гематогенный остеомиелит может быть:
1. результатом гематогенного распространения инфекции
2. первичного инфекционного поражения самой челюсти
3. результатом проявления сепсиса
Клиника:
Заболевание начинается остро, внезапно. Повышается температура до 39-400С, ребенок капризничает, беспокоен. В течение 1-х суток появляется отек щечной области, резкий отек век (глазная щель закрывается полностью), носогубная складка сглаживается. Кожа краснеет, лосниться, с трудом собирается в складку.
В полости рта, на альвеолярном отростке возникают:
а) инфильтраты
б) слизистая оболочка гиперемирована, отечна с обеих сторон
Через 2-3 дня инфильтраты быстро увеличиваются, при пальпации выявляется флюктуация. Появившиеся абсцессы вскрываются самопроизвольно, после которых остаются свищи, открывание рта затруднено.
Общее состояние ребенка тяжелое. Особенностью гематогенного остеомиелита является то, что региональные лимфоузлы не реагируют на воспаление.
К концу первой недели заболевания в области нижнеглазничного края появляются участки размягчения.
Кожа над ними становиться багровой, синюшной, резко истончается, после самопроизвольного вскрытия абсцессов появляются свищи.
В тех случаях, если у ребенка уже прорезались молочные зубы, то появляется их подвижность.
Острый гематогенный остеомиелит верхней челюсти сопровождается симптомами со стороны глаз: появляется отек век, хелюз конъюнктивы, нарушен зрачковый рефлекс, экзофтальм. Нарушение зрения не наблюдается.
Уже в острой стадии гематогенного остеомиелита происходит секвестрация зубных зачатков.
Для диагностики большое значение имеет лабораторно-биохимическое исследование, которое включает в себя:
1. рефракторный метод для определения общего белка сыворотки крови.
2. метод электрофореза при определении белковых фракций сыворотки крови
3. определение титра антитоксина
4. определение фагоцитарной функции крови.
Рентгенография при гематогенном остеомиелите решающего значения не имеет.
Лечение гематогенного остеомиелита комплексное и проводится по принципу лечения сепсиса:
1. введение антибиотиков внутривенно и внутримышечно
2. пассивная иммунизация путем введения
а) гипериммунного стафилококкового гаммаглобулина
б) гипериммунной антистафилококковой плазмы
3. проведение дезинтоксикационной терапии
4. общеукрепляющая терапия
Местно: в острой стадии проводят дренирование пораженных участков, путем рассечения мягких тканей.
Первые признаки деструкции костной ткани можно выявить на 6-7 сутки, однако для образования секвестров требуется 3-4 недели. Сроки проведения операции секвестрэктомии определяется индивидуально. Удаляют свободнолежащие секвестры.
Дифференциальную диагностику гематогенного остеомиелита проводят:
1. с дакриоциститом
2. с этомоидитом
3. с гонорейным блефаритом
4. с флегмоной орбиты
Прогноз при гематогенном остеомиелите у детей очень серьезен, выздоровление наступает нечасто. Исходом заболевания могут быть:
а) амилоидоз почек и печени
б) обширная секвестрация отростков челюсти
в) гибель зачатков зубов
г) вторичный деформирующий остеоартроз
д) анкилоз височно-нижнечелюстного сустава
Профилактика гематогенного остеомиелита включает в себя:
1. своевременное лечение гнойничковых поражений кожи у детей грудного и раннего детского возраста
2. профилактика мастита у матери
3. лечение пупочного сепсиса
4. квалифицированное лечение острого гематогенного остеомиелита с целью предотвращения перехода в хроническую стадию.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите этиологические факторы, способствующие возникновению челюстного остеомиелита
2. Назовите основные клинические симптомы, характерные для острого гематогенного остеомиелита
3. Перечислите основные методы диагностики гематогенного остеомиелита
4. Перечислите особенности комплексного лечения гематогенного остеомиелита
5. Какие особенности хирургического лечения гематогенного остеомиелита?
6. Какие методы профилактики гематогенного остеомиелита вы знаете?
Ситуационные задачи:
1. Ребенок 2 лет. заболел остро, температура тела 38,70С. Капризен, не спит, отказывается от еды. Общее состояния тяжелое. На 2- 3 день появились припухлость щеки слева, инфильтрат в области носогубной складки, выделения из левого носового хода. Открывание рта свободное. Зубы 61; 62; 63; 64 интактны, подвижны, из десневых карманов гноетечение.
Поставьте диагноз, составьте план лечения.
2. Ребенок в возрасте 2-х месяцев заболел внезапно. Заболевание началось с резкого повышения температуры до 390С. Общее состояние ребенка тяжелое. Ребенок бредит, отказывается от еды, кричит, периодически возникает рвота.
Местно: отек правой щеки, инфильтрат в области нижнеглазничного края глазницы. Отмечается отек век, глазная щель справа закрыта.
Открывание рта свободное. Состояние слизистой оболочки полости рта без изменений.
Эталоны ответов
Занятие № 1
Занятие № 2 | |||||||
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 | ||||
1 | а | 1 | а | 1 | а | 1 | в |
2 | б | 2 | б | 2 | а | 2 | б |
3 | в | 3 | б | 3 | г | 3 | б |
4 | б | 4 | б | 4 | в | 4 | в,г |
5 | б | 5 | б | 5 | б | 5 | а |
6 | б | 6 | б | ||||
7 | б | 7 | а | ||||
8 | а,б | 8 | а,б | ||||
9 | б,в,г | 9 | а,б | ||||
10 | б |
Занятие № 3 |
Занятие № 4 | |||||||
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | |
1 | б | 11 | в,г | 1 | б | 11 | б | |
2 | а | 12 | а,б | 2 | а | 12 | в | |
3 | б | 13 | б | 3 | б | 13 | б | |
4 | а,в | 14 | в | 4 | а,в,г,д | 14 | а | |
5 | в | 15 | а | 5 | а | 15 | а | |
6 | г,е | 16 | а | 6 | а | 16 | а | |
7 | в | 17 | а | 7 | а | 17 | б | |
8 | а | 18 | в,г | 8 | а | 18 | б | |
9 | в | 19 | в,г | 9 | а | 19 | б | |
10 | в | 20 | б | 10 | а,в,г | 20 | б,г | |
Занятие № 5 |
Занятие № 6 | |||||||
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа | |
1 | б,г,е | 11 | б | 1 | а,в,д | 11 | а,б,д | |
2 | б | 12 | а | 2 | а | 12 | а | |
3 | б | 13 | а,в | 3 | б | 13 | б | |
4 | в,д | 14 | б | 4 | б | 14 | а | |
5 | в | 15 | в | 5 | а | 15 | б | |
6 | б | 16 | а | 6 | в | 16 | г | |
7 | а | 17 | в | 7 | в,д,е | 17 | г | |
8 | в | 18 | в | 8 | а | 18 | а | |
9 | а | 19 | б | 9 | г | 19 | г | |
10 | а | 10 | б | 20 | в |
Занятие № 7 | |||
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
1 | б,в | 11 | в |
2 | а | 12 | а,б,в |
3 | а,в | 13 | а,б,в,г |
4 | б | 14 | д |
5 | а | 15 | а |
6 | б | 16 | а,в |
7 | в,г,д | 17 | а,б |
8 | в,г | 18 | б |
9 | в | 19 | а |
10 | б | 20 | а,б,в |
Эталоны ответов
Занятие № 1 | Занятие № 2 | Занятие № 3 | Занятие № 4 | Занятие № 5 | Занятие № 6 | Занятие № 7 |
Задача № 1 | 1 – б,г,е | 1 – а,в,д | 1 – б,в | |||
1 – а | 1 – а | 1 – б | 1 – б | 2 – б | 2 – а | 2 – а |
2 – б | 2 – б | 2 – а | 2 – а | 3 – б | 3 – б | 3 – а,в |
3 – б | 3 – в | 3 – б | 3 – б | 4 – в,д | 4 – б | 4 – б |
4 – б | 4 – б | 4 – а,в | 4 – а,в,г,д | 5 – в | 5 – а | 5 – а |
5 – а | 5 – б | 5 – в | 5 – а | 6 – б | 6 – в | 6 – б |
6 – б,в | 6 – б | 6 – г,е | 6 – а | 7 – а | 7 – в,д,е | 7 – в,г,д |
7 – г | 7 – б | 7 – в | 7 – а | 8 – в | 8 – а | 8 – в,г |
8 – г | 8 – а,б | 8 – а | 8 – а | 9 – а | 9 – г | 9 – в |
9 – а | 9 – б,в,г | 9 – в | 9 – а | 10 – а | 10 – б | 10 – б |
10 – в,г | Задача № 2 | 10 – в | 10 – а,в,г | 11 – б | 11 – а,б,д | 11 – в |
11 – а | 1 – а | 11 – в,г | 11 – б | 12 – а | 12 – а | 12 – а,б,в |
12 – б | 2 – б | 12 – а,б | 12 – в | 13 – а,в | 13 – б | 13 – а,б,в,г |
13 – а | 3 – б | 13 – б | 13 – б | 14 – б | 14 – а | 14 – д |
14 – б | 4 – б | 14 – в | 14 – а | 15 – в | 15 – 2 | 15 – а |
15 – б | 5 – б | 15 – а | 15 – а | 16 – а | 16 – г | 16 – а,в |
16 – а,б,в,г | 6 – б | 16 – а | 16 – а | 17 – в | 17 –г | 17 – а,б |
17 – в | 7 – а | 17 – а | 17 – б | 18 – в | 18 – а | 18 – б |
18 – а | 8 – а,б | 18 – в,г | 18 – б | 19 – б | 19 – г | 19 – а |
19 – б | 9 – а,б | 19 – в,г | 19 – б | 20 – в | 20 – а,б,в | |
20 – в | 10 – б | 20 – б | 20 – б,г | |||
21 – а | Задача №3 | |||||
22 – б | 1 – а | |||||
23 – в | 2 – а | |||||
24 –а | 3 – г | |||||
25 – б | 4 – в | |||||
26 – б | 5 – б | |||||
27 – а | Задача № 4 | |||||
28 – в,г | 1 – в | |||||
29 – б | 2 – б | |||||
30 - г | 3 – б | |||||
4 – в,г | ||||||
5 - а |
Список литературы:
1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М. «Медицина» 2003.
2. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. М. «Медицина» 1991.
3. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста М. «Медицина» 1987
4. Егоров П.М. Обезболивание в стоматологии М. «Медицина» 1985
5. Рогинский В.В., Воложин А.И. и др. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. М.Детстомиздат 1988
6. Шаргородский А.Г. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области и шеи. Под ред.А.Г.Шаргородского М. «Медицина» 1985
7. Груздев Н.А. Острая одонтогенная инфекция. М. «Медицина» 1978
8. Соловьев М.М. Одонтогенные воспалительные заболевания челюстей и прилегающих тканей. М. «Медицина»1979
9. Карнаухов А.Т. Особенности клиники и комплексная терапия гематогенного остеомиелита лицевого скелета у детей. М. «Медицина» 1982
10. Давыдов Б.Н. Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия: учебное пособие – Тверь 2004г. – 288с
11. Водолацкий М.П. Челюстно-лицевая хирургия возраста: Учебное пособие – Ставрополь.- Издательство СГМА – 2004г.-233с.
12. Рабинович В.И. Общее обезболивание в детской стоматологии: Руководство для врачей – Москва: «ГЭОТАР», 2007-184с.
13. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия (сборник иллюстрированных задач и тестов): Учебное пособие– Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2007-192с.
14. Зеленский В.А., Мухорамов Ф.С. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия: Москва: «ГЭОТАР-Медиа», 2008-208с.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА стоматологии детского возраста
Практикум по детской хирургической стоматологии
для студентов 4-го курса
Методическое пособие.
Г. махачкала
Г.
УДК 616.314-002(075.8)
ББК 56.6
Г-13
«Практикум по детской хирургической стоматологии для студентов 4 курса» Методическое пособие составлено в рамках учебного плана по стоматологии детского возраста. Для контроля усвоения учебного материала в пособие включены ситуационные задачи и тестовые задания. Методическое пособие рассчитано на студентов стоматологического факультета, также может быть использовано врачами-интернами, клиническими ординаторами.
Разработанное пособие соответствует требованиям УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России, предъявляемым к учебным пособиям.
Составители: А.Р. Гаджиев – зав.каф. стоматологии детского возраста, доц., к.м.н
Г.М Абдуллатипов – ассистент
А.Н Чудинов – доц.,к.м.н.
Л.Г. Гасанова – ассистент
А.Г. Жахбаров – ассистент, к.м.н.
М.М.Аталаев – ассистент, к.м.н.
Рецензенты:
О.З. Топольницкий– Зав. кафедрой детской хирургической стоматологии
и челюстно-лицевой хирургии МГМСУ,
д.м.н., профессор
Ад.А.Мамедов – Зав.кафедрой стоматологии детского возраста и ородонтии
ГБОУ ВПО Первый Московский государственный
медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава
России , д.м.н., профессор
Печатается по решению Центрального Координационного
Методического Совета ДГМА протокол № 7 от 17.05.2016г.
СТРУКТУА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Этапы практического занятия | Техническое оснащение | место | время | |
оборудование инструментарий | учебные пособия средств | |||
1.Проверка исходного уровня знаний | 1.Логико-дидактическая структура темы 2.Контрольные задачи | Учебная комната | 20-25 мин | |
2.Инструктаж преподавателя и коррективы исходных знаний | Методическая разработка практического занятия, таблицы, рентгенограммы | Учебная комната | 10 мин | |
3.Решение учебных задач | Учебные задачи | 15 мин | ||
4. Самостоятельный прием больных хирургическом кабинете ДСП. Решение клинических задач | Стоматологическая установка, набор хирургических инструментов | Методические указания, схемы, ООД, набор клинических задач | Хирургический кабинет | 120 мин |
5.контроль результатов и усвоения | Контрольные ситуационные задачи | Учебная комната | 15-20 мин | |
6.Подведение итогов занятия, задания к следующему занятию | Амбулаторные истории болезни | Учебная комната | 5мин |
Тематический план занятий
Тема № 1 Организация работы детского хирургического кабинета. Оборудование, инструментарий, правила стерилизации инструментов. Документация. Обезболивание при хирургических вмешательствах у детей в условиях поликлиники. Седативная подготовка ребенка. Особенности выполнения техники местного обезболивания у детей различного возраста.
Тема № 2 Операция удаления зуба. Показания в детском возрасте к удалению молочных и постоянных зубов. Особенности выполнения техники удаления молочного зуба. Осложнения во время и после операции. Предупреждение осложнений. Показания и цели протезирования зубного ряда у детей различного возраста после удаления зуба.
Тема № 3 Лимфадениты, абсцессы, флегмоны. Причины развития. Клиника. Диагностика. Показания и организация госпитализации ребенка. Неотложная хирургическая помощь в условиях поликлиники.
Тема № 4 Периостит челюстных костей. Причины развития. Клиника острого и хронического одонтогенного периостита. Диагностика. Дифференциальная диагностика с другими заболеваниями. Методика хирургического лечения. Прогнозирование течения и исхода заболевания. Показания и госпитализация ребенка с острым гнойным периоститом.
Тема № 5 Одонтогенный остеомиелит челюстных костей. Причина развития. Клиника. Диагностика. Оказание и выполнение неотложной хирургической помощи ребенку в условиях поликлиники. Оформление документации и организация госпитализации ребенка. Реабилитация ребенка, перенесшего острый остеомиелит в условиях поликлиники. Профилактика.
Тема № 6 Хронический остеомиелит костей лица. Причины развития. Клинико-рентгенологические формы заболевания и их диагностика. Показания к госпитализации. Профилактика хронического остеомиелита. Прогнозирование и исходы заболевания. Реабилитация детей, перенесших хронический остеомиелит.
Тема № 7 Гематогенный острый и хронический остеомиелит у новорожденных и детей раннего возраста. Особенности течения. Диагностика, клиника, лечение. Профилактика острого и хронического гематогенного остеомиелита.
Занятие № 1
Тема: Организация работы детского хирургического кабинета. Оборудование, инструментарий, правила стерилизации инструментов. Документация. Обезболивание при хирургических вмешательствах у детей в условиях поликлиники. Седативная подготовка ребенка. Особенности выполнения техники местного обезболивания у детей различного возраста.
Цель занятия:
- научить студентов ведению документации на хирургическом приеме
- научиться технике обезболивания у детей различного возраста.
Краткое содержание темы:
При организации хирургического кабинета в детской стоматологической поликлинике предъявляются следующие требования:
1. Наличие 3 помещений
а) помещение для ожидания больных
б) помещение для стерилизации инструментов
в) кабинет площадью не меньше 22 кв. м.
2. Наличие водопровода, центрального отопления и горячей воды.
3. Соблюдение температурного режима:
зимой – 18-230С
летом – 21-250С
4. Дверные и оконные проемы должны легко поддаваться влажной уборке
5. Пол должен быть покрыт керамической плиткой или линолеумом.
Методы стерилизации.
Стерилизация осуществляется:
1. Воздушным методом – в сухожаровом шкафу при t = 1800С в течение 1 часа
2. Паровым методом с использованием упаковочных материалов при t = 1320С в течение 20 минут.
3. Режущий инструментарий стерилизуется в растворе этилового спирта.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 682.