Определения культуры и цивилизации их сравнительная характеристика
Методические рекомендации
Следует обратить внимание на то, что культура — одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного знания. Стало употребляться в философской литературе европейских стран со второй половины 18 века. В латинском языке слово «cultura» (возделывание, обработка, улучшение) противопоставлялось слову «natura» (природа).
Первый вопрос обращает внимание на то, что термин «культура» служит средством, с помощью которого выражается идея развития человеческого начала, человеческого бытия в противовес природному, стихийному, животному бытию. В эпоху Просвещения « культура» понималась как средство возвышения человека в природном мире, совершенствования нравственного и духовного бытия человека. В силу этого термин «культура» использовался параллельно с понятиями «гуманность» «просвещенность» «образованность», культура выступала как нечто безусловно желательное, хорошее, доброе. Однако существовало и такое понимание культуры, согласно которому она представляла собой реально существующий в действительности и применяющийся исторически образ жизни людей.
Вопрос с определением понятия цивилизация и его соотношение с понятием культура можно проследить в философии И. Канта и О. Шпенглера.
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Почему понятие культура меняло свое коннотативное значение в разные исторические эпохи?
2. Какие существуют взгляды на различие понятий культура и цивилизация?
Тема 1.10. Развитие мировой культуры, её сущность и функции.
Этапы развития мировой культуры, их региональная особенность и функциональная значимость
Методические рекомендации
Обратите внимание, что аксиологический подход относит к культуре только ценности, позитивные результаты человеческой деятельности. Культура – это воплощение настоящей человечности, сфера духовного совершенствования людей, все то, что способствует развитию достоинства человека. Аксиологический взгляд на культуру субъективен, как объективно разделение явлений культуры на «ценные» и «неценные», как произвольно сравнение непохожих культур. Последствием данного подхода может быть проявление в культуре элементов расизма и национализма.
Исследуя вопрос, отметьте, что культура есть все, что создано людьми и характеризует их бытие в определенных исторических условиях. Культура вбирает все, что отличает общественную человеческую жизнь от жизни природы. В культуре много разумного и неразумного. Культура не является абсолютным благом для человека и человечества, она, как действительный исторический образ жизни человечества, охватывает все многообразие видов деятельности людей.
Сосредоточьте внимание на том, что антропологическое понимание культуры приводит к возникновению частных научных представлений: археологического (культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, в которых овеществлены следы духовного бытия), этнографического (культура есть особенный комплекс обычаев, верований, особенностей быта и труда, характерный для определенного этноса), этнопсихологического (культура есть комплекс особенностей, характеризующих духовную жизнь и поведение представителей разных народов), социологического (культура есть фактор интеграции общества, регулятор совместного бытия людей). Антропологический подход не в состоянии прояснить связи между культурными явлениями, так как охватывает слишком широкую сферу культурных феноменов.
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Можно ли понимать культуру как арену борьбы «естественного» и «искусственного»?
2. Как соотносятся понятия «natura» и «cultura»?
3. Как соотносятся представления о здоровой личности и о творческой личности в обыденном сознании?
4. Зачем обществу нужна «идеология»?
5. В чём смысл творчества?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 217.