Максимовский Ю.М. и соавт. Терапевтическая стоматология. – М., 2008
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2010

6. А.Ж. Петрикас «Пульпоэктомия» Тверь, 2006г.

7. Л.А. Хоменко., Н.В. Биденко Практическая эндодонтия. М. книга плюс 2005г.

8. Ю.Г. Кононенко., Н.М. Рожко., Г.П. Рузин «Местное обезоливание в амбулаторной стоматологии». М. Книга плюс 2004г.

9. И.К. Луцкая., В.Ю. Мартов «Лекарственные средства в стоматологии» М. Медицинская литература 2007г.

10. В.С. Иванов., Ю.Л. Винниченко., Е.В. Иванова «Воспаление пульпы зуба». МИА, М. 2003г

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №6

1. Тема занятия:

 

Острый диффузный пульпит. Патологическая анатомия. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика. Лечение

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1.Особенности анатомо-физиологического строения пульпы.

2.Кровоснабжение и лимфоотток пульпы.

3.Иннервация пульпы.

4.Какие функции выполняет пульпа.

5.Классификация пульпитов

6.Клиническая картина острого очагового пульпита

Студент должен уметь:

-провести опрос пациента

-провести осмотр полости рта

-уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного

-провести инфильтрационную анестезию

-провести проводниковую анестезию

-инструментально обработать корневые каналы

 

 Студент должен ознакомиться:

 

1.С патологической гистологией при остром диффузном пульпите

2.С клиническими проявлениями при остром диффузном пульпите

3.С этиопатогенезом острого диффузного пульпита

4.С методами диагностики пульпитов

5.С дифференциальной диагностикой пульпитов с другими заболеваниями полости рта

 

Содержание обучения:

Острый очаговый пульпит через 1-2 суток переходит в острый диффузный, при котором в воспаление вовлекается вся коронковая, а затем и корневая пульпа.     При этой форме пульпита серозное воспаление быстро переходит в серозно-гнойное, а затем и в гнойное. в первые дни (1-2 суток) пациент жалуется на длительные самопроизвольные боли с достаточно длительными безболевыми промежутками. Холод провоцирует приступы боли. В последующем по мере перехода в гнойное воспаление болевые приступы удлиняются, а “светлые” безболевые промежутки становятся короче. Иногда боль не исчезает полностью, а лишь затихает, т.е. носит волнообразный характер. В этот период горячие раздражители провоцируют и усиливают боль, а холод может ее успокоить, что связано с сосудосуживающим эффектом. Больной часто не может указать причинный зуб. Характерна иррадиация боли по ходу 5-й пары черепно-мозговых нервов (в ухо, висок, глаз, затылок). Острый пульпит длится от 2 до 14 суток.

При осмотре врач видит глубокую кариозную полость. После некрэктомии, которая проводится экскаватором со стенок, т.к. стенки кариозной полости при пульпите безболезненны, сообщение с полостью зуба не обнаруживается. Зондирование болезненно по всему дну. Если произошло гнойное расплавление коронковой части, то зондирование безболезненно. Иногда при вскрытии полости зуба выделяется капелька гнойного экссудата, и пациент испытывает облегчение. Перкуссия зуба болезненна, что объясняется раздражением периодонта и вовлечением его в экссудативный процесс. Переходная складка в области пораженного зуба не изменена. Надавливание пальцем на зуб боли не вызывает, в отличие от острых форм периодонтита, когда пациент ощущает боль даже при дотрагивании до зуба языком. ЭОД - 30-45 мкА. На рентгенограмме изменения в области верхушки корня не выявляются.

Острый диффузный пульпит необходимо дифференцировать с острым очаговым пульпитом (см. “Острый очаговый пульпит”), хроническими формами пульпита в стадии обострения, острым и хроническим обострившимся периодонтитом, невралгией тройничного нерва, гайморитом, луночковой болью при альвеолите, перикоронаритом и затрудненным прорезыванием зуба мудрости.

Дифференциальная диагностика острого диффузного и хронических обострившихся форм пульпита

Общее:

1) самопроизвольная боль со “светлыми” промежутками, усиливающаяся от температурных раздражителей;

2) иррадиация болей;

3) сравнительная перкуссия юолезненна.

Различия заключаются в том, что при обострившихся формах хронического пульпита выявляется:

1) в анамнезе уже имелись самопроизвольные боли;

2) при осмотре кариозной полости обнаруживается сообщение с пульповой камерой, болезненное при зондировании;

3) в 30% случаев на рентгенограмме выявляется расширение периодонтальной щели.

Все эти признаки отсутствуют при остром диффузном пульпите. следует также учитывать, что острый пульпит возникает у людей с хорошей реактивностью организма и при компенсированной форме кариеса. Т.о. можно сделать вывод, что в практике стоматолога чаще встречаются хронические формы пульпитов и их обострения.

Дифференциальная диагностика острого диффузного пульпита, острого верхушечного периодонтита и хронического верхушечного периодонтита в стадии обострения

Общее: продолжительная боль.

Различия:

1) при остром диффузном пульпите боль периодическая, а при острых формах верхушечного периодонтита она постоянная, нарастающая во времени, т.к. идет скопление экссудата в замкнутом пространстве периодонтальной щели, без “светлых” промежутков;

2)при остром диффузном пульпите полость зуба обычно не вскрыта, а при периодонтите имеется сообщение с пульповой камерой, безболезненное при зондировании;

3)при остром диффузном пульпите пальпация по переходной складке в области проекции больного зуба безболезенна, а при острых формах периодонтита - болезненна;

4) при остром диффузном пульпите перкуссия может быть лишь слабоболезненной, а при острых формах периодонтита до зуба больно дотронуться даже языком;

5) при остром диффузном пульпите пациент не может точно указать больной зуб из-за иррадиации боли, в отличие от острых форм периодонтита;

6) при остром диффузном пульпите температурные раздражители провоцируют боль, а при острых формах периодонтита болевая реакция на температурные раздражители отсутствует;

7) на рентгенограмме при остром диффузном пульпите изменения в периодонте не обнаруживаются, а при острых формах периодонтита (за исключением острого периодонтита в стадии интоксикации) выявляются расширение периодонтальной щели или деструкция костной ткани в области верхушки корня зуба;

8) показатели ЭОД при остром диффузном пульпите всегда меньше 100 мкА, а при периодонтите - более 100 мкА.

Дифференциальная диагностика острого диффузного пульпита и невралгии тройничного нерва

Общее: приступообразная боль со “светлыми” промежутками.

Различия:

1) при невралгии химические и холодовые (температурные) раздражители, как правило, не провоцируют приступ боли; боль возникает от различных движений мышц лица и при прикосновении к “курковым” зонам - местам выхода ветвей тройничного нерва;

2) при невралгии боль редко возникает ночью, в отличие от пульпита;

3) в результате обследования зубного ряда не выявляются зубы, которые могут давать приступообразные боли.

Если на данной стороне имеются зубы с кариозными полостями, под пломбами либо под коронками и глубокими пародонтальными карманами, то прежде, чем поставить диагноз невралгии тройничного нерва, необходимо провести тщательное обследование зубов и пародонта (опрос, осмотр, перкуссия, зондирование, пальпация, ЭОД, рентгенография) с последующей санацией. Ретроградный пульпит при заболеваниях пародонта, кариозная полость в зубе, покрытом коронкой, зуб с некачественно проведенным эндодонтическим лечением могут привести к ошибочному диагнозу невралгии тройничного нерва.

Дифференциальная диагностика острого диффузного пульпита и гайморита

Общее: ноющая боль в челюсти.

Различия заключаются в том, что при гайморите:

1) страдает общее состояние, появляется головная боль, быстрая утомляемость, повышается температура;

2) боль усиливается при наклоне головы и резкой смене положения;

3) имеются выделения из носа;

4) характерна рентгенографическая картина гайморовых пазух;

5) температурные раздражители боль в зубах не провоцируют, отмечается постоянная, разлитая, ноющая, умеренной интенсивности боль.

Дифференциальная диагностика острого диффузного пульпита и луночковой боли при альвеолите

Общее: боль с иррадиацией по ходу ветвей тройничного нерва.

Различия заключаются в том, что при альвеолите:

1) всегда имеется лунка удаленного зуба с распавшимся кровяным сгустком;

2) боли имеют постоянный характер и не связаны с действием температурных раздражителей;

3) пальпация десны в области лунки резко болезненна;

4) после кюретажа лунки и противовоспалительного лечения боль проходит.

Дифференциальная диагностика острого диффузного пульпита, перикоронарита и затрудненного прорезывания зуба мудрости

Общее: ноющая боль в челюсти.

Различия заключаются в том, что при перикоронарите и затрудненном прорезывании зуба мудрости наблюдаются:

1) затрудненное открывание рта (тризм);

2) болезненная пальпация в данной области десны;

3) при осмотре выявляется отечная воспаленная десна в проекции зуба мудрости;

4) рентгенография выявляет зуб мудрости в стадии прорезывания.

 

 

Метод витальной ампутации

Сохранение жизнеспособной пульпы в корневых каналах после удаления коронковой пульпы называется “методом витальной ампутации”. Метод основан на способности корневой пульпы к репаративным процессам.

Показания к методу витальной ампутации:

1) острый очаговый пульпит;

2) случайное обнажение пульпы;

3) хронический фиброзный пульпит при электровозбудимости пульпы до 40 мкА;

4) зуб с несформированными корнями.

Этот метод применяется в многокорневых зубах, где четко выражена граница между коронковой и корневой пульпой, при здоровом периодонте и пародонте у здоровых молодых людей.

Под инфильтрационной или проводниковой анестезией, соблюдая правила асептики и антисептики, препарируют корневую полость, раскрывают полость зуба. Острым экскаватором или колесовидным бором проводят ампутацию коронковой пульпы (рана должна быть резаная, а не размозженная). Полость зуба промывают теплыми нераздражающими антисептиками (10% раствором димексида, 0,02% раствор омфурацилина, 1% раствором йодинола, 0,5% раствором перекиси водорода, 0,5% раствором этония, 3% раствором гипохлорида натрия) или 0,5% раствором новокаина. Кровотечение из устьев каналов останавливают 5% раствором аминокапроновой кислоты, 0,5-1% раствором перекиси водорода, раствором адреналина, гемостатической губкой, любым анестетиком с вазоконстриктором или методом электрокоагуляции.

Полость зуба высушивают ватным тампоном или струей отраженного теплого воздуха (эфир не применяют). На устья каналов без давления накладывают одну из лечебных паст, используемых при полном сохранении пульпы. На пасту накладывают водный дентин, затем фосфат-цемент или стеклоиономерный цемент. Для постоянной пломбы выбирают надежные пломбировочные материалы. При соблюдении всех правил витальной ампутации, асептики и антисептики лечение завершается благополучно. На поверхности ампутационной раны образуется соединительнотканная капсула или дентинный мостик, позволяющие сохранить корневую пульпу в жизнеспособном состоянии.

Пациент ставится на диспансерный учет. При отсутствии жалоб необходимо провести ЭОД через 1, 6, 12 месяцев, чтобы убедиться, что корневая пульпа не погибла. При необходимости проводится рентгенография в области данного зуба для определения состояния периодонта.

Существует метод глубокой витальной ампутации. Он проводится по вышеизложенной методике, но удаляется не только коронковая пульпа, но и частично корневая (на разном уровне длины канала). Целью этого метода является  

частичное сохранение корневой пульпы (например, в зубе с несформированными корнями).

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы

- муляжи 

5. Практическая работа:

 Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

- Формирование корневых каналов (техника Step-back).

Цель работы: научиться проводить профилактический осмотр.

- максимальное удаление некротических, инфицированных тканей из корневого канала;

- сокращение количества болезнетворных микроорганизмов в просвете канала, периапикальных тканях и пристеночном дентине до минимально патогенного уровня.

 

Методика выполнения работы:

   Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов, стоматологическая установка; наконечник; набор стоматологических и эндодонтических инструментов; раствор антисептика.

 

   Порядок выполнения работы:

  1. Проходим канал до физиологической верхушки К-римерами или пасфиндерами, определяем рабочую длину и фиксируем ее на инструментах стопорными дисками.
  2. Приступаем к формированию апикального упора, для этого К-файлом того же номера, которым удалось пройти канал до апикального отверстия вращательными движениями на рабочую длину, а затем пилящими движениями вверх-вниз обрабатываем стенки канала на рабочую длину.
  3. После извлечения инструмента канал обрабатываем антисептиком.
  4. Затем аналогичным образом канал обрабатываем К-файлом следующего номера, таким образом, последовательно увеличивая толщину инструментов.
  5. Апикальную часть канала расширяем до физиологической верхушки на 3-4 порядка исходного размера (не меньше №25 по ISO).
  6. Последовательно приступаем к формированию апикальной трети канала. Для этого К-файл размер которого на номер больше мастер-штифта (файл, которым была закончена обработка апикальной части) вводят на 1 мм меньше рабочей длины и пилящими движениями обрабатываем стенки канала.
  7. С увеличением номера файла уменьшается глубина погружения его на 1 мм.
  8. После каждого инструмента возвращаемся к мастер-файлу, сглаживая ступеньки и проводят промываем раствором антисептика.
  9. Формируем устьевую часть канала инструментами типа «GatesGlidden».
  10. Заключительную обработку канала проводим Н-файлом.

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования, прохождение и расширение канала на всю длину,создание конусного канала.

 

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

 1.Особенности анатомо-физиологического строения пульпы.

2.Кровоснабжение и лимфоотток пульпы.

3.Иннервация пульпы.

4.Какие функции выполняет пульпа.

5.Классификация пульпитов

6.Клиническая картина острого очагового пульпита

 

 

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

 

 1. Перечислите этиологические факторы, приводящие к острому диффузному пульпиту.

2. Опишите патологические изменения в пульпе при диффузном воспалении.

3. Основные клинические проявления.

4. Перечислите основные и дополнительные методы диагностики, необходимые при остром диффузном пульпите.

5. С чем следует проводить дифференциальную диагностику острого диффузного пульпита.

 

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

                            9. Самостоятельная работа студентов:

 

1.Описать клиническую картину острого диффузного пульпита

2.Заполнить таблицу «дифференциальная диагностика ОДП»

3.Распределить эндодонтические инструменты по функциональному назначению и дайте краткую характеристику

4.Перечислите основные требования к сформированному каналу.  

5. Составьте алгоритмы методов сохранения пульпы

6.Составить ситуационную задачу

7.Ответить на вопросы тестирования

8.Перечислите средства, применяемые для удаления смазанного слоя канала.

9.Дайте определение рабочей длины. Укажите уровень рабочей длины при удалении витальной и девитализированной пульпы.

10.Укажите номер и символ по ISO следующих эндодонтических инструментов:

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Бо­ров­ский Е.В. Ка­ри­ес зу­бов. – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2008.

2. Бо­ров­ский Е.В., Жо­хо­ва Н.С. Эн­до­дон­ти­че­ское ле­че­ние (по­со­бие для вра­чей). – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2009.

3. Спра­воч­ник по сто­ма­то­ло­гии. – М.: Ме­ди­ци­на,2008.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.