МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по учебной дисциплине
ОГСЭ.01 Основы философии
для специальности
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Заочная форма обучения
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин
протокол №________от __________2018 г.
Председатель цикловой комиссии _____________ Л.А. Карасёва
«____»_____________2018 г.
Оглавление
Пояснительная записка. 4
1. Общие положения. 5
2. Средства обучения – основа самостоятельной работы.. 5
2.1. Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся. 6
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся при изучении курса Основы философии. 7
Тема 1.1. Предмет философии. 7
Тема 1.2. Специфика философского знания его методы и функции. 8
Тема 1.3. Мировоззрение и его типы.. 9
Тема 1.4. Структура, методы и формы научного знания. 9
Тема 1.5. Принципы и законы диалектики. 10
Тема 1.6. Основной вопрос философии. 11
Тема 1.7. Философская теория истины, её критерии. 11
Тема1.8. Бытие и сознание. 12
Тема 1.9. Культура и цивилизация. 13
Тема 1.10. Развитие мировой культуры, её сущность и функции. 14
Тема 1.11. Человек, общество, духовная жизнь общества. 15
Тема 1.12. Глобальные проблемы современности. 15
Тема 2.1 Космоцентризм античной философии. 16
Тема 2.2 Основные этапы развития античной философии. 17
Тема 2.3 Теоцентризм средневековой христианской философии. 18
Тема 2.4 Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. 18
Тема 2.5 Философия Нового времени. 20
Тема 2.6 Философия французского просвещения. 20
Тема 2.7 Трансцендентальная философия И. Канта. 21
Тема 2.8 Система объективного идеализма Г.Ф. Гегеля. 22
Тема 2.9 Философия А.Шопенгауэра и Ф. Ницше. 22
Тема 2.10 Философия К.Маркса и Ф. Энгельса. 23
Тема 2.11 Этапы развития русской философии. 23
Тема2.12 Особенности философии XX века. 25
Общие рекомендации обучающимся по составлению конспекта. 26
Перечень вопросов для подготовки к экзамену. 27
3.2 Информационное обеспечение обучения. 29
Критерий оценки самостоятельной работы студентов. 31
Пояснительная записка
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем техническим, экономическим и гуманитарным специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование информационно-коммуникативных технологий для совершенствования профессиональной деятельности.
Обозначенные требования к подготовке обучающихся делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
Структура материала для самостоятельной работы преследует следующие цели:
1. Формировать умения и навыки выявлять общее и частное.
2. Формировать умения определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения.
3. Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты.
4. Строить доказательства на основе существенных признаков.
5. Выявлять причинно-следственные связи.
6. Умение анализировать, сопоставлять полученную информацию и формулировать вывод.
Общие положения
1.1. Место дисциплины в системе подготовки специалистов
Самостоятельная работа по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии предусматривает работу обучающихся, которую они выполняют в соответствии с учебным планом специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений в рамках изучения учебного материала по дисциплине.
1.2. Целевые направления самостоятельной работы обучающихся
1) Для овладения и углубления знаний:
a) - составление различных видов планов и тезисов по тексту;
b) - конспектирование текста;
c) - составление тезауруса;
d) - ознакомление с нормативными документами;
e) - создание презентации.
2) Для закрепления знаний:
a) - работа с конспектом лекции;
b) - повторная работа с учебным материалом;
c) - составление плана ответа;
d) - составление различных таблиц;
e) подготовка и участие в семинарах.
3) Для систематизации учебного материала:
a) - подготовка ответов на контрольные вопросы;
b) - аналитическая обработка текста;
c) - подготовка сообщения, доклада;
d) - тестирование;
e) - составление кроссворда;
f) - формирование плаката;
g) - составление памятки.
4) Для формирования практических и профессиональных умений.
a) -решение задач и упражнений по образцу;
b) -решение ситуативных и профессиональных задач;
c) - проведение анкетирования и исследования.
2. Средства обучения – основа самостоятельной работы
Средства обучения, необходимые для организации самостоятельной работы:
1. Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);
2. Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудиовидеотехника);
3. Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся (инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).
2.1. Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую обучающийся совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся : творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций;
- развитию исследовательских умений.
Формы и виды самостоятельной работы обучающихся:
1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
3. Работа со словарем, справочником.
4. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
5. Конспектирование источников.
6. Составление и разработка словаря (глоссария).
7. Составление или заполнение таблиц.
8. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету).
9. Выполнение домашних работ.
10. Выполнение творческих заданий.
11. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.
12. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
13. Подготовка к выступлению на конференции.
14. Реферативные работы.
15. Презентационные доклады с использованием мультимедийного оборудования.
16. Составление опорного конспекта.
17. Написание эссе.
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся при изучении курса Основы философии
Тема 1.1. Предмет философии
1. Определение предмета философии.
2. Общая характеристика философии.
3. Причины и время возникновения философского знания
Методические рекомендации
Философия как особая форма общественного сознания характеризуется наличием основного вопроса, методом, местом и ролью в системе общественного сознания, а также функциями, которые она выполняет. Философия имеет специфику мышления и языка. Спецификой мышления в философии является то, что результат мышления берется вместе с процессом его получения, а специфика языка связана с образованием терминов для обозначения всеобщего. Однако не все категории переводимы на родной язык, поэтому некоторые термины греческого или латинского происхождения остаются без перевода.
При раскрытии первого вопроса следует обратить внимание на то, что идеальное как продукт философской рефлексии над анимистическим содержанием мышления является основой науки. Поэтому с возникновением философии связывается основная историческая ось времени, проходит прорыв через магию (см: К. Ясперс Смысл назначения истории. – М., 1991).
Во втором вопросе следует различать мировоззренческий вопрос о соотношении человека и мира, и гносеологический – о соотношении субъекта и объекта. Необходимо отметить, что на вопрос о сущем (архэ) в историко-философском процессе выделяется 4 варианта ответа, составляющих метафизические установки: природа (античность), Бог (средневековье) субъект и объект (Новое время), иррациональные потребности человека (современность). При этом каждая новая мысль в культуре проходит одни и те же этапы мистика, поэзия, риторика, грамматика, логика и математика.
В третьем вопросе вскрываются основные функции философии: идеологическая (формирование идеалов) и методологическая (обоснование способов достижения этих идеалов). К функциям философии также относят: мировоззренческую, социологическую, праксиологическую, аксиологическую, гносеологическую. логическую и др. Философская рефлексия над наукой позволяет выявить такие типы науки, как классическая, неклассическая и постклассическая.
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Что такое философия как любовь к мудрости?
2. Каковы фундаментальные метафизические установки в истории философии?
3. Раскройте соотношение философии и мистики.
4. Раскройте соотношение философии и науки.
5. Каковы этапы развития мысли в культуре?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Какая взаимосвязь между пантеизмом философов Возрождения и пантеизмом Иоанна Скотта Эриугены?
2. Что такое гуманизм?
3. Какие философские направления появились в эпоху Возраждения с опорой на труды античных философов?
4. На чьи философские идеи опирался Бёме в своей философии мистицизма?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Что такое философское мировоззрение?
2. В чем различие между научным и философским мировоззрениями?
3. Почем научное мировоззрение всегда возвращается к философскому?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Чем отличается объективный идеализм от субъективного идеализма?
2. Почему статус эпистемологии в гносеологии вызывает активные споры?
3. Как научное представление о человеке находит отражение в философии?
4. Почему социальную форму организации жизни, в разные исторические эпохи, объясняли по разному?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Как объяснял закон единства и борьбы противоположности в античной философии становление всего сущего?
2. Почему закон отрицания отрицания определяет направление развитие Абсолюта?
3. Какое место занимает закон перехода количественных изменений в качественные в философии марксизма?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Почему материализм не тождественен понятию атеизм?
2. Что в идеализме замещает понятие Бога?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Что такое абсолютная истина?
2. Почему научное знание не тождественно понятию абсолютной истины?
3. Как относительная истина меняется от эпохи к эпохе и почему?
Тема1.8. Бытие и сознание.
1. Соотношение духовного и материального.
2. Проблема субстанциональности
Методические рекомендации
В первом вопросе следует отметить, что категория бытия в философии - предельно абстрактное и всеобщее понятие, не имеющее иного основания кроме себя самого. Различные метафизические установки по-разному отвечают на вопрос о сущем бытия: природа, Бог, объект-субъект, иррациональные потребности человека. По-разному понимаемое бытие как единое, множественное, удвоенное называется соответственно: монизмом, плюрализмом, дуализмом. Философское учение, исходящее из первичности материи - материализм. Общественное бытие как система общественно-материальных отношений представляет собой экономическую структуру, рассматриваемую по отношению к общественному сознанию.
Во втором вопросе следует отметить, что субстанция понимается как причина самой себя. Это мир, взятый по одному признаку – существование и составляющему содержание понятия «бытие мира». Мир, взятый с учетом других признаков (изменчивых), выступает как конкретный и составляет содержание понятия «бытие в мире». Мир как конкретно-материальный отличается от мира как абстрактно-материального способностью превращаться в ничто. Таково онтологическое понимание материи, а гносеологическое состоит в отношении абстрактно-материального к одной из сфер конкретного – сознанию. В этом определении выделяют признаки: 1. объективность (существование до, вне и независимо от сознания – направленность против субъектного идеализма); 2. способность вызывать ощущения (-против религии, т.к. Бог не вызывает ощущений); 3. отражаемость в ощущениях (-против агностицизма); 4. неисчерпаемость (-против метафизического, механистического понимания материи).
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Что такое материя?
2. Что такое движение, пространство и время?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Почему понятие культура меняло свое коннотативное значение в разные исторические эпохи?
2. Какие существуют взгляды на различие понятий культура и цивилизация?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Можно ли понимать культуру как арену борьбы «естественного» и «искусственного»?
2. Как соотносятся понятия «natura» и «cultura»?
3. Как соотносятся представления о здоровой личности и о творческой личности в обыденном сознании?
4. Зачем обществу нужна «идеология»?
5. В чём смысл творчества?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Чем отличается духовная жизнь общества от социальной жизни общества?
2. Как в человеке согласуются материальные, духовные и социальные ценности?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Как прослеживается соотношение природного и социального в человеке?
2. В чем проявляется биологическая основа человека?
3. Что представляет психологическая структура человека?
4. Как понимается жизнь после смерти в современном мире?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Понятие архэ и многообразие его представлений?
2. В чем проявился Космоцентризм милетской школы?
3. Почему каждая школы по своему определяет сущность архэ?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Почему софисты не разрабатывали своего онтологического учения?
2. Что такое майевтика?
3. В чем проявился антропоцентризм в философии Сократа?
4. Почему Аристотель утверждал. Что Платон ему друг, но истинна дороже?
5. Как Платон видел возможность познания абсолютной истинны?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Каковы этапы развития средневековой философии?
2. Понятие христианского Бога и специфика отношения к нему в патристике.
3. Что такое схоластика, в чем состоит проблема универсалий?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Какова специфика отношения к Богу в эпоху Возрождения?
2. Каковы предпосылки гуманизма и науки Возрождения?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Что такое эмпиризм и рационализм философии Нового времени?
2. Что такое деизм, пантеизм и гилозоизм?
3. Какие направления в философии называются монизмом, дуализмом и плюрализмом?
4. В чем состоит проблема сознания в философии и естествознании?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Какова проблема отношения личности и среды в философии французских материалистов XVIII в.?
2. Какие взгляды на проблему общества существовали в философии французского просвещения?
3. В чем проявляется идея просвещения в философии ΧVIII века?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Каковы виды трансцендентального в теории познания и. Канта?
2. В чем заключается учение о категорическом императиве И.Канта?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. В чем проблема мышления в философии Г. Гегеля?
2. Раскройте специфику развертывания Абсолюта?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Как можно бороться с слепой волей к жизни, по мнению А. Шопенгауэра?
2. В чем проявляется гуманизм в философии Ницше?
3. Почему Ницше провозгласил смерть Бога?
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Чем объясняется в марксизме необходимость появления коммунистической формации?
2. Почему общественное бытие порождает общественное сознание?
3. Какие положения марксизма не нашли своего исторического подтверждения в истории становления Советского Союза
Вопросы для повторения и самопроверки
1. В чем проблема человека и общества у А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского?
2. Что означает центральное понятие «всеединства» в философии Вл. Соловьева?
3. В чем смысл понятия свободы в философии Н. Бердяева?
4. Как обосновали идею бессмертия всего живого русские космисты?
5. Назовите основные идеи этики «общего дела» Н. Федорова.
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Почему Мах предложил применять принцип экономии мышления?
2. Что такое протокольные предложения?
3. Почему принцип верификации и редукции не позволил позитивистам доказать научность тех или иных научных положений?
4. В чем особенность фаллибилизма?
5. Что означает «научная революция», по Т. Куну?
6. Почему экзистенциализм исходит из положения оставленности человека?
Общие рекомендации обучающимся по составлению конспекта
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
9. При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Рекомендации по оформлению:
Конспект оформляется в тетрадях или на листах формата А 4 шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал одинарный, поля стандартные. В тетрадях в клетку – писать через строчку аккуратным разборчивым почерком без ошибок. Прописывать название темы на первой строке в центре. На листах формата А 4 прописывать на следующей строке после темы справа Фамилию и инициалы автора.
Критерии оценки учебного конспекта:
Оценка «Отлично» - полнота использования учебного материала. Объём конспекта – один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
Оценка «Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.
Оценка «Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта –один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.
Оценка «Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Несамостоятельность при составлении. Неразборчивый почерк.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Предмет философии в её истории
2. Специфика философского знания
3. Структура философского знания и его функции
4. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения и их характерные особенности.
5. Проблема происхождения философии. Переход от мифологического мировоззрения к рациональному.
6. Основные концепции античной натурфилософии.
7. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ)
8. Проблемы бытия и познания в философии Платона и Аристотеля.
9. Античная философия эпохи эллинизма.
10. Характерные черты и этапы средневековой христианской философии.
11. Особенности философии эпохи Возрождения.
12. Традиции рационализма в философии Нового времени
13. Традиции эмпиризма в философии Нового времени.
14. Философия французского просвещения.
15. Трансцендентальная философия И.Канта.
16. Объективный идеализм и диалектический метод философии Г.Ф. Гегеля.
17. Иррационализм философии А.Шопенгауэра.
18. Философия Ф. Ницше: нигилизм и проблема переоценки ценностей.
19. Философия К. Макса и Ф. Энгельса.
20. Особенности развития и характерные черты русской философии.
21. Диалог славянофилов и западников в русской философии и культуре XIX века.
22. Русская религиозная философия XX века
23. Ценности человеческого бытия (труд, творчество, любовь, игра)
24. Понятие культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация.
25. Этика и нравственное сознание
26. Эстетика и художественное сознание.
27.Социальный прогресс, его проблемы, факторы и критерии.
28. Глобализация как тенденция развития современной цивилизации и её проблемы.
29. Основные направления и проблемы философии XX века.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по учебной дисциплине
ОГСЭ.01 Основы философии
для специальности
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Заочная форма обучения
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании цикловой комиссии экономических дисциплин
протокол №________от __________2018 г.
Председатель цикловой комиссии _____________ Л.А. Карасёва
«____»_____________2018 г.
Оглавление
Пояснительная записка. 4
1. Общие положения. 5
2. Средства обучения – основа самостоятельной работы.. 5
2.1. Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся. 6
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся при изучении курса Основы философии. 7
Тема 1.1. Предмет философии. 7
Тема 1.2. Специфика философского знания его методы и функции. 8
Тема 1.3. Мировоззрение и его типы.. 9
Тема 1.4. Структура, методы и формы научного знания. 9
Тема 1.5. Принципы и законы диалектики. 10
Тема 1.6. Основной вопрос философии. 11
Тема 1.7. Философская теория истины, её критерии. 11
Тема1.8. Бытие и сознание. 12
Тема 1.9. Культура и цивилизация. 13
Тема 1.10. Развитие мировой культуры, её сущность и функции. 14
Тема 1.11. Человек, общество, духовная жизнь общества. 15
Тема 1.12. Глобальные проблемы современности. 15
Тема 2.1 Космоцентризм античной философии. 16
Тема 2.2 Основные этапы развития античной философии. 17
Тема 2.3 Теоцентризм средневековой христианской философии. 18
Тема 2.4 Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. 18
Тема 2.5 Философия Нового времени. 20
Тема 2.6 Философия французского просвещения. 20
Тема 2.7 Трансцендентальная философия И. Канта. 21
Тема 2.8 Система объективного идеализма Г.Ф. Гегеля. 22
Тема 2.9 Философия А.Шопенгауэра и Ф. Ницше. 22
Тема 2.10 Философия К.Маркса и Ф. Энгельса. 23
Тема 2.11 Этапы развития русской философии. 23
Тема2.12 Особенности философии XX века. 25
Общие рекомендации обучающимся по составлению конспекта. 26
Перечень вопросов для подготовки к экзамену. 27
3.2 Информационное обеспечение обучения. 29
Критерий оценки самостоятельной работы студентов. 31
Пояснительная записка
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем техническим, экономическим и гуманитарным специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование информационно-коммуникативных технологий для совершенствования профессиональной деятельности.
Обозначенные требования к подготовке обучающихся делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
Структура материала для самостоятельной работы преследует следующие цели:
1. Формировать умения и навыки выявлять общее и частное.
2. Формировать умения определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения.
3. Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты.
4. Строить доказательства на основе существенных признаков.
5. Выявлять причинно-следственные связи.
6. Умение анализировать, сопоставлять полученную информацию и формулировать вывод.
Общие положения
1.1. Место дисциплины в системе подготовки специалистов
Самостоятельная работа по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии предусматривает работу обучающихся, которую они выполняют в соответствии с учебным планом специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений в рамках изучения учебного материала по дисциплине.
1.2. Целевые направления самостоятельной работы обучающихся
1) Для овладения и углубления знаний:
a) - составление различных видов планов и тезисов по тексту;
b) - конспектирование текста;
c) - составление тезауруса;
d) - ознакомление с нормативными документами;
e) - создание презентации.
2) Для закрепления знаний:
a) - работа с конспектом лекции;
b) - повторная работа с учебным материалом;
c) - составление плана ответа;
d) - составление различных таблиц;
e) подготовка и участие в семинарах.
3) Для систематизации учебного материала:
a) - подготовка ответов на контрольные вопросы;
b) - аналитическая обработка текста;
c) - подготовка сообщения, доклада;
d) - тестирование;
e) - составление кроссворда;
f) - формирование плаката;
g) - составление памятки.
4) Для формирования практических и профессиональных умений.
a) -решение задач и упражнений по образцу;
b) -решение ситуативных и профессиональных задач;
c) - проведение анкетирования и исследования.
2. Средства обучения – основа самостоятельной работы
Средства обучения, необходимые для организации самостоятельной работы:
1. Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);
2. Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудиовидеотехника);
3. Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся (инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).
2.1. Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую обучающийся совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся : творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций;
- развитию исследовательских умений.
Формы и виды самостоятельной работы обучающихся:
1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
3. Работа со словарем, справочником.
4. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
5. Конспектирование источников.
6. Составление и разработка словаря (глоссария).
7. Составление или заполнение таблиц.
8. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету).
9. Выполнение домашних работ.
10. Выполнение творческих заданий.
11. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.
12. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
13. Подготовка к выступлению на конференции.
14. Реферативные работы.
15. Презентационные доклады с использованием мультимедийного оборудования.
16. Составление опорного конспекта.
17. Написание эссе.
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся при изучении курса Основы философии
Тема 1.1. Предмет философии
1. Определение предмета философии.
2. Общая характеристика философии.
3. Причины и время возникновения философского знания
Методические рекомендации
Философия как особая форма общественного сознания характеризуется наличием основного вопроса, методом, местом и ролью в системе общественного сознания, а также функциями, которые она выполняет. Философия имеет специфику мышления и языка. Спецификой мышления в философии является то, что результат мышления берется вместе с процессом его получения, а специфика языка связана с образованием терминов для обозначения всеобщего. Однако не все категории переводимы на родной язык, поэтому некоторые термины греческого или латинского происхождения остаются без перевода.
При раскрытии первого вопроса следует обратить внимание на то, что идеальное как продукт философской рефлексии над анимистическим содержанием мышления является основой науки. Поэтому с возникновением философии связывается основная историческая ось времени, проходит прорыв через магию (см: К. Ясперс Смысл назначения истории. – М., 1991).
Во втором вопросе следует различать мировоззренческий вопрос о соотношении человека и мира, и гносеологический – о соотношении субъекта и объекта. Необходимо отметить, что на вопрос о сущем (архэ) в историко-философском процессе выделяется 4 варианта ответа, составляющих метафизические установки: природа (античность), Бог (средневековье) субъект и объект (Новое время), иррациональные потребности человека (современность). При этом каждая новая мысль в культуре проходит одни и те же этапы мистика, поэзия, риторика, грамматика, логика и математика.
В третьем вопросе вскрываются основные функции философии: идеологическая (формирование идеалов) и методологическая (обоснование способов достижения этих идеалов). К функциям философии также относят: мировоззренческую, социологическую, праксиологическую, аксиологическую, гносеологическую. логическую и др. Философская рефлексия над наукой позволяет выявить такие типы науки, как классическая, неклассическая и постклассическая.
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Что такое философия как любовь к мудрости?
2. Каковы фундаментальные метафизические установки в истории философии?
3. Раскройте соотношение философии и мистики.
4. Раскройте соотношение философии и науки.
5. Каковы этапы развития мысли в культуре?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.