Тема2.12 Особенности философии XX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Полипарадигмальность современного философского знания, кризис философской мысли.

Методические рекомендации

Рассмотрите вопрос истории развития позитивизма, проходящего этапы: позитивизм середины XIX века, эмпириокритицизм (на рубеже ХIХ-ХХ веков), логический позитивизм и постпозитивизм. Начавшись с программы: наука сама для себя философия (О. Конт), позитивизм, под влиянием революции в физике, превращается в махизм, а революция в математике XX века создает предпосылки для логического позитивизма (Р. Карнан). Неопозитивизм, выдвинувший принцип верификации (сведение языка теории к языку наблюдений) как критерий научности перерастает в постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд) с принципами фальсифицируемости (опровержение как критерий научности - Поппер) и включением социальных факторов в механизм детерминации научного знания.

Затем познакомтись с моделью сознания (или души человека), разработанной 3. Фрейдом и развитой К. Юнгом и Э. Фроммом. Согласно этой модели, у человека существует подсознание (с инстинктами полового влечения и агрессии), сверхсознание (культура с ее нормами и ограничениями) и сознание как результат взаимодействия первых двух уровней. Эта модель психической деятельности человека объясняет природу неврозов, психозов, явления сублимации и "комплексов". Она критикуется К. Юнгом за гиперболизацию либидо и дополняется введением понятия «архетипы коллективного бессознательного». Э. Фромм дополняет эту модель системой социальных факторов, действующих на подсознательную психическую деятельность человека.

И наконец, изучите историю и особенности развития экзистенциализма, изменившего вопрос о фундаментальной метафизической установке о сущем на вопрос о сущем включающем в себя вопрошающего. Это оказало влияние на исследование пограничных состояний психики К. Ясперса и его работы по смыслу и назначению истории, а также на идею Ж.-П. Сартра о человеке как проекции в мир (Ж.П. Сартр. Бытие и ничто). Мир представляет собой, по Сартру, сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией. Свобода как синоним сознания объявляется основанием (внутренней структурой) бытия, мира, истории. Переживание бытия на иррациональном уровне характеризуется А Камю как состояние абсурда, против которого человек бунтует (А. Камю. Бунтующий человек). Однако сам бунт также абсурден и человеку не на что надеяться. Их двух вариантов выхода: самоубийство и жить так, словно есть на что надеяться, А. Камю предлагает человеку придерживаться второго варианта.

 

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Почему Мах предложил применять принцип экономии мышления?

2. Что такое протокольные предложения?

3. Почему принцип верификации и редукции не позволил позитивистам доказать научность тех или иных научных положений?

4. В чем особенность фаллибилизма?

5. Что означает «научная революция», по Т. Куну?

6. Почему экзистенциализм исходит из положения оставленности человека?

 

Общие рекомендации обучающимся по составлению конспекта

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

 

Рекомендации по оформлению:

Конспект оформляется в тетрадях или на листах формата А 4 шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные. В тетрадях в клетку – писать через строчку аккуратным разборчивым почерком без ошибок. Прописывать название темы на первой строке в центре. На листах формата А 4 прописывать на следующей строке после темы справа Фамилию и инициалы автора.

 

Критерии оценки учебного конспекта:

Оценка «Отлично» - полнота использования учебного материала. Объём конспекта – один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

Оценка «Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

Оценка «Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта –один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

Оценка «Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.

 

 

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

 

1. Предмет философии в её истории

2. Специфика философского знания

3. Структура философского знания и его функции

4. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения и их характерные особенности.

5. Проблема происхождения философии. Переход от мифологического мировоззрения к рациональному.

6. Основные концепции античной натурфилософии.  

7. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ)

8. Проблемы бытия и познания в философии Платона и Аристотеля.

9. Античная философия эпохи эллинизма.

10. Характерные черты и этапы средневековой христианской философии.

11. Особенности философии эпохи Возрождения.

12. Традиции рационализма в философии Нового времени

13. Традиции эмпиризма в философии Нового времени.

14. Философия французского просвещения.

15. Трансцендентальная философия И.Канта.

16. Объективный идеализм и диалектический метод философии Г.Ф. Гегеля.

17. Иррационализм философии А.Шопенгауэра.

18. Философия Ф. Ницше: нигилизм и проблема переоценки ценностей.

19. Философия К. Макса и Ф. Энгельса.

20. Особенности развития и характерные черты русской философии.

21. Диалог славянофилов и западников в русской философии и культуре XIX века.

22. Русская религиозная философия XX века

23. Ценности человеческого бытия (труд, творчество, любовь, игра)

24. Понятие культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация.

25. Этика и нравственное сознание

26. Эстетика и художественное сознание.

27.Социальный прогресс, его проблемы, факторы и критерии.

28. Глобализация как тенденция развития современной цивилизации и её проблемы.

29. Основные направления и проблемы философии XX века.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.