В качестве основного показателя, характеризующего объем продукции и услуг, произведенных в обществе за определенный период времени (год), используется валовой национальный продукт.
Валовой национальный продукт (ВНП, GNР) - это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года факторами производства, принадлежащими гражданам данной страны независимо от их местонахождения (на территории данной страны или за рубежом).
ВНП включает только конечную продукцию - продукцию, не идущую в дальнейшую переработку, а используемую для конечного потребления и не включает промежуточную продукцию. Промежуточная продукция - это продукция, произведенная и потребленная и производстве в данном году (уголь, нефть, чугун, зерно и т.п.). Учет промежуточной продукции в составе национального продукта приводят к повторному счету и искажает результаты национального производства.
Кроме того, во избежание повторного счета в ВНП страны не вкдючают:
• государственные и частные трансфертные платежи - платежи, взамен которых никакие товары или услуги не поступают, (пенсии, пособия, субсидии, стипендии);
• сделки с ценными бумагами (купля-продажа акций, облигаций, сертификатов и т.п.);
• выручку от продажи товаров, произведенных в предыдущий период. Такая продажа не отражает текущего производства и потому не учитывается в ВНП данного года. Например, если Вы продаете в 2009 г. «Жигули» выпуска 2008 г., то естественно, стоимость этой машины в ВНП 2009 г. не входит.
Наряду с ВНП исчисляют его модификацию - валовой внутренний продукт (ВВП), который представляет собой стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности факторов производства. При исчислении ВВП, с одной стороны, к ВНП прибавляются доходы, полученные иностранцами в данной стране, с другой стороны, из ВНП вычитаются доходы отечественных производителей за рубежом.
Соотношение между ВНП и ВВП характеризует следующая зависимость:
Валовый национальный продукт (доходы, получаемые отечественными хозяйствующими субъектами за рубежом) + (доходы, получаемые иностранными хозяйствующими субъектами на территории данной страны) = внутренний продукт.
Отсюда, например, заработная плаза турецких строителей, работающих в России, учи тывается в ВВП России и в ВНП Турции.
Существует три метода определения величины ВНП:
• метод конечного использования - определение ВНП как суммы расходов;
• распределительный метод - определение ВНП как суммы доходов;
• производственный метод - определение ВНП как сумма добавленных стоимостей.
При первом методе ВНП исчисляется путем суммирования расходов всех макроэкономических субъектов, приобретающих конечную продукцию. ВНП по расходам включает:
● личное потребление (С) - расходы домашних хозяйств на различные виды товаров (текущего и длительного пользования) и услуги; валовые инвестиции (I) - что затраты, связанные с расширением основного и оборотного капитала. Валовые инвестиции включают: чистые инвестиции затраты на приобретение новых машин, оборудования, строительство зданий, сооружений; расходы на возмещение износа элементов основного капитала (амортизацию): прирост товарных запасов;
• государственные закупки товаров и услуг (G) - расходы государства на приобретение конечной продукции;
• чистый экспорт (Еn) - разница между объемом экспорта и импорта.
Таким образом:
GNP (по расходам) = С + I + G + Еп.
При втором (распределительном) методе исчисления ВНП определяется путем суммирования доходов собственников ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей), полученных в результате производства продукции. Кроме того, при подсчете ВНП по доходам учитываются еще два вида распределенных средств не связанных с выплатой доходов, амортизация и косвенные налоги. Таким образом, в ВНП по доходам входят:
• заработная плата наемных работников (W), включая отчисления на социальное страхование, социальное обеспечение, в фонды медицинского обслуживания, занятости и.т.п:
• рента ( R) - рентные доходы от сдачи в аренду земли, жилья, помещений;
• процент (i) - доход на капитал;
• прибыль (Рr), которую получают единоличные предприятия и
товаришества (некорпоративная прибыль) и акционерные общества
(корпоративная прибыль). Корпоративная прибыль распадается на: налоги на прибыль корпораций, нераспределяемую прибыль акционерных обществ, предназначенную для накопления (совершенствования производства), и дивиденды.
амортизация (А) возмещение износа основного капитала, участвующего в создании ВНП;
косвенные налоги (Т) - налоги, включаемые в цену товара.
Отсюда:
СNР (по доходам) = W+ R+i+ Pr+ A+ T.
Оба рассмотренных метода определения ВНП представляют собой два разных взгляда на одну и ту же проблему: то, что затрачено потребителями на приобретение товаров, получено ими в виде дохода на вложенные факторы производства. Результат исчисления ВНП «по расходам» и «по доходам» должен совпадать.
При производственном методе ВНП исчисляется как сумма добавленной стоимости той части конечной продукции, которая была добавлена на каждой стадии производства. Добавленная стоимость — по разность между рыночной стоимостью выпущенных товаров и услуг и стоимостью промежуточного продукта (сырья, материалов, топлива и т.п.), она включает в себя заработную плату, амортизацию, процент и прибыль.
Пример исчисления стоимости конечного продукта (костюма) как суммы добавленных стоимостей представлено в таблице 1.
Таблица 1
Определение, добавленной стоимости
Стадии производства и реализации конечного продукта (костюма) | Промежуточный продукт (цена продаж) | Добавленная стоимость |
Овцеводческая ферма (шерсть) Текстильное производство (ткань) Швейное производство (костюм) Оптовая торговля Розничная торговля | 60 100 125 175 250 | 60-0= 60 100-60-40 125-100=25 175-125=50 250-175=75 |
Общая стоимость (сумма продаж) | 710(60+ 100 + +125 + 175+250) | 250 (60 + 40 + + 25 + 50 + 75) |
В таблице отражены 5 стадий производства и реализации конечного продукта. Каждая фирма (кроме первой), участвующая в этих процессах, покупает у предыдущей сырье (промежуточную продукцию), и добавляет к его стоимости свои затраты. Из таблицы видно, что. если просто сложить объемы продаж всех пяти стадий производства и реализации костюма, то общая стоимость будет содержать повторный счет, равный 460 д.е. (60 +100+125 +175). Конечная же стоимость костюма (250 д.е.) равна сумме добавленных стоимостей на всех стадиях его производства (60+40+25+50+75).
Суммирование добавленной стоимости на всех стадиях производства конечной продукции в масштабах национальной экономики позволяет определить ВНП страны.
ВНП - эго денежный показатель, на его величину влияют не только количество произведенной продукции, по и уровень цен, т.е. величина ВНП может меняться как в результате изменения физического объема производства, так и за счет изменения цен. Поэтому в зависимости от того, учитывается или нет изменение цен, различают номинальный и реальный ВНП:
• номинальный ВНП - это ВНП, исчисленный в текущих ценах:
• реальный ВНП- это ВНП, исчисленный в неизменных ценах, т.е.
«очищенный» от влияния инфляции.
Рассмотрим следующий (условный) пример. Предположим, что в стране производится только два товара А и Б.
Вид товара
| Объем производства, ед. | Цены, ден. ед. | ||
2003 г. | 2004 г. | 2003 г. | 2004 г . | |
А Б | 100 200 | 150 220 | 10 5 | 12 6 |
Номинальный ВНП 2003 г. = 2000 [(100x10) + (200x5)]. Номинальный ВНП 2004 г. = 3120 [(150x12) + (220x6)]. Если сравнить номинальные ВНП 2004 и 2003 гг., то получится, что годовой объем производства в 2004 г. увеличился в 1,56 раза (3 120 : 2000).
Однако за год цены выросли, поэтому реальный ВНП 2004г. (в неизменных ценах, ценах 2003 г.) составил: 2600 [(150x10) + (220x5)], соответственно, реальный объем национального производства увеличился за год в 1,3 раза (2600 : 2000 ).
Отношение номинального ВНП к реальному ВНП характеризует изменение общего уровня цен и называется дефлятор ВНП.
Номинальный ВНП
Дефлятор ВНП = --------------------------------
Реальный ВНП
Если дефлятор ВНП больше единицы, это означает рост цен (инфляцию), если дефлятор меньше единицы, значит, цены снижаются.
В нашем примере дефлятор ВНП составит 1,2 (3120: 2600). Это показывает, что в 2004 г, по сравнению с 2003 г. цены выросли на 20%.
Рассматривая ВНП, следует обратить внимание также на такое как потенциальный ВНП, который характеризует возможный объем производства при полном использовании ресурсов, в частности при естественном уровне безработицы. Разница между потенциальным ВНП и фактически произведенным реальным ВНП характеризует объем недопроизводства, или дефицит-ВНП.
На основании ВНП рассчитываются ряд других макроэкономических показателей:
• Чистый национальный продукт (ЧНП) - это ВНП за вычетом
юн части произведенного продукта, которая необходима для замены
капитала, изношенного в процессе производства (амортизация), Т.е.
ЧНП включает в себя только чистые инвестиции. ЧНП характеризует
годовой объем национального производства, который экономика в состоянии потребить, не сокращая возможности будущего производства.
• Национальный доход (НД) - общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП. Национальный доход включает все виды пофакторных доходов, полученных в данном году (заработная плата + рента + процент + прибыль).
• Личный доход (Л/Д,) - персональный доход, заработанный или
полученный отдельными лицами, т.е. не только доходы, полученные
от продажи факторов производства, но и трансфертные платежи.
• Располагаемый доход (РД) - личный доход, остающийся после
уплаты налогов и используемый на потребление и сбережение.
Взаимосвязь важнейших макроэкономических показателей представлена ниже.
Валовой национальный продукт
- амортизация
= Чистый национальный продукт
- косвенные налоги
= Национальный доход
- взносы на социальное страхование
- налоги на доходы корпораций
- нераспределенная прибыль корпораций
+ трансфертные платежи
- Личный (персональный) доход
- подоходный налог
= Располагаемый доход
- потребление
= Сбережения
Для определения всех этих показателей, и, прежде всего, величины ВНП используется система национальных счетов (СНС).
СНС - это составляемая по единой для всех стран методологии система статистических данных о производстве, распределении и использовании конечного продукта
Наряду с национальным продуктом важнейшим показателем, характеризующим национальное хозяйство, является национальное богатство страны - все блага, которыми обладает общество в настоящее время. При этом различают реальное и потенциальное национальное богатство.
Реальное национальное богатство - это накопленные, материальные блага, результат многолетнего функционирования экономки данной страны. Оно включает:
• основной капитал (основные фонды);
• оборотный капитал (материальные оборотные средства);
• резервы и запасы;
• имущество населения.
Вопрос об элементах национального богатства предмет долгих дискуссий между экономистами. В частности долго обсуждался вопрос о неиспользуемых природных ресурсах. Поскольку они не представляют собой накопленные результаты производства, могут ли богатства природы включаться в национальное богатство страны? Согласно современным воззрениям природные ресурсы представляют собой потенциальное богатство, которое через какое-то время может превратиться в реальное богатство нации.
____________________________________________________________________________________
Совокупный спрос и совокупное предложение.
Рыночная экономика, состоящая из множества локальных, индивидуальных рынков, сама является одним огромным рынком. И подобно тому, как для нормального функционирования конкретного рынка необходимо достижение равновесия между спросом и предложением, так и для нормального функционирования национальной экономики должно достигаться равновесие и масштабах всей экономики в целом. Равенство совокупного спроса совокупному предложению определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Но прежде чем анализировать условия достижения макроэкономического равновесия необходимо рассмотреть сами понятия совокупный спрос и совокупное предложение.
1. совокупный спрос и факторы его определяющие.
Совокупный спрос (АВ) - это тот реальный объем национального производства, который экономические агенты (хозяйствующие субъекты) готовы купить при каждом возможном уровне цен. Совокупный спрос определяется расходами, которые планируют домашние хозяйства и предприниматели. Источниками спроса являются также государство и зарубежные страны. Спрос на блага со стороны отдельного макроэкономического субъекта формируется под воздействием разных побудительных мотивов, учитываемых при построении их функций спроса.
Совокупный спрос, или совокупные расходы включают спрос:
• населения на потребительские товары (потребительские расходы);
• фирм на инвестиционные товары (инвестиционные расходы);
• государства на товары и услуги (государственные расходы);
• заграницы на продукцию национального производства.
Во всей совокупности расходов наибольшую долю занимают потребительские расходы, они же и наиболее постоянны, устойчивы, меньше всего подвержены колебаниям. Все остальные виды расходов более динамичны, изменчивы.
Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом производства (ВНП), на который предъявляется спрос, - обратная: чем ниже уровень цен, тем больше объем производства, который будет куплен. Эта зависимость описывается кривой совокупного спроса (рис)
I;
Рис. Кривая совокупного спроса
Изменение реального объема производства, который готовы купить хозяйствующие субъекты в связи с изменением уровне цен, отртажается движением вдоль кривой совокупного спроса. Нисходящая кривая AD указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВНП, который будет куплен.
Обратная зависимость между уровнем цен и совокупным спросом объясняется действием эффекта процентных ставок, эффекта богатства и эффекта импортных закупок.
Эффект процентных ставок. Повышение товарных цен в стране увеличивает спрос на деньги, соответственно, растут процентные ставки, что ведет к удорожанию стоимости потребительского и инвестиционного кредита. В результате потребительский и инвестиционный и, следовательно, совокупный спрос падает. Снижение процентных ставок приводит к противоположному результату.
Эффект богатства. Повышение пен приводит к обесценению накопленного богатства (финансовых активов). Если население владеет ценными бумагами (акции, облигации и кн.), то повышение цен приводит к падению их реальной стоимости, население беднеет, что ведет к падению потребительских расходов и совокупного спроса. Снижение цен ведет к обратному результату.
Эффект импортных закупок. Повышение уровня цен на отечественные товары ведет, с одной стороны, к относительному снижению цен на импортные товары, росту спроса на них и увеличению импорта. С другой стороны, отечественные товары для иностранцев становятся дороже, экспорт сокращается, а поскольку чистый экспорт является элементом совокупного спроса, то рост импортных закупок при снижении экспорта ведет к падению совокупного спроса, и наоборот.
Таким образом, изменение общего уровня цен оказывает влияние на совокупный спрос. Но совокупный спрос изменяется и под действием неценовых факторов.
Неценовые факторы - это экономические и неэкономические условия и рычаги, оказывающие влияние на составляющие совокупного спроса.
Так, потребительские расходы зависят от:
• изменения реальной стоимости накопленного богатства. При повышении курса имеющихся у потребителя акций, он станет богаче,и при прочих равных условиях, его текущий спрос возрастет (не путать изменение реальной стоимости ценных бумаг в связи с изменением уровня товарных цен и изменение их курсовой стоимости);
• ожиданий потребителей в отношении изменения уровня пен в будущем. Ожидание роста цен увеличит текущие потребительские расходы; ожидание снижения цен сократит;
• задолженности потребителей по кредитам. С увеличением задолженности потребителей по кредитам их текущий спрос уменьшается, снижение задолженности - ведет к расширению потребительского спроса;
• изменением величины подоходного налога. Очевидно, что повышение налогов сокращает спрос, их снижение – расширяет.
На величину инвестиционных расходов влияют;
• изменения процентной ставки. Рост процентной ставки сокращает инвестиционный спрос, ее падение - расширяет;
• ожидаемая норма прибыли от инвестиций. Чем больше ожидаемая прибыль, тем больше будет инвестиционный спрос;
● изменения налогов на доходы предприятий оказывает на инвестиционный спрос такое же воздействие, что и на потребительский;
• характера применяемых технологий. Появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции.
Увеличение или сокращение планируемых государственных расходов (строительство, заработная плата работникам бюджетной сферы, расходы на охрану окружающей среды и т.п.) также оказывает большое влияние на совокупный спрос.
На величину чистого экспорта оказывает влияние:
● изменение национального дохода в зарубежных странах. Например при росте национального дохода Китай может закупать больше товаров в России, что увеличивает совокупный спрос на российские товары на российские товары,
• динамика валютного курса. При падении курс национальной валюты на отечественные товары для иностранных покупателей становиться дешевле, и спрос па них растет.
Действие неценовых факторов совокупного спроса приводят к смешению кривой совокупного спроса (рис. ).
Реальный ВНП
Рис. Смещение кривой совокупного спроса под воздействием неценовых факторов
При увеличении совокупного спроси его кривая сдвинется из положения АD в положение АD1 при сокращении и положение АD2. Соответственно, в первом случае при одном и том же уровне цен спрос будет предъявляться на больший объем ВНП (Q2). во втором -на меньший (Q3).
совокупное предложение и факторы его определяющие.
Совокупное предложение (АS) - это общая величина всех конечных товаров и услуг, предъявляемых к продаже, т.е. это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема предложение (производства), более низкий - сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость (рис.).
о
--У
о
Реальный ВН11
Рис. Кривая совокупного предложения
Кривая АS показывает реальный объем ВНП, который будет произведен при различных уровнях цен. Точка Qp, характеризует потенциальный объем ВНП, т.е. объем, который достигается при естественном уровне безработицы. Форма кривой отражает изменения издержек производства (прежде всего, за счет изменения затрат на оплату труда) в условиях, когда меняется объем национального производства.
Рассматриваемая кривая совокупного предложения, это «синтетическая» кривая, которая составлена из трех самостоятельных кривых AS , представляющих разные взгляды на динамику предложения, и потому включает три отрезка:
• горизонтальный (кейнсианский). На этом отрезке объем национального производства (ВНП) изменяется при постоянстве цен. Любой объем производства от 0 до Q1 свидетельствует о недопроизводстве, неполном использовании ресурсов. Безработица находится на высоком уровне, в этих условиях предприниматели могут нанимать дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату (за воротами много безработных). Издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены. На отрезке 0 Q1 объем производства может возрастать при постоянном уровне цен;
• промежуточный. На этом отрезке кривой АS объем национального производства увеличивается при возрастании цен безработица по мере продвижения объема производства от Q1 к Q2 начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, предприниматели, чтобы привлечь дополнительную рабочую силу, должны платить больше. Растет заработная плата, растут издержки производства, повышаются цены;
• вертикальный (классический). Этот отрезок кривой совокупного предложения описывает состояние экономики, когда она при данном уровне технологий достигает границ своих производственных возможностей. Все ресурсы используются полностью, безработица находится на естественном уровне, объем производства измениться не может, он постоянен. Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только «переманив» работников
более высокой заработной платой. Издержки производства и цены повысятся, но увеличение производства в одном месте приведет к сокращению производства в другом (вспомните кривую производственных возможностей) и национальный объем производства не изменится.
Так же как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов, к числу которых относятся изменения:
• цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения;
'• производительности ресурсов. Повышение производительности ресурса означает, что при тех же ресурсах можно получить больший объем производства (предложения);
• налогообложения предпринимателей (рост налогов сокращает
производство, уменьшение - его расширяет).
_____________________________________________________________________________________
Дата: 2018-12-28, просмотров: 378.