Основным источником государственного бюджета являются налоги. Налог (Т) - это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых обязательств.
Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.
Налоги многофункциональны.
Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов и формируют доходы государства. Налоги мобилизуют от 30% (Япония, США) до 45% (Германия) и 60 % (Швеция) ВНП. Доля налогов в ВВП России в 2001 г. составляла 20,5%.
Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы происходящие в стране. В этом своем качестве налоги могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулирует их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы, будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
В-третьих, через налоги происходит перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а, следовательно, и на распределение ресурсов. Таким образом, налоги влияют не только на распределение доходов, но и на распределение ресурсов.
Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создает для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.
Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще отцом экономической теории А. Смитом, и остались актуальными и сегодня. Эти принципы:
• справедливость и равенство налогообложения - все должны участвовать в покрытии расходов правительства, но каждый - по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется;
● налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен и он должен взиматься в наиболее удобное для плательщика время и наиболее удобным способом;
• расходы на сбор налогов должны быть минимальны (налог должен извлекать из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в доход государства).
Равенство в налогообложении - проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании, каких показателей судить о равенстве?
Теория налогообложения исходит из необходимости соблюдения горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковые налоги. Вертикальная справедливость означает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.
Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый - платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй — размер выгод, получаемых от государства. Принцип равенства на основе платежеспособности реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:
• у источника дохода - т.е. в момент получения дохода (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);
• в момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).
Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод означает, что тот, кто больше получает от государства, тот и платит налоги (классический пример - дорожный налог, который платят автомобилисты, пользующиеся государственными дорогами).
Налоговая система это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Основные принципы построения налоговой система РФ названы в Налоговом кодексе РФ:
• всеобщность и равенство налогообложения - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы независимо от их организационно-правовой формы;
• стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
• равнонапряженность - взимание одинаковых налогов на одинаковых для всех налогоплательщиков условиям;
• экономическое обоснование налогов (налоги не могут быть произвольными);
• обязательность - принудительность, неизбежность выплаты налога;
• социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.
Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства, различают:
прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на другие лица (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);
косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).
В зависимости от органа, который взимает налоги, и ими распоряжается (в соответствии с российским законодательством), различают:
федеральные налоги - они определяются Законом РФ и взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Основные виды федеральных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и др.;
налоги субъектов Федерации (региональные налоги) — это налоги, которые могут вводиться органами власти соответствующих уровней (республик, краев, областей) на своей территории (налог на недвижимость, налог с продаж, налог на игорный бизнес). Федеральные законы определяются лишь основные принципы формирования региональных налогов;
местные налоги - устанавливаемые и взимаемые органами власти местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).
В зависимости от назначения налога, различают:
общие налоги, которые обезличиваются и используются для финансирования общегосударственных расходов;
специальные (целевые) налоги - имеющие строго определенное назначение. Они взимаются для финансирования заранее определенных программ.
Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов:
• субъект налогообложения;
• объект налогообложения;
• ставки налога;
• источник налога;
• налоговые льготы;
• порядок изъятия;
• налоговые санкции.
Субъект налога (или налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог;
объект налога - это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы - в налогах на заработную плату, прибыль; гектар, акр - в земельном налоге, человек - в подушном налоге);
источник налога - доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.);
налоговые льготы - полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы являются важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения. Налоговые льготы могут предоставляться путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, полного освобождения от уплаты налогов и др.;
налоговые санкции - разного рода взыскания - от штрафов различных размеров до уголовной ответственности за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налогового декларацию ложных сведений и т.п.).
Важнейшим элементом всякого налога является ставка налога (t) ~ величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая устанавливаться в виде доли (процента) к единице налогообложения. Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая определяет долю налога в доходе, вторая - прирост налога по отношению к приросту дохода.
Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется ставка налога при изменении вели-
Налоговая система России. В конце 80-х - начале 90-х годов в России началась налоговая реформа, в результате которой принципиально изменились взаимоотношения физических и юридических лиц с государственным бюджетом. Многочисленные и разнообразные платежи предприятий в бюджет (плата за фонды, трудовые и природные ресурсы, фиксированные платежи и отчисления от прибыли в бюджет и др.) были заменены налогами.
Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с государственным бюджетом законодательно определены принятым в июле 1998 г. Налоговым кодексом. Налоговый кодекс устанавливает также общие принципы налогообложения в РФ.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.