Тема 1.5. Принципы и законы диалектики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон Отрицания отрицания.

3. Закон Перехода количества в качество.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса следует обратить внимание на его исторические предпосылки в трудах античных мыслителей. Рассмотреть как развивается данный закон с развитием социально-культурных изменений в разные исторические эпохи. Сосредоточить внимание на месте данного закона в диалектической логике Г.В.Ф. Гегеля и К.Маркса.

Изучая второй закон – Закон Отрицания отрицания, необходимо рассмотреть какое влияние он оказал на схоластическую философию, как проецировался в тринитарном вопросе. Как этот закон определяет развитие Абсолюта в системе философии Гегеля.

Подходя к рассмотрению третьего вопроса необходимо проследить исторические корни и его абсолютизацию в философии Гегеля.

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Как объяснял закон единства и борьбы противоположности в античной философии становление всего сущего?

2. Почему закон отрицания отрицания определяет направление развитие Абсолюта?

3. Какое место занимает закон перехода количественных изменений в качественные в философии марксизма?

Тема 1.6. Основной вопрос философии.

Материалистическая и идеалистическая картина мира

Методические рекомендации

Рассматривая вопрос материалистической и идеалистической картины мира, следует сосредоточить внимание на социальных и культурных предпосылках социальной среды. В вопросе материализма следует обратить внимание не ее взаимосвязь с естественно-научной парадигмой, при этом в разные исторические эпохи позиция материализма меняла свое отношение к вопросу существования Бога. Идеалистическая картина мира не всегда определяется фактом существования Бога. Ознакомится с разными воззрениями на идеалистические установки, и выявить их особенности.

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Почему материализм не тождественен понятию атеизм?

2. Что в идеализме замещает понятие Бога?

Тема 1.7. Философская теория истины, её критерии

Абсолютная и относительная истина

Методические рекомендации

Следует раскрыть следующее понятие истины: объективная, абсолютная, относительная, конкретная. Объективная истина не зависит от сознания и, вместе с тем, является элементом сознания. Абсолютная и относительная истины определяются в зависимости от полноты знания, которая зависит от цели, задаваемой практикой. Конкретность истины есть требование учитывать условия, при которых возможна оценка высказывания как истинного или ложного. Следует также различать истину гносеологическую и логическую. Если первая есть соответствие субъективного образа объективному миру, то вторая - непротиворечивость системы высказываний. Последняя форма организации знания служит существенным признаком науки и является концепцией. Вненаучные формы знания не имеют такой организации и не характеризуются субъектно-объектным отношением

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Что такое абсолютная истина?

2. Почему научное знание не тождественно понятию абсолютной истины?

3. Как относительная истина меняется от эпохи к эпохе и почему?

Тема1.8. Бытие и сознание.

1. Соотношение духовного и материального.

2. Проблема субстанциональности

Методические рекомендации

В первом вопросе следует отметить, что категория бытия в философии - предельно абстрактное и всеобщее понятие, не имеющее иного основа­ния кроме себя самого. Различные метафизические установки по-разному отве­чают на вопрос о сущем бытия: природа, Бог, объект-субъект, иррациональ­ные потребности человека. По-разному понимаемое бытие как единое, мно­жественное, удвоенное называется соответственно: монизмом, плюрализмом, дуализмом. Философское учение, исходящее из первичности материи - мате­риализм. Общественное бытие как система общественно-материальных от­ношений представляет собой экономическую структуру, рассматриваемую по отношению к общественному сознанию.

Во втором вопросе следует отметить, что субстанция понимается как причина самой себя. Это мир, взятый по одному признаку – существование и составляющему содержание понятия «бытие мира». Мир, взятый с учетом других признаков (изменчивых), выступает как конкретный и составляет содержание понятия «бытие в мире». Мир как конкретно-материальный отличается от мира как абстрактно-материального способностью превращаться в ничто. Таково онтологическое понимание материи, а гносеологическое состоит в отношении абстрактно-материального к одной из сфер конкретного – сознанию. В этом определении выделяют признаки: 1. объективность (существование до, вне и независимо от сознания – направленность против субъектного идеализма); 2. способность вызывать ощущения (-против религии, т.к. Бог не вызывает ощущений); 3. отражаемость в ощущениях (-против агностицизма); 4. неисчерпаемость (-против метафизического, механистического понимания материи).

 

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Что такое материя?

2. Что такое движение, пространство и время?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 193.