1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон Отрицания отрицания.
3. Закон Перехода количества в качество.
Методические рекомендации
При изучении первого вопроса следует обратить внимание на его исторические предпосылки в трудах античных мыслителей. Рассмотреть как развивается данный закон с развитием социально-культурных изменений в разные исторические эпохи. Сосредоточить внимание на месте данного закона в диалектической логике Г.В.Ф. Гегеля и К.Маркса.
Изучая второй закон – Закон Отрицания отрицания, необходимо рассмотреть какое влияние он оказал на схоластическую философию, как проецировался в тринитарном вопросе. Как этот закон определяет развитие Абсолюта в системе философии Гегеля.
Подходя к рассмотрению третьего вопроса необходимо проследить исторические корни и его абсолютизацию в философии Гегеля.
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Как объяснял закон единства и борьбы противоположности в античной философии становление всего сущего?
2. Почему закон отрицания отрицания определяет направление развитие Абсолюта?
3. Какое место занимает закон перехода количественных изменений в качественные в философии марксизма?
Тема 1.6. Основной вопрос философии.
Материалистическая и идеалистическая картина мира
Методические рекомендации
Рассматривая вопрос материалистической и идеалистической картины мира, следует сосредоточить внимание на социальных и культурных предпосылках социальной среды. В вопросе материализма следует обратить внимание не ее взаимосвязь с естественно-научной парадигмой, при этом в разные исторические эпохи позиция материализма меняла свое отношение к вопросу существования Бога. Идеалистическая картина мира не всегда определяется фактом существования Бога. Ознакомится с разными воззрениями на идеалистические установки, и выявить их особенности.
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Почему материализм не тождественен понятию атеизм?
2. Что в идеализме замещает понятие Бога?
Тема 1.7. Философская теория истины, её критерии
Абсолютная и относительная истина
Методические рекомендации
Следует раскрыть следующее понятие истины: объективная, абсолютная, относительная, конкретная. Объективная истина не зависит от сознания и, вместе с тем, является элементом сознания. Абсолютная и относительная истины определяются в зависимости от полноты знания, которая зависит от цели, задаваемой практикой. Конкретность истины есть требование учитывать условия, при которых возможна оценка высказывания как истинного или ложного. Следует также различать истину гносеологическую и логическую. Если первая есть соответствие субъективного образа объективному миру, то вторая - непротиворечивость системы высказываний. Последняя форма организации знания служит существенным признаком науки и является концепцией. Вненаучные формы знания не имеют такой организации и не характеризуются субъектно-объектным отношением
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Что такое абсолютная истина?
2. Почему научное знание не тождественно понятию абсолютной истины?
3. Как относительная истина меняется от эпохи к эпохе и почему?
Тема1.8. Бытие и сознание.
1. Соотношение духовного и материального.
2. Проблема субстанциональности
Методические рекомендации
В первом вопросе следует отметить, что категория бытия в философии - предельно абстрактное и всеобщее понятие, не имеющее иного основания кроме себя самого. Различные метафизические установки по-разному отвечают на вопрос о сущем бытия: природа, Бог, объект-субъект, иррациональные потребности человека. По-разному понимаемое бытие как единое, множественное, удвоенное называется соответственно: монизмом, плюрализмом, дуализмом. Философское учение, исходящее из первичности материи - материализм. Общественное бытие как система общественно-материальных отношений представляет собой экономическую структуру, рассматриваемую по отношению к общественному сознанию.
Во втором вопросе следует отметить, что субстанция понимается как причина самой себя. Это мир, взятый по одному признаку – существование и составляющему содержание понятия «бытие мира». Мир, взятый с учетом других признаков (изменчивых), выступает как конкретный и составляет содержание понятия «бытие в мире». Мир как конкретно-материальный отличается от мира как абстрактно-материального способностью превращаться в ничто. Таково онтологическое понимание материи, а гносеологическое состоит в отношении абстрактно-материального к одной из сфер конкретного – сознанию. В этом определении выделяют признаки: 1. объективность (существование до, вне и независимо от сознания – направленность против субъектного идеализма); 2. способность вызывать ощущения (-против религии, т.к. Бог не вызывает ощущений); 3. отражаемость в ощущениях (-против агностицизма); 4. неисчерпаемость (-против метафизического, механистического понимания материи).
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Что такое материя?
2. Что такое движение, пространство и время?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.