Название практической работы:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

- профессиональная чистка зубов

Цель работы: научиться проводить профилактический осмотр.

                     снятие зубных отложений

                     покрытие поверхности зуба фторсодержащими препаратами

Методика выполнения работы:

   Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов, микромотор, щетки для профессиональной чистки зубов, паста для чистки и полировки поверхности зуба, фторсодержащий препарат.

   Порядок выполнения работы:

1.Опрос с выяснением качественного состава пищи

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

4.Профессиональная чистка зубов с использованием щетки и пасты

5.Покрытие зубов фторлаком «Fluocal»

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования, правильное проведение профессиональной чистки, покрытие фторлаком.

 

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Особенности анатомо-физиологического строения пульпы.

2.Кровоснабжение и лимфоотток пульпы.

3.Иннервация пульпы.

4.Какие функции выполняет пульпа.

 

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

 

1.Дайте определение патологического процесса – «пульпит».

2.Перечислите этиологические факторы возникновения пульпита.

3.Ятрогенный пульпит. Его причины.

4.Патогенез пульпита.

5.Классификация пульпита.

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

1.Заполнить таблицу «Дифференциальная диагностика пульпита»

2.Заполните таблицу «Длина зубов и корней»

3.Перечислить основные требования к сформированному каналу.  

 

 

Перечень учебной литературы к занятию

1.Бо­ров­ский Е.В. Ка­ри­ес зу­бов. – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2008.

2. Бо­ров­ский Е.В., Жо­хо­ва Н.С. Эн­до­дон­ти­че­ское ле­че­ние (по­со­бие для вра­чей). – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2009.

3.Спра­воч­ник по сто­ма­то­ло­гии. – М.: Ме­ди­ци­на,2008.

Максимовский Ю.М. и соавт. Терапевтическая стоматология. – М., 2008.

Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2010

6.А.Ж. Петрикас «Пульпоэктомия» Тверь, 2006г.

7.Л.А. Хоменко., Н.В. Биденко Практическая эндодонтия. М. книга плюс 2005г.

8.Ю.Г. Кононенко., Н.М. Рожко., Г.П. Рузин «Местное обезоливание в амбулаторной стоматологии». М. Книга плюс 2004г.

9.И.К. Луцкая., В.Ю. Мартов «Лекарственные средства в стоматологии» М. Медицинская литература 2007г.

     10.В.С. Иванов., Ю.Л. Винниченко., Е.В. Иванова «Воспаление пульпы зуба». МИА, М. 2003г

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ  СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4

1. Тема занятия:

 

Обследование пациента. Определение чувствительности пульпы. Лучевые методы исследования.

                                         2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1.Особенности анатомо-физиологического строения пульпы.

2.Кровоснабжение и лимфоотток пульпы.

3.Иннервация пульпы.

4.Какие функции выполняет пульпа.

5.Классификация пульпитов

6.Клиническая картина острого очагового пульпита

7. Клиническая картина острого диффузного пульпита

8.Клиническая картина хронического фиброзного пульпита

9.Клиническая картина хронического гангренозного пульпита

10.Клиническая картина хронического гипертрофического пульпита

11.Методы лечения острых форм пульпита

12.Методы лечения хронических форм пульпита

13.Физиотерапевтические методы при лечении пульпита

Студент должен уметь:

-провести опрос пациента

-провести осмотр полости рта

-уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного

-инструментально подготовить корневой канал к пломбированию

 

 

 Студент должен ознакомиться:

1.С патологической гистологией при обострении хронического пульпита

2.С клиническими проявлениями при обострении хронического пульпита

3.С этиопатогенезом обострения хронического пульпита

4.С методами диагностики пульпитов

5.С дифференциальной диагностикой пульпитов с другими заболеваниями полости рта

6.Методы обследования больного при заболеваниях пульпы

7. Тактика врача при развитии осложнений

Содержание обучения:

Клиническая диагностика заболеваний пульпы и периодонта включает анамнез, осмотр, оценку цвета зубов и слизистой оболочки полости рта, зондирование, перкуссию, определение степени подвижности зуба, пальпацию, термометрию, электроодонтометрию.

Анамнез выявляет факторы, которые могут быть важны для диагностики и планирования эндодонтического лечения. Жалобы, вызванные болью, могут помочь определить ее характер (острая, тупая, ноющая), время появления, причины, зависимость от различных раздражителей, продолжительность, периодичность, локализацию, усиливающие или ослабляющие факторы и связанные с этим симптомы.

Клиническое обследование включает внешний осмотр и обследование полости рта. Внешний осмотр позволяет оценить симметрию, наличие и величину отека в области лица и шеи, наличие изменений в верхнечелюстных пазухах. Пальпаторно оценивают состояние регионарных лимфатических узлов — их размеры, подвижность, консистенцию, болезненность. Обследование полости рта пациента с заболеваниями пульпы и периодонта предполагает оценку состояния слизистой оболочки полости рта (наличие гиперемии, отека, свища), имеющихся естественных зубов и тканей пародонта. Цвет зубов с некрозом пульпы и депульпированных зубов обычно бывает изменен — зуб теряет обычный блеск эмали и приобретает сероватый оттенок. Зондирование позволяет определить сообщение с полостью зуба, состояние пульпы, расположение устьев каналов и наличие в них пульпы.

 

Препарирование полости зуба без анестезии также помогает в оценке состояния пульпы.

Пальпация слизистой оболочки и альвеолярного отростка проводится с целью выявления отека, болезненности, свищевых ходов, экссудации, а также симптомов вазопареза и "пергаментного хруста". Подвижность зуба и изменение его положения могут являться признаками внутрикостной патологии.

Перкуссия позволяет определить в периодонте очаг воспаления. При наличии воспалительного процесса в периодонте при перкуссии возникает болевое ощущение. Термометрия дает возможность определить чувствительность пульпы зуба. Зуб с нормальной пульпой реагирует на значительные температурные отклонения. Воспаление пульпы вызывает сужение индифферентной зоны, и при незначительных отклонениях от температуры тела (на 5—7°С) уже возникает ответная реакция в виде продолжительных интенсивных или ноющих болей. Кроме того, при воспалении отмечается неадекватная реакция: от холодного и теплого возникает боль. Зубы с некротизированной пульпой на температурные раздражители не реагируют.

Электроодонтометрия дает более полное и объективное представление о состоянии пульпы и тканей, окружающих корень зуб для уточнения результатов обследования зуба необходимо провести сравнительное обследование смежных зубов.

 РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Рентгенография является важной составной частью эндодонтической диагностики и обладает высокой информативностью. Рентгенологическое исследование включает внутриротовую и внеротовую рентгенографию, ортопантомографию, электрорентгенографию. Наиболее широко в эндодонтической практике применяются внутриротовые контактные рентгенограммы в различных проекциях, на которых видны 2-3 зуба и окружающая костная ткань. Именно на них наиболее четко видны кортикальные пластинки лунки. Предпочтительно проведение рентгенографии по параллельной методике, которая обеспечивает получение изображения с минимальным искажением размеров зуба и показывает все корни и примерно.2-3 мм периапикальной области. В последнее время как альтернативу традиционному рентгеновскому исследованию применяют цифровую рентгенографию (радиовизиографию), в которой благодаря специально разработанному датчику исключается использование рентгеновской пленки. Принцип образования рентгеновского изображения основывается на эффекте люминесценции и использовании специальных сенсоров, регистрирующей аппаратуры и компьютера. Под действием радиационного излучения датчик передает информацию на компьютер, воспроизводящий изображение на экране. Качество такого изображения не уступает качеству традиционной рентгенограммы. Цифровая рентгенография значительно снижает лучевую

нагрузку, позволяет мгновенно расшифровать и проанализировать "цифровое" изображение, измерить, сохранить и передать его электронным путем, а также дает возможность пациенту увидеть изображение своего зуба на экране монитора.

Наиболее ценной дополнительной возможностью цифровой рентгенографии является денситометрия, если она используется в динамике лечения у одного и того же пациента.

Цифровая рентгенография позволяет создать базу данных с полными эндодонтическими отчетами. При анализе рентгенограмм зубов и пародонта целесообразно придерживаться следующей схемы:

• коронка (форма, контуры, интенсивность тени твердых тканей, наличие дефектов);

• полость коронки (наличие, отсутствие, форма, величина, контуры);

• корень зуба (число, величина, форма, стадия формирования, контуры, состояние верхушки);

• корневой канал (наличие, отсутствие, ширина, особенности расположения, форма, направление, искривленность, локализация верхушечного отверстия);

• периодонтальная щель (ширина, равномерность);

• компактная пластинка альвеолы (наличие, отсутствие, ширина, нарушение целостности);

• окружающая костная ткань (остеопороз, деструкция, остеосклероз);

• межальвеолярные перегородки (расположение, форма, сохранность замыкательной компактной пластинки, структура).

Анализируя рентгенограммы, врач должен обратить особое внимание на ширину периодонтальной щели, целостность компактной пластинки и степень разрежения или деструкции костной ткани в периапикальной области.

Обращают внимание на форму, однородность, четкость контуров очага деструкции и его локализацию относительно корня зуба. Обязательно анализируют характер сообщения между эндодонтом и периодонтом.

Электрометрический метод. Электрометрический метод контролирует и озволяет определить степень прохождения корневого канала и рабочую длину зуба при помощи специальных приборов, получивших название апекслокаторов. Принцип действия их основан на измерении разницы сопротивления слизистой оболочки полости рта и тканей зуба. Сопротивление тканей зуба намного выше, чем слизистой оболочки полости рта, поэтому фиксация электродов на губе и в корневом канале не вызывает замыкания электрической цепи, пока электрод, помещенный в канал, не достигает верхушки зуба (тканей периодонта). При этом цепь замыкается, что обычно сопровождается звуковым сигналом.

 Для определения длины корневого канала электрометрическим методом отпрепарированный зуб изолируют, полость зуба высушивают, а в корневой канал вводят предварительно зафиксированный в держателе прибора (апекслокатора) глубиномер. По мере приближения инструмента к верхушке корня световая индикация становится прерывисто-зеленой, а звуковое сопровождение (оповещение) — прерывистым. У верхушечного отверстия корневого канала световой индикатор перестает мигать и показывает цифру "О".

В случае возможного выхода инструмента за верхушечное отверстие загорается красный свет и звук также изменяет свою частоту. Измеренную таким образом длину корневого канала фиксируют на инструменте при помощи стопора.

Электрометрический способ измерения рабочей длины корня имеет свои      п р е и м у щ е с т в а — предотвращает возможность перфорации корня и устраняет вредное влияние рентгеновского излучения на организм.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы

- муляжи 

                                 5. Практическая работа:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 187.